Учебная дискуссия и приёмы её организации.
статья по чтению (4 класс)

Калитюк Светлана Евгеньевна

Основное звено в структуре учебной деятельности - учебная задача.Познавательная мотивация возникает ка реакция на противоречие в предметном материале, в заданиях внутри темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_diskussiya_i_priyomy_eyo_organizatsii.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                Учебная дискуссия и приёмы её организации

   Учебная задача – основное звено в структуре учебной деятельности. Она направлена на выполнение сущности изучаемого понятия. Решая учебную задачу, ребенок овладевает обобщенными способами действия. Постановка учебной задачи начинается с предметно-преобразующих действий, выполнение которых должно привести к возникновению познавательной мотивации, интереса, обнаружению исходного отношения исследуемой содержательной области.

   Познавательная мотивация возникает как реакция на противоречие в предметном материале, в заданиях внутри темы. Эти противоречия приводят к потребности их разрешения и, в конечном итоге, к выработке способа действия.

   Перед учителем встает задача – создание противоречий и «втягивание» детей в них, т.е. создание условий для выделения и осознания детьми этого противоречия.

   На этапе постановки учебной задачи противоречия возникают, когда у учащихся не хватает имеющихся знаний или способ действия не подходит для разрешения какой-либо задачи.

   На этапе отработки знаний используются разные приёмы: например, «дразнящий собеседник». Кто может выступать в этой роли? Как учитель, так и ученик. Ученик, в силу незнания, высказывает ошибочную точку зрения, а учитель концентрирует на ней внимание, поддерживает для создания противоречий.

   Или другой приём – «ловушка». В этом случае: а) учитель нарушает способ действия, и результат получается неверный; б) предлагаются задания с избыточными или недостающими данными или задания, не имеющие решения.

   Очень часто на уроке можно услышать слова: я рада, я довольна, счастлива, ты доставил мне огромное удовольствие своим ответом. Видя такое отношение учителя к детским высказываниям, учащиеся перестают стесняться, не боятся высказываться, и мы получаем несколько точек зрения на проблему.

   Многообразие точек зрения является идеальным условием для развития дискуссии. Перед учителем возникает новая задача – рассмотрение и доказательство разных точек зрения. Если на предыдущем этапе мы опирались на эмоции, то разрешение этой задачи должно строиться на конкретных знаниях учеников, на анализе имеющихся способов действия.

   Для правильного развития дискуссии мы должны научить детей обращаться к содержанию материала, переводить сказанное в различные знаковые формы (модельную, предметную).

   Никакая дискуссия не может развиться и привести к какому-либо результату, если участники её не умеют общаться. А это ещё одна задача для учителя. Где и как учить детей общению? Необходимо заниматься этим параллельно с изучением материала или выделить отдельное время и сделать это учебной задачей.

   Г. А. Цукерман в своей работе «Введение в школьную жизнь» предлагает выделять специальное время и место обучения общению, объясняя это тем, что ребенок не может удерживать сразу две задачи: учиться общению и вникать в содержание материала. Однако, работая по программе развивающего обучения, я вижу, что на уроках математики, особенно при освоении первых двух тем, у детей это свободно получается, не представляет для них большой трудности. К тому же на уроках философии мы тоже учим их общаться.

   Ребенок приходит в школу из детского сада, не умея общаться. Мы учим его приемам делового общения. Главное при этом, чтобы дети уяснили, что дискуссия – это не ссора, а спор. Участники дискуссии высказываются по очереди, выслушивая до конца предыдущего. Все утверждения должны относиться к одному предмету, точки зрения должны обосновываться, доказываться. Все участники общаются на равных, причем необходим взгляд в глаза говорящего. Важно также умение ставить вопросы.

   Учебная дискуссия на уроках проводится для того, чтобы достичь взаимоприемлемых решений для всех или для большинства участников. Итогом дискуссии должен быть норматив, закон, на основе которого дети начинают действовать до тех пор, пока не возникнет новое противоречие.

   Учебная дискуссия решает дидактическую задачу. Но, кроме этого, решаются еще несколько задач. Например, развитие мышления детей. Как говорится, в споре рождается истина. Со сверстником ребенок спорит иначе, чем с учителем, так как к учителю складывается некритичное отношение (хотя в идеале мы должны прийти к тому, чтобы ребенок спорил с нами так же, как с ровесником). Слова учителя ребенок принимает, не пытаясь их опровергнуть. Тогда как точку зрения сверстника подвергает анализу, что дает пищу для ума и ведёт к развитию мышления.

   Ещё одна задача, которую решает дискуссия, - воспитательная, так как мы учим общаться, а это умение дети переносят в реальную жизнь.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В материале отражены особенности организации учебной дискуссии  в свете требований ФГОС НОО. Описаны цель, задачи каждой стадии развития дискуссии, приемы работы, ожидаемые результаты....

Выступление на тему: " Технология проведения учебных дискуссий (дебаты) "

Сегодняшний день требует активных форм учебного общения. Может сейчас это прозвучит странно, но классическая методика урока обрекает каждого ученика на изоляцию. Общение и обмен мыслями многие учителя...

Публикация "Учебная дискуссия - мощный образовательный ресурс"

В публикации дается определение дискуссии, еевиды, отличия от спора. Также описываются правила ведения дискуссии, ее цели и задачи в процессе проведения уроков по ФГОС...

Технология проведения учебных дискуссий

Учебная дискуссия диалогична по самой своей сути – как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала. Поэтому уже с первых дней учитель должен учить детей обще...

Учебная дискуссия на уроке по литературному чтению (из опыта учителя)

Учебная дискуссия, как один из методов проблемного обучения в школе, в начальной школе используется в основном при анализе проблемных ситуаций, очень часто стихийно возникающих в период самого процесс...

Специфика подходов и нестандартные приёмы в организации урока с детьми с РАС

Самые главные трудности, с которыми может столкнуться любой педагог, начинающий работать с такими детьми - это отсутствие учебных навыков и коммуникации. Существует ряд приемов, помогающих педагогу в ...

Из опыта работы по теме самообразования: «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии»

Представлены сообщение, презентация по теме «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии» и памятка «Союзы и речевые конструкц...