Конспект урока в 1 классе "Буква Ё и её звуки"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
На уроке проходит знакомство с новой "хитрой" буквой. Выясняется какие звуки обозначает эта буква. В каких случаях один звук, а где происходит слог слияние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Буква Ё и её звуки | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ «Городенская Православная гимназия»
Конспект урока чтения
Власовой Тамары Петровны
1 класс УМК «Школа России»
Тема: Буква Ёё. Звуки [й’о], [‘о], чтение слов с буквой Ё.
Цель: Познакомить с новой буквой; выяснить, когда буква Ёё обозначает один звук, а когда два.
Ожидаемые предметные результаты:
- Называть особенности буквы Ёё;
- Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность;
- Сравнивать звуковой состав слов, их буквенную запись;
- Формировать способ чтения буквы Ёё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов, после согласных;
- Объяснять в каких случаях буква Ёё обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующего согласного;
- Читать, озаглавливать текст, отвечать на вопросы по тексту.
- Составлять рассказ по рисунку.
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Предметные УУД: производить с опорой на схему – модель слого – звуковой анализ слова с гласным звуком [‘о] после мягкого согласного, читать слоги – слияния с буквой Ё, делать вывод о том, какие звуки обозначает эта буква.
Коммуникативные УУД: вести диалог, работать в парах.
Личностные УУД: умение правильно формулировать высказывание.
Пропедевтика: транскрипция слов с йотированными гласными, работа над однокоренными словами.
Оборудование: квадраты зелёные и синие, ёжик, ёлка , презентация, шары и снежинки для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность
Снег летает и сверкает Слайд 1 + Вальс снежинок
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. Урок начинается.
2. Актуализация знаний. Повторение изученного
Вы совсем недавно учитесь в школе, но уже много узнали. Давайте вспомним, чему мы научились за две четверти.
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? Какой может быть речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова?
- Из чего состоят слова?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие бывают звуки?
- Какими бывают согласные звуки? Согласные звуки бывают; твердыми и мягкими. -Какую одежду носят твёрдые согласные звуки? Мягкие? Многие согласные бывают парными по твёрдости и мягкости, но есть согласные , которые всегда бывают только твёрдыми или только мягкими. Назовите такие согласные. Ж- Ш- твёрдые, Ч- мягкий Я назову слово, если оно начинается с твёрдого звука, вы показываете синий квадратик, если с мягкого – зелёный.( Зима, снежинка, сосна, коньки, дети, шишка) Теперь слушаем звук на конце слова: ком, снеговик, ель, дятел, свиристель.)
-Какими ещё бывают согласные звуки? Звонкими и глухими. Назовите пары согласных по звонкости – глухости. Б-П, Д-Т, Ж-Ш, Г-К, З-С
- Какими бывают гласные звуки? Гласные звуки бывают ударными и безударными. - Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных? А,О,У,Ы,
- Какие друзьями мягких согласных? Почему? Е, Я, И
- Какие буквы мы называем хитрыми? особенными? Почему?/ Буквы Е.Я обозначают два звука в начале слова и после гласной [й’э ], [й’а]./
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Слайд 2
Проведём небольшое исследование. «Два, третий лишний»
- Посмотрите на картинки. Обратите внимание на то, что обозначают слова на картинках, какой слог в словах ударный, какой буквой оканчиваются слова.
- Найдите одно слово, исключив два лишних. Рябина, сосна , ёжик.
Рябина и сосна- растения, ударение падает на второй слог в словах, оканчиваются на гласный. Лишнее слово ёжик: называет животное, отвечает на вопрос КТО? ударение на первый слог, оканчивается на согласный.
-Ребята, а что вы знаете о еже?
-А вы знаете, что у взрослого ежа на спине 5000 игл.
Ежи с наступлением холодов залегают в спячку.
На свободе ежи живут от 3 до 5 лет. А в если ёж живет в доме, как домашнее животное, то может дожить и до10 лет.
