Тема урока «Знакомство со строчной и заглавной буквой А,а»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Агаркова Алёна Александровна

Конспект урока "Знакомство со строчной и заглавной буквой А,а. Обучение грамоте, 1 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_strochnoy_i_zaglavnoy_bukvoy_aa.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Знакомство со строчной и заглавной буквой А,а»

Цель: создание условий для ознакомления  с гласным звуком [а], буквами А, а, развития речи.

Задачи:

  • создание условий для знакомства с условным обозначением звука [а] — буквами А, а; распознаванием этих букв в печатном тексте;
  • развитие фонематического слуха учащихся, умения различать звук [а];
  • формирование выразительности чтения на основе чтения звукоподражательных слов;
  • воспитание культуры общения; развитие интереса к книге.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.

Планируемые результаты: 

Предметные: усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; знание особенностей произношения звука [а] и его характеристику; произношение букв А, а как знаков звука [а]; различие печатной заглавной (большой) и строчной (маленькой) букв; составление небольшого рассказа повествовательного характера по сюжетной картинке; умение разгадывать ребус; анализ слова по модели.

 Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желание больше узнать; осознание значимости чтения, потребности в систематическом чтении, важности и необходимости помощи нуждающимся в ней; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Универсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):

Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – овладение основами смыслового чтения художественных текстов; построение рассуждения в форме связи простых суждений; установление причинно–следственных связей.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя; оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные: понимание возможности существования позиций других обучающихся, отличных от собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение в коммуникации понятных для партнёра высказываний; задавание вопросов; контролирование действий партнёра; адекватное  использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение диалогической формой речи.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика, технология (умение устанавливать соответствие).

Основное содержание темы, понятия и термины: К. Чуковский «Айболит». Звук [а]. Буквы А, а. Звуковая модель слова.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, цветные магниты.  Электронное приложение к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. Презентация для  минуты релаксации, интерактивная физкультминутка.

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

7

1

Организационный момент.

Создание условий для внимательной и сосредоточенной работы на уроке.

Слушают. Приветствуют учителя.

Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения.

Учитель: «У нас на парте  всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

- Проверим готовность к уроку».

2 мин.

2

Эмоционально-волевая регуляция.

Адаптация обучающихся к деятельности на уроке.

Выполняют упражнение  за учителем.   Обучающиеся встают, одной рукой гладят голову, а другой - круговыми движениями - живот, повторяя тихим голосом: « Я сумею, я смогу!».

Учитель объясняет правильность выполнения упражнения и показывает.

1 мин.

3

Развитие речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Работа над  дикцией.

Подготовка речевого аппарата  и дыхания к произношению звуков и букв.

Слушают учителя и повторяют упражнения за ним.

Проводит артикуляционно-речевую  работу,  произнося образцы упражнений.

3 мин.

Упражнение «Маятник». Губы в полуулыбке. Язык, как маятник, двигается из стороны в сторону по верхним зубам снаружи: вправо-влево и наоборот.

Широко раскрыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох можно сочетать со звуком [а-а-а-а].

Учитель: «Повторите за мной.

Анна, аист, апельсин,

Ася, Вася, мандарин, Азбука, аквамарин, Атом, арфа, аспирин.

Аквамарин - драгоценный камень зеленовато-голубого цвета».

4

Мотивационно-целевой этап.

Выявление предварительных знаний обучающихся о звуках речи и определение их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации).

Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя. Выполняют практическое упражнение (хором произносят звуки). Определяют тему урока.

(Гласные и согласные).

([а] – гласный).

(О  гласном звуке и букве а).

Организует беседу о звуках речи с практическими упражнениями.

Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке, подводит учеников к определению темы урока.

Ребята, скажите, а на какие группы мы можем разделить звуки?

Учитель осуществляет демонстрацию ЭОР.

      -Как отличить гласный звук от согласного?

      - А теперь представьте, что вы заболели и пришли на приём к врачу.

     -Что просит сказать врач, когда осматривает горло?

- Какой звук мы с вами произносили? Что вы о нём можете сказать?

      - Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

ЭОР №2.

4 мин.

5

Физкультминутка.

Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости.

Ученики выполняют физические упражнения, повторяя движения за учителем.

Учитель выполняет упражнения:

«Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу к знаниям стремясь».

2 мин.

6

Актуализация  знаний.

Знакомство с новым разделом «Азбуки».

Рассматривание с. 66—67.

(Работа на с. 68.) Рассматривание рисунка.

Произносительное упражнение, характеристика звука [а].

Формирование знаний о звуке [а], отношений, действий, опыта.

Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос.

