Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Организационный момент (1-2 мин)
Цель: создать условия для вхождения учащихся в учебную деятельность, организовать рабочую атмосферу урока. |
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Давайте проверим вашу готовность к уроку: вы стоите ровно и красиво, а на ваших столах лежит учебник по литературному чтению, карточки с заданиями. Садитесь. -Меня зовут Карина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Начнем мы наш урок с известного высказывания великого человека, который всем вам знаком: “Чтение - вот лучшее учение”. -Ребята, может, вы знаете, кому принадлежит данное высказывание? -Это высказывание принадлежит Александру Пушкину. Прочитайте его еще раз. Как вы понимаете это выражение? -Здесь говорится, что человек, который умеет читать, учится лучше всего. В этом литературное чтение очень помогает, ведь это лучший способ стать образованным человеком! Я желаю вам побольше читать и развиваться. - Ну, а чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат. -Исходное положение для речевой разминки принять. Ноги с опорой на пол, спина к спинке стула, между партой и вами, ваша свободно проходящая ладонь. Руки на партах. -Прочитайте про себя стихотворение: “Книга - учитель, книга - наставница. Книга - близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, вытекает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук” -А теперь прочитаем стихотворение медленно и вполголоса. Читать будем все вместе под ритм. -Читаем в среднем темпе со средней скоростью. -Читаем в быстром темпе со средней громкостью. Читаем в среднем темпе со средней скоростью, делая ударение на выделенном слове. -Согласны ли вы с тем, что книга - это учитель и наставница, а так же друг? -Почему? -Да, ведь книга не только учит нас, а еще и радует, развивает. А сейчас давайте вспомним правила поведения на уроке. Кто их может назвать? -На уроках нужно: - Отвечать по поднятой руке и не выкрикивать.
- Слушать друг друга и не перебивать.
- Соблюдать порядок.
| Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Занимают свои места.
-Пушкину
Принимают исходное положение для проведения речевой разминки.
-да Ответы детей.
|
- Актуализация знаний, появление темы урока (5 мин)
|
Цель: актуализировать знания, необходимые для усвоения нового материала и активного участия в уроке. |
-Ребята, с каким жанром вы знакомились на прошлых уроках? -А что такое басня? -Басня – небольшое стихотворное произведение, часто в басне содержится насмешка над дурным и глупым поступком. В басне есть мораль. -А что такое мораль? Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, общественная оценка – осуждение или одобрение. В басне рассказывается о животных , а подразумеваются поступки людей: ложь, грубость, злость, лень, жадность, лесть, глупость. -С баснями какого писателя вы познакомились? -Взгляните на слайд и посмотрите на его портрет. -Что вы знаете об этом писателе – баснописце? -А знали ли вы, что Иван Андреевич пошел работать в 11 лет? -Сейчас ваш одноклассник расскажет об этом подробнее. Текст для ученика: В раннем возрасте Иван потерял своего любимого отца, именно поэтому мальчику пришлось идти работать в 11 лет. Это стало для него и его семьи большим ударом. Но кушать что-то нужно было, именно поэтому такую обязанность взял на себя Иван. Был он слишком мал, брать его не везде хотели. Но у него получилось устроиться простым писарем в Тверской суд. -Что вы запомнили? -Почему его не хотели брать на работу? -Правда ли, что Крылов написал более 200 басен? -Сейчас мы об этом узнаем. Об этом вам расскажет ваш одноклассник. Текст для ученика: Крылов действительно написал более 200 басен. Эти басни вышли в свет в 9 частях. Работал над ними он до самых своих последних дней. Каждое небольшое произведение имеет свой смысл и учит чему-то важному. -Ребята, что вы запомнили? -Сколько частей вышли в свет? -Как называются басни, которые вы изучили? -Еще басни Крылова вы изучали во втором классе. Кто помнит, как они называются? -Сейчас я прочитаю вам строчки из басен, а вы определите их название: - Да только воз и ныне там (Лебедь, Щука и Рак)
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и обезьяна).
- Ты всё пела? Это дело; так поди же, попляши! (Стрекоза и муравей).
- К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь - цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит (Мартышка и очки).
-С какой басней вы познакомились на прошлом уроке? -Верно, и у вас было домашнее задание - выразительное чтение басни. -Мы оценим выразительное чтение ваших одноклассников по памятке:
-Не забываем перед началом чтения назвать автора и название басни. - Теперь мы готовы читать басню. Кто желает? -Давайте оценим вашего одноклассника. Что у него получилось? Что можем порекомендовать? | - с басней
Ответы детей.
