Методическая разработка урока "История славянской азбуки" В.Крупин. Предмет «Литературное чтение» 1 класс.
методическая разработка по чтению (1 класс)
Методическая разработка урока.
Предмет "Литературное чтение".
Класс 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 64.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 класса.
УМК «Школа России», учебник В.Г. Горецкий,Л.А. Виноградовская М.В.Бойкова «Литературное чтение» с.88-89 1ч.
Тема урока «История славянской азбуки»
В. Крупин
«Первоучители словенские».
Цель урока.
Создать условия для ознакомления учащихся с биографией В. Крупина, его произведением на материале произведения «Первоучители словенские». стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
Тип урока | . Решение учебной задачи |
Предметные результаты:
- формирование четкого представления о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества;
- объясняют смысл непонятных слов с помощью словаря,
- Продолжить формирование осознанно, правильно читать вслух
- Формировать приемы выразительного чтения;
Личностные результаты:
1.Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа 2.произведения;
3. Проявляют интерес к культуре своего народа
4.Воспитывать заботливое отношение к культуре страны
Метапредметные:
Регулятивные:
1.Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
2.Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
1.Развивать умение выделять нужную информацию из текста;
2.Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;
3.Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
4.Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;
Коммуникативные:
1.Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;
2.Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер;
- презентация по ходу урока;
- портреты Кирилла и Мефодия
- учебник «Литературное чтение», составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Этап урока | План урока | Комментарии: (формы работы, результаты (УУД), способы наблюдения за работой детей) | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1 | Организация (мотивация к учебной деятельности) | I. Организационный момент С добрым утром! Начат день. | Настраиваются на урок. Садятся на свои места. | Коммуникативные Психологический настрой на работу Определение способов взаимодействия |
2 | Актуализация знаний | - Как называется наша страна? - Почему мы называем отечеством Россию? - Почему Россию называем Родиной? - Почему мы её называем матерью? На доске изображение Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке. Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Сегодня на уроке мы перенесёмся в далёкое прошлое нашей страны |
Дети: А Б В Г Д Е Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего урока – «Алфавит». | Познавательные универсальные Общеучебные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные построение речевых высказываний Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
3 | Работа с текстом до чтения. Подготовка к первичному восприятию. | 1. – Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука) – Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»? – Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Слайд 1 – Прочитайте, как назывались буквы А и Б (Аз, Буки). Из этих названий и получилось слово «азбука». И эту азбуку учили предки. А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже; все буквы расположены в установленном порядке. Слайд 2 -Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она обозначала не только звук, но и слово и несет в себе смысл.! Если все буквы славянской азбуки поставить в алфавитном порядке, то получится не просто современная азбука, а таинственное, зашифрованное послание наших предков, древних славян, к нам. Слайд 3 Соедините первые три буквы в предложение. Какое предложение у вас получилось. Слайд 4 Жили на святой Руси добры молодцы и красны девицы. У них были добрые матушки, да бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, терема возводить, холсты ткать, узоры вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не могли книги читать, не могли письма писать. Не было ещё у славян своей азбуки. Слайд 5. Славянский князь Ростислав попросил у греческого царя прислать к славянам учителей, чтобы рассказывали они христианские книги. Слайд 6. И явились на Русь из Греции братья мудрые Кирилл и Мефодий. Они знали и славянский язык и греческий. В Греции была уже письменность. И решил брат Кирилл написать книги, понятные славянам, а для этого необходимо было переработать греческий алфавит и создать славянскую азбуку. Много работал Кирилл, и вот азбука готова. Теперь надо было перевести книги с греческого языка на славянский. Это оказалось трудным делом. Стал Кириллу помогать Мефодий. И выполнили это великое дело братья Кирилл и Мефодий. Произошло это в 863 году. Слайд 7. Посмотрите на азбуку, которую создали Кирилл и Мефодий, называется она кириллицей, по имени одного из братьев. 