Литературное чтение. Иван Андреевич Крылов "Ворона и Лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Иван Андреевич Крылов "Ворона и Лисица". Литературное чтение 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Иван Андреевич Крылов «Ворона и Лисица»
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
- Работа в парах
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой
Раздаточный материал на каждой парте. Компьютер, презентация, телевизор, доска.
Цели:
Обучающие:
- продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;
- учить понимать глубину содержания произведения;
- формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
- находить мораль в произведении;
- учить читать басню по ролям;
- различать речь автора и героев басни;
- развивать навыки беглого чтения;
Развивающие:
- содействовать развитию мыслительных операций:
- сравнение, анализ, синтез, систематизация;
- развивать творческое воображение, познавательную активность,
- работать над развитием разговорной речи.
Воспитательные:
- воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
- формировать положительные качества,
- вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
- пробуждать добрые чувства;
- воспитывать интерес к чтению.
Здоровьесберегающие:
- способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
- обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
- способствовать созданию ситуации успеха;
- разно уровневые задания и вопросы;
- организовать работу в парах; работу в группах.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
- осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные:
- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
- выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме;
- планируют свои действия для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
- строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
- участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Ход урока
- Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Все ли правильно сидят?
На учителя глядят.
Психологический настрой учащихся на урок
Уши слушают и слышат,
Глаза смотрят и видят,
Сначала думаю, а потом говорю,
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других. (Слайд 1)
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1). Речевая разминка (Слайд 2)
Чистоговорка
Са-са-са – вот бежит, бежит лиса.
Со-со-со – лиса катит колесо.
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.
Су-су-су – в лесу видел я лису.
- чтение «Дождик» медленно, быстрее, быстро…
- чтение «Волна» тихо, громче, громко…
Скороговорка
Ворона проворонила вороненка. (?!)
Проговаривание с разной интонацией (с грустью, радостью, злостью, удивлением)
2). Домашнее задание
Что было задано домой?
- Биография И.А. Крылова;
- Выразительное чтение басен «Мартышка и Очки» и «Зеркало и Обезьяна»;
- Иллюстрация к басне «Зеркало и Обезьяна».
1. Прием верные и неверные утверждения
И.А. Крылов родился в городе Самаре. Нет (в Москве)
Его семья жила бедно. Да.
И.А. Крылов более 30 лет работал почтальоном. Нет (библиотекарем)
И.А. Крылов сам выучил французский и итальянский языки. Да.
И.А. Крылов стал писать басни в 17 лет. Нет (в 37 лет)
2.Тест
1.Басня - это:
А) лирическое стихотворение
Б) короткая сказочная история
В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?
2. Герои басни - это:
А) животные
Б) богатыри
В) дети
3. Басни писались с целью:
А) прославить русский народ
Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними
В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?
4. Сатира:
А) любование кем – либо
Б) насмешка, изображение персонажа в смешном виде
В) нравоучение
5. Мораль- это
А) последнее предложение в тексте
Б) поучительный вывод
В) мнение героя
- Какова мораль басни «Мартышка и Очки»?
Мораль заключается в том, что часто невежественные, глупые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. Невежда критикует и ругает то, что не может понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так. (Слайд 3)
Игра «Разведчики»
Учитель начинает читать предложение, а ученики находят в тексте это предложение и читают дальше.
Чтение скороговоркой морали басни.
- Какова мораль басни «Зеркало и Обезьяна»?
Мораль заключается в том, что люди легко замечают недостатки других, а свои с трудом признают.
Вспомните, какая пословица подходит к этой басне?
В чужом глазу соринку вижу, в своем бревно не замечаю. (Слайд 4)
Демонстрация детских рисунков к басне «Зеркало и Обезьяна»
Чтение басни по ролям.
Инсценировка басни.
3. Мотивация учебной деятельности
Отгадав загадки, вы, узнаете какую басню, мы сегодня будем читать.
Носит серенький жилет
И у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: карр – карр. (Ворона) (Слайд 5)
Кто из вас видел ворону? Как она выглядит?