-Ивана Андреевича Крылова
-да/нет
Ответы детей. -он был слишком маленьким -Да/нет
-9
«Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна»
-«Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей»
«Зеркало и Обезьяна» |
|
|
4.Антиципация чтения (Работа с текстом ДО чтения. Подг. первичного восприятия) 3-5 мин |
Цель: создать условия для заинтересованного первичного чтения, подготовить к полноценному (эмоционально-образному) восприятию художественного произведения, развивать навык антиципации (предположения, предвосхищения, прогнозирования, смысловой догадки) Задачи:
|
-Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова. А чтобы узнать, как она называется, вам нужно будет разгадать шифр, можете обсуждать в паре. А какие правила работы в паре вы знаете? -Взгляните на слайд, все ли правила мы назвали?
-Посмотрите на задание. Как разгадать такой шифр? -Можете приступать к заданию. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | 31 | 32 | 33 | Э | Ю | Я |
3 16 18 16 15 1 10 13 10 19 10 24 1 -Ребята, что у вас получилось? Как называется басня? -Басня называется “Ворона и Лисица”. Как вы думаете, о чем будет эта басня? -Вы считаете, что басня будет о животных - вороне и лисице. А какие интересные факты вы знаете о вороне? -Ворона — птица, которая живёт по соседству с людьми. Это умная птица. Как вы думаете, любят ли вороны играть? -Это правда, они могут кататься на спине друг друга и на более больших птицах в воздухе или даже играть в «перетягивание веревочки» с другими птицами. -А еще вороны могут распознавать себя в зеркале и даже пытаться «украшать» себя, прикладывая к своему телу разноцветные предметы. -А что вы знаете про лису? -Лиса – это хищное животное. У неё длинный и пушистый хвост, поэтому в холодное время она использует его, как одеяло. Они имеют отличный острый слух и зрение, что помогает им быстро найти добычу. Кроме того, лисы умеют притворяться мёртвыми или замораживать на месте, чтобы не быть замеченными врагами. -Предположите, что будет происходить с героями в басне. Для подсказки можете посмотреть на картинку на слайде.
|
Дети называют правила.
-соотнести цифры с буквами
-о животных
Ответы детей.
-да/нет
Ответы детей.
-лисица уговаривает ворону отдать ей сыр.
|
|
|
5.Первичное восприятие текста (время зависит от объёма) |
Цель: познакомить с содержанием художественного произведения. |
-Ребята, давайте проверим наше предположение. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 137. Вам нужно прослушать запись диктора и внимательно следить по тексту! А так же подумайте, как по-другом можно озаглавить этот текст. Включается запись диктора | Следуют указаниям учителя. |
|
|
6.Проверка первичного восприятия (1-2 мин) |
Цель: выявить первые впечатления от чтения, снять эмоциональное напряжение, если оно сложилось в процессе чтения, создать условия для активной работы на уроке, заинтересовать в повторном чтении и анализе текста.
|
- Правильно ли мы предположили, о чём будет басня? - И почему она так названа? -Какое другое название можно дать этой басне? - Какое настроение было, когда слушали? Настроение было одинаковым? - О чем она? -Какие главные герои? -Что произошло с героями? - Какие картины возникли перед вами во время прослушивания? | -да -потому что главные герои - это ворона и лисица
Ответы детей.
-ворона и лиса |
|
|
7.Анализ содержания и языка художественного произведения (в анализе ОЧЕНЬ УСЛОВНО выделяются две ступени) |
- Перечитывание текста с анализом фактического содержания.
|
Цель: углубить степень осознанности предметного плана текста, хорошим знанием текста создать условия для его анализа |
-Сейчас мы будем читать басню по цепочке, разделяя текст на смысловые части. Как только часть завершится, я буду вас останавливать. -О ком или о чем говорится в 1 части? -Какие непонятные слова вам здесь встретились? -Какие события развиваются во 2 части? -Есть ли здесь непонятные слова? какие? -Что же говорится в 3 части? -Ребята, какие слова у вас вызвали непонимание? -Что является кульминацией, то есть ярким событием в развитии басни? Возможные непонятные слова: Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Гнусный - отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем-либо.
Плутовка – обманщица, хитрая.
Ангельский - нежный, добрый.
Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.
Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно.
Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать.
Была такова - исчезла, скрылась.
Дыханье сперло - трудно стало дышать.
Бог послал - нашёл случайно, без особого труда. |
-льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
|
|
|
- Перечитывание текста для выявления темы и понимания подтекста.
|
Цель: формирование талантливого вдумчивого читателя |
-Ребята, а сейчас вам нужно выполнить задание на карточке. -Девочки, ваше задание – это описать Лисицу и записать в карточке. -Мальчики, вам нужно описать Ворону и записать в карточке. -Давайте проверим, что у вас получилось. Девочки, прочитайте описание Лисицы. -Мальчики, как вы описали Ворону? - Найдите слова, в которых автор предугадывает события?
