Методическая разработка уроков литературного чтения
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Умение планировать свои действия - одно из наиболее важных РУУД, необходимость формирования которого у учащихся начальных классов предусмотрена в действующем ФГОС. Научить ребенка планировать свою учебную деятельность - значит научить намечать шаги выполнения того или иного задания, разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленных целей.
Материалы данной методической разработки помогут учителю начальных классов и студентам специальности Преподавание в начальных классах при организации уроков литературного чтения, направленных на формирование учебного действия планирование у младших школьников при анализе художественного произведения в условиях реализации программы «Перспектива» в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспекты уроков | 948.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка уроков по теме:
«Формирование учебного действия планирование у младших школьников при анализе художественного произведения на уроках литературного чтения»
Выполнила: Пельменёва Екатерина Владимировна | |
Умение планировать свои действия - одно из наиболее важных РУУД, необходимость формирования которого у учащихся начальных классов предусмотрена в действующем ФГОС. Научить ребенка планировать свою учебную деятельность - значит научить намечать шаги выполнения того или иного задания, разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленных целей.
Материалы данной методической разработки помогут учителю начальных классов и студентам специальности Преподавание в начальных классах при организации уроков литературного чтения, направленных на формирование учебного действия планирование у младших школьников при анализе художественного произведения в условиях реализации программы «Перспектива» в 3 классе.
Оглавление
План - конспект урока по теме: В. Даль «Девочка Снегурочка» 12
План - конспект урока по теме: В. Одоевский «Мороз Иванович» 22
План - конспект урока по теме: Р. Киплинг «Братья Маугли» 41
Пояснительная записка
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Термин «универсальные учебные действия» был введен 1 сентября 2011 года, когда все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. [2]
Главной функцией универсальных учебных действий является обеспечение ключевой компетенции учащихся, то есть умения учиться и применять полученные знания в повседневной жизни. Универсальные учебные действия группируются в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Ведущим компонентом УУД является регулятивный, он необходим для самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит, лежит в основе успешности всего обучения в начальной школе. [6]
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД) в свою очередь включают такие важнейшие умения как целеполагание; планирование; прогнозирование промежуточных и конечных результатов; способность к контролю над своими действиями; коррекция и дополнение в своей работе; оценивание качества и уровня усвоения нового материала, проявление волевых усилий и саморегуляции для достижения целей. [5]
Умение планировать свои действия - одно из наиболее важных РУУД, необходимость формирования которого у учащихся начальных классов предусмотрена в действующем ФГОС. Научить ребенка планировать свою учебную деятельность - значит научить намечать шаги выполнения того или иного задания, разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленных целей. [14]
Среди ученых, которые интересовались и занимались проблемой формирования учебного действия планирования у младших школьников такие, как: А. Г. Асмолов, Т.Н. Бокова, Л.С, Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, В.Х. Магкаев и др. В работах отмечается, что формирование у младших школьников умения планировать свою деятельность является важной задачей учебно-воспитательного процесса.
Действие планирования необходимо ученику для более успешной и результативной организации собственной учебной деятельности, для установления оптимальных отношений межличностного сотрудничества в школе и в дальнейшей уже самостоятельной общественной жизни.
При этом сегодня исследователями выделяются такие проблемы, приводящие к несформированности у младших школьников умения планировать учебную работу [22]:
– формирование умения планировать учебную работу, не рассматривается в учебном процессе как отдельная задача;
– при выполнении учебных заданий основное внимание школьников направляется на исполнительную часть деятельности, причём актуальность выполняемых операций не осознаётся детьми;
– осознанность выполняемых детьми действий находиться на низком уровне, акцент делается лишь на исполнительность деятельности.
Учебный курс «Литературное чтение» закладывает основы всех регулятивных УУД. Приоритетными целями изучения данного предмета является обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуру его речи и читательской деятельности, интерес к самостоятельному чтению. Сформированность этих умений обеспечивает успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Программа литературного образования в начальной школе ориентирует учителя на необходимость усиления внимания к решению важнейшей задачи современной начальной школы - формированию читательской самостоятельности. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных, метапредметных) умений, навыков, способов деятельности.
К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов, что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе. Поэтому учитель находится в постоянном поиске таких методических инструментов, которые помогают реализовать цели:
-развития у младшего школьника способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-формирования умения чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ; формирования потребности в постоянном чтении книг, развитии интереса к литературному творчеству, творчеству писателей, поэтов;
-обогащения чувственного опыта ребенка, его реальных представлений об окружающем мире и природе; формировании эстетического отношения ребенка к жизни, приобщении его к классике художественной литературы и др. [22, 24]
Данная методическая разработка является результатом поиска и выстраивания таких приемов работы с художественным текстом на уроках литературного чтения, которые формируют у младших школьников умение планировать и выполнять анализ произведения самостоятельно.
Анализ предполагает изучение компонентов произведения и их связей, а также тех или иных художественных приемов и принципов.
Анализ произведения в начальной школе - это путь наблюдений и размышлений читателя за тем, как развивается мысль автора от первого до последнего слова в тексте. Основная цель такого разбора - понять главную авторскую идею, увидеть, как она подается в произведении определенного жанра. Важно, чтобы ученики не только освоили художественную идею изучаемого произведения, но и осознали тот путь, по которому они пришли к цели. [25]
Следуя выстроенной логике анализа разного рода литературных произведений, которую постоянно демонстрирует учитель, дети осваивают сложные виды планов, убеждаясь, как эти планы облегчают им достижение ясности и строгой последовательности в изложении собственных мыслей о прочитанном произведении.
Если на первых этапах обучения чтению школьники отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, составляют характеристику героя вместе с учителем, то на заключительном этапе обучения чтению, когда дети постоянно работают с крупнообъемными литературными произведениями, учитель помогает им сделать один решающий шаг, который обеспечивает интерес к построению плана, дисциплинирующему мысль и слово, и желание овладеть искусством составления плана для передачи собственных мыслей при первой необходимости. [24]
Материалы данной методической разработки помогут учителю начальных классов, руководителям производственной практики по ПМ.01 Преподавания в начальных классах, студентам при организации уроков литературного чтения, направленных на формирование учебного действия планирование у младших школьников при анализе художественного произведения в условиях реализации программы «Перспектива» в 3 классе.
Конспекты уроков были разработаны самостоятельно с опорой на рабочую программу по литературному чтению для учащихся 3 класса учебно-методического комплекта «Перспектива», календарно-тематическое планирование, материалы научной статьи Н. Даниловой «Анализ литературного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС», опубликованной в журнале «Царскосельские чтения».
Конспекты уроков разрабатывались в соответствии с рекомендованным ФГОС НОО системно-деятельностным подходом. Также был использован материал из учебников литературного чтения для 3 класса учебно-методического комплекта «Перспектива». Темы выбраны таким образом, чтобы реализовать на практике комплекс упражнений по анализу художественных произведений одного жанра. В нашем случае- это сказка. В разработку включены уроки по формированию УУД планирование при обучении анализу следующих сказок: В. Даль «Девочка Снегурочка»; В. Одоевский «Мороз Иванович»; Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»; Р. Киплинг «Братья Маугли».
Конспекты уроков готовы к использованию на уроках литературного чтения в третьем классе в условиях реализации УМК «Перспектива». В результате внедрения данной разработки в образовательный процесс предполагается, что у обучающихся будет сформировано представление о последовательности действий при анализе сказки. То есть, на данных уроках они пройдут, путь от следования инструкциям учителя до по большей части самостоятельного выполнения анализа произведения. Формирование действия планирования на данных уроках начинается с разъяснения понятия «план» и действия планирование. Дети понимают, что план - это порядок, последовательность действий.
