Урок в технологии смыслового чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения по технологии смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Н.Н.Носов "На горке" | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России», 2 класс
Тема: Н. Носов «На горке».
Технологическая карта урока
Цели | создать условия для формирования и совершенствования техники чтения, развития речи, мышления, формирования умения понимать текст, расширения словарного запаса учащихся, умения эмоционально-целостно воспринимать образ героя в процессе анализа художественного произведения; умения определять главную мысль произведения. | ||||
Цели задачи урока. | познакомить учащихся с содержанием произведения, закрепить умения делить текст на части, составлять план, определять главную мысль произведения; развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде | ||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | ||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через литературное произведение нравственные ценности; получат возможность научиться: соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими жизненными представлениями. Метапредметные : Познавательные – анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в парной и фронтальной работе, предлагают итоги анализа на обсуждение; коммуникативные – готовы слушать собеседника и вести диалог; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий; регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; оценивают поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм | ||||
Использованные технологии и формы обучения | Технология смыслового чтения; индивидуальная, фронтальная, работа в парах. | ||||
Образовательные ресурсы | Климанова Л.Ф.и др.Учебник «Литературное чтение» 2 часть; Толковый словарь русского языка; презентация к уроку; карточки к составлению кластера; листы самооценки в виде ладошки, проектор, экран. | ||||
№ п/п | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный момент. Мотивация. Речевая разминка. Анализ учебных заданий на рабочем листе | (Слайд 1, 2, 3) Мы продолжаем путешествие по бескрайнему морю художественной литературы. -Какие качества необходимы путешественникам, чтобы они смогли достичь поставленной цели? -Я прошу вас сегодня быть СМЕЛЫМИ – не бояться высказывать свою точку зрения. Желаю вам действовать СЛАЖЕННО, ДРУЖНО, ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ, чтобы нам покорилась очередная вершина. - Как вы понимаете значение слово вершина? - Назовите близкое по значению слово? (возвышенность, гора, горка) - Какая книга, знает значение слова? Как она называется? «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ». - Подберите родственное слово, к слову гора и вставьте его в одно из предложений: На территории нашей школы есть небольшая ... . Мы сами её построили. – А ещё горкой называют полет спортивного самолета и застекленный шкафчик для красивой посуды, т.е. слово горка многозначное. Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку крупы. (Слайд 4) Рабочий лист (я предлагаю поработать в парах). - Рассмотрите рабочий лист. - Определите тему урока. Сформулируем задачи урока. – Про какую горку нам предстоит узнать сегодня на уроке? (про снежную горку). Что нужно для строительства снежной горки? Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему? | Организует деятельность учащихся по созданию рабочей обстановки урока, проводит речевую разминку, объясняет учащимся, как они будут оценивать свою деятельность на уроке. | Погружаются в рабочую атмосферу, принимают участие в речевой разминке, оценивают первый этап своей работы на листе самооценки. | РУУД: - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
2 | Подготовка к восприятию текста словарная работа Работа с текстом до чтения, выделение ключевых слов, вычитывание и обобщение информации | Учебный фильм о творчестве Н.Н.Носова. ( Слайд 5) Рабочий лист - Какие произведения Н.Н.Носова вы знаете? - Давайте вспомним некоторых из них. Узнайте название произведения по отрывку (Слайд 6) - Узнайте название произведения по иллюстрации (Слайд 7) - О ком они? - Почему их интересно и легко читать? Мне кажется, что все произведения Носова можно объединить одной темой, ведь главные герои в них мальчишки и девчонки, с которыми происходят забавные истории. А как вы думаете, кто будет героями нового произведения? Давайте в этом убедимся, откройте учебник на странице 63. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? Как вы думаете, что произошло между ребятами? О- чём будет это произведение? Рабочий лист Словарная работа (слайд 8) – Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. – Читаем по слогам, а затем целыми словами: СГРЕ-БА-ЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали) НА-ЦЕ –ПИЛ – НАЦЕПИЛ (Как понимаете значение слова?) Рабочий лист А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь, верны ли ваши предположения по поводу его содержания (слайд 9) | Организует деятельность учащихся (работа в паре) по поиску нужной информации в «Толковом словаре русского языка», способствует организации повторения пройденного материала, предлагает, на основе названия произведения и иллюстраций учебника, высказать свои предположения о его содержании. | Учащиеся, на стол которых ставится табличка со словом «Знатоки», работают с «Толковым словарём русского языка», выясняя значение нужного слова. Во время фронтальной работы учащиеся вспоминают названия пройденных произведений Носова, оценивают свои знания, пользуясь листом самооценки, высказывают свои предположения о содержании произведения . | РУУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. |
