Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Класс:4
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Класс:4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatornoe_chtenie_4_klass_13.04.docx | 45.66 КБ |
literaturnoe_chtenie_4_klass_13.04.pptx | 1.51 МБ |
razdatochnyy_material_4_klass_13.04_2222.docx | 152.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Конспект пробного урока
по литературному чтению
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс III, группа 31Н
Данькина Екатерина Дмитриевна
Руководитель: Николаева Алла Александровна
Дата: 13.04.2023 Оценка_________
Подпись учителя______________ Подпись методиста_________
Подпись методиста____________
Трубчевск, 2023г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 13.04.2023
Класс: 4
Дисциплина: литературное чтение
Учитель: Николаева Алла Александровна
Практикант: Данькина Екатерина Дмитриевна
Тема: Обобщение по разделу «Страна Фантазия»
Тип урока: Общеметодологической направленности
Цель:
Содержательная: обобщение сведений об авторах, углубление знаний по содержанию поэтических произведений, изученных в разделе.
Деятельностная: формирование умения сравнивать поэтические произведения, находить общее, аргументировать свою позицию.
Дидактические задачи:
1. Осознавать значимость художественной литературы для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
2. Демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы: формировать собственный круг чтения;
3. Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
4. Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
6. Составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
Развивающие задачи:
- Учиться формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- Учиться находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
- Учиться воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- Учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- Учиться планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Учиться устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
Воспитательные задачи:
1. Учиться понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
2. Понимать потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей;
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Осознает значимость художественной литературы для всестороннего развития личности человека, находит в произведениях отражение нравственных ценностей, , ориентируется в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
2. Демонстрирует интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы: формирует собственный круг чтения;
3. Читает вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использует разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
4. Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
6. Составляет устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), пишет сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректирует собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
Личностные:
1. Понимает образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
2. Понимает потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей;
Метапредметные:
Познавательные:
1.Формулирует с помощью учителя цель, планирует изменения объекта, ситуации;
2.Находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
Коммуникативные:
1. Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога и дискуссии;
Регулятивные:
1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
Оборудование: текс, презентация, карточки
Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2015 – : ил. – (Школа России).
1. Самоопределение (1-2 мин.)
- Приветствие
- Проверка готовности
1.3. Мотивация
2. Актуализация знаний и учебных затруднений. (4 мин.)
3. Постановка учебной задачи, целей урока.
3.1 Работа со шмуцтитулом
3.2 Формулирование затруднений
4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднений.
4.1. Формулирование темы урока
4.2 Формулирование цели урока учащимися
4.3 Планирование деятельности на уроке
5. Реализация выбранного проекта
5.1. Игра «Узнай автора»
5.2. Игра «Что это такое?»
5.3. Игра «Вопрос-ответ»
5.4 Физминука
5.5 Игра «Вставь-ка»
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
6.1 Работа с карточками. Конкурс «Обращения»
6.2. Работа с пословицами
6.3 Викторина «Воплощение в жизнь»
6.4 Обобщающая беседа
7. Этап рефлексии деятельности.
7.1. Рефлексия учебной деятельности
7.2. Самооценка учащихся
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планиру-емые результаты |
1.Самоопределение : создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Дмитриевна, и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я, присаживайтесь.
