Конспект урока в 1 классе "Буква Ё и её звуки"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Власова Тамара Петровна

На уроке проходит знакомство с новой "хитрой" буквой. Выясняется какие звуки обозначает эта буква. В каких случаях один звук, а где происходит слог слияние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока Буква Ё и её звуки32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   ЧОУ «Городенская Православная гимназия»                                                

                                         Конспект        урока чтения

Власовой Тамары Петровны

1 класс  УМК «Школа России»

Тема: Буква Ёё. Звуки [й’о], [‘о], чтение слов с буквой Ё.

Цель: Познакомить с новой буквой; выяснить, когда буква Ёё обозначает один звук, а когда два.

Ожидаемые предметные результаты:

  1. Называть особенности буквы Ёё;
  2. Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность;
  3. Сравнивать звуковой состав слов, их буквенную запись;
  4. Формировать способ чтения буквы Ёё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов, после согласных;
  5. Объяснять в каких случаях буква Ёё обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующего согласного;
  6. Читать, озаглавливать текст, отвечать на вопросы по тексту.
  7. Составлять рассказ по рисунку.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Предметные УУД: производить с опорой на схему – модель слого – звуковой анализ слова с гласным звуком [‘о] после мягкого согласного, читать слоги – слияния с буквой Ё, делать вывод о том, какие звуки обозначает эта буква.

Коммуникативные УУД: вести диалог, работать в парах.

Личностные УУД: умение правильно формулировать высказывание.

Пропедевтика: транскрипция слов с йотированными гласными, работа над однокоренными словами.

Оборудование:  квадраты зелёные и синие,  ёжик,  ёлка ,  презентация,     шары и снежинки  для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.  Включение в учебную деятельность

 Снег летает и сверкает                 Слайд 1 +  Вальс снежинок

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. Урок начинается.

 

2. Актуализация знаний.  Повторение изученного

Вы совсем недавно учитесь в школе, но уже много узнали. Давайте вспомним, чему мы научились за две четверти.

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? Какой может быть речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

 - На что делятся слова?

 - Из чего состоят слова?

- Чем звуки отличаются от букв?

 - Какие бывают звуки?

 - Какими бывают согласные звуки?                                                                                                               Согласные звуки бывают;  твердыми и мягкими.                                                                                                                               -Какую одежду носят твёрдые согласные звуки? Мягкие?   Многие согласные бывают парными по твёрдости и мягкости, но есть согласные , которые всегда бывают только твёрдыми или только мягкими. Назовите такие согласные.              Ж-  Ш- твёрдые,                Ч-   мягкий                                                                                                                             Я назову слово, если оно начинается с твёрдого звука, вы показываете синий квадратик, если с мягкого – зелёный.( Зима, снежинка, сосна, коньки, дети, шишка)                                                                                                      Теперь слушаем звук на конце слова:  ком,  снеговик,  ель,  дятел,  свиристель.)

-Какими ещё бывают согласные звуки? Звонкими и глухими. Назовите пары согласных по звонкости – глухости. Б-П,  Д-Т,  Ж-Ш,  Г-К,  З-С

  - Какими бывают гласные звуки?                                                                                                     Гласные звуки бывают ударными и безударными.                                                                                                                  - Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных? А,О,У,Ы, 

 - Какие друзьями мягких согласных? Почему?     Е,  Я,  И

 - Какие буквы мы называем хитрыми? особенными? Почему?/ Буквы Е.Я обозначают два звука в начале слова и после гласной  [й’э ], [й’а]./

                                                                                                                                                                         

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.   Слайд 2   

Проведём небольшое исследование. «Два, третий лишний»

 - Посмотрите на картинки.   Обратите внимание на то, что обозначают слова на картинках, какой слог в словах ударный, какой буквой оканчиваются слова.

 - Найдите одно слово, исключив два  лишних.  Рябина, сосна , ёжик.

 Рябина и сосна- растения, ударение падает на второй слог в словах, оканчиваются на гласный.                                                                                                                                                   Лишнее слово ёжик: называет животное, отвечает на вопрос КТО?   ударение на первый слог, оканчивается на согласный.

 -Ребята, а что вы знаете о еже?

-А вы знаете, что у взрослого ежа на спине 5000 игл.

Ежи с наступлением холодов залегают в спячку.

На свободе ежи живут от 3 до 5 лет. А в если ёж живет в доме, как домашнее животное, то может дожить и до10 лет.