На первом уроке учащимся предлагается поработать по уже готовому плану, постоянно возвращаясь, оценивая продвижение по намеченным пунктам. При этом педагог проговаривает все этапы действия, организует коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются способности соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату.
Формированию действия планирования на втором уроке способствует упражнение на исправление деформированного плана. Дети корректируют последовательность действий, направленных на выявление смысла прочитанного произведения, исключая лишние из предложенного списка. Восстановив логику размышлений, они на уроке реализуют данные пункты и приходят к осознанию собственного индивидуального смысла.
На следующем уроке учащимся предлагается упражнение, в котором последовательность действий плана нарушена. Задача учащихся восстановить эту последовательность. Такая концентрация внимания на каждом шаге при выполнении анализа объясняется сложностью этого вида деятельности, творческим подходом, отсутствием одного решения. Дети учатся размышлять над текстом, находить подтверждение своим догадкам, составлять характеристики, делать выводы.
На четвертом уроке детям предлагается неполный план. Учащиеся должны найти, чего не хватает, и дополнить его. При выполнении этого упражнения, учащиеся закрепляют последовательность действий при анализе произведения, проверяют, насколько им понятна логика описания героев, их поступков. Они рассуждают о том, что помогает им сформулировать ту идею, мысль, которая возникает при прочтении произведения.
Таким образом, данная разработка нацеливает на систематическую работу учителя формировать учебное действие планирование при выполнении анализа текста. Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности на данных уроках были использованы следующие приемы:
- обсуждение готового плана решения учебной задачи;
- работа с деформированным планом решения учебной задачи;
- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
- составление своего плана решения учебной задачи.
На представленных уроках действие планирование формируется при анализе сказки. Сказка выбрана в связи с тем, что данный жанр соответствует интересам младших школьников. При анализе сказки, как правило, можно довольно легко оценить злой или добрый поступок совершил герой. Также в сказке всегда что-то происходит, то есть понятный сюжет и она всегда многозначна по смыслу. В сказке каждый может найти свой, близкий ему смысл.
Для анализа выбрана методика – Семеновой Т. В.[23] Главными составляющими плана анализа сказки мы определили:
- описание событий, происходящих в сказке;
- определение главных героев;
- определение второстепенных героев, а также их характеристика на основе анализа их поступков;
- формулирование главной мысли произведения.
Самым сложным при выполнении данного анализа мы считаем характеристику героев сказки, поэтому для самостоятельной работы предлагается дополнительный план, который поможет детям с этим справиться.
При работе над анализом сказки нами предлагаются такие формы организации работы, как парная, групповая, позволяющие обсудить свои догадки, найти совместное решение поставленной задачи.
При реализации обучения анализу будет оправданным использовать отдельные приемы критического мышления, что также отражено в конспектах.
В результате использования данной методической разработки уроков литературного чтения, направленных на формирование учебного действия планирование при анализе художественного произведения и освоения её со-держания учащиеся смогут:
- определять и обосновывать необходимые действия по реализации анализа художественного произведения в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм ее выполнения;
- планировать свои действия в соответствии с последовательным выполнением пунктов сложного действия анализа, в том числе во внутреннем плане (вначале под руководством учителя);
- предлагать и выполнят действия, указывая и обосновывая логическую последовательность своих шагов;
- составлять план анализа художественного произведения другого жанра, выполняя перенос усвоенных действий. [16]
Контроль и оценка сформированности учебного действия планирование предполагается через выполнение предложенных упражнений, а также формулирование собственного смысла прочитанного произведения.
План - конспект урока по теме: В. Даль «Девочка Снегурочка»
УМК: «Перспектива»
Учебник: 3 класс часть 2, авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
Основная цель темы: Познакомить с биографией В. Даля и произведением «Девочка Снегурочка»; способствовать формированию действия планирования при анализе сказки.
Задачи | С точки зрения учителя | С точки зрения ученика |
Образовательные | Познакомить с биографией В. Даля; познакомить с литературной сказкой «Девочка Снегурочка» и проанализировать её; познакомить с планом анализа сказки; способствовать формированию действия планирования при анализе данной сказки; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения. | Ознакомиться с биографией В. Даля; ознакомиться с планом анализа сказки; изучить и проанализировать литературную сказку «Девочка Снегурочка». |
Развивающие | Развивать образное мышление, воображение, слуховое восприятие, связную речь и словарный запас учащихся. | Развивать воображение, слуховое восприятие и словарный запас. |
Воспитательные | Воспитывать интерес к отечественной литературе, уважительное отношение к близким и доброе отношение к животным. |
Предмет усвоения: биография В. Даля и литературная сказка «Девочка Снегурочка».
Средства усвоения:
Опорные знания | Опорные умения |
Знают разные виды чтения текста; знают, что такое литературная сказка; знают о жанровых и тематических литературных впечатлениях. | Умеют читать самостоятельно, формулировать ответы на вопросы, внимательно слушать, воспринимать текст. |
Тип урока – Открытие нового знания.