- Я вижу, что все уже готовы к уроку, а это значит, что мы можем начинать. 1.3. Мотивация Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение! | Здравствуйте Проверяют | Фронтальная | Л.2 К.1 К.2 |
2. Актуализация знаний и учебных затруднений Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Как вы думаете, что нужно для того, чтобы попасть в страну чудес? (Предположения учащихся.) - Попробуйте ответить на вопрос. Этот рассказ мы с загадки начнем — Даже Алиса ответит едва ли: «Что остается от сказки потом — После того, как ее рассказали? Где, например, волшебный рожок, Добрая фея куда улетела?» А? Э!.. Так-то, дружок, В этом-то все и дело. (Ученики отвечают на вопрос.) - Вот как отвечает на него сам же В. Высоцкий. Это его стихи. Они не испаряются, они не растворяются, Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне. В страну чудес волшебную они переселяются, Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране. И ведь какие странности в стране чудес встречаются, В ней нет границ — не нужно плыть, бежать или лететь. Попасть туда несложно, никому не запрещается, В ней можно оказаться — стоит только захотеть. - Как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок? - Что общего между фантастической литературой и сказкой? А чем они отличаются? | Фронтальная Индивидуальная | ||
3. Постановка учебной задачи, целей урока. Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1 Работа со шмуцтитулом - А в каком разделе вы рассматривали все эти произведения? Как же назывался наш раздел? - Чему мы учились, читая произведения? 3.2 Формулирование затруднений - Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно её расшифровать, слова спрятались под цифрами, алфавит перед вами. Приступаем, первые 3 человека, получат жетон, если будет правильная расшифровка. Приступаем 19 20 18 1 15 1 22 1 15 20 1 9 10 33 - Скажите, какое слово получилось? Верно. - Кто догадался, что мы будем делать сегодня на уроке? - Правильно, сегодня у нас урок- путешествие в СТРАНУ ФАНТАЗИИ, а пройдёт всё в форме викторины. За каждый правильный ответ, по поднятой руке вы получите балл. Если будете выкрикивать, то вопрос удаляется. - Ребята, будьте внимательны. Желаю вам успеха | Все эти произведения мы рассматривали в разделе «Страна фантазия» Определять особенности фантастических рассказов; понимать, какую роль играет фантазия при создании произведения; отличать художественный вымысел от реальных событий; самостоятельно придумывать фантастические рассказы.
| Фронтальная | Пр.2 Л.1 Л.2 П.2 Р.2 |
4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднений. Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока - Так кто мне скажет, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? - Давайте проверим ваши предположения, посмотрите на слайд (Обобщение по разделу «Страна Фантазия») 4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися - Какова будет цель нашего урока? (обобщение сведений по разделу «Страна Фантазия») 4.3. Планирование деятельности на уроке - Что мы будем делать чтобы достичь нашей цели? | Мы обобщим знания по разделу «Страна Фантазия» Обобщить знания по разделу. | Фронтальная | П.1 К.1 К.2 Л.2 |
5.Реализация выбранного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1 Игра «Узнай автора» -Сейчас я разделю вас на команды, первая команда-1 ряд, вторая команда-2 ряд, третья команда- 3 ряд. -Теперь вы будете работать в командах. В конце урока, мы подведем итоги и определим, какая команда победила в литературной викторине. - Ребята, прежде, чем начать наше путешествие, нам нужно ответить на вопросы. - Скажите, что такое фантазия? - Кто такой фантазёр? Кто им может быть? - Что такое фантастика? - Так, умнички, мы готовы к взлёту! На нашей фантастической летающей тарелки. - Ребята, первая наша остановка называется «Узнай автора.» -Я задаю вопрос, на обсуждение у каждой команды 10 секунд, когда время истекает, командир команды дает ответ, если участники вмешиваются, то баллы сгорают. Если команда дает неправильный ответ, то вопрос переходит к следующей команде. -Итак, команды приготовьтесь - Посмотрите на портрет, кто это? - Так, ребята, тогда кто это на портрете? - Какое настоящее имя Кира Булычёва? - У кого из двух авторов в рассказах есть герои с необычными именами: Одноух и Дырокрыл? - Какой автор назвал героиню рассказа «Приключение Алисы» в честь своей дочери? - Кто написал повесть «Приключения Электроника»? - Умнички, вы хорошо справились с информацией об авторах. -Давайте подведем итоги данного испытания. 