Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Перехожук Александра Викторовна

Технологическая карта урока литературного чтения

 

Тема урока: Толстой. Старый дед и внучек.

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 2

УМК: Перспектива

Цель:

Формирование представления о творчестве Льва Николаевич Толстого, знакомство с его произведениями.

 

Задачи:

Дидактические: формирование отношения к семье как к ценности.

 

Развивающие: содействовать развитию правильного, выразительного чтения, пониманию особенностей жанра.

 

Воспитательные: формировать интерес к изучению родного языка. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_tolstoy_16_05.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Дата:

Тема урока: Толстой. Старый дед и внучек.

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 2

УМК: Перспектива

Цель:

Формирование представления о творчестве Льва Николаевич Толстого, знакомство с его произведениями.

Задачи:

Дидактические: формирование отношения к семье как к ценности.

Развивающие: содействовать развитию правильного, выразительного чтения, пониманию особенностей жанра.

Воспитательные: формировать интерес к изучению родного языка.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент.

Проверить готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Фронтальная

-

Формирование навыков самоорганизации.

Актуализация знаний

Сосредоточить внимание обучающихся на теме урока

- Ребята, сегодня мы будем работать в группах.

-Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец. Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.

-1 группа объяснит смысл пословицы под №1;

- 2 группа объяснит смысл пословицы под№2;

- 3 группа объяснит смысл пословицы под №3 (идет работа в группах )

- 4 группа объяснит смысл пословицы под №4

- Теперь давайте проверим, посмотрите на доску.

Вся семья вместе… … тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает… …детки же и горе.

Детки - радость… …и душа на месте.

Не будет добра, если в семье вражда.

- Что общего у этих пословиц?

- Как вы понимаете слово «семья»?

- Зачем люди создают семьи?

- Какой должна быть настоящая семья?

Выполняют задание.

Проверка по эталону на доске.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная, групповая

Карточка, презентация

Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Формулировка проблемы, темы и цели урока

Обозначить проблемные вопросы в изучении материала

На презентации фотографии пожилых людей, семей.

- Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь.

- Верно. Сегодня на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.

- Что такое старость?

- Есть ли в вашей семье старые люди?

- Как вы о них заботитесь?

- Пожилых мы ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их.

-Посмотрите на доску , прочитайте названия этих книг и скажите, с произведением какого писателя мы познакомимся?

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

- На уроках литературного чтения мы не раз уже встречались с этим писателем, что объединяет все его произведения, которые мы читали?

- Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку.

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

- Верно. Читать мы будем о дедушке, об отношениях в семье к старым людям.

- Прочитайте, как называется рассказ. «Старый дед и внучек»

Рассматривают фотографии.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Учебник, презентация

Развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста.

Умение работать в группах;

Умение кратко формулировать мысль.

Объяснение нового материала

Познакомиться с содержанием изучаемых понятий.

- Что можно предположить по названию?

Что с ними может происходить?

- Давайте мы с вами внимательно посмотрим на иллюстрацию к данному произведению. Что можно уточнить?

- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация?

- Как вы думаете, где и когда могли происходить эти события?

- Итак, мы с вами выяснили кто будут героями нашего произведения, сделали предположения какие события могут с ними происходить, а как и где мы можем уточнить наши предположения?

- Откройте учебник на с.80 и найдите произведение.

- Л.Н.Толстой жил и творил давно, более 100 лет назад. В тексте вам могут встретиться такие слова, значение которых нам нужно будет с вами уточнить.

Лохань, невестка, (толк. словарь)

Невестка- жена сына (картинка)

Чтение рассказа учителем.

Чтение рассказа «по цепочке» учениками.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрацию.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Учебник, презентация

Принятие и осознание темы и целей урока.

Работа с текстом как источником информации

Формирование смыслообразования: мотивация учебной деятельности; готовность к обучению.

Физминутка

Способствовать оздоровлению детей.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали!

Выполняют движения по тексту.

Фронтальная, индивидуальная.

-

Формирование здорового образа жизни.

Закрепление изученного матери

ала

Научить обучающихся применять полученные знания при решении простых информационных задач.

Систематизация знаний

- Стал дед очень стар… А как это очень старый?

А как это объясняет Толстой?

- Представили себе каким стал старый дедушка?

Сын и невестка перестали его за стол сажать…Как вы думаете, а почему перестали за стол сажать?

А давали ему есть за печкой.

- Какой у вас сразу вопрос возникает?

- А почему за печкой? Оказывается раньше за печкой было самое грязное место, туда заметали сор от дров, мусор от пищи пока хозяйка готовит. И деда посадили туда, в это темное и самое грязное место. Почему?

- И он сидел там за печкой и смотрел как другие сидят за столом и обедают.

Читаем дальше..2 предложения.

- Как вы думаете он специально разбил чашку?

Читаем дальше.. будет давать обедать в лоханке, не в миске, не в тарелке, в лоханке…какой вопрос возникает?

- Как вы думаете, ему было обидно кушать из лоханки? Давайте вспомним, что такое лоханка и для чего она была нужна.

Читаем дальше..1пред. А почему он ничего не сказал?

- Как вы думаете, ему уютно жилось в своей семье? Докажите словами из текста.

Читаем дальше…(до лоханку делаю). Вот еще одна лоханка!

- Предположите, для чего могла понадобиться эта лоханка.

- Что об этом пишет Толстой, прочитаем.

- Кто его надоумил делать лоханку?

Читаем дальше…1 пр. Какой возникает вопрос? (почему они заплакали?)

- Прочитайте, как это объясняет Толстой.

- Прикройте ручками конец, вы можете предположить, чем история закончится?

- Дочитайте историю . У неё счастливый конец?

- Мы можем вздохнуть с облегчением. Л.Н. Толстой был не только великим писателем, но он был и великим педагогом. В своих произведениях он дает уроки. Вы поняли какой урок он всем нам дал и большим и маленьким?

- Давайте сформулируем основную мысль этого произведения. Начинаем со слов: Как ты будешь …(относиться к своим родителям, так твои дети будут относиться к тебе)

Толстой дал нам в этом произведении еще одну мудрую мысль. Вы сможете ее понять опираясь на схему: взрослые_урок_ребенок.

Докажите словами из текста.

- Можно ли эту схему изменить, чтобы она тоже была верной и подходила по смыслу к нашему тексту? Стрелку поставить от ребенка к родителям. Родители поняли урок сына? Зачитайте.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Учебник, презентация

Развитие умений работы с разными видами информации.

Итог урока

Обобщить полученные знания.

- Ребята, мы очень внимательно сегодня читали это произведение, и все поняли о Мише, о дедушке, о родителях, а о себе вы что-нибудь поняли сегодня на уроке?

Начните со слов:

Я понял…

Мне захотелось…

Я буду стараться…

- О чем мы говорили на уроке?

- Что вам больше запомнилось?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

-

Выстраивать монологичную речь.

Рефлексия

«Светофор»

Учащиеся выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый.

Красный – нет (что не понравилось, ошибки).

Жёлтый – не совсем (сомнения, трудности).

Зеленый – да (что понравилось, что получилось).

Оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная, индивидуальная.

Карточки красного, зеленого и желтого цветов.

Развитие самооценки

Домашнее задание

Организовать самостоятельную работу по применению полученных знаний.

Объясни, какой урок дает Толстой всем нам в другом рассказе «Отец и сыновья»

Записывают домашнее задание в дневник.

Фронтальная, индивидуальная

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...