Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Перехожук Александра Викторовна

Технологическая карта урока литературного чтения

 

Тема урока: С.Маршак. Двенадцать месяцев

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 2

УМК: Перспектива

Цель:

Знакомство с произведением С.Маршака «Двенадцать месяцев».

 

Задачи:

Дидактические: активизировать знания о раннее изученных произведениях.  

 

Развивающие: развивать устную речь учащихся.

 

Воспитательные: формировать интерес к изучению родного языка. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_dvenadtsat_mesyatsev_21_04.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема урока: С.Маршак. Двенадцать месяцев

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 2

УМК: Перспектива

Цель:

Знакомство с произведением С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Задачи:

Дидактические: активизировать знания о раннее изученных произведениях.

Развивающие: развивать устную речь учащихся.

Воспитательные: формировать интерес к изучению родного языка.

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент.

Проверить готовность обучающихся к уроку.

-

- Здравствуйте, ребята!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Фронтальная

-

Формирование навыков самоорганизации.

Актуализация знаний

Сосредоточить внимание обучающихся на теме урока

Опрос

- Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Русская зима воспета в народных песнях, музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи.

- Любите вы зиму?

-Как вы думаете, какой самый любимый зимний праздник у людей?

- Почему?

- В произведениях, какого жанра могут происходит чудеса?

-Какие виды сказок вы знаете?

- На какие группы их можно разделить?

Отвечают на вопросы учителя.

- Новый год.

- На новый год люди загадывают желания и ждут совершения чуда-исполнения желания.

- В сказках.

- Народные, авторские.

- О животных, волшебные, бытовые.

Фронтальная, индивидуальное

Иллюстрации зимнего пейзажа, презентация

Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Формулировка проблемы, темы и цели урока

Обозначить проблемные вопросы в изучении материала

Опрос

- Вам бы хотелось увидеть какое-нибудь чудо?

- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

- Произведение какого автора нам в этом может помочь?

- Вам знакома эта сказка? - Вы читали её сами, или вам читали взрослые? - Кто видел мультфильм? - Ребята, это не просто сказка. Это сказка – пьеса. Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. – Чем отличается пьеса от других произведений?

- А вы знаете, кто такой Самуил Яковлевич Маршак?

Он родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Рано полюбил стихи. Отец его работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока, наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Он учился в Воронежской гимназии, потом в Петербурге, затем в Ялтинской гимназии. После этого учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогло делать литературные переводы. Большую часть своего творчества он посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.

Отвечают на вопросы учителя.

- Самуил Маршак. Двенадцать месяцев.

- Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли.

Фронтальная, индивидуальная

Учебник, презентация

Развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста.

Умение кратко формулировать мысль.

Объяснение нового материала

Познакомиться с содержанием изучаемых понятий.

Чтение

Чтение сказки вместе с учителем. ( учебник стр. 60-64)

- Какая это сказка?

-Докажите, что она волшебная.

- Ребята, почему сказка называется «Двенадцать месяцев»?

- Назовите действующих лиц пьесы. Как вы нашли героев?

- Кто же это Падчерица?

- Что вы можете сказать здесь о девочке? Какая она?

- Как вы думаете, почему автор сделал её главным персонажем?

- Все ли её любили?

- Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице? - Зачем мачехе понадобились зимой подснежники?

- Что вы можете сказать о мачехе? Почему вы так решили? - Что вы можете сказать о дочке и о королеве?

- У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.

1-я группа. Падчерица-умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.

2-я группа. Дочь-жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

- Волшебная.

- Волшебные помощники-12 месяцев, волшебный предмет-колечко, волшебные события-быстрое изменение времён года, волшебное преобразование-баба и дочь стали собаками.

- Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. А в этой сказке Падчерица видела все 12 месяцев сразу.

- Оформление сказки необычное, в виде разговора.

- Неродная дочь.

- Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.

- Хорошая.

- Мачеха не любила. Она давала ей много работы.

- Зимой нарвать подснежников

- По воле королевы.

Работа в группах.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Учебник, перепутанные лепестки

Принятие и осознание темы и целей урока.

Работа с текстом как источником информации; развитие умения работать в группе

Формирование смыслообразования: мотивация учебной деятельности; готовность к обучению.

Физминутка

Способствовать оздоровлению детей.

Подвижная физминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали!

Выполняют движения по тексту.

Фронтальная, индивидуальная.

-

Формирование здорового образа жизни.

Закрепление изученного матери

ала

Научить обучающихся применять полученные знания при решении простых информационных задач.

Систематизация знаний

- Ребята, а как вы думаете без чего еще не бывает театра?

- А что же еще?

-Действительно, без музыкального сопровождения театр не так красочен.

-Давайте обратимся к нашей сказке. Какие месяца вы видите?

-Какие здесь весенние месяцы, какие зимние?

Выборочное чтение.

-Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья месяцы передавали друг-другу эстафету.

-Ребята, как падчерица разговаривает с месяцами?

-А почему месяцы помогли девочке?

- Какие природные явления мы можем выделить из данного отрывка? Что происходит в марте, апреле?

-Что вы можете сказать об этом цветке?

- Мы с вами провели большую работу .Какой можно сделать вывод?

- Что такое пьеса?

- Как вы думаете, что победило в этой пьесе?

- Победило добро. А победит ли добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.

- Пьеса, спектакль, актеры.

- Музыка.

- Январь, Февраль, Апрель, Декабрь, Март.

- Зимние – январь, февраль, декабрь. Весенние – апрель и март.

- Подснежник-самое раннее луковичное растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми тёплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. В природе насчитывается около 18 видов. Многие из них занесены в Красную книгу.

- Литературное произведение, предназначенное для постановки в театре.

Фронтальная, индивидуальная

Учебник, презентация

Развитие умений работы с разными видами информации.

Итог урока

Обобщить полученные знания.

Опрос

- О чем мы говорили на уроке?

- Какое произведение прочитали?

- Кто автор этой пьесы?

- Что вам больше понравилось?

- Что не понравилось?

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

-

Выстраивать монологичную речь.

Рефлексия

Оценить деятельность учащихся на уроке

«Светофор»

Учащиеся выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый.

Красный – нет (что не понравилось, ошибки).

Жёлтый – не совсем (сомнения, трудности).

Зеленый – да (что понравилось, что получилось).

Оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная, индивидуальная.

Карточки красного, зеленого и желтого цветов.

Развитие самооценки

Домашнее задание

Организовать самостоятельную работу по применению полученных знаний.

-

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Записывают домашнее задание в дневник.

Фронтальная, индивидуальная

-

Развитие самоконтроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...