Ресурсы урока (средства обучения) – презентация, учебник
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы усвоения: | Этапы урока: |
#1054;рганизация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: создать психологический и эмоциональный настрой для продуктивной работы учащихся Прозвенел и смолк звонок. Мило, дружно улыбнитесь И на места свои садитесь. - Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного. Урок наш начнем с прекрасной пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием» -Как вы понимаете смысл пословицы? -На уроке нам понадобятся все ваши знания, выдержка, дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей. -Прежде, чем начать урок выполним с вами дыхательную гимнастику. | |
1. Подготовка к восприятию | Учебное задание№1: Речевая разминка Учебная задача для учителя: подготовить артикуляционный аппарат Учебная задача для учащихся: разработать артикуляционный аппарат Содержание:
Белый снег. Белый мел. Форма организации: фронтальная Форма контроля: учитель следит за произношением учащихся и корректирует. #1040;ктуализация опорных знаний. Цель: подвести учащихся к формулированию темы и цели урока. Учебное задание №2:Подведение к теме урока Учебная задача для учителя: активизировать знания учащихся о жанре художественного произведения – сказке и ее видах. Учебная задача для учащихся: вспомнить, что такое сказка и ее виды. Содержание: -Прослушайте стихотворение. Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку? Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке звери оживают, Начинают говорить. В сказке всё бывает честно: И начало, и конец. Смелый принц ведёт принцессу Непременно под венец. Белоснежка и Русалка, Старый карлик, добрый гном- Покидать нам сказку жалко, Как уютный добрый дом. - О чём это стихотворение? (о сказках) -Кто скажет, что такое сказка? (Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы. Вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях) -А какие сказки вы знаете? (Литературные и народные) -Какая сказка называется литературной? (Созданная писателем) -Какие сказки называют народными? (Придуманные народом) -А кто помнит, какой раздел мы начали с вами изучать? (Литературная сказка) -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? -Сегодня мы с вами познакомимся с литературной сказкой, а о ком она вы узнаете, отгадав загадку: Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка) -Верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой В. Даля, которая называется «Девочка Снегурочка» и даже попробуем её проанализировать. -А сейчас давайте с вами наметим план наших действий. Кто скажет, что такое план? (последовательность действий, которая приводит к цели). Как вы думаете, из каких действий будет состоять план нашего урока? Что нам необходимо сделать на сегодняшнем уроке? -Посмотрите на доску, совпали ли ваши предположения? 1. Познакомиться с биографией В. Даля. 2. Прочитать литературную сказку «Девочка Снегурочка». 3. Проанализировать сказку. 4. Выполнить словарную работу. Форма организации: фронтальная Форма контроля: учащиеся отвечают на вопросы учителя Учебное задание №3: Знакомство с биографией В. Даля. Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с биографией В. Даля. Учебная задача для учащихся: расширить представления о биографии В. Даля. Содержание: -Первый пункт нашего плана: познакомиться с биографией автора, чем мы сейчас с вами и займёмся. -Посмотрите на доску, я приготовила для вас портрет В. Даля. -Что вы можете сказать об авторе, глядя на портрет? -Сейчас я зачитаю вам биографию В. Даля, а вы сверяйте свои предположения. -Родился в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Образование получил в морском Кадетском корпусе в Кронштадте, после окончания которого несколько лет служил в Черноморском флоте. В 1826 г. оставил службу. Продолжил образование в Дерптском университете на медицинском факультете. Служил военным врачом хирургом. Литературную деятельность начал в 1832 г. с издания «Русских сказок». Книга вызвала неудовольствие властей, и писатель был арестован. Благодаря заступничеству В.А. Жуковского все окончилось благополучно, но Даль еще несколько лет не мог печататься под своей фамилией. По названию родного города часто использовал псевдоним Казак Луганский. С конца 1830-х гг. Даль издал множество трудов по этнографии, лексике и наречиях русского языка, учебников по ботанике и зоологии, очерков русской жизни, повестей и рассказов. В 1861-1868 гг. вышло в свет главное творение Даля – «Толковый словарь живого великорусского языка», материалы для которого он начал собирать еще, будучи морским врачом. Форма организации: фронтальная Форма контроля: ответы на вопросы учителя
|
2. Восприятие 3. Осмысление | #1055;ервичное чтение произведения. Цель: сформировать умение осознанно, прочувственно воспринимать текст произведения. Учебное задание № 4: Знакомство с произведением Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с литературной сказкой «Девочка Снегурочка» Учебная задача для учащихся: воспринимать текст на слух Содержание: -Второй пункт нашего плана: прочитать литературную сказку «Девочка Снегурочка». -Для начала давайте прочитаем название текста. Что можно узнать по названию? -Предположите, о чём нам расскажет автор в своём произведении? -Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предположения. Начинаем читать по цепочке по одному абзацу, остальные следят и подчеркивают непонятные слова. Чтение произведения по цепочке. -Ваши впечатления? -О чем эта сказка? -Определите характер произведения. -Обратите внимание, есть ли в сказке зачин, концовка, песенные вставки, троекратные повторы, чудесные превращения, как в народных сказках. -Мы с вами выполнили второй пункт нашего плана: прочитали сказку. Что нам необходимо сделать дальше? (Проанализировать сказку) -Скажите, что вы понимаете под словом проанализировать? (определить идеи, особенности и способы выражения авторского замысла художественном произведении) -Вы когда-нибудь раньше анализировали произведение? -Благодаря, анализу художественного произведения мы сможем понять суть, главную мысль произведения, то, что до нас хотел донести автор. -Вот как вы думаете, зачем пишут сказки? Почему не написать прямо то, что хотели передать? -Благодаря этим довольно простым и коротким рассказам, можно научиться тому, как вести себя в разных жизненных ситуациях, не боятся трудностей и жизненных проблем. Сказка - это своего рода модель мира вокруг нас. В ней рассказывается о многих жизненных трудностях и проблемах на очень простых и понятных примерах. -Все это становится возможным при анализе произведения. -Для того чтобы проанализировать сказку, необходимо познакомиться с планом анализа произведения. -Давайте еще раз повторим, что такое план? (последовательность действий, которая приводит к цели) -А какова наша с вами цель? (определить главную мысль произведения) -Можно сделать вывод, что с помощью плана анализа сказки мы достигнем цели – определим главную мысль данного произведения. -Обратите внимание на доску, на ней представлен план анализа сказки. Давайте с помощью данного плана попробуем проанализировать данную сказку. План анализа сказки:
по авторству - авторская (литературная), народная; по содержанию - бытовая, волшебная, о животных. Бытовая сказка - это сказка, в которой отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства. Волшебная сказка - это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. Сказки о животных - иносказания, в которых под звериными масками представлены люди. -Давайте определим вид нашей сказки. (Авторская, одновременно волшебная и о животных. От волшебной сказки в ней имеется рождение Снегурочки, волшебного существа, сделанного из снежка. От сказки о животных в ней история Жучки, поверившей лисе и попавшей в немилость у хозяев.)
Главные герои - это образы, на которых завязана вся история, это основные действующие лица, на поступках которых строится сюжет произведения. -Для того, чтобы определить основные черты характера, необходимо воспользоваться алгоритмом характеристики героя. (Приложение 1) -Назовите главных героев сказки, которую мы прочитали. Старик и старуха: бездетные, отзывчивые, добрые. Снегурочка: добрая, разумная. Жучка: добрая, верная, отважная. Лиса: хитрая, наглая.
Второстепенные герои - это те, кто не является главными, но играют в произведении не эпизодическую роль. То есть второстепенный герой на протяжении всего произведения появляется то там, то сям, однако большой смысловой нагрузки не несёт. -В этой сказке, кто является второстепенным героем? (медведь, волк, подружки).
Положительный герой - это литературный персонаж, воплощающий идеалы автора, через которого автор выражает свое мнение к происходящим событиям произведения и решает конфликты произведения. Отрицательный герой - антигерой, персонаж, не наделённый героическими чертами и имеющий отрицательный характер, через которого автор выстраивает конфликт и создаёт проблематику произведения. -В данной сказке положительные герои: старик, старуха, Снегурочка, Жучка. Отрицательные герои: лиса, медведь и волк.
-Главной мыслей сказки является то, что желания, если они сильные и настоящие, всегда исполняются. Старик и старуха так сильно хотели детей, что появилась у них девочка, почти из ниоткуда, из снежного комочка. Назвали ее Снегурочка, и выросла она умницей и красавицей. -А еще сказка учит тому, что надо уметь прощать чужие ошибки, особенно если эти ошибки совершает старый и преданный друг. Собака ошиблась, поверив лисе, но она исправила свою ошибку, вернув Снегурочку домой. Доверять можно лишь тому, кто давно доказал свою преданность. -Вот мы с вами познакомились с планом анализа сказки. - Кто скажет, что мы делали, чтобы понять смысл произведения? -Я предлагаю вам объединиться в пары, повторить последовательность анализа и представить в виде схемы. -Скажите, сложный ли план? Возникли ли затруднения при выполнении действий плана? -Вам необходимо запомнить данную последовательность действий и в дальнейшем у вас не будут возникать трудности, и вы с легкостью сможете проанализировать сказку и понять главную мысль. Форма организации: фронтальная, работа в парах. Форма контроля: учитель слушает и корректирует ответы детей Учебное задание №5: Словарная работа Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с лексическим значением слов Учебная задача для учащихся: усвоить лексическое значение новых слов Содержание: - Встретились ли в тексте слова и выражения, которые вам непонятны? Давайте попробуем объяснить их значение. Лиса махнула пушняком своим - (махнула хвостом). Жучка ее лобызала - (лизала). Волк на прогалине - (на месте, не заполненном тем, что находится вокруг него - например, небольшая поляна в лесу). Жучка лает, все ее боятся, никто не приступается - (никто не подходит). Форма организации: фронтальная Форма контроля: учитель выслушивает учащихся и контролирует их ответы. |
#1047;акрепление #1055;рименение | 4.Вторичный синтез. Цель этапа: Усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, парно или в группах). Учебное задание №6: Чтение по ролям Учебная задача для учителя: развивать навыки правильного, выразительного, беглого и сознательного чтения Учебная задача для учащихся: совершенствовать навык правильного, выразительного, беглого и сознательного чтения Содержание: -А теперь давайте с вами почитаем по ролям. -На что будем обращать внимание при чтении по ролям? - Очень важно передать характер героя с помощью интонации, чётко произносить слова и вовремя вступать в диалог. Форма организации: учитель распределяет роли, сам читает за автора Форма контроля: учитель слушает выразительное чтение учащихся. |
Подведение итогов. Цель этапа: Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности. -Наш с вами урок подошел к концу и нам необходимо подвести итог . - Кто автор этой сказки? - Чему учит эта сказка? - Чем мы занимались на уроке? - Запомнили ли вы план анализа сказки? Кто может повторить? - Что было самым трудным? | |
Рефлексия учебной деятельности. -А сейчас я бы хотела, чтобы вы закончили данные предложения.