Рассматривают ЭОР, рассказывают о прочитанной книжке, о ее героях. Определяют место звука [а] в ряду гласных-согласных звуков.

(Весёлое путешествие от А до Я).

Чтение читающими детьми с привлечением остальных учащихся к чтению по подражанию на основе заучивания наизусть.

(Гласным, так как при его произнесении воздух не встречает преграды со стороны органов речи и проходит свободно, поэтому звук легко тянется, «плачется».)

Проводит беседу с обучающимися по учебнику, на основании ЭОР

— Какое путешествие предлагает нам совершить «Азбука»?

Устные рассказы по картинке.

—К нам на урок пришёл доктор. А из какого произведения- догадайтесь сами.

— Кто это: в белом халате, в шапочке с красным крестом? Кого лечит этот доктор? Кому читали книжку об этом докторе? Как его зовут? Как вы думаете, почему у него такое имя?

Проверим правильность ваших догадок, прочитав отрывок из этого произведения.

 Чтение текстового отрывка учителем.

Демонстрирует иллюстрацию речевого аппарата, предлагает учащимся рассказать, как образуется изучаемый звук.

— Представьте себе и изобразите, как стонали, жаловались, плакали больные животные. (Ааа…) Определите, каким — гласным или согласным — является звук [а].

ЭОР №1. 

Электронное приложение к учебнику Климановой Л. Ф.

 мультфильм «Айболит».

5 мин.

7

Первичное усвоение новых знаний.

Упражнения в поиске звука [а]  в словах.

Отработка навыка поиска изучаемого звука в словах.

Обучающиеся работают  с интерактивной доской, произносят новый звук, отмечают его в схеме слов на доске, наблюдают за процессом появления  обозначений звуков  в схеме и делают вывод о том, что звук [а] - гласный.

Контролирует правильность поиска и фиксации  в словах звука [а],  подводит детей к выводу, что звук [а]-гласный.

ЭОР №1. 

Упражнения «Найди в словах звук [а]».

3 мин.

8

Первичная проверка понимания.

Составление предложения по схеме.

Работа по «Азбуке»

с.68.

Отработка навыка по составлению предложений, работа в группах, инсценировка отрывка.

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, составляют предложение  по схеме.

Объясняет особенности построения предложений, организует практическое наблюдение.

— Кого на рисунке лечит Айболит? Дайте ответ предложением, составив его по схеме. (Айболит лечит лису.) Какое первое слово? второе? третье?

—Попробуйте подготовить инсценировку этого отрывка.

4 мин.

9

Физкультминутка

Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости.

Повторяют движения за анимационным персонажем.

Учитель организует проведение физкультминутки, наблюдает за правильностью выполнения упражнений.

ЭОР №4.

Супер физкультминутка (приложение с http://videouroki.net/)

2 мин.

10

 Первичная проверка понимания.

Упражнения в звуковом-буквенном анализе слов, различении на слух и выделении звука [а].

Работа по «Азбуке»

с.68.

Первичное  усвоение знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения.

Обучающиеся осуществляют звуко-буквенный анализ слов, работают  с интерактивной доской, используют известные обозначения звуков, составляют схемы слов.

(В конце слова).

Учитель проводит звуко-буквенный анализ слова «лиса» при помощи цветных магнитов на доске. Контролирует правильность составления схемы у доски.

—Произнесите и послушайте слово «лиса». Встречается ли звук [а] в этом слове? Найдите модель слова «лиса», озвучьте звуковую схему: произнесите слово, выделяя каждый звук.

Где стоит звук [а]: в начале, середине, конце слова?

 

Учитель проводит работу с ЭОР.

ЭОР № 1 «Звуковые схемы».

5 мин.

11

Первичное усвоение новых знаний.

Знакомство с буквами А, а.

Работа по «Азбуке» с.68.

Упражнение в распознавании буквы Аа.

Упражнения  в соотнесении звука и буквы.

Формирование знаний об обозначении произносимых звуков  буквами на бумаге, знакомство с печатными буквами А, а.

Обучающиеся рассматривают иллюстрации учебника, отвечают на вопросы учителя, составляют звуковые схемы слов, пишут печатные буквы.

(Аист, так как слово начинается со звука [а], поэтому для обозначения звука [а] нужна эта буква.)

(Красным цветом мы отмечаем гласные звуки, а эта буква обозначает гласный звук.)

(Две буквы, большая и маленькая — Аа.)

(С большой буквы, так как это имя доктора.)

Учитель проводит беседу по иллюстрациям учебника с использованием цветных магнитов по звуковому анализу слов, распознаванию букв А, а, прописи печатной буквы по ЭОР  в тетради «Мой алфавит».

