Литературное чтение. Приёмыш
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Вороная Светлана Арсентьевна

     Конспект урока литературного чтения . 4 класс. Тема : "Приемыш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Литературное чтение

 Класс: 4

Тема: Д.Н.Мамин – Сибиряк  «Приёмыш»

Учитель:  Вороная С.А.

Цель урока: научить учащихся приёмам работы с текстом.

Задачи:

Предметные: формировать навык работы с текстом: отбирать материал на тему, по плану в соответствии с идеей, типом речи, используя языковые средства рассказа.

Метапредметные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе текста в учебнике); определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Личностные: самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Оборудование:  презентация. видеофильм. карточки  -характеристика текста, оценочные листы, рисунки детей, лебеди, картина-рисунок –озеро, тесты .

Ход урока

1.  Организационный момент

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть Вас мы очень рады!

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь

      2.Работа над техникой чтения. Определение темы урока.

Юг – юг – юг  улетели лебеди с севера на …

Ух – ух – ух  и теряли лебеди белый – белый …

Ит – ит – ит то ли  пух лебяжий в воздухе…

Ит – ит – ит  то ли в окна наши белый снег …

 Что вам помогло легко  подобрать нужные слова ? (рифма)

- Работа над скороговоркой

- Как может быть связано стихотворение  с темой нашего урока. (-Мы читали произведение Д.Н.Мамина - Сибиряка «Приёмыш», лебедь главный герой.)

Сформулируйте тему нашего урока.

- Над чем будем работать(выразительность)

  - Поставим цель урока.

- ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ /ориентация по тексту/

 - Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:

Слово это серьезное,

 Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

 В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

 На помощь прийти вновь и вновь.

 Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

 Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.  / орфогр.работа над словом/

 -Что такое доброта? - Это все хорошее, доброе, красивое. Например весна, солнце, улыбка, мама… ( дети продолжают)

 -  А антоним слова? Что есть зло? Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда ,ненависть, вражда, зависть … Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит ,люди могут творить и злые и добрые дела.

 -Какого же человека можно назвать добрым ? - добрый человек – это тот, кто любит детей, людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

-Кто главный герой в произведении? /Тарас/

3.Актуализация знаний: Постановка целей и задач

        _ Кто написал произведение ?  Уральский писатель /рассказ/

-Он является примером добрых людей. Он не мыслил жизнь без любви к природе.

 - Прочитайте слова  ЧЕЛОВЕК    ПРИРОДА   ЖИВОТНЫЕ

_Почему они взаимосвязаны.?

- На уроке мы будем рассуждать ,каким образом они взаимосвязаны. Будем думать ,рассуждать, высказывать своё мнение – работать с текстом. Свою работу вы будете сами анализировать и оценивать в оценочных листах/

_Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Давайте дадим характеристику произведению. /по карточкам/

К какому жанру литературы относится это произведение? (рассказ)

Определите стиль данного рассказа ( художественный)

Определите тип текста (повествование)

Какова тема данного произведения? / взаимоотношение человека и природы/

-Главная мысль произведения  /Нужно бережно относиться ко всему живому./

_ Какую проблему поднимает автор в данном произведении? /Одиночество/

- Скажите ещё раз кого называют приёмышем.?

У вас было дом задание подготовить научно-популярный текст о лебеде

Зачитайте

Проверка д/з  Информация

 1.Лебеди .род птиц семейства утиных. Длина тела до 180 см.. весят до 13 кг. В Евразии , Америке и Австралии насчитывается 6 видов лебедей. В нашей местности обитают :шипун. кликун и малый лебедь. Малый лебедь занесён в Красную книгу. Лебеди обитают по берегам пресных водоемов.

2. Лебедь по своей величине, силе , красоте давно назван царём птиц. У него белоснежное оперение. на длинной гибкой шее маленькая изящная головка. движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывет по гладкой поверхности воды.

3. Лебедь – одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты, любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали и в былинах, песнях , художники

4. Лебедь – символ красоты и нежности. Он изящен в каждом своём движении – при плавании, при купании , при подъёме на крылья. Гнездятся лебеди по глухим , малодоступным озёрам. Это исключительно чуткие и осторожные птицы. Корм они добывают на плаву, пользуясь своей длинной шеей. В неволе белый лебедь быстро становится ручным.

 - МОЯ  ИНФОРМАЦИЯ

  Факты из жизни птиц в цифрах.

    В 1967 году пилот самолета сообщил о том , что стая из 30 лебедей –кликунов была замечена на высоте более 8200м. в районе Северной Ирландии. Причем на высоте более 6 км. птицы сталкиваются с нехваткой кислорода , холодными ветрами  и жёстким солнечным светом. Людям была бы необходима акклиматизация. А птица обходятся без этого. Поднимаются они на такую высоту для того, чтобы в полете не мешали ураганные ветры.   ВЫРАЗИ ВЫСОТУ ПОЛЕТА В КМ, И М.

