Литературное чтение. Иван Андреевич Крылов "Ворона и Лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Шевцова Марина Николаевна

Иван Андреевич Крылов "Ворона и Лисица". Литературное чтение 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Иван Андреевич Крылов «Ворона и Лисица»

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Фронтальная
  2. Индивидуальная
  3. Групповая
  4. Работа в парах

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой

Раздаточный материал на каждой парте. Компьютер, презентация, телевизор, доска.

Цели:

Обучающие:

  1. продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;
  2. учить понимать глубину содержания произведения;
  3. формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
  4. находить мораль в произведении;
  5. учить читать басню по ролям;
  6. различать речь автора и героев басни;
  7. развивать навыки беглого чтения;

Развивающие:

  1. содействовать развитию мыслительных операций:
  2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;
  3. развивать творческое воображение, познавательную активность,
  4. работать над развитием разговорной речи.

Воспитательные:

  1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
  2. формировать положительные качества,
  3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
  4. пробуждать добрые чувства;
  5. воспитывать интерес к чтению.

Здоровьесберегающие:

  1. способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
  2. обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
  3. способствовать созданию ситуации успеха;
  4. разно уровневые задания и вопросы;
  5. организовать работу в парах; работу в группах.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

  1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные:

  1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
  2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме;
  3. планируют свои действия для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

  1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
  2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
  3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Ход урока

  1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Все ли правильно сидят?

На учителя глядят.

 Психологический настрой учащихся на урок            

                 Уши слушают и слышат,

                  Глаза смотрят и видят,

                  Сначала думаю, а потом говорю, 

                  Помню, что в классе я не один,

                  Умею слушать мнения других.  (Слайд 1)

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1). Речевая разминка (Слайд 2)

Чистоговорка

Са-са-са – вот бежит, бежит лиса.

Со-со-со – лиса катит колесо.

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.

Су-су-су – в лесу видел я лису.

- чтение «Дождик» медленно, быстрее, быстро…

- чтение «Волна» тихо, громче, громко…

Скороговорка

Ворона проворонила вороненка. (?!)

Проговаривание с разной интонацией (с грустью, радостью, злостью, удивлением)

2). Домашнее задание

Что было задано домой?

- Биография И.А. Крылова;

- Выразительное чтение басен «Мартышка и Очки» и «Зеркало и Обезьяна»;

- Иллюстрация к басне «Зеркало и Обезьяна».

       1. Прием верные и неверные утверждения

И.А. Крылов родился в городе Самаре.                                      Нет (в Москве)    

Его семья жила бедно.                                                                  Да.

И.А. Крылов более 30 лет работал почтальоном.                      Нет (библиотекарем)

И.А. Крылов сам выучил французский и итальянский языки. Да.

И.А. Крылов стал писать басни в 17 лет.                                    Нет (в 37 лет)

        2.Тест

1.Басня - это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни - это:

А) животные

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

 4. Сатира:

А) любование кем – либо

Б) насмешка, изображение персонажа в смешном виде

В) нравоучение

5. Мораль- это

А) последнее предложение в тексте

Б) поучительный вывод

В) мнение героя

  1. Какова мораль басни «Мартышка и Очки»?

Мораль заключается в том, что часто невежественные, глупые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. Невежда критикует и ругает то, что не может понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так. (Слайд 3)

Игра «Разведчики»

Учитель начинает читать предложение, а ученики находят в тексте это предложение и читают дальше.

Чтение скороговоркой морали басни.

  1. Какова мораль басни «Зеркало и Обезьяна»?

Мораль заключается в том, что люди легко замечают недостатки других, а свои с трудом признают.

Вспомните, какая пословица подходит к этой басне?

В чужом глазу соринку вижу, в своем бревно не замечаю. (Слайд 4)

Демонстрация детских рисунков к басне «Зеркало и Обезьяна»

Чтение басни по ролям.

Инсценировка басни.

    3.  Мотивация учебной деятельности

Отгадав загадки, вы, узнаете какую басню, мы сегодня будем читать.

Носит серенький жилет

И у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: карр – карр.  (Ворона) (Слайд 5)

Кто из вас видел ворону? Как она выглядит?

(крупная птица, черного цвета, клюв длинный, толстый)

Где живет ворона? (В городах, селах)                       

                          Хвост пушистый, мех золотистый.