Вот два столба наискосок,

 А между ними – поясок.

 Ты эту букву знаешь? А?

 Перед тобою буква А. (Показ изображения буквы А)

—Звук [а] обозначается буквой Аа. Кто уже её знает? Какая птица принесла эту букву на страницу «Азбуки» и почему именно эта птица?

Произнесите слово по слогам.

Произнесите первый слог.

Давайте составим схему лова на доске с использованием цветных магнитов.

 Посмотрите на букву А, а вверху страницы «Азбуки». Попробуйте объяснить, почему для написания буквы применяется красный цвет.

Сколько букв используется для обозначения этого звука?

Запомните: большая буква используется в начале слов, которые являются именами, кличками животных. Маленькая буква пишется в начале других слов, а также в середине и на конце всех слов.

 

— С какой буквы нужно писать имя Айболит: с большой или с маленькой?

 По большой букве А постарайтесь найти слово Айболит в тексте, который читали. Найдите слова, в которых встречается маленькая буква а.

— Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.

ЭОР №1 «Прописи. Печатная буква А,а».

4 мин.

12

Минутка релаксации.

Снятие напряжения и отдых обучающихся.

Ученики отдыхают, лежа на партах или сидя на рабочем месте, расслабившись, закрыв глаза.

Учитель организует проведение минуты отдыха, демонстрируя  видеоролик.

ЭОР №3.

Видеоролик «Радужные сны».

3 мин.

13

Первичное закрепление.

Работа по «Азбуке» с.68.

Повышение уровня формируемых знаний о звуке и букве «а» на основе применения разноуровневых и творческих заданий.

Учащиеся рассматривают  и анализируют зрительный образ буквы, разгадывают ребус, составляют схему слова.

(Модель слова «акула».)

(Это огромная хищная рыба.)

(Звуком [а].)

(Маленькая буква в начале слова используется потому, что это не имя, не кличка, а в конце слова всегда пишется маленькая буква.)

Проводит  работу по учебнику,  и просит привести примеры из собственного опыта.

Контролирует и корректирует работу обучающихся.

Разгадаем ребус.

— Модель ещё какого слова на странице «Азбуки» подсказывает нам, кого лечил Айболит?

 Что означает это слово? Кто такая акула? А чем необычно звучание этого слова? Каким звуком оно начинается и заканчивается? Почему для обозначения этого звука используются две маленькие буквы а?

Составление схемы слова при помощи цветных магнитов на доске.

ЭОР № 1 Упражнения «Укажи только тех зверей, в названии которых есть звук [а]».

3 мин.

14

Рефлексивно-оценочный.

Самооценка.

Обучающиеся

выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке.

Поощряет детей, хвалит активных, мотивирует ответы остальных детей.

Учитель подводит к эмоциональной оценке урока обучающимися путем упражнения

 «Дело в шляпе» 
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее. 

3 мин.

15

Подведение итогов урока.

Осмысления обучающимися результата урока. Подведение итогов урока.

Участвуют в беседе по результату урока.

Учитель организует процесс подведения обучающихся к выводам после изученной темы.

— С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на уроке?

— Назовите слова, начинающиеся на букву а.

Что особенно понравилось? Почему?

  — Что вызвало затруднение? Почему?

Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? 

1 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЦОР

Таблица 2.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЦОР

1

Электронное приложение к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г.

Информационный

Анимация

2

Наглядный материал к теме «Гласные звуки».

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2f70-0a01-0180-004f-71a3cfa0aa23/%5BNS-RUS_1-08%5D_%5BPD_058%5D.swf

3

Видеоролик «Радужные сны».

Информационный

Видеофрагмент

http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/raduzhnye_sny/65-1-0-467

4

Приложение «Супер физкультминутка».

Информационный

Анимация

http://videouroki.net/look/superfizmin/righttd/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: "Строчная и заглавная буквы Д, д".

Данный урок предназначен для учащихся 1 класса по теме: "Строчная и заглавная буквы Д, д" по программе Школа 21 века. Цель урока: формировать умение писать заглавную и строчную буквы Д, д; развивать м...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 6. "Письмо строчной и заглавной букв "ч Ч" (3-я группа)".

Цель урока:- подготовительные упражнения для тренировки свободных движений рук по образцам-росчеркам....

Технологическая карта урока. Письмо. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж. Жи пиши с буквой и.1 класс

Конспект урока. Обучение грамоте.Письмо строчной и заглавной букв Ж,ж. Жи пиши с буквой и....

Конспект интегрированного урока литературного чтения и письма класс 1. Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ

Конспект интегрированного урока литературного чтения и письма класс 1. Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ...