Методическая разработка урока литературного чтения по теме: Новелла Матвеева "Картофельные олени".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Непогодьева Мария Анатольевна

Знакомство с биографией поэтессы. Знакомство со стиотворением и его анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novella_matveeva_-kartofelnye_oleni.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока литературного чтения,

проведённый Непогодьевой Марией Анатольевной,

в МАОУ «Кичменгско-Городецкая СШ».

Предмет:Литературное чтение

Класс: 3-в класс

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Тема урока: «Н. Матвеева «Картофельные олени»

Цель урока:познакомить учащихся с такой особенностью поэтического мировосприятия, как способность создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями; формировать умение выражать своё отношение к прочитанному; развивать воображение; воспитывать любовь к природе, языку; формировать универсальные учебные действия.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

- умение выразительно читать стихотворение, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.

- создать условия для совершенствования сознательности, правильности, выразительности и беглости чтения;

- способствовать развитию умения работать с текстом, со словарем.

Личностные:

- создать ситуации, способствующие развитию самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивание поступков героев с точки зрения моральных норм.

- умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением,

Метапредметные:

- способствовать развитию умения организовывать рабочее место;

- способствовать формированию способности определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- организовать условия для формирования умения выделять существенное;

- способствовать выработке умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- создать условия для совершенствования умения высказывать своё предположение; выстраивать логику рассуждения;

- создать условия для оценивания правильности выполнения заданий (регулятивные УУД)

- организовать деятельность учащихся для развития уменияоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

- умение описывать объект, передавая его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

- умение высказывать свою точку зрения и уважают мнение собеседника

(коммуникативные УУД)

- организовать деятельность учащихся для развития умениястроить цепи рассуждения;

- способствовать формированию способности выделять существенное (познавательные УУД)

Оборудование:  

1. Учебник «Литературное чтение. 3класс» Н.А.Чуракова

2.Мультимедийная презентация

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебныедействия)

I. Организационный момент

Фантазия, выдумка вместе живут,

А с ними чудесные тексты нас ждут.

В фантазию автора смело поверь —

В прекрасное сразу откроется дверь!

Умение организовывать рабочее место (регулятивные)

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)

II. Актуализация знаний

Речевая разминка

Сейчас мы с вами поиграем, разогреем наши голосовые связки.

Начнём с дыхательной гимнастики:

- задуйте свечу

- задуйте 4 свечи

- задуйте свечи на вашем праздничном торте.

Умениеоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера(познавательные УУД)

III. Постановка цели урока

– Новую тему сейчас мы начнем.

Что ж интересного в ней мы найдем?

Хочется тему урока узнать?

С доски предлагаю ее прочитать. «Постараемся понять, почему люди фантазируют».

— Как вы думаете, о чем произведения, которые мы будем изучать?

- Какую цель мы поставим?

Совершенствование сознательности, правильности, выразительности и беглости чтения.

Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)

IV. Открытие нового (10 мин)

Работа по учебнику на с. 101.

Пофантазируем и мы.

Учитель выставляет картинку с изображением жука.

—        Что вы знаете об этом представителе животного мира? Вспомните свои наблюдения.

(Работа в группах.)

—        Представьте, что бы мог сказать вам жук, если бы...

1 -я группа — вы его потревожили в тот момент, когда он грелся на солнышке;

2-        я        группа — вы его потревожили в тот момент, когда он спе¬шил по делам;

3-        я        группа — вы его потревожили в тот момент, когда он упал в ямку.

(Инсценировка ситуаций.)

—        Что помогло вам придумать эти маленькие истории? (Фантазия и наблюдательность.)

Учитель читает текст на с. 102.

—        Вы согласны с мнением Главного Библиотекаря? Прочитайте запись на плакате Летучей Мыши на с. 102. («Фанта-зерам все вокруг кажется одушевленным и живым».)

Пример такого одушевления мы найдем в произведении, которое будем сегодня читать.

 Совершенствование сознательности, правильности, выразительности и беглости чтения.

Представление об идее художественного произведения.

 Умение работать с текстом; выделять существенное (познавательные УУД)

Умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм (личностные УУД)

V. Физкультминутка

Гномик

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте)

Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу»)

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши)

Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте)

Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте)

 Лидерство и согласованность действий с партнерами (коммуникативные УУД)

VI. Продолжение работы с текстом

—        Откройте учебник на с. 102 и прочитайте фамилию поэтессы, автора стихотворения. (Новелла Матвеева.)

—        Вам знакома эта поэтесса? Что вы знаете о ней?

Материал для учителя

Новелла Николаевна Матвеева (р. 1934) — известная поэтесса, автор-исполнитель песен, литературный критик и переводчик, лауреат Пушкинской премии в области поэзии за 1998 г. Новелла Николаевна Матвеева родилась в г. Пушкине под Ленинградом, училась в Подмосковье, там же начинала и трудовую деятельность, семь лет проработав в Щелковском детском доме Московской области.

