Методическая разработка урока "История славянской азбуки" В.Крупин. Предмет «Литературное чтение» 1 класс.
методическая разработка по чтению (1 класс)

Кирова Марина Владимировна

Методическая разработка урока.

Предмет "Литературное чтение". 

Класс 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx64.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по предмету «Литературное чтение» для учащихся  1 класса.

УМК  «Школа России», учебник В.Г. Горецкий,Л.А. Виноградовская  М.В.Бойкова «Литературное чтение» с.88-89 1ч. 

Тема урока «История славянской азбуки»

В. Крупин

«Первоучители словенские».

Цель урока.

Создать условия для ознакомления учащихся с биографией В. Крупина, его произведением на материале произведения  «Первоучители словенские». стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

Тип урока

. Решение учебной задачи

Предметные результаты:

  1. формирование четкого представления о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества;
  2. объясняют смысл непонятных слов с помощью словаря,
  3. Продолжить формирование осознанно, правильно читать вслух
  4. Формировать  приемы выразительного чтения;

Личностные результаты:

1.Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа 2.произведения;

3. Проявляют интерес к культуре своего народа

4.Воспитывать заботливое отношение к культуре страны

Метапредметные:

Регулятивные:

1.Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

2.Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

1.Развивать умение выделять нужную информацию из текста;

2.Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

3.Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;

4.Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;

Коммуникативные:

1.Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;

2.Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;                      
  • экспозиционный экран;
  • персональный компьютер;
  • презентация  по ходу урока;
  • портреты Кирилла и Мефодия
  • учебник «Литературное чтение», составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Этап урока

План урока

Комментарии:

(формы работы, результаты (УУД), способы наблюдения за работой детей)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организация (мотивация к учебной деятельности)

I. Организационный момент

С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А проснулся и вставать!

Настраиваются на урок. Садятся на свои места.

Коммуникативные

Психологический настрой на работу

Определение способов взаимодействия

2

Актуализация знаний

- Как называется наша страна?

- Почему мы называем отечеством Россию?

- Почему Россию называем Родиной?

- Почему мы её называем матерью?

На доске изображение         

Рис.1

Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.

Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Сегодня на уроке мы перенесёмся в далёкое прошлое нашей страны



Дети отвечают  на вопросы учителя.

Дети: А Б В Г Д Е

Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего урока – «Алфавит».

Познавательные универсальные

 Общеучебные

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные

построение речевых высказываний

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

3

Работа с текстом до чтения.

Подготовка к первичному восприятию.

1. – Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука)

– Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»?

– Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.

Слайд 1

– Прочитайте, как назывались буквы А и Б (Аз, Буки).

 Из этих названий и получилось слово «азбука».

И эту азбуку учили предки.

http://festival.1september.ru/articles/519691/img2.jpg

А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит».

Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже; все буквы расположены в установленном порядке.

Слайд 2

-Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она обозначала не только звук, но и слово и несет в себе смысл.!

Если все буквы славянской азбуки поставить в алфавитном порядке, то получится не просто современная азбука, а таинственное, зашифрованное послание наших предков, древних славян, к нам.

Слайд 3

Соедините первые три буквы в предложение. Какое предложение у вас получилось.

Аз- я , Буки – буквы, письмена, Веди – ведать, познавать.

«Я познавал письмена»

Следующие 3 буквы: «Письмо это достояние»

История создания славянской азбуки.

Слайд 4

                                                                                                                                                            Жили на святой Руси  добры молодцы и красны девицы. У них были добрые матушки, да бородатые мудрые батюшки.

Умели они пахать да косить, терема возводить, холсты ткать, узоры вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не могли книги читать, не могли письма писать. Не было ещё у славян своей азбуки.

Слайд 5.                                                                                                                                                      Славянский князь Ростислав попросил у греческого царя прислать к славянам учителей, чтобы рассказывали они христианские книги.

Слайд 6.

И явились на Русь из Греции братья мудрые Кирилл и Мефодий.  Они знали и славянский язык и греческий. В Греции была уже письменность. И решил брат Кирилл написать книги, понятные славянам, а для этого необходимо было переработать греческий алфавит и создать славянскую азбуку. Много работал Кирилл, и вот азбука готова.

Теперь надо было перевести книги с греческого языка на славянский.  Это оказалось трудным делом. Стал Кириллу помогать Мефодий.

И выполнили это великое дело братья Кирилл и Мефодий. Произошло это в 863 году.

Слайд 7.                                                                                                                                                           Посмотрите на азбуку, которую создали Кирилл и Мефодий, называется она кириллицей, по имени одного из братьев. 44 буквы смотрят на нас с этого старинного свитка Каждая буква в славянском алфавите имеет своё имя.

