Конспект урока по литературному чтению. И.А. Крылов "Ворона и лисица"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_fadeeva_darya.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России» 3 класс
(В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 3 класс 1 часть стр.137)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время: 10:10-10:55
Место: Школа №5
Класс: 3в
Целевой компонент урока:
Тема урока: И.А. Крылов «Ворона и лисица»
Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста басни, для умения давать характеристику героев басни, образов, определять жанровые особенности басни.
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения анализировать басню, определять жанровые особенности басни «Ворона и лисица», понимать смысл басни и определять тему, персонажей басни, образы.
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, умения выделять жанровые особенности басни, развитию читательской самостоятельности (умений).
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: не быть похожим на персонажей басни, самосовершенствование; воспитанию читательского интереса к произведениям русских поэтов, к литературе; воспитанию вдумчивого грамотного читателя.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
Планируемые результаты УУД:
Личностные: принятие и освоение социально роли обучающегося, развитие мотивов учебной и читательской деятельности, формирование личностного смысла учен7ия, развитее навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности, способности к самооценке и оцениванию другие на основах критериев, проявление интереса к читательской детальности к урокам литературного чтения.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют текст, выделяют отличительные признаки басни, отвечают на вопросы и составляют вопросы по содержанию прочитанного, определяют особенности басни «Ворона и лисица», понимают смысл басни, определяют тему, персонажей басни, образы, основную мысль.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте! Меня зовут Дарья Александровна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.
- Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3) Мотивация к учебной деятельности
У.: Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
- Мне очень хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.
II. Актуализация знаний обучающихся.
Беседа
У: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
О: Мы изучали басню «обезьяна и зеркало»
У: Хорошо. Кто автор басни?
О.: Иван Алексеевич Крылов.
У: Вашим домашним заданием было выразительное чтение басни «Обезьяна и зеркало», а также вам надо было составить Синквейн на героиню басни – Обезьяну.
Фонетическая разминка.
Но сначала нужно подготовиться к чтению, для этого проговорим скороговорку (Слайд со скороговоркой. Произносим с похлопыванием.)
Шли к ворОнам вОроны
И смотрели в стороны,
Хоть из этих из сторон
Не видать совсем ворОн.
Критерии выразительного чтения
Оценка «5» - хорошо знает текст стихотворения, рассказывает выразительно, без ошибок, без подсказок, без искажения слов, громко, четко, внятно, выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, соблюдает нужные интонации, передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор. Чтение выразительное, эмоциональное, смог(ла) в достаточной мере использовать средства выразительности.
Оценка «4» – хорошо знает текст стихотворения, рассказывает выразительно, читает не всегда громко, четко, внятно. Выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, но не всегда соблюдает нужные интонации, передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.
Оценка «3» - плохо знает текст стихотворения, рассказывает не всегда выразительно, читает не всегда громко, четко, внятно. Выбранный темп чтения не соответствует данному жанру произведения, не всегда соблюдает нужные интонации, не передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.
Оценка «2»- не знает текст, рассказывает невыразительно, тихо, не внятно. Нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст или не выучил(а). Выбранный темп чтения не соответствует данному жанру произведения, не соблюдает нужные интонации, не передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.
Индивидуальная работа (работа по перфокартам, карточкам) (для 7 человек)
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Сегодня мы продолжим знакомится с творчеством Ивана Алексеевича Крылова. А для этого давайте вспомним:
У.: В каком жанре писал Иван Алексеевич?
О.: в жанре басня
У.: Кто являются главными героями его творчество?
О.: Главными героями его творчества являются животные.
У.: Сегодня мы познакомимся с еще одной басней И. А. Крылова. А называние басни вам поможет определить ребус.
(на слайде появляется ребус)
У.: Верно, басня «Ворона и Лисица»
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить задачи урока
-вспомним о….
-узнаем о….
- познакомимся с …
- будем учиться…
(Читают сами и отвечают)
IV. Открытие новых умений, знаний.
1) Краткие биографические сведения об авторе. (ДОЛЖНЫ СООТВЕТСВОВАТЬ ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
У.: Давайте вспомним биографию Ивана Алексеевича. (вспоминают, биографию из учебника)
- Где родился Иван Алексеевич?
- Чем занимался Крылов, когда был еще ребёнком?
- Как Иван Алексеевич читало свои басни?
У.: Сейчас на слайде вы видите интересные факты из жизни баснописца. Начинаем читать цепочкой друг за другом.
2) Словарная работа.
У.: Кто помнит, что такое басня.
(Читают со слайда СЛОВА или фразы ЗАПИСАНЫ НА ДОСКЕ В СТОЛБИК С МАЛЕНЬКОЙ БУКВЫ С УДАРЕНИЕМ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ ЧИТАЮТ ВСЕ СЛОВА ПРО СЕБЯ ЗАТЕМ ЧИТАЮТ В СЛУХ ПО ОЧЕРЕДИ КАЖДОЕ СЛОВО ИЛИ ФРАЗУ ОБЪЯСНЯЮТ ЗНАЧЕНИЕ УЧИТЕЛЬ ОБОБЩАЕТ И НАЗЫВАЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ)
У.: Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни
Из скольких частей состоит басня?