Семейное окружение и воспитание во многом способствовали формированию лучших душевных качеств ее личности, интереса к поэзии, путешествиям.

Особое место в творчестве Матвеевой занимают детские стихи. Это стихи и веселые, и грустные, и даже сердитые. Но все они радуют, потому что их освещает солнечный зайчик поэтического воображения», — пишет поэт В. Берестов в предисловии к книге «Солнечный зайчик» (1966).

Матвеева — тонкий пейзажный лирик, ее стихи напоминают иногда живописные полотна благодаря наблюдательности автора и способности

увидеть необычное в окружающем мире. Поэтесса смотрит на природу глазами горожанина, поэтому так трепетна ее любовь к ней — к лесу, солнцу, тишине, зелени. Настроение в ее стихах соединяется с массой впечатлений, выраженных настолько свежо и зримо, что кажется, будто сам только что вернулся с прогулки и видел этот пейзаж.

—        Кто из вас помнит, какое ее произведение мы уже изучали? («Путаница», отрывок, в 1 классе.)

—        Познакомимся еще с одним ее произведением. Прочитайте его название. («Картофельные олени».)

—        Предположите по названию, о чем оно.

Учитель читает произведение.

—        Кто рассказал нам эту историю?

—        О чем это произведение? (О картофеле, который лежал в подвале всю зиму и к весне пророс.)

—        Кто из вас наблюдал, как весной прорастает картофель?

—        Прочитайте самостоятельно стихотворение и найдите, как об этом рассказывает герой.

—        На что похожи проростки картошки? (На оленьи рога.)

—        Что помогло герою представить такую картину? (Его фантазия, герой представляет картошку живым существом.)

—        Какие литературные приемы использует поэтесса в своем стихотворении? (Сравнение и олицетворение.)

—        Перечитайте и найдите их в тексте. (Сравнение: ростки ветвились подобно оленьим рогам; овощной склад похож на разъяренное стадо. Олицетворение: бедной картошке не хочется лезть в кастрюлю; она отращивает «рога».)

Представление об идее художественного произведения;

 Совершенствование сознательности, правильности чтения.

Умение работать с текстом, умение работать со словарем (познавательные УУД)

Поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной (познавательные УУД)

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;  умение высказывать свою точку зрения и уважают мнение собеседника

(коммуникативные УУД)

Умение работать с текстом; выделять существенное (познавательные УУД)

Умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм (личностные УУД)

Умение описывать объект, передавая его внешние характеристики, используя выразительные средства языка (коммуникативные УУД)

VII. Первичное закрепление

—        Просмотрите запись стихотворения. Что вы заметили? (Жирным шрифтом выделена буква «р».)

—        Зачем? (Поэтесса хотела усилить эффект «разъяренного стада» картофелин-оленей.)

—        Какой еще прием использует поэтесса? (Звукопись.)

—        Кто же, по мнению героя-рассказчика, является врагом, против которого картофелины каждую весну обзаводятся «рогами»? (Человек, который хочет их съесть.)

—        Найдите подтверждение в тексте. (Последняя строфа.)

—        А вы знаете, почему у картофелин отрастают «рога»? (Ростки при хранении картофеля образуются по той простой причине, что держат клубни чаще всего в теплых и темных помещениях. Если температура высокая, а света нет, то ростки картофеля слишком вытягиваются и становятся слабыми и ломкими. На свету рост ростков приостанавливается. Известно, что чем больше крепких ростков, тем больше образуется стеблей на растении картофеля, тем выше будет урожай.)

Представление об идее художественного произведения.

Совершенствование сознательности чтения.

Умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.

Лидерство и согласованность действий с партнерами; умение работать с текстом, со словарем (коммуникативные УУД)

Умение описывать объект, передавая его внешние характеристики, используя выразительные средства языка (коммуникативные УУД)

VIII.  Рефлексия

- Наш урок подошёл к концу.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели? (Да)

- С каким настроением вы завершаете урок? Оцените свою работу на уроке

У каждого на столе лежит листочек.

Если на уроке вам было интересно, и вы всё поняли, то раскрасьте листочек в зелёный цвет.

Если на уроке было интересно, но у вас остались вопросы, то в жёлтый.

Если было не интересно и вы ничего не поняли, то в красный.

Оценка правильности выполнения заданий (регулятивные УУД)

IX. Итог урока

       - С какимстихотворением мы сегодня познакомились? (Н. Матвеева «Картофельные олени»)

- Понравилось вам стихотворение?

 Представление об идее художественного произведения.

Умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм (личностные УУД)

X. Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение.

С. 102 - учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Юрий Коринец. Из книги «Там, вдали, за рекой» «Подарки под подушкой»

Цели: 1. Формировать читательские умения и навыки: понимать характер героя, идею                 произведения, составлят...