Домашнего задания. Выразительное чтение сказки «Девочка Снегурочка», повторение плана анализа сказки. |
План - конспект урока по теме: В. Одоевский «Мороз Иванович»
УМК: «Перспектива»
Учебник: 3 класс часть 2, авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
Основная цель темы: Познакомить с биографией В. Одоевского и произведением «Мороз Иванович»; способствовать формированию действия планирования при анализе художественного произведения.
Задачи | С точки зрения учителя | С точки зрения ученика |
Образовательные | Познакомить с биографией В. Одоевского; познакомить с литературной сказкой «Мороз Иванович» и проанализировать её; продолжить работу по формированию действия планирования при анализе сказки; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения. | Ознакомиться с биографией В. Одоевского; изучить и проанализировать литературную сказку «Мороз Иванович». |
Развивающие | Развивать образное мышление, воображение, слуховое восприятие, связную речь и словарный запас учащихся; развивать умение анализировать. | Развивать воображение, слуховое восприятие и словарный запас. |
Воспитательные | Воспитывать чувство нравственности через анализ художественного произведения; интерес к отечественной литературе. |
Предмет усвоения: биография В. Одоевского и литературная сказка «Мороз Иванович».
Средства усвоения:
Опорные знания | Опорные умения |
Знают разные виды чтения текста; знают, что такое литературная сказка; знают о жанровых и тематических литературных впечатлениях; знают, что такое план; знают, как анализировать сказку. | Умеют читать самостоятельно, формулировать ответы на вопросы, внимательно слушать, воспринимать текст. |
Тип урока – Открытие нового знания.
Ресурсы урока (средства обучения) – презентация, учебник, видеофрагмент, портрет В. Одоевского.
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы усвоения: | Этапы урока: |
#1054;рганизация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: создать психологический и эмоциональный настрой для продуктивной работы учащихся. -Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача - быть внимательными, активными, находчивыми, а главное - трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. -Прежде, чем начать урок, выполним с вами дыхательную гимнастику. | |
1. Подготовка к восприятию | Учебное задание№1: Речевая разминка Учебная задача для учителя: подготовить артикуляционный аппарат Учебная задача для учащихся: разработать артикуляционный аппарат Содержание:
Нет хвоста у гитариста, У артиста-куплетиста, У саблиста, рапириста, У самбиста, хоккеиста, Футболиста, теннисиста, Альпиниста, фигуриста... Им досталось от хвоста Только «ста»! Форма организации: фронтальная Форма контроля: учитель следит за произношением учащихся и корректирует. #1040;ктуализация опорных знаний. Цель: подвести учащихся к формулированию темы и цели урока. Учебное задание №2:Подведение к теме урока Учебная задача для учителя: активизировать знания учащихся о жанре художественного произведения – сказке, ее видах и плане анализа сказки. Учебная задача для учащихся: вспомнить, что такое сказка и ее виды, план анализа сказки. Содержание: -Прослушайте отрывок и определите, из какого он произведения. Поехал старик в лес, доезжает до того места, - под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около - короб с богатыми подарками. Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. - Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко») -Кто скажет, что такое сказка? (Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы. Вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях) - Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста) - Какие виды сказок еще вы знаете? -Какая сказка называется литературной? (Созданная писателем) -А кто помнит, чем мы занимались на прошлом уроке? (Читали и анализировали литературную сказку) -Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? -Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной литературной сказкой, название которой, вы узнаете, отгадав загадку: Старик у ворот Тепло уволок. Сам не бежит И стоять не велит -Правильно. Это Мороз, но не просто мороз, а Мороз Иванович! -Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой известного писателя В. Одоевского, которая называется «Мороз Иванович», а также проанализируем её. -На предыдущем уроке мы с вами познакомились с планом анализа сказки. Кто помнит, что такое план? (последовательность действий, которая приводит к цели) Кто может назвать последовательность действий плана анализа сказки? -Посмотрите на доску. Вам представлен деформированный план. Ваша задача, вспомнить последовательность действий плана анализа сказки и исключить лишние действия. План анализа сказки:
-Молодцы! Справились с поставленной задачей. -Итак, вы определили, что на сегодняшнем уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Мороз Иванович»; вспомнили план анализа сказки. -А сейчас вам необходимо наметить план наших действий. Как вы думаете, из каких действий будет состоять план нашего урока? Что нам необходимо сделать на сегодняшнем уроке? -Посмотрите на доску, совпали ли ваши предположения? 1. Познакомиться с биографией В. Одоевского. 2. Прочитать литературную сказку «Мороз Иванович». 3. Проанализировать сказку. 4. Выполнить словарную работу. Форма организации: фронтальная, индивидуальная. Форма контроля: учащиеся отвечают на вопросы учителя Учебное задание №3: Знакомство с биографией В. Одоевского. Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с биографией В. Одоевского. Учебная задача для учащихся: расширить представления о биографии В. Одоевского. Содержание: -Первый пункт нашего плана: познакомиться с биографией автора, чем мы сейчас с вами и займёмся. -Посмотрите на доску, я приготовила для вас портрет В. Одоевского. -Что вы можете сказать об авторе, глядя на портрет? -Сейчас мы посмотрим с вами не большой видеофрагмент, в котором будет представлена биография В. Одоевского, а потом мы сверим ваши предположения. Видеофрагмент -Совпали ли ваши предположения? -Что больше всего запомнилось? -Что привлекло внимание? -Владимир Федорович увлекался алхимией, магнетизмом, отдавал дань мистическим учениям и масонству. Он писал повести, сказки, публицистические статьи. Итог своим увлечениям Одоевский подвел в сборнике «Русские ночи». Форма организации: фронтальная Форма контроля: ответы на вопросы учителя
|
2. Восприятие 3. Осмысление | #1055;ервичное чтение произведения. Цель: сформировать умение осознанно, прочувственно воспринимать текст произведения. Учебное задание № 4: Знакомство с произведением Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с литературной сказкой «Мороз Иванович» Учебная задача для учащихся: воспринимать текст на слух Содержание: -Второй пункт нашего плана: прочитать литературную сказку «Мороз Иванович». -Для начала давайте прочитаем название текста. Что можно узнать по названию? -Предположите, о чём нам расскажет автор в своём произведении? -Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предположения. Начинаем читать по цепочке по одному абзацу, остальные следят и подчеркивают непонятные слова. Чтение произведения по цепочке по одному абзацу. -Ваши впечатления? -О чем эта сказка? -Определите характер произведения. -Обратите внимание, есть ли в сказке зачин, концовка, песенные вставки, троекратные повторы, чудесные превращения, как в народных сказках. -Мы с вами выполнили второй пункт нашего плана: прочитали сказку. Что нам необходимо сделать дальше? (Проанализировать сказку) -А для чего мы анализируем произведения? -Итак, в начале урока мы с вами повторили план анализа сказки. Теперь я предлагаю вам разбиться на пары и попробовать выполнить анализ произведения, согласно плану. Ваша главная задача – определить главную мысль. После чего, мы все вместе проверим, совпали ли ваши предположения. Для характеристики героя воспользуйтесь планом. (Приложение 1) (Дети в парах выполняют анализ, после чего совместно с учителем идет проверка, дети высказывают свои варианты)
-К какому виду относится данная сказка? (Авторская, волшебная) -Почему вы так считаете? (сказка написана автором, в ней имеется Мороз, разговаривает яблоня и пирожок)
Рукодельница: умная, трудолюбивая, отзывчивая. Ленивица: глупая, ленивая, неряшливая. Мороз Иванович: справедливый, добрый к трудолюбивым, суровый к ленивым. Нянюшка: добрая, неответственная(неправильно воспитывает Ленивицу).
