Урок литературного чтения 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Класс: 3
Тип урока: Урок открытия новых знаний (основанный на технологии продуктивного чтения)
Тема: Л.Н.Толстой «Акула»
Цели: формировать умение вычитывать смысловую информацию, формировать потребность в чтении, как средство познания мира, воспитывать интерес к чтению книги и воспитывать любовь к ближнему.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:. конструировать учебные задачи, планировать совместно с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою деятельность на уроке, взаимодействовать в паре и группе.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.
Познавательные УУД: формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую из иллюстраций, текста, таблицы.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: проектор, экран, учебник литературное чтение 3 класс под редакцией Л. Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, презентация , наглядный и раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент – приветствие:
– Ребята, подравняйтесь, настройтесь, пожалуйста, на урок! Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке и отличного настроения! Присаживайтесь!
2. Актуализация знаний:
– Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство? (портрет Л.Н.Толстого))
(– С творчеством Льва Николаевича Толстого.)
– Какие произведения этого писателя вы читали? Назовите жанры.
(– Рассказы, сказки, были, басни.)
– На сколько хорошо вы знаете произведения Л.Н.Толстого покажет литературная разминка:
Тест по произведениям Л.Н.Толстого
Прочитай отрывок из произведения Л.Н.Толстого. Отметь из какого произведения этот отрывок.
«Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.»
А) «Какая бывает роса на траве» Б) «Куда девается вода из моря?» В) «Прыжок»
«Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.»
А) «Какая бывает роса на траве» Б) «Куда девается вода из моря?» В) «Прыжок»
«Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен.»
А) «Какая бывает роса на траве» Б) «Куда девается вода из моря?» В) «Прыжок»
«Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.»
А) «Лев и собачка» В) «Какая бывает роса на траве»
Б) «Куда девается вода из моря?» Г) «Прыжок»
3. Постановка задач урока:
– А сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет загадка:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые ,как нож,
Лучше ты её не трожь!
– Это… Акула! (Слайд 1)
- Что вы знаете об акулах?
(Акула-хищница, обитает в морях. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Самая опасная-белая акула. Её называют «Белая смерть». Но не все акула хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбой.)
-Плавание на кораблях было очень долгим, порой по нескольку месяцев. Поэтому на корабле придумывали разные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации, что из этого вышло мы сегодня узнаем.
-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь сегодня на уроке.
-Можно ли по названию определить будет ли оно серьёзным, шуточным, смешным, поучительным.
-Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем в конце урока.
- Кто сможет сформулировать тему урока?
– А какие цели мы поставим перед собой на уроке?
Предположения детей:
– Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать и делать выводы.
4. Первичное знакомство с текстом.
а) Чтение рассказа учениками класса. Чтение будет сопровождаться работой над лексическим значением слов.
По ходу чтения выясняется лексическое значение слов: Африка, Сахара, артиллерист.
Выяснить смысл этого приспособления: бочонок над якорем. (Бочонок как поплавок над якорем.)
б). Чтение до слов “Акула плыла прямо на мальчиков” учениками из класса.
– Попробуем предположить, что будет дальше? (Прием “Чтение с остановками”.)
Ребята высказывают свои предположения – 1, 2 человека (в паре).
– Интересно, что будет дальше?
в).Чтение рассказа до конца учениками и учителем по тому же принципу:
Работа над значением слов:
Фитиль – промасленный шнурок зарядного устройства.
Хобот – задняя часть, на которую опирается пушка.
Прочитав рассказ до конца, учитель интересуется:
– У кого совпали предположения о содержании рассказа?
– Поделитесь впечатлением о прочитанном. Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)
5. Физкультминутка: Проводится игра “Море волнуется раз”.
6. Работа над содержанием текста:
– А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.
– Назовите главных героев рассказа.
– Чтобы дать этим героям наглядную характеристику, мы будем составлять их портреты вот на таких листах ,использовать при этом наш “Словарик настроений, чувств и характеров”.