1 команда получила …..балл 2 команда получила …..балл 3 команда получила …..балл 5.2 Игра «Что это такое?» - Следующий этап. «Что это такое?» - Ребята, что такое Космокатер - Какой обычно формы Иллюминатор? - Что такое конгресс? - Как называется прибор, применяемый как оружие для метания, выбрасывания горящей жидкости? - Как называется наука о передаче и управлении информацией? - Что такое бархан? - Как называется машина, автомат, которая может заменять человека? - Молодцы, вы отлично знаете текст произведений, раз с такой лёгкостью даёте определения. -Давайте подведем итоги данного испытания. 1 команда получила …..балл 2 команда получила …..балл 3 команда получила …..балл 5.2 Игра «Вопрос - ответ» - Третья наша остановка под названием «Вопрос - ответ». Помните, что отвечаем только по поднятой руке командира. - Кто написал «Чемодан с четырьмя ручками» - Какова причина нападения кустиков на героев произведения? - В каком произведение рассказывается о жизни мальчика- робота? - Ребята, кто из героев лишний : директор, Громов, Алиса, электроник? - Чем папа Алисы сражался с кустиками? -Давайте подведем итоги данного испытания. 1 команда получила …..балл 2 команда получила …..балл 3 команда получила …..балл - Ребята, давайте прервёмся и отдохнём. 5.3 Физминука Большая буква Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Алиса, цветок, кусты, Громов, директор. приключения. Электроник, робот, огнемет, Евгений, фантазия. 5.2 Игра «Вставь-ка» 1. Вставь пропущенные слова в отрывок. Сбегая по ... , профессор заметил удивлённое лицо директора и ... помахал ему рукой. Сейчас было не до ... . 1) дорожке, дружески, улыбок 2) лестнице, успокаивающе, объяснений 3) лестнице, доброжелательно, объяснений 4) дорожке, успокаивающе, приветствий 2. В данный отрывок вставь пропущенные слова. В следующее мгновение профессор был ... . Он увидел, как мелькает между деревьями ... . 1) у двери, синяя кофточка 2) у окна, синяя курточка 3) у экрана, зелёная курточка 4) у ворот, зелёная кофточка
-Давайте подведем итоги данного испытания. 1 команда получила …..балл 2 команда получила …..балл 3 команда получила …..балл -Подсчитаем промежуточные результаты. 1 команда получила …..балл 2 команда получила …..балл 3 команда получила …..балл | - Евге́ний Серафи́мович Велти́стов - Кир Булычёв - Игорь Всеволодович Можейко - у Велтистова - Кир Булычёв - Велтистов. – катер, на котором можно - Круглой формы - Огнемет - Кибернетика -песчаный наносный холм в степях, - Велтистов - Хотели пить - Приключение электроника - Алиса -шваброй. | Фронтальная Групповая Фронтальная Групповая | ПР.1 Л.2 П.2 К.1 К.2 Р.2 |
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1 Работа с карточками. Конкурс «Обращения» - У вас на столах лежат конветры, помеченные смайлом, который разговаривает. По моей команде вы его откроете, прочтете задание, а ответ запишите на строке ниже. Приступайте. — Кто из героев произведений мог бы обратиться к нам с такими словами: «Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?» (Карлсон.) «Простите, сударыня, где я? В Австралии или в Новой Зеландии?» (Алиса. «Из «Алиса в Зазеркалье») «Я чувствую себя хорошо. Можно мне выбраться из чемодана?» (Электроник.) «Огнемета Зеленому не давай. Я постараюсь запереть их в отсеке». (Отец Алисы.) - Кому из героев принадлежит эта фраза? «Почему я должен был лежать в чемодане?» - «220 вольт! – В его голове прозвучала тревога. – Что я наделал!» - «Вперёд надо догнать мальчика в синей куртке!» - «Мы оставили вам тот же номер. Вы не возражаете?» - Кто кричал фразу «К Оружию!» - «Разума в нём ни на грош. Но компот любит до безумия» - Проверьте свои ответы с эталоном на слайде. За каждый правильный ответ вы получите дополнительный балл. -Давайте подведем итоги данного испытания. 1 команда получила …..балл 2 команда получила …..балл 3 команда получила …..балл 6.2. Работа с пословицами -А сейчас вам нужно поработать с пословицами, выбрать 1 пословицу и объяснить, почему она подходит к данному разделу. Ученье — свет, а неученье – тьма. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. На родной стороне и камешек знаком. Грамоте учиться – всегда пригодится. Фантазия – это творчество, а творчество – это бунт. Земля кормит людей, как мать детей. Кто путешествует, тот познает. В родном краю сокол, в чужом – ворона Кто много видел, тот много знает. -Какую пословицу выбрала ваша команда, почему? -Какую пословицу выбрала ваша команда, почему? -Какую пословицу выбрала ваша команда, почему? -Давайте подведем итоги данного испытания. 