44 буквы смотрят на нас с этого старинного свитка Каждая буква в славянском алфавите имеет своё имя. Слайд 8. Познакомимся ещё с некоторыми буквами славянской азбуки. Вот буква «ВЕДИ», от старинного слова «ведать», то есть «знать». А это буква «ГЛАГОЛЬ», от старинного «глаголить», то есть «говорить». Есть буква с хорошим названием «ДОБРО», конечно, ведь доброта – замечательная черта характера человека. Слайд 9. . В Москве есть памятник Кириллу и Мефодию. В России все помнят, какое огромное дело сделали эти два человека для развития нашей письменности. Слайд 10. Слайд 11. В разных городах России и в других славянских странах им поставлены памятники, в их честь называют церкви, храмы, библиотеки, институты. И каждый год весной, 24 мая, отмечают Праздник славянской письменности и культуры. | Учащиеся алфавит, дают ответы на поставленные вопросы, формулируют тему урока
Отвечают на поставленные вопросы Дети слушают рассказ учителя и запоминают основные данные. Ученики делают свои предположения. Отвечают на вопросы, делают вывод Ученики делают свои предположения. Дети слушают сообщения и запоминают основные данные. | Регулятивные Целеполагание Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Коммуникативные Слушать и понимать речь других. Познавательные универсальные общеучебные логические Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение структурировать знания Познавательные универсальные Логические Установление причинно-следственные связи. Познавательные универсальные общеучебные логические Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества. Управление поведением партнера Определение способов взаимодействия. Познавательные Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
4 | Физкультминутка | В понедельник я купался, | ||
5 | Работа с текстом во время чтения. | Чтение текста «Первоучители словенские» Словарная работа. Какие слова вам были не понятны. | Чтение учителем Дети читают текст. | Коммуникативные Уметь слушать и понимать речь других. Познавательные универсальные Общеучебные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
6 | Работа с текстом после чтения. | Вопросы после чтения:
- Как называют в мире Кирилла и Мефодия? - Что значит слово «равноапостальные»? - Почему Кирилл и Мефодий были уверены, что славянам нужна письменность? - Какой праздник отмечается 24 мая? (Международный день славянской письменности) | Дети отвечают на вопросы учителя и находят в тексте подходящие отрывки. | Коммуникативные Умение слушать и понимать речь других . |
Слайд № 15 Какая из пословиц соответствует нашему рассказу. 1 Азбука – к мудрости ступенька. 2. Где кто родится, там и пригодится. 3. Век живи, век учись. | Работа в парах. Ответы чащихся. | Познавательные Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания . | ||
7 | Итоги урока | О каких двух братьях мы говорили сегодня на уроке? - Какой вклад они внесли в развитие славянской письменности? - Сколько букв было в первой азбуке? (44) | Ученики отвечают на обобщающие вопросы. | Регулятивные Уметь делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока |
8 | Оценка деятельности учащихся, рефлексия | Слайд № 12 Я узнал на уроке ... . Мне было интересно потому, что ... Меня удивило ... Я бы хотел(а) …. Я сделал(а) вывод, что… | Выражают свои эмоции от пройденного урока. | Регулятивные Саморегуляция. Контроль Оценка Мобилизация сил и энергии, волевое усилие Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению Регулятивные Умение оценивать свои достижения. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики с интерактивным тестом и презентацией. 2 класс.
Цель урока:подготовить учащихся к контрольной работе.Задачи к уроку :совершенствовать умения решать составные задачи; формировать вычислительные навыки; развивать умения рассуждать и обобщать.Инструкц...
Методическая разработка урока истории по курсу «Мое Отечество» по теме: «Гроза 1812 года"
Цель урока:Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы- познакомить с выд...
Методическая разработка урока по математике тема "Закрепление изученного материала" (2 класс)
Урок математики по теме "Закрепление изученного материала" (2 класс)...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка урока развития речи с применением информационных технологий. 3 класс. Из портфолио учителя ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...
методическая разработка урока № 36 по УМК Биболетовой М.З. 2 класс
Начинаем учиться читать, самостоятельно выводим правила чтения. Продолжаем учиться рассказывать, что кто-то выполняет какие-то действия: Тим плавает, прыгает, поет....
Методическая разработка урок истории «Петр Великий» 3 класс
Урок истории «Петр Великий» 3 классСформировать у учащихся образ преобразований (реформ) Петра Великого как решительное изменение всех форм общественной и государственной жизни...
Методическая разработка урока к предметной неделе русского языка и чтения в начальных классах
Данный материал содержит план проведения недели русского языка и литературы в начальной школе....