Использование в работе педагога технологии смыслового чтения
презентация к уроку по чтению
В презентации дано понятие и этапы продуктивного чтения, приемы работы работы по развитию смыслового чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie_gorgadze_l.g.pptx | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской 1 этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Приемы «Мозговой штурм » «Глоссарий » «Ориентиры предвосхищения » «Батарея вопросов » «Предваряющие вопросы » «Рассечение вопроса » «Алфавит за круглым столом» «Соревнуемся с писателем »
Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. 1. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части . 3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 4. Выразительное чтение.
Чтение в кружок» (попеременное чтение») «Чтение про себя с вопросами» «Чтение про себя с остановками» «Чтение про себя с пометками» «Чтение в парах – обобщение в парах» Приемы
3 этап . Работа с текстом после чтения 1 . Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)
«Отношение между вопросом и ответом» « Вопросы после текста» «Тайм-аут» « Проверочный лист» Приемы
Смысловое чтение это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Виды смыслового чтения просмотровое ознакомительное изучающее (исследовательское) рефлексивное функциональное (поисковое)
Просмотровое чтение. Поиск конкретной информации или факта. Ознакомительное чтение Определение главного смысла, ключевой информации. Изучающее чтение. Поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Функциональное чтение. Поиск информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания.
Рефлексивное чтение – самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. Вдумчивое чтение заключается в овладении целым комплексом умений: - предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; - понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; - анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
Методы и приемы для обучения смысловому чтению Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию. Ответы на поставленные вопросы. Определение последовательности событий в тексте. Преобразование прочитанного текста в таблицу. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения. Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т. д
Работа с незнакомыми словами . Работа с ключевыми словами. Работа с многозначными словами. Работа с фразеологизмами. Рассказ по предложению. Развитие читательского воображения. Диалог с автором текста. Методы и приемы для обучения смысловому чтению
Рекомендации педагогам выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала; формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом; предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности; повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед; организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления; обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках и во внеурочной деятельности. Надо всегда помнить, что главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.
Используемые материалы https:// kartinki.pics/pics/uploads/posts/2022-08/1661381013_24-kartinkin-net-p-fon-dlya-uroka-literaturnogo-chteniya-kras-24.png https:// i.pinimg.com/564x/58/b3/4f/58b34f282775fed766a7de5e1abed87c.jpg https:// www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.labirint.ru%2Fbooks%2F51715%2F&psig=AOvVaw0WOKA8oitenWtdVU3uhoTa&ust=1704699795995000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBEQjRxqFwoTCMCo35nlyoMDFQAAAAAdAAAAABAD https:// gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674052109_gas-kvas-com-p-risunok-po-russkomu-yaziku-na-temu-frazeol-3.jpg https:// www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fbabydi.ru%2Fkartinki-2%2Fsmajl-vopros-kartinka&psig=AOvVaw0dHGBpjrBZmOWSjx-SBL_j&ust=1704700268887000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBEQjRxqFwoTCIiW1frmyoMDFQAAAAAdAAAAABAD https:// img.freepik.com/premium-vector/teacher-and-students-are-studying-in-the-classroom-cartoon-vector_723224-1287.jpg?size=626&ext=jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...
Использование ТКМ для развития навыков смыслового чтения
Использование ТКМ для развития навыков смыслового чтения...
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...
Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...
Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...