Мы будем делать пометки карандашом, поэтому возьмите, пожалуйста листы с текстом рассказа.
а) Самостоятельное чтение шёпотом 1 части рассказа. Приём “Дождик по стеклу” (по ощущению от чтения ребят шёпотом).
– Вопросы по прочитанному: Коллективная работа.
– Где происходили события?
– Где и почему моряки устроили купальню?
– Какое настроение было на корабле? – Покажите сигнальной карточкой.
б) Переходим ко 2-й части.
– Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его. (Выборочное чтение.)
– Почему мальчики оказались в открытом море?
– Что значит слово вздумали? Подчеркните это слово.
(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)
– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?
– А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)
– Охарактеризуйте поступок мальчиков письменно. Напишите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.
Для этого возьмите листок портретов.
Мальчики:
1.________________________
2._________________________
3.__________________________
4.__________________________
Артиллерист:
1.________________________
2._________________________
3.__________________________
4.__________________________
Проверка: перекличка мнений.
(Приём “Черты характера”.)
(Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)
– А как артиллерист отнёсся к их забаве? Прочитайте.
–Напишите, что вы можете сказать про его настроение и отношение его к сыну и его товарищу.
(Радостный, любовался сыном.)
в) Групповая работа над 3 и 4 частью:
– После чтения каждая группа будет выполнять задание, которое вы сейчас сами выберите. Получите задание. Можете его прочитать, чтобы при чтении вы задумывались над ответом.
Капитаны групп выходят за заданием, читают его своей команде.
Ребята читают свою часть цепочкой, работают над выполнением задания в группе.
Задания к 3 части:
1. Найдите и прочитайте средства художественной выразительности.
(Акула – Морское чудовище; Артиллерист, бледный, как полотно-сравнение; противопоставление 2-х последних предложений про мальчиков и артиллериста.)
2. Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.
(Развернуть корабль на акулу и поплыть, сразу стрелять.)
3. Озаглавьте 3 часть.
Задание к 4 части:
1. Подчеркните слова-действия матросов. Подумайте, почему так много глаголов использует автор в их описании. Дайте им характеристику. Какие они?
(Подвижные, ловкие, энергичные, решительные, храбрые, бравые, отзывчивые.)
2. Дайте совет мальчикам в тот момент, когда они увидели акулу.
(Направиться к кораблю.)
3. Что значит пронзительный визг? (Лексическая работа.) Озаглавьте 4 часть.
– Итак, в рассказе появилась акула.
– Что изменилось в поведении мальчиков и артиллериста, дайте характеристику мальчикам и артиллеристу, напишите её на 2-ой линеечке ,обменяйтесь мнениями.(Работа в группах)
(Артиллерист – бледный от испуга, шок, оцепенение, страх;
Мальчики – испуганные, беззащитные.)
г) Сейчас мы будем читать 5-ую часть. Обратите внимание на слова, которыми характеризует автор артиллериста. Подчеркните их. Они помогут вам составить портрет этого человека до конца.
Чтение 5-6-ой части – коллективное, выразительное.
Работа в парах: Попробуйте задать друг другу вопросы по 5 части и ответьте на них. (Приём “Тайм-аут”.)
Коллективная беседа по прочитанному:
– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?
(Пронзительный крик мальчиков.)
Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;
– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)
– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?
(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)
– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?
(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)
– Как вы относитесь к поступку артиллериста?
– Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.
(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)
– Чем закончилась эта история?
д )Проверим знания по содержанию прочитанных произведений Л.Н.Тостого «Прыжок» и «Акула»
Работа на сайте https://resh.edu.ru/subject/lesson/4375/train/190223/
7. Итог урока:
– Чему нас научила история, описанная в рассказе?
(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать)
– Кто является настоящим главным героем рассказа?
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)
– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.
8. Рефлексия:
– Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус
Зелёным цветом, если вы работали на 5; Жёлтым – 4; Красным – 3.
9. Дом. задание: составить план, подготовить рассказа;
Всем спасибо за работу! Ваши оценки поставлю в дневник и журнал. Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....