Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Григорец Даниела Дмитриевна

3 класс

"Честное слово" Л. Пантелеев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.3 КБ
PDF icon chestnoe_slovo.pdf665.13 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О студента

Марченко Даниела Дмитриевна

Класс

3 «а»

Тема урока

Произведения Л. Пантелеева.  Рассказ «Честное слово»

Тип урока

ОНЗ (1 урок)

Цель урока

читают и анализируют отрывок из рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»

 умеют распознавать самостоятельн    

Дидактические

Планируемые результаты

  1. Осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора

Пр1: определяет роль литературных произведений в расширении читательского кругозора

  1. Определять особенности жанров произведений

Пр2: называет особенности рассказа, как жанра

  1. Понимать содержание прослушанных и прочитанных произведений

Пр3: отвечает на вопросы по содержанию произведения

Пр4: ведёт диалог о произведении, героях и их поступках, оценивая их поведение с морально-этических позиций

Развивающие

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью

Р1: ставит образовательные цели на урок

Р2: проверяет и аргументирует достижение поставленных целей

  1. Ориентироваться в материалах учебника

П1: находит в учебнике объяснение непонятных слов

  1. Извлекать информацию из текста

П2: находит и зачитывает информацию из текста рассказа

  1. Участвовать в обсуждении материала урока

К1: читает вслух тексты учебников, понимает прочитанное, задает вопросы, уточняя непонятое

К2: оформляет свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

К3: высказывает свою точку зрения, аргументирует свое мнение

Воспитательные

  1. Проявлять свой творческий потенциал, воображение и фантазию

Л1: высказывает предположения о возможных вариантах развития событий в рассказе, ставит себя на место героев

       2. Проявляет чувство гордости за свою Родину, российский народ

Л2: высказывает своё мнение о людях, переживших блокаду Ленинграда

Объем времени на выполнение задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

Организационный этап

- Здравствуйте ребята, садитесь.

- Известный писатель Максим Горький говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам», как вы понимаете это высказывание?

- Верно. Поэтому, я сегодня вам желаю при прочтении нового произведения научиться или еще раз для себя подчеркнуть что-то полезное.

(садятся)

- Книги учат нас только хорошему.

Пр1, К2, К3

Актуализация знаний

- Произведения, какого автора вы изучали на прошлом уроке?

- Назовите факты из жизни автора, которые вы запомнили.

- С.Я. Маршака.

- Писал для детей стихи, сказки, пьесы. Его стихи легко запоминаются. Стихи писал о животных, о природе, о детях. Советовался с разными людьми какой вариант стиха выбрать.

К2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Прочитайте пословицы на слайде. Как вы думаете, какая тема их объединяет?

- Верно. Что это такое?

- Что значит сдержать честное слово?

- Предположите, как называется произведение, которое мы изучим сегодня на уроке.

- Верно. Какие цели вы перед собой поставите?

(фиксация на доске)

- Честное слово.

- Обещание, которое выполняется.

- Выполнить то, что пообещал.

- Честное слово.

- Прочитать, разобрать, узнать об авторе и т.п.

Р1, К2, К3

Первичное усвоение новых знаний

- Верите ли вы, что у человека может быть два имени и две фамилии.

- Писателя, написавшего произведение «Честное слово» можно назвать и Леонид Пантелеев и Алексей Иванович Еремеев. При этом, оба вариант будут верными. Почему?

- Верно. (слайд) Леонид Пантелеев – это писательский псевдоним, вымышленное литературное имя, которым писатель подписывал свои произведения. Настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев. Прожил 78 лет. Будучи в детском доме, Алексей отличался таким крутым нравом, что получил прозвище «Лёнька Пантелеев», по имени известного петроградского налётчика (грабителя) тех лет. Его он и оставил в качестве литературного псевдонима.