                          В лесу живет, в деревне кур крадет.  (Лисица)  (Слайд 6)

А как выглядит лиса?  (рыжая, хвост пушистый)

Где живет лиса? (в лесу)

Вспомните из сказок характер лисы? (плутовка, хитрая, коварная)

А вам знакомо слово Патрикеевна? Кого так прозвали? (лиса Патрикеевна)

А знаете почему? (В Древней Руси в дружине князя Владимира был князь Патрикей – хитрый и изворотливый обманщик – отсюда и лису прозвали Патрикеевна) 

 

4. Сообщение темы урока

Сейчас мы познакомимся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

     

  1. Восприятие нового материала

1.Лексическая работа

Лесть – угодливое восхваление.
Гнусный – 
отвратительный, омерзительный.
Не впрок – 
не на пользу.
Взгромоздиться – 
устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – 
очаровать, покорить.
Плутовка 
– хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – 
нежный, добрый.
Царь – птица 
– главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – 
от слова вещунья – предсказательница.

2.Слушание сказки (аудиозапись)

3.Словарная работа

По-за-втра-кать          рас-ска-зы-вать

Взгро-мозь-дясь         ма-сте-ри-ца

По-за-ду-ма-лась        вскру-жи-лась

Бли-зё-хонь-ко            при-вет-ли-вы

Го-лу-буш-ка               соб-ра-лась

4.Жужжащее чтение басни

5.Чтение по цепочке

6.Анализ содержания басни по вопросам

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).

- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!                                          

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! Какой носок!)

- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

- Правду говорила Лисица? (Нет) А что она делала? (Она льстила)

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые  слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

- Каким голосом говорила Лисица? (Ласковым, нежным, тихим)

- В какое время суток происходят события?

- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

- Удалось ли Вороне позавтракать? Почему? (Потому что из-за своей глупости она запела и потеряла сыр)

- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще (не стремящегося к почестям и славе), удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Она была глупая). Она тщеславна.

- В каких словах басни заключена мораль

(Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

Учитель подводит итог.

Правильно.  Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупым и доверчивым, нужно понимать где правда, а где ложь. Запомните ребята! Лесть опасна.  Против неё очень трудно устоять.

7.Работа в парах

С помощью карточек дать характеристику Вороне и Лисице

Ворона – неуклюжая, доверчивая, тщеславная, глупая, задумчивая.

Лисица – хитрая, коварная, неискренняя, ловкая, умная.

8.Физкультминутка (Слайд 7)

9.Формирование умения выразительного чтения

Чтение по ролям

Дикторское чтение

  1. Закрепление изученного материала

1.Работа в группах

Собери пословицу. И определи,  какая из них кому принадлежит. А какая выражает самое главное.

На языке медок, а в сердце ледок. (Лисице)

Верь своим очам, а не чужим речам. (Вороне)

У лести нет чести. (Самая главная)

2.Игра «Черный мешок»

Сегодня на уроке мы заканчиваем  изучение басен И.А. Крылова. Сейчас, я проверю, как вы помните содержание выученных басен. (Из мешка достаются предметы из разных басен, ребята называют басню)

  1. Итог урока

С какой басней ознакомились?

На все вопросы нам удалось ответить?

Чему нас научили И.А. Крылов и его басня?

- Чтобы не попасть в сети льстецов, надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести.

 

  1. Домашнее задание

Стр.137-139 выразительно читать, отвечать на вопросы, выучить басню на выбор. (Слайд 8)

  1. Рефлексия

- Ребята, понравился ли вам урок?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что вызвало затруднение?

- На этом урок окончен.

Спасибо всем!  (Слайд 9)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению Иван Алексеевич Крылов басня « Квартет»

Басня – это эпический жанр, а в каждый жанр живет своей сложной жизнью. Мне бы хотелось, чтобы басни Крылова нравились вам, чтобы они заставляли вас раздумывать по поводу тог...

Рабочий лист по литературному чтению Иван-царевич и Серый Волк 3 класс

Рабочий лист по литературному чтению: "Иван-царевич и Серый Волк". 3 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения «Иван Тургенев Бежин луг» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказом «Ивана Тургенева Бежин луг».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с произведением...