конспект урока по литературному чтению в 3 классе И А. Крылов "Ворона и лисица"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Цели:
- продолжить ознакомление с баснями И.А.Крылова;
- формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
- развивать навыки чтения, творческие способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prem_nach_klassy_chtenie_gonchar_oa_konspekt.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
3 класс
"И.А. Крылов
"Ворона и лисица"
Учитель начальных классов
Гудачинской МООШ
Гончар О.А.
2011 год
Цели:
- продолжить ознакомление с баснями И.А.Крылова;
- формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
- развивать навыки чтения, творческие способности детей.
Оборудование:
выставка книг, мультимедийный проектор;
- Организационный момент СЛАЙД 2
эмоциональный настрой на урок.
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы.
То и буду выполнять.
У меня получится,
И у тебя тоже. (дети поворачиваются друг к другу, произнося эти слова)
II. Чтецкая пятиминутка
1. Игра "Слово в слове". СЛАЙД 3
Шутка, гроза, ярмарка, газета
- Актуализация имеющихся знаний
СЛАЙД 4
Коллективная работа
Определите, какому жанру литературы принадлежат эти строки? Докажите. (рассказ, сказка, стихотворение, №4–?)
Что можно сказать о 4 отрывке? (проблемный вопрос)
- Об этом вы узнаете расшифровав слово:
? Расшифруйте слово:
СЛАЙД 5
БИТАРПСОДНМЫЯ (басня)
? Что такое басня? (Басня - это небольшой нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей)
? Какие басни вам уже знакомы? Кто их автор? Какие людские пороки высмеивал И.А.Крылов?
IV. Изучение нового произведения
1. Вводная беседа
Послушайте басню древнегреческого писателя Эзопа "Ворон и Лисица". Подумайте, о чём она.
Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:
- Эх, Ворон, как посмотрю на тебя - по твоему росту да красоте, только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
- Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.
Обмен впечатлениями.
? Одним из человеческих пороков издавна считается лесть. Как вы понимаете значение этого слова? (Лесть - лицемерное, угодливое восхваление)
СЛАЙД 6
? Образуйте от слова лесть родственные слова и объясните их значение.
Лесть - льстец, льстить, льстивый.
2. Первичное знакомство с басней
СЛАЙД 7
- А теперь давайте послушаем басню "Ворона и Лисица", которую написал И.А.Крылов, и сравним её с басней Эзопа.
Чтение учителем
3. Обмен впечатлениями
Ребята высказывают своё мнение об услышанном, сранивают басни, находят сходство и отличия.
( Информация для учителя:)
Ворона и Лисица - главные герои басни, однако наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия обоих персонажей. Это кусочек сыру. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон "добыл кусок мяса", описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.
4. Самостоятельное прочтение. Выделение непонятных слов и выражений.
5. Словарно-лексическая работа СЛАЙД 8
- Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.
- Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.
- Пленить - покорить чем-либо, очаровать.
- Ангельский - нежный, кроткий, добрый.
- Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.
- Зоб - расширенная часть пищевода птиц.
- Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.
Замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни:
- Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;
- Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;
- Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;
- Каркнула очень громко - во всё горло;
- Исчезла, скрылась - была такова;
- Трудно стало дышать - дыханье спёрло;
- Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.
Употребив выражение бог послал, Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.
6. Работа над текстом басни СЛАЙД 9
- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?
Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. - Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. (читают)
Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному - "ангельскому голоску". Все вы слышали голос вороны, голос неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает. Послушайте пение некоторых птиц.
(слушание пения некоторых птиц из папки «Птицы средней полосы», №22, №49, №76, №92, №98 - ворон )
- Какими качествами, по-вашему, обладает Ворона и Лисица?
СЛАЙД 10 Соединить стрелками.
Лиса хитрая коварная плутовка умная льстивая неискренняя | Ворона неуклюжая глупая растяпа ротозей простофиля тщеславная |
? Как же действуют на Ворону льстивые, ласковые, мёдоточивые слова Лисы?
? Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
СЛАЙД 11
Расставьте картинки в нужной последовательности.
7. Работа над выразительным чтением басни. Разметка.
Условные обозначения:
______ логические ударения;
| короткая пауза;
|| средняя пауза;
||| длинная пауза;
8. Отработка выразительного чтения
9. Конкурс чтецов
Физминутка для глаз Слайд 12
10. Работа с пословицами СЛАЙД 13
? Прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни.
Верь своим очам, а не чужим речам. На языке - медок, а на сердце - ледок. У лести нет чести. | Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы. Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал. Лесть и честь - понятия противоположные. Льстивый - отрицательная черта характера, честный - положительная. Где лесть, там нет честности. Лиса льстила, обманывала Ворону, говорила, что она красивая. Где лесть, там хитрость, обман. |
11. Уяснение морали
- Перечитайте мораль басни. О чём предупреждает Крылов своих читателей? (Общая идея басни такова, что одинаково некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам)
Вывод: Мораль может быть выражена в первых строчках. Слушая и читая басню, можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить.
V. Итог урока
Посмотрите на выставку книг И.А.Крылова. Кого вы видите на обложках? (Это герои его басен)
? Почему на обложках есть и звери, и люди?
? В чём сила басен? Понравился вам урок? Чем именно?
VI. Домашнее задание
Выучить басню "Ворона и Лисица" наизусть.
Интернет-фестиваль для педагогов ОУ «Мультимедиа в образовании»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...