Родился в Санкт-Петербурге в семье офицера. Мать, происходила из семьи купцов. (слайд) Детство писателя было тяжелым. После смерти отца, мать воспитывала Алексея Ивановича с братом и сестрой одна во время войны болезней. Учился в профессиональной школе, там стал писать стихи и пьесы. Когда мать устроилась на хорошую работу и давала ему каждый месяц определенную сумму денег, почти все деньги тратил на книги. Повзрослев поступил на курсы киноактёров, но потом оставил это занятие ради романтики странствий.

(слайд) С началом Великой Отечественной войны остаётся в осаждённом городе и почти постоянно пишет свои заметки о блокадной жизни в Ленинграде. В марте 1942 года находится на грани жизни и смерти от голода. Но в июле его удалось вывезти из города. Что такое блокада Ленинграда? Когда она была?

(слайд) Рассмотрите обложки книг Леонида Пантелеева. Предположите о ком и для кого писал автор.

- Верно. Как вы уже сказали, сегодня мы начнем изучение рассказа «Честное слово». Вспомните основные черты рассказа (слайд).

- Послушайте начало рассказа (читает 101-102 стр. Непонятные слова: зарябило, будка, сторожка).

- Продолжайте чтение по цепочке.

физ-минутка

- Да/нет.

- Один из вариантов – псевдоним.

(слушают)

- Осаждение города во время ВОВ.

- О детях, о войне. Для детей.

- Не большой объем, реальные события и т.д.

- зарябить – расплываться в глазах, будка, сторожка – небольшой домик сторожа.

(читают до конца первой части)

поспешно – быстро, часовой – военный, который охраняет что-то, сержант, маршал – воинские звания, пороховой склад – место хранения взрывчатой смеси, караул – охрана.

Пр2, К1, К2, Л2

Первичная проверка понимания

- От чьего имени ведется повествование? Подтвердите ответ словами из текста.

- Какие герои встретили в начале рассказа?

- О чем жалеет рассказчик?

- Как описывает мальчика? Как говорит о нем?

- Где встретили рассказчик и мальчик?

- Почему мальчик не уходил?

- Почему это было для него так важно?

- Как бы вы поступили на месте мальчика?

- Оцените поступок мальчишек, которые оставили его.

- Предположите, что будет происходить дальше.

- От автора-рассказчика.

- Рассказчик, автор.

- О том, что не знает имени, адреса мальчика.

(читают отрывки из текста)

- В саду.

- Он был часовым.

- Потому что он дал честное слово, которое не мог нарушить.

(ответы)

- Поступили неправильно…

(предполагают)

Пр3, Пр4, П2, К2, К3        Л1

Первичное закрепление

- Продолжаем чтение.

- Что решил сделать рассказчик?

- Сразу ли идея рассказчика сработала?

- Где рассказчик встретил военного?

- Как отреагировал военный на просьбу рассказчика?

- Можно ли назвать это везением?

(читают)

рядовой красноармеец, лейтенант, кавалерийский майор – воинские звания, ремесленники – производит какое-то изделие на продажу.

несолоно хлебавши, околышем – словарик.

- Решил найти военного, чтобы тот освободил мальчика.

- Нет, он долго не встречал на улице военного.

- На остановке.

- Согласился помочь.

- Да, рассказчик мог так и не встретить военного или военный мог не согласиться.

Пр3, Пр4, П1, П2, К1, К2, К3        Л1

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Откройте дневники, запишите домашнее задание – стр.101-107 – подготовиться к выразительному чтению диалогов. Задайте вопросы.

(записывают, задают вопросы)

К2

Рефлексия (подведение итогов урока)

- Сегодня на уроке мы начали изучение рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово», завтра мы дочитаем его. Давайте вернемся к целям, которые вы ставили в начале урока. Достигли мы их? Докажите.

- Назовите факты из биографии автора, которые вы запомнили.

- Продолжите фразы, которые вы видите на слайде.

- Спасибо за работу.

- Да. Прослушали, прочитали, про автора узнали, разобрали.

(называют)

(продолжают)

Р2, К2


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...