О.: басня состоит из двух частей: в первой части идет рассказ, а во второй части вывод (мораль)
У.: Кто знает, что такое мораль?
О.: Мораль басни - это сжатое наставительное умозаключение, служащее уроком обобщение из основного повествования.
У.: И конечно же басня не может обойтись без кого?
О.: Басня не может обойтись без героев.
О.: Персонажи басня похожи на людей, имеют их пороки и недостатки, а также черты характера и привычки.
V. Физкультминутка.
Дети выполняют движения по тексту.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали!
VI. Первичное чтение басни «Ворона и лисица» Анализ первичного восприятия.
У.: Сейчас мы с вами прослушаем чтение басню «Ворона и Лисица» И.А. Крылова. Закрываем глаза и представляем что происходит
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Верти́т хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
У.: Ребята, что вы представили, слушая басню?
О.: Ответы обучающихся.
VII. Вторичное чтение басни «Ворона и лисица». Анализ содержания басни и выразительных средств.
У.: Сейчас вы еще раз прослушаете басню, подумайте, кто являются героями в этой басне?
У.: читаю басню
У.: Кто же являются героями данной басни?
О.: Ворона и лисица
У.: Сейчас мы будем учиться выразительно читать басню. Помните, что своей интонацией вы должны передать чувства и характер героев.
У.: Какие слова вам были непонятны?
О.: ответы обучающихся
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Ангельский (голосок) – нежный, добрый;
Не в прок – не в пользу;
Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;
Пленил – привлек внимание, привели в восторг;
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища
Оценивание
У.: Какие события в ней описываются?
О.: В ней описывается то, что лисица обманула ворону и украла у нее сыр.
У.: Откройте свои учебники, оглавление. Найдите, на какой странице басня «Ворона и лисица»
Мы начинаем читать и анализировать басню.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Верти́т хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
У.: Какова Лиса в изображении Крылова?
О.: Хитрая, умная, лукавая, плутовка.
У.: Как она действует?
О.: На цыпочках подходит, осторожно, чтобы не спугнуть Ворону
У.: Как будем читать эти строки?
О.: Медленно, вкрадчиво.
У.: Как надо читать разговор Лисы и Вороны?
О.: Медленно, льстиво, восхищенно.
В каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны?
О.: Снизу –вверх.
У.: Для чего Лиса это делает?
О.: Чтобы войти в доверие и вскружить голову Вороне.
У.: Добилась Лиса своей цели?
О.: Да.
У.: Кого высмеивает автор?
О.: Ворону. За её доверие и глупость.
У.: Почему не Лису? Ведь она обманом и лестью добилась своей цели.
О.: Лиса добилась, чего хотела. Она ничего противозаконного не сделала. А в жизни, кто как может, так и выживает. А Ворона никакой цели не добивалась, а из-за глупости своей потеряла то, что имела.
У.: Чему учит эта басня?
О.: Не верит льстивым речам.
Чтение морали.
У.: Как понимаете смысл этой фразы?
О.: Хоть басня и написана много лет назад, а льстецы и по сей день лестью могут добиться желаемого.
У.: Сейчас я вас разделю на тройки, и вы прочтете басню по ролям.
Критерии чтение по ролям.
Требования к чтению по ролям:
#1057;воевременно начинать читать свои слова.
#1055;одбирать правильную интонацию.
#1063;итать безошибочно.
#1063;итать выразительно.
5. не путать другие слова с другими
"5" - Выполнены все требования.
"4" - Допущены ошибки по одному какому-то требованию.
"3" - Допущены ошибки по двум требованиям.
"2" -Допущены ошибки по трем требованиям.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока
- вспомнили о….
- узнали о …
- познакомились с …
- учились…
Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.
У.: Ребята, на доске вы видите солнышко, но оно не может светить нам ярко, потому что разбросало свои лучики на ваши парты.
Давайте, вернем солнышку лучики, чтобы оно стало светить ярче и нам стало теплее, если вы работали с удовольствием, вам было интересно и всё понятно, то возвращаем лучик. Если вам не было интересно, и вы работали не активно, то повесьте на доску тучку.
Молодцы, мы вернули лучики нашему солнышку.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У.: Выучить наизусть басню «Ворона и лисица» И. А. Крылов на странице 137-138.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературному чтению "Ворона и лисица"
Надеюсь, что этот конспект урока кому-нибудь пригодится...
конспект урока по литературному чтению в 3 классе И А. Крылов "Ворона и лисица"
Цели: продолжить ознакомление с баснями И.А.Крылова;формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;развивать навыки чтения, твор...
План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе И.А.Крылов "Ворона и лисица"
План-конспект урока по литературному чтениюс применением ЭОР по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....
Конспект урока по литературному чтению. И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему: «И.А.Крылов "Ворона и Лисица.» по программе "Школа России". Представлен конспект урока с презентацией, урок открытия новых знаний в условиях ...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме И.А.Крылов «Ворона и лисица». Планируемые результаты:
Планируемые результаты:Познавательные: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выраж...
Конспект-урока по литературному чтению на тему И.А.Крылов «Ворона и Лисица»
Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «И.Крылов «Ворона и лисица»» (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений о содержании басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».Планируемые результатыПредметные:-знать структуру...