-Как лиса задумала получить сыр?
-Зачитайте, как Лиса называла Ворону? -Почему Лиса так хвалит Ворону? -Догадывалась ли Ворона, что Лиса ее хочет обмануть? -Что значит “в зобу дыханье сперло”? -Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? -Добилась ли Лиса поставленной цели? -Правда ли Ворона такая красивая птица? -Правда ли Ворона хорошо поет? -Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит. -Прочитайте выразительно, как Лиса восхваляет Ворону. -Зачитайте, что случилось с Вороной? -Прочитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией ее нужно прочитать? - Сыр выпал – с ним была плутовка такова. | Учащиеся находят в тексте ответы на эти вопросы
-Плутовка обманщица на ту беду
-она учуяла запах сыра, но смекнула, что отнять у вороны сыр не сможет, поэтому решила хитростью добыть его. -Голубушка, светик .... -хочет обмануть Ответы детей.
- трудно стало дышать. -От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова. -да Ответы детей.
- слова читаются медленно, со спокойной интонаций и с паузой
|
|
|
8.Обобщающая (концептуальная) беседа по тексту (Работа с текстом ПОСЛЕ чтения) (3-5 мин) |
Цель: сформулировать главную мысль произведения, формировать навыки осмысления внетекстовой информации. |
-Итак, Ворона поверила, поддалась на лесть, не выдержала, каркнула. -Вывод. Что осуждает Крылов в басне? - Чему учит автор? (Не верить, не поддаваться на лесть, самому не льстить.) - А теперь найдите и зачитайте мораль басни. («Уж сколько раз твердили миру…..».) -В чем мораль басни? - Скажите пожалуйста, а может быть у людей такая ситуация? Может И. А. Крылов показывал через животных характер людей? -Значит, кого подразумевает Крылов, рассказывая нам о Вороне и Лисице? Ворона – этим словом называют людей рассеянных, глупых, доверчивых, поддающихся на похвалу. Лисица – изображает человека, который хочет добиться цели, во что бы то ни стало, чтобы войти в доверие. Показан человек хитрый, ловкий, угодливый. -Вы уже сказали, что такие ситуации бывают у людей. Кто может привести пример? -Если у вас не было таких ситуаций, то я очень рада, пусть у вас таких ситуаций никогда не будет! |
-Глупость, доверчивость, обман, лесть.
Зачитывают мораль басни. -того, кто любит лесть, легко обмануть лестью
-людей
Дети приводят примеры |
|
|
9.Творческие задания в связи с прочитанным (5 мин) |
Цель: развивать творческие возможности детей, способствовать глубокому осознанию читаемого, синтезировать понимание текста, выводы о его идее. |
-Ребята, а сейчас вас ждет необычное задание. Представьте себя в роли Лисицы. Вам нужно выразительно прочитать ее монолог. Что такое монолог? -Верно. Давайте еще раз послушаем этот отрывок у диктора и попробуем прочитать также. (01.10) -Как вы будете читать роль лисы, если она льстит вороне? -Ребята, как вы прочитаете первую строчку? -Как нужно читать эти слова: голубушка, перышки, шейка, хороша? -Какой фразе нужно уделить отдельное внимание? -Каждое слово в этой фразе следует подчеркнуть интонацией, отделить от остальных. -Ребята, а теперь посмотрите на памятку. Подготовьте по ней выразительное чтение лисы.
-Кто желает выразительно прочитать? -Давайте оценим вашего одноклассника. Что у него получилось? А что можем порекомендовать? |
-Речь одного героя.
-так, чтобы ворона доверилась.
-медленно, с восхищением, так, чтобы ворона доверилась. -нежно, растягивая гласные, почти по слогам. - "Спой, светик, не стыдись" |
|
|
10.Подведение итогов урока. Рефлексия. (1-2 мин) |
Цель: подвести итог работы над текстом, дать оценку работе класса. |
-Ребята, пришло время подвести итоги урока. -Кто запомнил, какое произведение мы сегодня читали? - Какой жанр был у этого произведения? - Кто его автор? - Для чего автор сочинил эту басню? -Давайте вспомним, какая мораль этой басни? - Что было самым интересным на уроке? -Захотелось ли вам прочитать другие басни Ивана Андреевича? - А сейчас давайте оценим вашу работу на уроке с помощью лампочек, которые раздали вам мои помощники.
-Почему вы так себя оценили? |
Ответы детей. |
|
|
11.Домашнее задание (1 мин) |
Цель: обеспечить непрерывность литературного образования. |
Откройте дневники и запишите домашнее задание: а) обязательное задание: выразительное чтение басни(стр.139, №6) б) задание по желанию учащихся: выучить басню наизусть; | Записывают домашнее задание. |