1 команда получила …..балл 2 команда получила …..балл 3 команда получила …..балл 6.3 Викторина «Воплощение в жизнь» — Что из того, о чем писали Е.С. Велтистов и К. Булычев уже воплотилось в жизнь? — А сейчас небольшая викторина, разминка для ума. Воруг нас находится множество предметов и живых существ названия которых связаны с названиями географических объектов. Догадайтесь, чем мы «обязаны»: Итальянской реке Торто. (Тортом.) Французскому городу Пломбьеру. (Пломбиром.) Порту Маон на острове Менорка. (Майонезом.) Канарским остовам. (Канарейками.) Турецкому городу Анкара. (Ангорской шерстью и породой кошек.) Греции. (Гречихой и грецкими орехами.) 6.4 Обобщающая беседа -Ребята, мы с вами поработали со всеми произведениями, которые вы изучили, скажите, пожалуйста, чему вас научили данные произведения? -Какое произведение понравилось больше всего? - Какие уроки мы извлекли из прочитанных -Чему учат писатели? Прочитав книги «Приключения Электроника» и «Путешествие Алисы», я в который раз убеждаюсь, что миром правит доброта. Человек должен оставаться всегда самим собой, живым и настоящим, преданным и верным другом. Если ты настоящий друг, ты принимаешь человека таким, какой он есть, даже, несмотря на то, что он робот или представитель другой планеты. Эти книги заставила меня иначе взглянуть на каждого из вас. Ведь Электроник и Алиса, остались для нас какими - то загадочными, таинственными. Я тоже имею дело с такими же загадочными и таинственными ребятами. Мне представляется, что каждый из вас и есть мальчики и девочки из будущего, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я, ваша учительница, должна вам в этом деле помочь. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то, за что-то. | - электронику - Громов - Громов - Директор - Зелёный
| Группповая Фронтальная Индивидуальная | ПР.1 ПР.2 ПР.3 ПР.4 ПР.5 Л.1 Л.2 П.2 К.1 К.2 Р.2 |
7. Этап рефлексии деятельности. | 7.1. Рефлексия учебной деятельности - Наше путешествие подошло к концу. Но если вам не хочется уходить из страны Фантазии, то вы можете продлить это удовольствие, читая книги писателей-фантастов. - Какую цель мы перед собой поставили? 7.2. Самооценка учащихся -Поднимите руку, если считаете, что достигли цели, почему? - Ребята, давайте посчитаем баллы, 1 место 2место 3 место. -Мне было приятно с вами работать. До свидания. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - Попробуйте сами придумать фантастический рассказ и запишите его в рабочей тетради | Обобщить знания по разделу. | Фронтальная | К.1 К.2 Р.2 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
19 20 18 1 15 1 22 1 15 20 1 9 10 33 Страна Фантазия
Обобщение по разделу «Страна Фантазия»
Подведение итогов
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс
Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема "Обобщение по разделу "Делу время, потехе час"" УМК "Школа России" 4 класс
Урок проводится в форме квест-игры. Учащиеся делятся на команды, каждая команда получает свой маршрутный лист и проходит испытания....
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщение к разделу "И в шутку, и всерьез" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Планируемые результаты: Предметные:Знать: произведения...
Конспект урока литературного чтения. Тема"Обобщение по разделу «Страна фантазия»" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Обобщение по разделу «Страна фантазия»»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела &l...
Технологическая карта урока по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люблю всё живое.» (УМК Перспектива, 2 класс)
Тема урока: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люблю всё живое.»Тип урока: рефлексияЦель урока: углубление и расширение содержания изученных произведений раздела «Люблю...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Проверка знаний по разделу «Родина». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Родина». Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания обучающихся о биографии авторов - А.В.Жигулин, Д.С.Дрожжин, И.С.Никитин....
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка К. И. Чуковского «Путаница». Класс:2
Конспект урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: Сказка К.И. Чуковского "Путаница". Тип урока: открытие новых знаний...