Публикация "Учебная дискуссия - мощный образовательный ресурс"
учебно-методический материал (4 класс) на тему
В публикации дается определение дискуссии, еевиды, отличия от спора. Также описываются правила ведения дискуссии, ее цели и задачи в процессе проведения уроков по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
информация о дискусси, ее видах правилах проведения на уроке и отличия от спора. | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ – МОЩНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС
Н. И. Лукоянова,
учитель начальных классов, МБОУ «Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Современные требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте, включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. [1]
Одним из требований личностных результатов является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Среди требований метапредметного характера:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметным результатом освоения программы является умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать оценку прочитанного.
Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Она развивает критическое мышление, коммуникативные навыки и навыки взаимодействия, является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время очевидна. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком.
Дискуссия как метод обучения строится на непосредственном и активном общении участников, для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся.
В чем же отличие спора от дискуссии?
На начальном этапе очень важно объяснить это различие учащимся.
Это принципиально разные понятия.
Во-первых, в споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.
Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может
быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации,
аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет.
В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного.
Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, необходимо придерживаться следующих правил:
- всегда помнить о цели дискуссии — найти истину, решение, выход.
- обсуждать только то, что относится к данному вопросу. Не давать обсуждению уходить в сторону от темы.
- пресекать попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. –
- стремиться не к победе, а к истине.
- с уважением относиться к мнению каждого ученика. Любое мнение - это точка зрения - она имеет право на существование.
- не обижать ученика, называя его мнение неверным, нелепым, смешным.
- придерживаться дружелюбного тона. Обращаться к ученику по имени.
Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.
На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы необходимо водить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, а на содержательно направленной самоорганизации участников – т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Особое место - роль здесь занимает диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
Организация дискуссии - это сложный процесс; учителю не стоит ожидать,
что все получится само собой. Опыт показывает, что часто педагоги возвращаются к привычной картине управления классом, опасаясь, что оживленное обсуждение может вывести учебный процесс из-под контроля. Многие учителя заменяют самоорганизацию детей прямым управлением. Стремление «сжать» обсуждение, сделать его компактнее нередко приводит к превращению дискуссии в обмен вопросами и ответами между учителем и учениками. Если учитель хочет изменить взаимоотношения с классом и добиться лучшего понимания, единственная рекомендация - пробовать проводить дискуссии и не останавливаться при неудачах. Именно так учителя и ученики достигают понимания того, как они мыслят и действуют, обретают взаимное расположение.
Сравнительные характеристики общения в традиционном обучении и дискуссии
Характеристики | Обычный разговор | Дискуссия |
Кто больше говорит | Учитель – две трети времени | Ученики половину времени или больше |
Типичное поведение | Вопрос – ответ 1. Учитель спрашивает 2. Ученик отвечает 3. Учитель оценивает | Нет вопросов и ответов. Смешанный обмен вопросами и ответами учителей и учеников |
Обмен фразами | Многократный, краткие быстрые фразы | Более медленный, фразы длиннее |
Вопросы | Важен не вопрос, а знание учениками ответа | Важен смысл вопроса |
Ответ | Оценивается как правильный или неправильный. Единственный правильный ответ для всех учеников | Оценивается как «согласен – не согласен» Правильны самые разные ответы |
Оценивание | «Правильно/неправильно». Только учителем | «Согласен – не согласен». И учениками и учителем. |
Учебная дискуссия направлена на реализацию двух, имеющих одинаковую важность, групп задач:
Задачи конкретно-содержательные:
- осознание детьми противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
- актуализация ранее полученных знаний;
- творческое переосмысление возможностей применения знаний, и др.
Организационные задачи:
- распределение ролей в группах;
- соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли;
- выполнение коллективной задачи;
- согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.
В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа.
1. Подготовительный этап.