Слайд 3 -Назовите членов ежиной семьи. Как называют детенышей ежа? Как называют маму ежа? Как одним словом можно назвать всех членов семьи?
-Ёж, ёжик, ежиха, ежата – родственные слова.
-Какая часть в этих словах одинаковая?
Слайд 4 -Есть еще слово «ежовый». Так говорят «держать в ежовых рукавицах», т.е. быть очень строгим, не давать воли, свободы движения.
4.Определение темы и постановка целей урока
- Определите тему урока.
- Буква Ё, обозначающая два звука. Слайд 5
- Какую цель поставим на уроке? Слайд 6
- Знакомство с буквой ё. Знакомство с новыми звуками, чтение слов, предложений с этими звуками. Научиться определять в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один звук
-На какую букву похожа новая буква? Слайд 7
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 4 сентября. При письме люди часто забывают дописывать точки, и за это буква Ё на них обижается. Однажды люди поняли, что поступают несправедливо по отношению к букве Ё и решили попросить у неё прощение за небрежное отношение к написанию точек. Слайд 8
Так в России, в городе Ульяновске 4 сентября 2005 года (17 лет назад) был открыт памятник букве Ё, чтобы люди помнили, как пишется буква Ё и не забывали ставить точки-гвоздочки.
Мы мало слов встречали,
Где Ё стоит в начале ...
Отгадайте загадку. Дерево — Ёж Слайд 9
И носит оно платье клёш…
Какой весёлый волшебный праздник мы все ждем через 10 дней? Новый год мы не представляем без красавицы ёлки. Беседа о ёлке.
-Откуда в наш дом приходит ёлка?
Ёлкой мы называем её, когда наряжаем игрушками к Новому году.
Ёлка или ель хвойное дерево, вместо листьев у нее хвоинки-иголки.
-Ребята, как вы думаете, почему именно ель мы наряжаем к Новому году.
-Правильно. Отсюда и загадка про ель: « Зимой и летом одним цветом». Но не обязательно идти в лес за елкой, можно купить искусственную ёлку, чтобы она много лет радовала нас в праздник, а можно ёлку сделать из подручных материалов своими руками.
Прочитайте слово «ёжик». Сколько букв, слогов в слове ёжик? Произнесите первый слог, какие звуки слышите? Какой вывод можно сделать? Буква «ё» обозначает два звука. (В начале слова)
Сколько слогов в слове ёлка? Произнесите первый слог, какие звуки слышите? Составим схему к словам ёжик, ёлка.
- Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]? -И в слове «ёлка» и в слове «ёжик» в начале слышим звуки [й’ о] . Слияние звуков [й’ о] обозначают одной буквой Ё.
ёжик: - Произнесите слово по слогам.
- Сколько слогов в слове ёжик?
- Какой слог первый?
- Какой второй?
-Произнесите несколько раз первый слог.
- Какие звуки слышите?- [й' о] - Сколько их? - Какой первый? - Какой второй? - Составим схему слова ёжик. Устанавливаем, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.[й'], [о]
2.Слого-звуковой анализ слова ёлка.
Вспомните, ребята, в каких состояниях может быть вода зимой (в твёрдом- лёд и снег)
2.Слого-звуковой анализ слова лёд.
Сделайте вывод, какие звуки обозначает буква Ё.
Слайд 10, 11 Мы мало слов встречали,
Где Ё стоит в начале ...
Ты первым делом назовёшь
Три слова: “Ёлка, ёрш и ёж".
И все ужасно колко:
И ёж, и ёрш, и ёлка!
5. Физкультминутка.
6. Первичная проверка понимания Упражнения в чтении слов с буквой Ё.
Мы познакомились с буквой Ё. Теперь самое время учиться читать слова с этой буквой. Напомните, чем примечательна буква Ё?
-Выясним, в каких случаях бывает так.
Ёж моё тёрка Слайд 12
Ёжик твоё мёд
Ёлка своё нёс
Ёлочка втроём пёсик
Ёрш
-Прочитайте первый столбик, второй столбик. Какие звуки произносим на месте буквы Ё?