-В этой сказке, кого вы посчитали второстепенным героем? (петух, яблоня и пирожок).
-В данной сказке положительные герои: Рукодельница, Мороз Иванович, яблоня, пирожок. Отрицательные герои: ленивица, нянька.
-Главная мысль сказки заключается в том, что нужно хорошо трудиться, и за это вас будут уважать. И напротив, безделье, и лень, только оттолкнут от вас людей. То есть от того, как ты трудишься, зависит отношение к тебе окружающих. Да и награда будет та, которую ты заслужишь. -Давайте с вами подумаем, какими пословицами можно выразить смысл сказки? Объединитесь в группы по четыре человека и подберите несколько пословиц. (Дети подбирают пословицы, затем высказывают свои варианты) -Молодцы! Вот мы с вами вновь проанализировали сказку. -Скажите, сложно ли вам было? Возникли ли затруднения при выполнении действий плана? -Благодаря, данному плану вы с легкостью смогли проанализировать сказку и определить её главную мысль, идею. Форма организации: фронтальная, работа в парах. Форма контроля: учитель слушает и корректирует ответы детей Учебное задание №5: Словарная работа Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с лексическим значением слов Учебная задача для учащихся: усвоить лексическое значение новых слов Содержание: - Встретились ли в тексте слова и выражения, которые вам непонятны? Давайте попробуем объяснить их значение. Горемычная - несчастная, бедная. Студенец - колодец, родник. Перина - подстилка на кровать. Студёная - очень холодная. Горница - комната в верхнем этаже. Почивать - спать. С сими словами - с этими. Форма организации: фронтальная Форма контроля: учитель выслушивает учащихся и контролирует их ответы. |
#1047;акрепление #1055;рименение | 4.Вторичный синтез. Цель этапа: Усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, парно или в группах). Учебное задание №6: Чтение по ролям Учебная задача для учителя: развивать навыки правильного, выразительного, беглого и сознательного чтения Учебная задача для учащихся: совершенствовать навык правильного, выразительного, беглого и сознательного чтения Содержание: -А теперь давайте с вами почитаем по ролям. -На что будем обращать внимание при чтении по ролям? - Очень важно передать характер героя с помощью интонации, чётко произносить слова и вовремя вступать в диалог. Форма организации: учитель распределяет роли, сам читает за автора Форма контроля: учитель слушает выразительное чтение учащихся. |
Подведение итогов. Цель этапа: Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности. -Наш с вами урок подошел к концу и нам необходимо подвести итог. - Кто автор этой сказки? - Что вы можете сказать об авторе этой сказки? - Чему учит эта сказка? - Чем мы занимались на уроке? - Кто может повторить план анализа сказки? - Что было самым трудным? - Что было самым интересным? - Что больше всего понравилось? - Что вы расскажете дома? | |
Рефлексия учебной деятельности. -У меня для вас приготовлено еще одно задание. Посмотрите на парту, у каждого лежит листок, что на нем изображено? -Вам нужно раскрасить эту книгу, используя определенный цвет. Зеленый - все понравилось, все было интересно. Жёлтый - почти все понравилось, было не очень интересно. Красный - ничего не понравилось, было не интересно. -Надеюсь, что у всех книги получились зеленые. Читайте чаще, развивайте жизненно-важные способности, ведь книга является основным источником знаний. Домашнее задание. Выразительное чтение сказки «Мороз Иванович» (ответить на все вопросы после сказки), повторение плана анализа сказки. |
План - конспект урока по теме: Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
УМК: «Перспектива»
Учебник: 3 класс часть 2, авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
Основная цель темы: Познакомить с биографией Д. Мамина - Сибиряка и произведением «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»; способствовать формированию действия планирования при анализе художественного произведения.
Задачи | С точки зрения учителя | С точки зрения ученика |
Образовательные | Познакомить с биографией Д. Мамина - Сибиряка; познакомить с литературной сказкой про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу и проанализировать её; продолжить работу по формированию действия планирования при анализе сказки; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения. | Ознакомиться с биографией Д. Мамина - Сибиряка; изучить и проанализировать литературную сказку про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. |
Развивающие | Развивать образное мышление, воображение, слуховое восприятие, связную речь и словарный запас учащихся; развивать умение анализировать. | Развивать воображение, слуховое восприятие и словарный запас. |
Воспитательные | Воспитывать чувство нравственности через анализ художественного произведения; интерес к отечественной литературе. |
Предмет усвоения: биография Д. Мамина - Сибиряка и литературная сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.
Средства усвоения:
Опорные знания | Опорные умения |
Знают разные виды чтения текста; знают, что такое литературная и народная сказка; знают о жанровых и тематических литературных впечатлениях; знают, что такое план; знают, как анализировать сказку. | Умеют читать самостоятельно, формулировать ответы на вопросы, внимательно слушать, воспринимать текст. |
Тип урока – Открытие нового знания.
Ресурсы урока (средства обучения) – презентация, учебник, портрет Д. Мамина - Сибиряка.