-  Про лебединую верность написано много песен, есть балет

ПРЕдлагаю вам полюбоваться красотой этих птиц. /ФИЛЬМ/

А) Блиц –опрос

 У вас было задание -проверка д/з по выбору  - вопросы  по тексту.

- ТЕСТы  по уровню с ключом проверки и самооценки.

Физминутка Встаньте, изобразите эту гордую величественную птицу.

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

 Б) Фронтальный опрос учащихся:

-Где происходят события?

-Назовите героев рассказа

- Кто такой Приёмыш? Как он оказался у Тараса? (Выборочное чтение)

- Какие отношения сложились между героями? (Выборочное чтение)

-Когда автор второй раз посетил озеро?

Как его встретил Соболько  в этот раз? Какой вид был у старика? (Зачитайте)

-Прочитайте как улетел Приёмыш.

-Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?

РАБОТА В ГРУППАХ

- Характеристика героев

  -Какие средства литературной выразительности использовал автор , вкладывая в уста Тараса  красивые слова? /Эпитеты/

ИТОГ УРОКА.

 - Сегодня на уроке мы говорили о доброте. какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.

- Как вы думаете . трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь? /добрую душу и сердце/- Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа.

  • Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?

  Кто любит собак  или прочих животных,

 Серьёзных  котят и щенков беззаботных,

 Кто может любить и козла, и осла -

 Тот людям вовеки не сделает зла.

- Как понимаете это высказывание.

- Доказали ли мы  на уроке , что доброта – это богатство, щедрость души.

  Обратимся к словам Агнии Барто : «Я сорвал цветок – и он завял , я поймал жука – и он умер у меня в ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. и тогда я поняла ,ч то прикоснуться к красоте можно только сердцем»

 Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в данном произведении - показать поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. Для решения этой задачи автор рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое сердце настоящего героя очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.

 РЕФЛЕКСИЯ.

 Чудо палочку возьму

И два раза ей взмахну.

 И сейчас вы из людей

 Превратитесь в лебедей.

_ Предлагаю написать пожелания людям, которые могут высказать лебеди.

   

Самооценка /посчитайте свои баллы/

 

.

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая

2

Умная

3

Лучший друг человека

4

Гуляка

5

Бобыль

6

Князь князем

7

Божья тварь

8

Гордая

9

Настоящая

10

Царская

11

Старый

12

Утомлённый

13

Дряхлый

14

Жалкий

Тест___________________________________

1.Как называется озеро, на котором жили герои рассказа?

а) Грязное озеро б) Светлое озеро в) Синее озеро

2.В какое время года происходят описываемые события рассказа?

а) Осенью б) Зимой в) Весной

3.Сколько лет жил старик на озере?

а) 30 лет б) 40 лет в) 20 лет

4.Как звали старика, который жил на озере?

а) Тарас б) Семён в) Иван

5.С кем Тарас жил на озере?

а) С кошкой б) С собакой в) С семьёй

 6.Какое животное приютил старик?

а) Гуся б) Утку в) Лебедя

7. Как звали собаку Тараса?

а) Соболько б) Шарик в) Тузик

8. Как старик назвал лебедя?

а) Приёмыш б) Соболько в) Прикормыш

9. Где старик запер Приёмыша от лебедя?

а) В чулане б) В избушке в) В корзине

10. Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?

а) Улетел от Тараса б) Остался жить с Тарасом

в) Застрелили охотники

              Оценочный  лист

 Баллы

  1.  Характеристика произ.

  1. Выборочное чтение

  1. Выразительность чтения

  1. Домашнее задание

  1. Тесты

   

  1. Работа в группах

  1. Активность на уроке

ВСЕГО БАЛЛОВ:

 

ОЦЕНКА:

 

                                                 Оценочный  лист

 Баллы

  1.  Характеристика произ.

  1. Выборочное чтение

  1. Выразительность чтения

  1. Домашнее задание

  1. Тесты

   

  1. Работа в группах

  1. Активность на уроке

ВСЕГО БАЛЛОВ:

 

ОЦЕНКА:

            Лексическая работа

Церемония                         рыбацкая стоянка

Доспехи                               обучать , подвергая суровой системе воспитания

Протока                                 в одиночестве

Сайма                               торжественный обряд, порядок совершения чего-либо

ЗАВОДЬ                            физически расправляться, калечить

МУШТРОВАТЬ              воинское или другое тяжеловесное снаряжение

БОБЫЛЁМ                      боковой рукав или речка, соединяющая два водоёма

УВЕЧИТЬ                       небольшой залив в реке или озере с замедленным течением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок чтения "Приёмыш"

Используя технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...