3 | Первичное восприятие текста, Работа с текстом во время чтения. | Текст читает учитель. В ходе чтения делаются остановки и задаются вопросы на понимание прочитанного: (1 остановка после предложения - Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему.) - Как вы думаете, Котьке, правда, нельзя было гулять? Почему вы так решили? А почему же он не пошёл помогать ребятам? ( 2 остановка после предложения – Схватил он фанерку и покатил к дворницкой.) - Все ли слова в последнем предложении понятны? Обратимся к знатокам: что же такое дворницкая? Ребята, а как она может выглядеть? (3 остановка после предложения – Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на неё взобраться.) - Предположите, как дальше будут развиваться события. После окончания чтения текста учитель задаёт вопросы: - Понравилось ли вам произведение Н. Носова? -Какой момент вам больше всего запомнился? - Какое настроение вызывает это произведение? Почему? - Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении? - К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете? - Хочется ли вам самостоятельно прочитать этот рассказ? Физкультминутка ( слайд 10). | Знакомит учащихся с текстом нового произведения, создаёт условия для эмоционального восприятия прочитанного, организует работу с трудными словами, встречающимися в тексте. | Слушают новое произведение, отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение к прочитанному, участвуют в словарной работе. | КУУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, - учёт разных мнений и умение обосновывать своё. ЛУУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. |
4 | Повторное чтение текста и анализ произведения | - Чтение текста (по цепочке) Рабочий лист -Укажите последовательность событий в рассказе. |
| Учащиеся читают рассказ Носова |
|
5 | выборочное чтение Работа с текстом после чтения. | – Кто является главным героем рассказа? - Что же это за имя Котька? Какое полное имя носит герой этого рассказа? – Как вы думаете, изменился ли Котька? Рабочий лист Заполните левую часть кластера, указав, каким был Котька в начале рассказа, а затем запишите в правой части кластера, каким он стал после совместной работы с ребятами, обсудив свои выводы вместе с соседом по парте (слайд 11). Проверим вашу работу. - А у вас были в жизни такие ситуации? -Хотели бы вы иметь такого друга как Котька? Почему? Рабочий лист - Сформулируйте главную мысль. - Составьте пословицы. - Выберите пословицы к рассказу. Докажите. | Организует работу по анализу прочитанного, создаёт условия для организации работы в парах. | Собирают информацию необходимую для анализа прочитанного рассказа, обсуждают характер главного героя произведения ( работа в паре), оценивают свою работу на данном этапе урока. | ПУУД : - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. КУУД: - умение договариваться, находить общее решение. |
6 | Деление текста на части, составление плана Работа с текстом после чтения. | – Художник нарисовал к этому рассказу рисунки. Рассмотрите их на странице 65 нашего учебника. Рабочий лист - Составьте словесный план. Проверка. (слайд 12) Я предлагаю задание на выбор: кто-то может пересказать рассказ «На горке», опираясь на картинный план в нашем учебнике, а кто-то может усложнить задание и попробовать пересказать текст от лица Котьки. | Организует работу по составлению картинного плана к тексту, предлагает дома выполнить задание по выбору. | Составляют картинный план к тексту, выбирают задание для выполнения дома из того, что предложил учитель. | ПУУД -построение логической цепи рассуждений. - структурирование знаний |
7 | Итог урока. Рефлексия. | -Наш урок подходит к концу. Над каким произведением мы сегодня работали? Кто его автор? Понравился ли вам наш урок? | Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке. | Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке, выражают своё отношение к уроку. | ЛУУД: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...
Мастер - класс "Технология смыслового чтения"
Мастер - класс "Технология смыслового чтения"....
Презентация «Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе»
«Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе» ...
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...
Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...
Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...