(крупная птица, черного цвета, клюв длинный, толстый)
Где живет ворона? (В городах, селах)
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лисица) (Слайд 6)
А как выглядит лиса? (рыжая, хвост пушистый)
Где живет лиса? (в лесу)
Вспомните из сказок характер лисы? (плутовка, хитрая, коварная)
А вам знакомо слово Патрикеевна? Кого так прозвали? (лиса Патрикеевна)
А знаете почему? (В Древней Руси в дружине князя Владимира был князь Патрикей – хитрый и изворотливый обманщик – отсюда и лису прозвали Патрикеевна)
4. Сообщение темы урока
Сейчас мы познакомимся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
- Восприятие нового материала
1.Лексическая работа
Лесть – угодливое восхваление.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу.
Взгромоздиться – устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
2.Слушание сказки (аудиозапись)
3.Словарная работа
По-за-втра-кать рас-ска-зы-вать
Взгро-мозь-дясь ма-сте-ри-ца
По-за-ду-ма-лась вскру-жи-лась
Бли-зё-хонь-ко при-вет-ли-вы
Го-лу-буш-ка соб-ра-лась
4.Жужжащее чтение басни
5.Чтение по цепочке
6.Анализ содержания басни по вопросам
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).
- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! Какой носок!)
- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Правду говорила Лисица? (Нет) А что она делала? (Она льстила)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
- Каким голосом говорила Лисица? (Ласковым, нежным, тихим)
- В какое время суток происходят события?
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
- Удалось ли Вороне позавтракать? Почему? (Потому что из-за своей глупости она запела и потеряла сыр)
- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще (не стремящегося к почестям и славе), удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать).
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Она была глупая). Она тщеславна.
- В каких словах басни заключена мораль
(Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)
Учитель подводит итог.
Правильно. Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупым и доверчивым, нужно понимать где правда, а где ложь. Запомните ребята! Лесть опасна. Против неё очень трудно устоять.
7.Работа в парах
С помощью карточек дать характеристику Вороне и Лисице
Ворона – неуклюжая, доверчивая, тщеславная, глупая, задумчивая.
Лисица – хитрая, коварная, неискренняя, ловкая, умная.
8.Физкультминутка (Слайд 7)
9.Формирование умения выразительного чтения
Чтение по ролям
Дикторское чтение
- Закрепление изученного материала
1.Работа в группах
Собери пословицу. И определи, какая из них кому принадлежит. А какая выражает самое главное.
На языке медок, а в сердце ледок. (Лисице)
Верь своим очам, а не чужим речам. (Вороне)
У лести нет чести. (Самая главная)
2.Игра «Черный мешок»
Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение басен И.А. Крылова. Сейчас, я проверю, как вы помните содержание выученных басен. (Из мешка достаются предметы из разных басен, ребята называют басню)
- Итог урока
С какой басней ознакомились?
На все вопросы нам удалось ответить?
Чему нас научили И.А. Крылов и его басня?
- Чтобы не попасть в сети льстецов, надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести.
- Домашнее задание
Стр.137-139 выразительно читать, отвечать на вопросы, выучить басню на выбор. (Слайд 8)
- Рефлексия
- Ребята, понравился ли вам урок?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вызвало затруднение?
- На этом урок окончен.
Спасибо всем! (Слайд 9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс
Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс...
Конспект урока литературного чтения "Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек» 3 класс
УМК "Школа России"...
Внеклассное занятие по литературному чтению «Иван Андреевич Крылов и его басни»
Знакомство с биографией и творчеством И.Крылова...
Конспект урока по литературному чтению Иван Алексеевич Крылов басня « Квартет»
Басня – это эпический жанр, а в каждый жанр живет своей сложной жизнью. Мне бы хотелось, чтобы басни Крылова нравились вам, чтобы они заставляли вас раздумывать по поводу тог...
Рабочий лист по литературному чтению Иван-царевич и Серый Волк 3 класс
Рабочий лист по литературному чтению: "Иван-царевич и Серый Волк". 3 класс...
Урок литературного чтения на тему: Басня Крылова «Лисица и виноград»
Понятие о басне, как о литературном жанре....
Технологическая карта урока литературного чтения «Иван Тургенев Бежин луг» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказом «Ивана Тургенева Бежин луг».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с произведением...