Слайд 8.                                                                                                                                                           

 Познакомимся ещё с некоторыми буквами славянской азбуки.  Вот буква «ВЕДИ», от старинного слова «ведать», то есть «знать». А это буква «ГЛАГОЛЬ», от старинного «глаголить», то есть «говорить». Есть буква с хорошим названием «ДОБРО», конечно, ведь доброта – замечательная черта характера человека.

Слайд 9.                                                                                                                                               .

В Москве есть памятник Кириллу и Мефодию.                                                                                                                В России все помнят, какое огромное дело сделали  эти два человека для развития нашей письменности.

Слайд 10. Слайд 11.                                                                                                                                                                  В разных городах России и в других славянских странах им поставлены памятники, в их честь называют  церкви, храмы, библиотеки, институты. И каждый год весной, 24 мая,  отмечают Праздник славянской письменности и культуры.

Учащиеся алфавит, дают ответы на поставленные вопросы, формулируют тему урока      

       

Отвечают на поставленные вопросы

Дети слушают рассказ учителя и запоминают основные данные.

Ученики делают свои предположения.

Отвечают   на вопросы, делают вывод

Ученики делают свои предположения.

Дети слушают сообщения и запоминают основные данные.

Регулятивные

Целеполагание

Коммуникативные Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Познавательные Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные Слушать и понимать речь других.

Познавательные универсальные

 общеучебные

логические

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение структурировать знания

Познавательные универсальные

 Логические

 Установление причинно-следственные связи.

Познавательные универсальные

 общеучебные

логические

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества. Управление поведением партнера

Определение способов взаимодействия.

Познавательные Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

4

Физкультминутка

В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье -
Целый день я отдыхал.

5

 Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста

«Первоучители словенские»

Словарная работа.

Какие слова вам были не понятны.

Чтение учителем

Дети читают текст.

Коммуникативные Уметь слушать и понимать речь других.

Познавательные универсальные

 Общеучебные

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

6

Работа с текстом после чтения.

Вопросы после чтения:

       

- Как называют в мире Кирилла и Мефодия?

- Что значит слово «равноапостальные»?

- Почему Кирилл и Мефодий были уверены, что славянам нужна письменность?

- Какой праздник отмечается 24 мая?

(Международный день славянской письменности)

Дети отвечают на вопросы учителя и находят в тексте подходящие отрывки.

Коммуникативные Умение слушать и понимать речь других .

 

Слайд № 15

Какая из пословиц соответствует нашему рассказу.

1 Азбука – к мудрости ступенька.

2. Где кто родится, там и пригодится.

3. Век живи, век учись.

Работа в парах.

Ответы чащихся.

Познавательные Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания .

7

Итоги урока

О каких двух братьях мы говорили сегодня на уроке?

- Какой вклад они внесли в  развитие славянской письменности?

- Сколько букв было в первой азбуке?  (44)

Ученики отвечают на обобщающие вопросы.

Регулятивные Уметь делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .


8

Оценка деятельности учащихся, рефлексия

Слайд № 12

Я узнал на уроке ... .

Мне было интересно потому, что ...

Меня удивило  ...

Я бы хотел(а) ….

 Я сделал(а) вывод, что…

Выражают свои эмоции от пройденного урока.

Регулятивные

Саморегуляция.  Контроль Оценка

Мобилизация сил и энергии, волевое усилие

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению Регулятивные

Умение оценивать свои достижения. Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики с интерактивным тестом и презентацией. 2 класс.

Цель урока:подготовить учащихся к контрольной работе.Задачи к уроку :совершенствовать умения решать составные задачи; формировать вычислительные навыки; развивать умения рассуждать и обобщать.Инструкц...

Методическая разработка урока истории по курсу «Мое Отечество» по теме: «Гроза 1812 года"

Цель урока:Познакомить учащихся с причинами, событиями и итогами Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:- познакомить с политической обстановкой Европы с 1799 по 1815 годы- познакомить с выд...

Методическая разработка урока по математике тема "Закрепление изученного материала" (2 класс)

Урок математики по теме "Закрепление изученного материала" (2 класс)...

Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс

Методическая разработка  урока развития речи с применением информационных технологий.  3 класс. Из портфолио учителя  ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...

методическая разработка урока № 36 по УМК Биболетовой М.З. 2 класс

Начинаем учиться читать, самостоятельно выводим правила чтения. Продолжаем учиться рассказывать, что кто-то выполняет какие-то действия: Тим плавает, прыгает, поет....

Методическая разработка урок истории «Петр Великий» 3 класс

Урок истории «Петр Великий» 3 классСформировать у учащихся образ преобразований (реформ) Петра Великого как решительное изменение всех форм общественной и государственной жизни...

Методическая разработка урока к предметной неделе русского языка и чтения в начальных классах

Данный материал содержит план проведения недели русского языка и литературы в начальной школе....