конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)
конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме "Как мужик камень украл"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_muzhik_kamen_ubral.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока: Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
Тема: Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
Формируемые УУД:
Предметные:
- изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;
- сформировать понятие о басне, о морали басни;
- показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;
Метапредметные:
- сформировать опыт творческой деятельности;
- развивать интерес к художественному слову;
- развивать умение выразительно читать;
- развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
Личностные:
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
- Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
II. Актуализация знаний.
- Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, весёлых
В городах, станицах, сёлах.
Ты идёшь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать!
- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения? (Классики)
- Какие произведения мы относим к классике? (Выдающиеся произведения, образцы литературы и искусства)
- Произведения каких русских классиков читали на уроках? (Произведения А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого)
III.Постановка учебной задачи.
- Узнаете тему нашего урока, выполнив все мои задания.
- Угадайте произведение:
- «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась» («Прыжок»)
- «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье» («Лев и собачка»)
- «Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым» («Два товарища»)
- Что объединяет эти произведения? (Эти произведения написал Л.Н.Толстой)
- Назовите тему урока. (Продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого)
- Верно.
IV.Работа с текстом.
Первичное восприятие.
- Послушайте произведение. (Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.)
- Понравилось ли вам произведение?
- Что вас удивило?
Ученики делятся впечатлением.
Физкультминутка (музыкальная)
Чтение текста про себя.
- Отметьте, какие слова требуют объяснения.
Работа в группе.
- Какие слова показались трудными?
- Объясните значение слов:
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта,
подле камня – возле.
Выдумка – вымысел, изобретение.
Чтение текста вслух.
Проблемный вопрос
- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (Рассказ; басня)
- Докажите. (Обсуждение в паре)
- Мы думаем, что это рассказ, так как это прозаическое произведение.
Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается
динамика происходящих событий.
- Мы отнесли это произведение к басне, так как высмеиваются пороки людей.
Имеется мораль.
- Что означает слово басня?
- Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ.
- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)
- Кто же прав? Постараемся доказать.
Групповая работа
- Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части.
Выборочное чтение 1 части.
- Какие вопросы подготовили?
- Где происходит действие?
- Назовите участников.
- Какая стояла задача перед инженерами?
- Как озаглавили? (Камень на площади).
Работа над 2 частью.
- Какая стояла задача перед инженерами?
- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
- Что предложил 1 инженер?
- Что предложил 2 инженер?
- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
- Как озаглавим? (Спор)
3 часть.
- Как решил эту задачу мужик?
- Почему ему дали еще 100 руб.?
- Как вы представляете мужика?
- Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)
- Как озаглавили эту часть. (Хорошая выдумка)
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
- В чём заключается главная мысль?
- Важна не столько сила, сколько смекалка. А это и есть мораль басни Льва Николаевича Толстого.
- Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?
(инженеров для того, чтобы показать силу и мужика - смекалку)
- К какому жанру относится это произведение?
- Произведение «Как мужик убрал камень» является басней.
Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.
V. Работа над пословицами
- Прочитайте пословицы.
- Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?
1. Сколько голов, столько умов.
2.Сила ломит всё, а ум силу.
3. Мало что хотеть, надо знать да уметь.
4. Ленивые руки не родня умной голове.
5. Каков мастер, такова и работа.
6. Недаром говорится, что дело мастера боится.
VI.Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня открыли для себя?
- Оцените свою работу на уроке.
- Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...