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы усвоения: | Этапы урока: |
#1054;рганизация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: создать психологический и эмоциональный настрой для продуктивной работы учащихся. -Здравствуйте! Наш сегодняшний урок я хотела бы нчать с притчи. -Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!» - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы». -Как вы понимаете основную мысль текста? -Как она нам поможет на уроке? -Ребята, запомните, всегда нужно верить в себя и свои силы. Не бояться отвечать и выдвигать предположения. -Прежде, чем начать урок, выполним с вами дыхательную гимнастику. | |
1. Подготовка к восприятию | Учебное задание№1: Речевая разминка Учебная задача для учителя: подготовить артикуляционный аппарат Учебная задача для учащихся: разработать артикуляционный аппарат Содержание:
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон. Форма организации: фронтальная Форма контроля: учитель следит за произношением учащихся и корректирует. #1040;ктуализация опорных знаний. Цель: подвести учащихся к формулированию темы и цели урока. Учебное задание №2: Подведение к теме урока Учебная задача для учителя: активизировать знания учащихся о жанре художественного произведения – сказке, ее видах и плане анализа сказки. Учебная задача для учащихся: вспомнить, что такое сказка и ее виды, план анализа сказки. Содержание: -Обратите внимание на доску и прочитайте пословицу. «Не красны сказки письмом, а красны смыслом». -Как вы понимаете эту пословицу? -Сказка - неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром. -Кто скажет, что такое сказка? (Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы. Вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях) - Какие виды сказок еще вы знаете? - Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста) -Какая сказка называется литературной? (Созданная писателем) -Кто помнит, чем мы занимались на прошлом уроке? (Читали и анализировали литературную сказку) -Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? -Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной литературной сказкой, название которой, вы узнаете, познакомившись со скороговоркой: Воробей попросил Ворону Ерша вызвать к телефону. - Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко. - Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно! - Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос. - Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О воробье и ерше) - Да! Сегодня именно Воробей и Ерш будут главными участниками нашего урока. Так кто же из вас уже догадался, с каким произведением мы познакомимся сегодня? -Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу известного писателя Д. Мамина - Сибиряка, а также проанализируем её. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. -На предыдущих уроках мы с вами определяли главную мысль сказки при помощи анализа. Как вы помните, что нам нужно сделать, чтобы понять, чему учит нас сказка? Нужно ее проанализировать – верно. А чтобы проанализировать- нам нужен что? Правильно, план. Кто помнит, что такое план? (последовательность действий, которая приводит к цели) Кто может назвать последовательность действий для понимания идеи сказки? -Посмотрите на доску. Вам представлен план, но с ним что- то не так. Ваша задача, исправить, чтобы в дальнейшем мы смогли все сделать верно. План анализа сказки:
-Молодцы! Справились с поставленной задачей. -Итак, вы определили, что на сегодняшнем уроке мы познакомимся с литературной сказкой про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу; вспомнили план анализа сказки. -А сейчас вам необходимо наметить план наших действий. Как вы думаете, из каких действий будет состоять план нашего урока? Что нам необходимо сделать на сегодняшнем уроке? -Посмотрите на доску, совпали ли ваши предположения? 1. Познакомиться с биографией Д. Мамина - Сибиряка. #1055;рочитать литературную сказку про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу. 3. Проанализировать сказку. 4. Выполнить словарную работу. Форма организации: фронтальная, индивидуальная. Форма контроля: учащиеся отвечают на вопросы учителя Учебное задание №3: Знакомство с биографией Д. Мамина - Сибиряка. Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с биографией Д. Мамина - Сибиряка. Учебная задача для учащихся: расширить представления о биографии Д. Мамина - Сибиряка. Содержание: -Первый пункт нашего плана: познакомиться с биографией автора, чем мы сейчас с вами и займёмся. -Посмотрите на доску, я приготовила для вас портрет Д. Мамина - Сибиряка. -Что вы можете сказать об авторе, глядя на портрет? -Сейчас я зачитаю вам биографию Д. Мамина - Сибиряка, а вы сверяйте свои предположения. Писатель родился () 1852 года на Урале в семье приходского священника по фамилии Мамин. Семья была очень интеллигентной, и Дмитрий Наркисович получил хорошее домашнее образование, которое он продолжил в висимской школе, а потом в Духовном училище Екатеринбурга и семинарии Перми. Из Перми он перевелся в Санкт-Петербург, сначала в Медико-хирургическую академию (учился на отделении ветеринарии, а потом на общем хирургическом), а потом в Петербургский университет на Факультет естественных наук, позднее – на Юридический факультет. Это был настоящий поиск себя, будущий писатель старался понять, что ему действительно интересно. Через год из-за резкого ухудшения здоровья (писатель всю жизнь боролся с туберкулезом) Дмитрий Наркисович вернулся к родителям на Урал. Вдохновение он черпал в поездках по родному Уралу. Также он часто бывал в Санкт-Петербурге, где работал с редакторами журналов. В период с 1876 по 1912 годы писатель опубликовал более 15 романов и около 100 рассказов, очерков и повестей (последняя крупная работа была опубликована в 1907 году). Самые известные его произведения изучаются сейчас детьми в 3 классе. Псевдоним - Сибиряк. Екатеринбург - за Уралом, и в представлении «российских» Сибирь и Зауралье сливаются в одно понятие. Форма организации: фронтальная Форма контроля: ответы на вопросы учителя
|
2. Восприятие 3. Осмысление | #1055;ервичное чтение произведения. Цель: сформировать умение осознанно, прочувственно воспринимать текст произведения. Учебное задание № 4: Знакомство с произведением Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с литературной сказкой про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу. Учебная задача для учащихся: воспринимать текст на слух Содержание: -Второй пункт нашего плана: прочитать литературную сказку про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу. -Для начала давайте прочитаем название текста. Что можно узнать по названию? -Предположите, о чём нам расскажет автор в своём произведении? -Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предположения. Начинаем читать по цепочке по одному абзацу, остальные следят и подчеркивают непонятные слова. Чтение произведения по цепочке по одному абзацу. -Ваши впечатления? -О чем эта сказка? -Определите характер произведения. -Мы с вами выполнили второй пункт нашего плана: прочитали сказку. Что нам необходимо сделать дальше? (Проанализировать сказку) -В начале урока я вам сказала, что работать вы будете в группах. Задача каждой группы – выполнить по одному пункту плана и ответить на вопрос: можно ли с помощью одного пункта определить главную мысль? 1 группа – определяет вид 2 группа – перечисляет события 3 группа – перечисляет главных героев и т.д. -Не забывайте пользоваться планом характеристики героя. - Затем выслушав друг друга, попробуем все вместе определить главную мысль сказки.
Воробей Воробеич: хитрый, жадный. Ерш Ершович: хитрый, жадный. Трубочист Яша: добрый, трудолюбивый, смешливый.
(Бекасик, Алёнушка).
Положительные герои: трубочист Яша, Бекасик, Аленушка. Отрицательные герои: Воробей Воробеич, Ерш Ершович.
-Главная мысль сказки заключается в том, что дружить надо еще уметь. Нельзя обманывать друга, подводить его. Нельзя ставить свои интересы выше других. Надо быть честным и справедливым всегда и везде. -Вы отлично справились с работой и вновь проанализировали сказку. -Скажите, сложно ли вам было? Возникли ли затруднения при выполнении действий плана? Форма организации: фронтальная, работа в группах. Форма контроля: учитель слушает и корректирует ответы детей Учебное задание №5: Словарная работа Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с лексическим значением слов Учебная задача для учащихся: усвоить лексическое значение новых слов Содержание: - Встретились ли в тексте слова и выражения, которые вам непонятны? Давайте попробуем объяснить их значение. Помаленьку – не спеша, неторопливо. Душа в душу – дружно. Дело правое – не обманывал. Зябли – мерзли. Бранился – ругался. Форма организации: фронтальная Форма контроля: учитель выслушивает учащихся и контролирует их ответы. |
#1047;акрепление #1055;рименение | 4.Вторичный синтез. Цель этапа: Усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, парно или в группах). Учебное задание № 6: Работа с карточками Учебная задача для учителя: проверить как учащиеся запомнили произведение Учебная задача для учащихся: обобщить прочитанное произведение Содержание: - Предлагается набор карточек с названиями действий. Вам необходимо расположить действия по порядку согласно прочитанному. Восстанови последовательность действий:
Форма организации: работа в парах Форма контроля: сверка с эталоном |
Подведение итогов. Цель этапа: Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности. -Наш с вами урок подошел к концу и нам необходимо подвести итог. - Кто автор этой сказки? - О чем хотел сказать нам писатель своим произведением? - Чему учит сказка? - А вы будете поступать так? Хорошо ли это? - Чем мы занимались на уроке? - Кто может повторить план анализа сказки? - Что было самым трудным? - Что было самым интересным? - Что больше всего понравилось? - Что вы расскажете дома? | |
Рефлексия учебной деятельности. -У меня для вас приготовлено еще одно задание. Выберите и продолжите любое предложение. • На сегодняшнем уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел... Домашнее задание. Выразительное чтение сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу. (Ответить на все вопросы после сказки), повторение плана анализа сказки. |
План - конспект урока по теме: Р. Киплинг «Братья Маугли»
УМК: «Перспектива»
Учебник: 3 класс часть 2, авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
Основная цель темы: Познакомить с биографией Р. Киплинга и произведением «Братья Маугли»; способствовать формированию действия планирования при анализе художественного произведения.