Подготовительный этап, как правило, начинается за 7-10 дней до проведения дискуссии. Учебные дискуссии, особенно на первых порах, при обучении класса их проведению, должны быть хорошо подготовлены. Для подготовки и проведения дискуссии учитель формирует временную группу (до пяти человек), задачами которой являются:
- подготовка общеклассной дискуссии: выделение в теме проблемных вопросов; подбор материала, который должны освоить все учащиеся для того, чтобы дискуссия была более плодотворной и содержательной; проверка готовности класса к обсуждению; определение круга докладчиков или экспертов (если это необходимо); подготовка помещения, информационных материалов, средств фиксации хода обсуждения и т.д.
- выбор варианта ведения дискуссии и варианта проведения урока в целом (например, переход к проектам и т.д.);
- проведение «мозговой атаки»;
- выработка правил;
- пересмотр и переформулировка в процессе дискуссии, целей, проблем, если обсуждение зашло в тупик;
- выявление и обсуждение разногласий или расхождений точек зрения;
- обеспечение для участников возможности дать выход чувствам, поделиться переживаниями, возникающими у детей как реакция на происходящее в классе.
В отличие от дискуссии в воспитательном процессе, учебная дискуссия проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией или суммой знаний по теме обсуждения, иначе ее эффективность будет низка.
2. Основной этап.
Для учителя во время проведения дискуссии важны три момента: время, цель, итог. Начинается дискуссия с вступления ведущего, которое не должно продолжаться более 5-10 минут. Во вступлении ведущий должен раскрыть основные моменты темы и наметить проблемы для обсуждения.
Порядок проведения дискуссии:
1. Постановка проблемы
2. Разбивка участников на группы
3. Обсуждение проблемы в группах
4. Представление результатов перед всем классом
5. Продолжение обсуждения и подведение итогов
Приемы введения в дискуссию: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация кинофильма; демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал, архивные материалы и т.д.); использование текущих новостей; инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода; стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа «что?», «как?», «почему?», и т.д.
При планировании работы на подготовительном этапе выбирается форма проведения дискуссии и после вступительного слова ведущего дискуссия продолжается в выбранной форме.
Формы дискуссии, приемлемые в начальной школе:
Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы;
Мозговой штурм проводится в два этапа. На первом этапе класс, разбившись на микро группы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает.
Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. Класс делится на четверки, в каждой четверке определяются две пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.
3. Этап подведения итогов и анализа
Учитель обычно останавливается на одном из следующих моментов дискуссии: обзор представленных данных, фактических сведений; суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению; пересказ всех сделанных к данному моменту выводов; анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.
Общий итог должен стать ориентиром для перехода к изучению следующей темы.
Учебная дискуссия прочно заняла свое место в современной школе. К этой форме работы обращается большинство педагогов, перешедших на позиции личностно ориентированного развивающего образования, в котором ученик признается главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, а педагогическая деятельность становится открытой и диалогичной. Именно дискуссия как особая форма проблемно-диалогического обучения позволяет изменить «традиционную» позицию педагога и основными ее характеристиками сделать содействие развитию личности ребенка, актуализации его личного опыта, сотрудничество, понимание, коллективную мыслительную деятельность.
Литература
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.
2. Дьячкова С.А Дискуссионные методы // Читаем, учимся , играем.-2005.- №2.-с.102-108.
3. Король А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. – М., 2007. - № 9. – с. 18 – 24
4. Мухина С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
5.Позднева С. И. Об организации дискуссии на уроках русского языка // Сб. науч.-метод, мат. - Томск: Пеленг, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».
В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...
«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».
В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...
Семинар в начальной школе "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы"
План проведения семинара для заместителей директоров....
Использование информационно-образовательных ресурсов в образовательном процессе
Понятие «информационный образовательный ресурс» довольно широкое. Оно охватывает все стороны образовательного процесса. Мне хотелось бы остановиться на тех информационных ресурсах, которые могут испол...
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны
Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...
Критерий 4.2 Перечень используемых педагогическим работником в образовательном процессе новых образовательных технологий (медиа и электронные образовательные ресурсы и др.)
Перечень используемых педагогическим работником в образовательном процессе новых образовательных технологий...