Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)

конспект урока "Л.Н.Тостой . Филипок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx42.54 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «Мамин платок»

Цели: повторить знания о разновидностях красок; познакомить с вариантами оформления народных платков; научить создавать орнаменты в заданной форме; познакомить с понятиями «холодные и теплые тона», «мотив», «акцент».

Вид деятельности: рисование красками на бумаге.

Планируемые результаты: школьники научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получат знания о специфике народных платков; придумают спои варианты раскрашивания платков.

Оборудование: разноцветные платки,

Ключевые слова и понятия: платки, мотив, акцент, акварель, контраст.

Ход урока

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте проверим все ли готово к уроку.

 2.Определение цели урока.

- Прочитайте тему нашего урока. (Мамин платок).

- Определите цель урока. Чем мы будем заниматься? Чему учиться?

3. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать по теме “Мамин платок”. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей). Как вы считаете, ребята, давно ли появился платок, икакую роль он играл в ансамбле народного костюма? (Ответы детей).

4. Рассказ учителя.

Учитель. Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца 17 века он уступает место платку. Спустя век, в русском языке появилось слово “шаль”, заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок.

В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор, или украшая повседневный и праздничный женский наряд.Понятие “русский платок” признано во всём мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.

В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские “бобы”, французские букетики “мильфлёр”, солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.

Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины и станки для узорного ткачества. Пришла слава и к русским платкам и шалям.

Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Лабзина и Грязнова из Павлово-Посада.

5.  Работа с учебником с.30-31.

- Откройте учебник на с. 30-31, прочитайте самостоятельно текст о русских платках.

- Какой на Руси в старину был самый желанный подарок для женщин? (Платок).

- Какую форму имеет платок? (Квадратную).

- В каком месте на платке помещают самый яркий и крупный рисунок? (В центре платка).

- Что проходит по краям платка? (Узорчатая кайма).

- Кайма - полоса по краю ткани, отличающаяся от нее цветом, узором.

- Вы узнали из учебника, что художник всегда знает, для кого он придумывает узоры на платке, кого он хочет украсить.

- Посмотрите внимательно на платок на с.30 . Как вы думаете, кому подошел бы этот платок? Кто бы его надел? (Мама).

- А кому бы подошел платок на с. 31? (Бабушке).

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. 

6. Словарная работа

Давайте повторим определения.

- Мотив - часто повторяющийся элемент оформления. Мотив может быть цветочным, листьевым, пейзажным, городским, даже портретным.

- Ритм – равномерное чередование повторяющихся фигур.

7. Работа на доске.

- Пока подсыхает краска, мы выполним такое интересное задание: придумаем узор для маминого платка вместе на доске.

(Рисую квадрат).

- Какую часть платка начнем украшать? (Центр).

- Что можно нарисовать? (Цветы, ягоды, листья, геометрические фигуры, линии).

- Кто хочет нарисовать узор в центре платка?

(Ученик рисует на доске).

- Что будем украшать теперь? (Углы платка).

-Кто хочет нарисовать узор в углах платка?

(Ученик рисует на доске).

- Как можно украсить стороны платка между углами? Кто попробует?

(Ученик рисует на доске).

8. Создание эскиза.

- Ребята, мы выполнили эскиз маминого платка. Но каждый из вас сейчас должен придумать свой собственный эскиз простым карандашом в правом квадрате вашего альбомного листа. Приступайте к работе.

(Дети рисуют).

- Эскиз прорисовываем легким нажатием карандаша. Не забываем, что узор должен быть симметричным.

9.Самостоятельная работа.

- А теперь перенесите эскиз в левый квадрат, используя тонкую кисточку.

- Следите за тем, чтобы ваш узор хорошо был виден на фоне платка, чтобы краски не сливались.

- Не набирайте на кисточку много воды, так рисунок будет дольше сохнуть.

- Используйте в узоре не больше 3—4 цветов.

(Школьники выполняют работу.)

10.Рефлексия

- Как вы использовали ритм в узоре платка?

-  Какие элементы украшения вы использовали?

- Как вы думаете, куда можно надеть этот платок?

Уборка рабочего места, задание на следующий урок.

- Отложите рисунок в сторону, поскольку он еще влажный, и принимайтесь за приведение вашего рабочего места в порядок.

По земле шагает осень

Ярко красно-желтыми цветами

Шелестят листочки под ногами,

Шелестят листочки, шелестят листочки,

Шелестят листочки под ногами.

ПРИПЕВ:

Кофту теплую набросишь,

Кап-кап-кап-кап,

По земле шагает осень,

Кап-кап-кап.

2. И в дорогу птички соберутся,

Не грусти, они весной вернутся,

И в дорогу птички, птички соберутся,

Не грусти, они весной вернутся.

ПРИПЕВ:

Кофту теплую набросишь,

Кап-кап-кап-кап,

По земле шагает осень,

Кап-кап-кап.

Текст песни "Осень постучалась к нам"

1
Осень постучалась к нам золотым дождем,
И с, увы, неласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад,
И под эту песенку засыпает сад.

2
А рябина-ягода, словно огонёк,
Согревает, радует пасмурный денёк.
В лужицах, как лодочки, листики кружат,
Серые, холодные тучи вдаль спешат.

3
Птицы песни звонкие больше не поют -
В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит,
Песню колыбельную по стеклу стучит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...