Задачи | С точки зрения учителя | С точки зрения ученика |
Образовательные | Познакомить с биографией Р. Киплинга; познакомить с отрывком литературной сказки «Маугли» - «Братья Маугли» и проанализировать его; продолжить работу по формированию действия планирования при анализе сказки; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения. | Ознакомиться с биографией Р. Киплинга; изучить и проанализировать литературную сказку «Братья Маугли». |
Развивающие | Развивать образное мышление, воображение, слуховое восприятие, связную речь и словарный запас учащихся; развивать умение анализировать. | Развивать воображение, слуховое восприятие и словарный запас. |
Воспитательные | Воспитывать чувство нравственности через анализ художественного произведения. |
Предмет усвоения: биография Р. Киплинга и отрывок литературной сказки «Братья Маугли».
Средства усвоения:
Опорные знания | Опорные умения |
Знают разные виды чтения текста; знают, что такое литературная и народная сказка; знают о жанровых и тематических литературных впечатлениях; знают, что такое план; знают, как анализировать сказку. | Умеют читать самостоятельно, формулировать ответы на вопросы, внимательно слушать, воспринимать текст. |
Тип урока – Открытие нового знания.
Ресурсы урока (средства обучения) – презентация, учебник, портрет Р. Кимплинга.
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы усвоения: | Этапы урока: |
#1054;рганизация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: создать психологический и эмоциональный настрой для продуктивной работы учащихся. -Доброе утро! -Дорогие ребята. Мы вновь открываем нашу литературную мастерскую. Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык. -Главное, не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума. (Хилон) - Как вы поняли это? (Высказывания детей) -Голова думает, а языки говорят. Прежде чем что-то сказать, хорошенько подумайте. -Но, а прежде, чем начать урок, давайте выполним с вами дыхательную гимнастику. | |
1. Подготовка к восприятию | Учебное задание№1: Речевая разминка Учебная задача для учителя: подготовить артикуляционный аппарат Учебная задача для учащихся: разработать артикуляционный аппарат Содержание:
В недрах тундры Выдрав с выдры. Форма организации: фронтальная Форма контроля: учитель следит за произношением учащихся и корректирует. #1040;ктуализация опорных знаний. Цель: подвести учащихся к формулированию темы и цели урока. Учебное задание №2:Подведение к теме урока Учебная задача для учителя: активизировать знания учащихся о жанре художественного произведения – сказке, ее видах и плане анализа сказки. Учебная задача для учащихся: вспомнить, что такое сказка и ее виды, план анализа сказки. Содержание: -Обратите внимание на экран, что вы видите? (иллюстрации героев) -На экране вам представлены иллюстрации различных героев. Откуда эти герои? -Молодцы! Из сказок. Кто может сказать из каких сказок эти герои? -Кто помнит, что такое сказка? (Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы. Вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях) -Сказка - неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром. - Какие виды сказок вы знаете? - Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста) -Какая сказка называется литературной? (Созданная писателем) -Кто помнит, чем мы занимались на прошлом уроке? (Читали и анализировали литературную сказку) -Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? -Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной литературной сказкой, название которой, вы узнаете, посмотрев на экран. -Вы узнаете сказку? -Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Братья Маугли», который написал известный писатель Р. Киплинг и проанализируем её. -На предыдущих уроках мы с вами уже анализировали сказки, знакомы с планом анализа сказки. Кто помнит, что такое план? (последовательность действий, которая приводит к цели) Кто может назвать последовательность действий плана анализа сказки? -Посмотрите парты. У каждого лежит листок, на котором представлен план анализа сказки, вот только в данном плане пропущены некоторые действия и слова. Ваша задача, вспомнить последовательность действий плана анализа сказки и восстановить её. -Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы выполнить анализ сказки и понять ее основную идею? План анализа сказки:
-Молодцы! Справились с поставленной задачей. -Итак, вы определили, что на сегодняшнем уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Братья Маугли»; вспомнили план анализа сказки. -А сейчас вам необходимо наметить план наших действий. Как вы думаете, что нам необходимо сделать на сегодняшнем уроке? -Посмотрите на доску, совпали ли ваши предположения? 1. Познакомиться с биографией Р. Киплинга. 2. Прочитать литературную сказку «Братья Маугли». 3. Проанализировать сказку. Форма организации: фронтальная, индивидуальная. Форма контроля: учащиеся отвечают на вопросы учителя Учебное задание №3: Знакомство с биографией Р. Киплинга. Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с биографией Р. Киплинга. Учебная задача для учащихся: расширить представления о биографии Р. Киплинга. Содержание: -Кто мне скажет, что нам необходимо сделать в первую очередь? -Познакомиться с биографией автора, чем мы сейчас с вами и займёмся. -Посмотрите на доску, я приготовила для вас портрет Р. Киплинга -Что вы знаете об этом авторе? -А что вы можете сказать об авторе, глядя на портрет? -Сейчас я зачитаю вам биографию Р. Киплинга, а вы внимательно слушайте и сверяйте свои предположения. Джозеф Редьярд Киплинг - английский поэт и писатель, родился 30 декабря 1865 года в Индии в городе Бомбее. Имя Редьярд он получил в честь английского озера Редьярд, где познакомились его родители. Няня-индианка научила маленького Редьярда говорить на хинди, познакомила с индийскими сказками о животных. Но в 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учёбу. Он все время вспоминал свое счастливое время в Индии, поэтому Киплинг пронес любовь к ней через всю жизнь. Киплинг общался с туземцами, наблюдал их быт, слушал их рассказчиков, изучал природный мир Индии. По возвращению из этого путешествия он написал «Книги Джунглей», в которые входят рассказы о Маугли - человеческом детеныше. В 1907 году Киплинг стал первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя». -Молодцы! Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы слушали биографию. -Итак, мы выполнили первый пункт нашего плана. Идем дальше. Форма организации: фронтальная Форма контроля: ответы на вопросы учителя
Физкультминутка Над волнами чайки кружат, |
2. Восприятие 3. Осмысление #1047;акрепление #1055;рименение | #1055;ервичное чтение произведения. Цель: сформировать умение осознанно, прочувственно воспринимать текст произведения. Учебное задание № 4: Знакомство с произведением Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с литературной сказкой «Братья Маугли» Учебная задача для учащихся: воспринимать текст на слух Содержание: -Второй пункт нашего плана: прочитать литературную сказку «Братья Маугли». -Посмотрите внимательно на заглавие, прочтите его. Что вы интересного заметили? (Из книги Маугли) -Как вы понимаете это? (Это не вся книга, а только одна глава) -И как называется эта глава? Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой главе? Посмотрите иллюстрации к тексту. Они могут нам помочь подтвердить наши предположения? -Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предположения. Начинаем читать по цепочке по одному абзацу, остальные следят, по ходу будет разбирать непонятные слова. Чтение произведения по цепочке по одному абзацу. -Ваши впечатления? -О чем эта сказка? -Определите характер произведения. -Совпали ваши предположения? -Мы с вами выполнили второй пункт нашего плана: прочитали сказку. Что нам необходимо сделать дальше? (Проанализировать сказку) -Сегодня я предлагаю каждому самостоятельно проанализировать сказку согласно плану, представляете в виде схемы. -Один из пунктов плана, который звучит: перечислить главных героев и назвать основные черты их характера, вам необходимо сделать в виде синквейна. Кто знает, что это такое?