-Обратите внимание , где в слове находится буква Ё?
Сделаем вывод. Когда буква Ё обозначает два звука?
-Прочитайте третий столбик. Как произносятся согласные с буквой Ё?
-Произнесите протяжно. Какие звуки слышим?
Вывод.
Буква Ё после согласного указывает на мягкость и обозначает один звук [о].
-Ещё раз прочитаем все слова и поставим ударение.
Вывод.
Буква Ё всегда под ударением.
Две точки над буквой будут нам об этом напоминать.
6.Закрепление изученного материала.
а) Парная работа. Назовите самое маленькое чётное число. Чётные числа как можно назвать по-другому? Слайд 13
Распределить слова в два столбика: в один –слова с буквой ё обозначающей два звука, а в другой- слова с ё показателем мягкости согласных. Приклеить на ёлочки полоски со словами.
Сравнить с эталоном (слова написаны на доске в два столбика). Слайд 14, 15
б)Работа с учебником. с 30-31. Чтение слов и рассказа.
1) Чтение стихотворения Б.Заходера в лицах. Слайд 16
2)а)Составление рассказа про Жучку и ёжика по рисунку . Слайд 17
б) Чтение текста. Озаглавливание.
Работа по содержанию текста. Ответы на вопросы:
- Где были ребята? (в лесу)
- Что они услышали около ёлочки? (шуршание)
- Кто это шуршал? (ёжик)
- Что сделала Жучка? (напала на ёжика)
- Как вы понимаете слово «напала»? (стала громко лаять и пыталась укусить ежа)
- Почему она так сделала? (защищала ребят)
- Что случилось с Жучкой? (наколола нос)
- Как она уколола нос? (ёж свернулся клубком)
- Почему он свернулся клубком? (защищался)
- Какая главная мысль текста? (Лес – это дом для диких животных, и люди должны относиться к жизни лесных жителей уважительно. Собак – держать на привязи…)
-Какое слово написано с большой буквы? Почему?
-Найдите предложение с восклицательным знаком. Как будем его читать ?
-Найдите слова с Ё.
-Какие звуки обозначает Ё в этих словах?
Слайд 18 3) У маленького ёжика все родственники вместе. А на с.30 малыши заблудились. Надо каждому малышу найти родителя
-Соедините линиями слова-названия детенышей и слова-названия взрослых животных. Дети читают слова, соединяют их линиями.
7.Подведение итогов.
а) Вспомните, какую цель мы поставили перед собой на уроке.
-Мы достигли своей цели?
-Ребята скоро праздник, у Агнии Львовны Барто на горе стоит ёлка, о ней расскажет Лиза. Слайд 19
Наша ёлка ещё не готова. Давайте нарядим ёлку к празднику .
Но украшения у нас будут не простые.
б) Рефлексия Слайд 20
-Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке?
-Что вам понравилось больше всего?
в) Оценка результатов деятельности
-Оцените свою работу на уроке: если вы довольны своей работой – повесьте ёлочную игрушку,
-если не очень – повесьте на ёлку снежинку.
Напишите на обратной стороне слово с буквой Ё.
При этом каждый ученик объясняет функцию буквы Ё.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока ОГ в 1 классе "Звуки /д/,/д*/.Буквы Б,б.
Урок построен в игровой форме. На урок в гости приходит Лесовичок с дудочкой....
Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"
Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....
Конспект урока по теме "Парные согласные звуки в середине слова"
Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В.Поляковой. Цель урока: - учить различать сильные и слабые позиции парных согласных в словах; - упражнять...
конспект урока обучения грамоте по теме: "Звуки [д], [д\'] и буква д". 1 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Конспект урока обучения грамоте по программе "Школа 2100"....
Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.
Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....
Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...
Конспект урока по обучению грамоте " Согласные звуки б,б,звуки Б,б.
Конспект урока по обучению грамоте....