конспект урока по литературному чтению в 3 классе И А. Крылов "Ворона и лисица"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Гончар Оксана Александровна

 

Цели:

  • продолжить ознакомление с баснями И.А.Крылова;
  • формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
  • развивать навыки чтения, творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prem_nach_klassy_chtenie_gonchar_oa_konspekt.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 3 класс

"И.А. Крылов

"Ворона и лисица"

                                                            Учитель начальных классов

                                                                    Гудачинской МООШ

                                                                            Гончар О.А.

2011 год

Цели:

  1. продолжить ознакомление с баснями И.А.Крылова;
  2. формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
  3. развивать навыки чтения, творческие способности детей.

Оборудование: 

              выставка книг, мультимедийный проектор;

  1. Организационный момент  СЛАЙД 2

эмоциональный настрой на урок. 
      Я умею думать,
      Я умею рассуждать,
      Что полезно для работы.
      То и буду выполнять.
      У меня получится,
      И у тебя тоже.
(дети поворачиваются друг к другу, произнося эти слова)

II. Чтецкая пятиминутка

1.  Игра "Слово в слове".   СЛАЙД 3

Шутка, гроза, ярмарка, газета

  1. Актуализация имеющихся знаний  

СЛАЙД 4

Коллективная работа

  Определите, какому жанру литературы принадлежат эти строки? Докажите. (рассказ, сказка, стихотворение, №4–?)

  Что можно сказать о 4 отрывке? (проблемный вопрос) 

- Об этом вы узнаете расшифровав слово:

? Расшифруйте слово:

СЛАЙД 5

БИТАРПСОДНМЫЯ  (басня)

? Что такое басня? (Басня - это небольшой нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей)

? Какие басни вам уже знакомы? Кто их автор? Какие людские пороки высмеивал И.А.Крылов?

IV. Изучение нового произведения

1. Вводная беседа

Послушайте басню древнегреческого писателя Эзопа "Ворон и Лисица". Подумайте, о чём она.

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:

- Эх, Ворон, как посмотрю на тебя - по твоему росту да красоте, только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

- Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

Обмен впечатлениями.

? Одним из человеческих пороков издавна считается лесть. Как вы понимаете значение этого слова? (Лесть - лицемерное, угодливое восхваление)

СЛАЙД 6

? Образуйте от слова лесть родственные слова и объясните их значение.

Лесть - льстец, льстить, льстивый.

2. Первичное знакомство с басней

СЛАЙД 7

- А теперь давайте послушаем басню "Ворона и Лисица", которую написал И.А.Крылов, и сравним её с басней Эзопа.

Чтение учителем

3. Обмен впечатлениями

Ребята высказывают своё мнение об услышанном, сранивают басни, находят сходство и отличия.

( Информация для учителя:)

Ворона и Лисица - главные герои басни, однако наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия обоих персонажей. Это кусочек сыру. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон "добыл кусок мяса", описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.

4. Самостоятельное прочтение. Выделение непонятных слов и выражений.

5. Словарно-лексическая работа  СЛАЙД 8

  1. Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.
  2. Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.
  3. Пленить - покорить чем-либо, очаровать.
  4. Ангельский - нежный, кроткий, добрый.
  5. Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.
  6. Зоб - расширенная часть пищевода птиц.
  7. Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.

Замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни: 

  1. Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;
  2. Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;
  3. Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;
  4. Каркнула очень громко - во всё горло;
  5. Исчезла, скрылась - была такова;
  6. Трудно стало дышать - дыханье спёрло;
  7. Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.

Употребив выражение бог послал, Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.

6. Работа над текстом басни  СЛАЙД 9

  1. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?
    Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом
    плутовка.
  2. Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. (читают)

Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному - "ангельскому голоску". Все вы слышали голос вороны, голос неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает. Послушайте пение некоторых птиц.

(слушание пения некоторых птиц из папки «Птицы средней полосы», №22, №49, №76, №92, №98 - ворон  )

  1. Какими качествами, по-вашему, обладает Ворона и Лисица?

СЛАЙД      10        Соединить стрелками.

Лиса 

хитрая

коварная

плутовка

умная

льстивая

неискренняя

Ворона 

неуклюжая

глупая

растяпа

ротозей

простофиля

тщеславная

? Как же действуют на Ворону льстивые, ласковые, мёдоточивые слова Лисы?

? Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

СЛАЙД 11

Расставьте картинки в нужной последовательности.

7. Работа над выразительным чтением басни. Разметка.

Условные обозначения:

______ логические ударения;

| короткая пауза;

|| средняя пауза;

||| длинная пауза;

8. Отработка выразительного чтения

9. Конкурс чтецов

Физминутка для глаз Слайд 12

10. Работа с пословицами СЛАЙД 13

? Прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни.

Верь своим очам, а не чужим речам.

 На языке - медок, а на сердце - ледок.

 У лести нет чести.

Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы.

 

 Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал.

 

Лесть и честь - понятия противоположные. Льстивый - отрицательная черта характера, честный - положительная. Где лесть, там нет честности. Лиса льстила, обманывала Ворону, говорила, что она красивая. Где лесть, там хитрость, обман.

11. Уяснение морали

- Перечитайте мораль басни. О чём предупреждает Крылов своих читателей? (Общая идея басни такова, что одинаково некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам)

Вывод: Мораль может быть выражена в первых строчках. Слушая и читая басню, можем увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить.

V. Итог урока

Посмотрите на выставку книг И.А.Крылова. Кого вы видите на обложках? (Это герои его басен)

? Почему на обложках есть и звери, и люди?

? В чём сила басен?  Понравился вам урок? Чем именно?

VI. Домашнее задание

Выучить басню "Ворона и Лисица" наизусть.  

Интернет-фестиваль для педагогов ОУ «Мультимедиа в образовании»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...