-Кто готов поделиться своей выполненной работой? -Как звучит первый шаг плана анализа?
Отец Волк и мать Волчица: добрые, мудрые, заботливые родители Маугли. Именно они спасли его от смерти, когда он был малышом: не отдали на растерзание тигру Шер Хану. Они заступались на совете за человеческого детёныша, обещая принять его в семью и воспитывать, как собственного ребёнка. Волчицу-мать в молодости называли «демоном» за резкий характер и умение драться «насмерть». Волки вырастили Маугли, научили законам джунглей, любят и защищают его. Маугли: умный, смелый, ловкий, добрый. Балу: добрый, умный и мудрый медведь. Багира: смелая, храбрая, волевая и сильная. Шер-Хан: страшный тигр, находчивый и шустрый. -Итак, первый и второй пункт плана анализа вы выполнили. Что необходимо сделать дальше?
-Следующий шаг плана?
Положительные герои: отец волк и мать волчица, Маугли, Багира, Акела, Балу. Отрицательные герои: Шер – Хан, Табаки. -Следующий шаг анализа сказки?мКакие варианты?
-Главная мысль сказки заключается в том, что люди и животные тесно связаны между собой невидимой, но прочной нитью и нам необходимо заботиться о них. Человеку есть чему научиться у братьев наших меньших, которые умеют жить в гармонии с окружающим миром. -Вот мы с вами вновь проанализировали сказку. -Скажите, сложно ли вам было? Возникли ли затруднения при выполнении действий плана? Сложно ли следовать плану? -Благодаря, данному плану вы с легкостью сможете проанализировать сказку и определить её главную мысль, идею. Форма организации: фронтальная, индивидуальная. Форма контроля: учитель слушает и корректирует ответы детей |
Подведение итогов. Цель этапа: Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности. -Наш с вами урок подошел к концу и нам необходимо подвести итог. - Кто автор этой сказки? -Что вы можете сказать об авторе этой сказки? - О чем хотел сказать нам писатель своим произведением? - Чему учит сказка? - Чем мы занимались на уроке? - Кто может повторить план анализа сказки? - Что было самым трудным? - Что было самым интересным? - Что больше всего понравилось? - Что вы расскажете дома? -Все ли пункты плана, который мы ставили на урок, были выполнены? | |
Рефлексия учебной деятельности. -У меня для вас приготовлено еще одно задание. Посмотрите на экран, что вы видите? Смайлики -Внимательно посмотрите и выберите тот смайлик, который передает ваше настроение. Домашнего задания. Выразительное чтение сказки «Братья Маугли», повторение плана анализа сказки. |
Литература
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об образовании Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана.
- Федеральный государственный образовательный стандарт Приказ Минобрнауки России от № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта (Зарегистрировано в Минюсте России № 24480)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Зарегистрировано в Минюсте России № 24480)
- Учебно-исследовательская работа в педагогическом колледже: подготовка, выполнение, оформление и защита: методические рекомендации /сост. И. А. Извоскова, Л. И. Колесникова, Т. А. Мамаева, Т. К. Никерова, Е. Ю. Сопрыкина, Е. В. Устюжанина.. – 9-е изд., испр. и доп. – Иркутск: ГБПОУ ИО ИРКПО, 2018 – 110 с.
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя // А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2008 – 53 – 87 с.
- Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: пособие для учителя // А. Г. Асмолов, Г. В. Бурментская, И. А. Володарская [и др.]; 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 156 с.
- Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин мышления в советской психологии. – М., 1966.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТЕРО, 2006. – 174 с.
- Давыдова Н. Н., Смирных О. В. Управление формированием универсальных учебных действий в условиях образовательного учреждения повышенного статуса.// Муниципальное образование: инновации эксперимент. – 2012 – №2 – С. 24 – 30.
- Ермакова, О. Б. Формирование универсальных учебных действий на материале ведущих учебно-методических комплексов для начальной школы / Педагогические технологии. – 2011 – № 1 – 30 – 38 с.
- Информационно-методическая газета «Начальное общее образование» Главный редактор – Е.О. Рябова Выпуск №3 – С. 5.
- Киршина, В. А. Программа формирования универсальных учебных действий [Текст]: Начальное образование Южного Урала/сборник научно-метод. ст. Вып. 5. – Челябинск: Абрис, 2011 – 299 – 307 с.
- Ковалёва, Г. С. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: ∕ Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова ∕ - М.: Просвещение, - 2009 –
- Ковалева, К. С. Формирование регулятивных действий у младших школьников [Текст] / К. С. Ковалева // Начальная школа. - 2015. - С. 56 – 58.
- Котлярова, Т. С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Омск, 2016 – 26 с.
- Кузнецова, О. В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения [Текст]: Дис. канд. пед. наук. – Ярославль, 2015 – 201 с.
- Лебединцев, В. Б. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий [Текст]: издательство «Учитель». – Волгоград, 2012 – 56 – 58 с.
- Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 2014. – № 5. – С. 17 – 25.
- Мали, Л. Д. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников: Сборник научных статей
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Шведова / Российская Академия наук. – М.: АЗЪ, 1996. – 928 с.
- Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И.В. Петрова // Молодой ученый. – 2011. – №5. – 45 – 78.
- Семенова, К. В. Теоретические основы формирования у младших школьников умения планировать учебную работу [Текст].
- Семенова, Т. В. Методическое пособие по изучению отдельных разделов и тем по дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» / Т. В. Семенова. – БПОУ ОО Мезенский педагогический колледж», 2016. – 44 с.
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
- Алиева, С.А. Мониторинг формирования УУД на уроках литературного чтения как один из способов реализации ФГОС НОО
- Афонина, М. С. Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах
- Губанихина Е. В. Литературоведческий анализ в начальной школе [Электронный ресурс]// Молодой ученый. – 2016. – № – С. 9 – 12. – Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана
- Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] / Издательство Юрайт, 2019. – 468 с. Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
- Методика обучения творческому чтению: учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская - 2-е изд., испр. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 305 с. Режим доступа: , свободный.- Загл. с экрана.
Приложение
Приложение 1
План характеристики героя:
- Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
- Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
- Перечисли основные черты характера героя.
- Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
- Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
- Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
- Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
- Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
Урок- путешествие....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".
Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствовать навыки выразительного чте...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...