Слайд 3   -Назовите членов ежиной семьи. Как называют детенышей ежа? Как называют маму ежа? Как одним словом можно назвать всех членов семьи?

-Ёж, ёжик, ежиха, ежата – родственные слова.

-Какая часть в этих словах одинаковая?

Слайд 4   -Есть еще слово «ежовый». Так говорят «держать в ежовых рукавицах», т.е. быть очень строгим, не давать воли, свободы движения.

4.Определение темы и постановка целей урока

 - Определите тему урока.

 - Буква Ё, обозначающая два звука. Слайд 5   

 - Какую цель поставим на уроке? Слайд 6   

-    Знакомство с  буквой ё. Знакомство с новыми звуками, чтение слов, предложений  с этими звуками. Научиться определять в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один звук

-На какую букву   похожа новая буква? Слайд 7   

   Е и Ё – родные сестры,

   Различать сестер не просто.

   Но у буквы Ё две точки,

   Словно в лесенке гвоздочки.

- Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 4 сентября.    При письме люди часто забывают дописывать точки, и за это буква Ё на них обижается. Однажды люди поняли, что поступают несправедливо по отношению к букве Ё и решили попросить у неё прощение за небрежное отношение к написанию точек. Слайд  8

Так в России, в городе Ульяновске 4 сентября 2005 года (17 лет назад) был открыт памятник букве Ё, чтобы люди помнили, как пишется буква Ё и не забывали ставить точки-гвоздочки.

Мы мало слов встречали,

Где Ё стоит в начале ...

Отгадайте загадку. Дерево — Ёж           Слайд 9   

И  носит оно платье клёш…

Какой весёлый волшебный праздник мы все ждем через 10 дней? Новый год мы не представляем без красавицы ёлки.                                                                                                    Беседа о ёлке.

-Откуда в наш дом приходит ёлка?

Ёлкой мы называем её, когда наряжаем игрушками к Новому году.

Ёлка или ель хвойное дерево, вместо листьев у нее хвоинки-иголки.

-Ребята, как вы думаете, почему именно ель мы наряжаем к Новому году.

-Правильно. Отсюда и загадка про ель: « Зимой и летом одним цветом».                                         Но не обязательно идти в лес за елкой, можно купить искусственную ёлку, чтобы она много лет радовала нас в праздник, а можно ёлку сделать из подручных материалов своими руками.

Прочитайте слово «ёжик». Сколько букв,  слогов в слове ёжик? Произнесите первый слог, какие звуки слышите?  Какой вывод можно сделать?  Буква «ё» обозначает два звука. (В начале слова) 

  Сколько слогов в слове ёлка? Произнесите первый слог, какие звуки слышите?  Составим схему к словам ёжик, ёлка. 

 - Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?                                      -И в слове «ёлка» и в слове «ёжик» в начале слышим звуки [й’ о] .                                             Слияние звуков [й’ о] обозначают одной буквой Ё.

ёжик:  - Произнесите слово по слогам.

 - Сколько слогов в слове ёжик?

 - Какой слог первый?

 - Какой второй?

  -Произнесите несколько раз первый слог.

 - Какие звуки слышите?- [й' о]                                                                                                                             - Сколько их?                                                                                                                                                     - Какой первый?                                                                                                                                                  - Какой второй?                                                                                                                                                    - Составим схему слова ёжик.   Устанавливаем, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.[й'], [о]

2.Слого-звуковой анализ слова ёлка.

Вспомните, ребята, в каких состояниях может быть вода зимой (в твёрдом- лёд и снег)

2.Слого-звуковой анализ слова лёд.

Сделайте вывод, какие звуки обозначает буква Ё. 

Слайд 10, 11   Мы мало слов встречали,

Где Ё стоит в начале ...

Ты первым делом назовёшь

Три слова: “Ёлка, ёрш и ёж".

И все ужасно колко:

И ёж, и ёрш, и ёлка!

  5. Физкультминутка.

6.      Первичная проверка понимания                                                                                          Упражнения в чтении слов  с буквой Ё.

Мы познакомились с буквой Ё. Теперь самое время учиться читать слова с этой буквой. Напомните, чем примечательна буква  Ё?

-Выясним, в каких случаях бывает так.

Ёж           моё          тёрка         Слайд 12   

Ёжик      твоё         мёд

Ёлка       своё         нёс

Ёлочка   втроём       пёсик

Ёрш

-Прочитайте первый столбик, второй столбик. Какие звуки произносим на месте буквы  Ё?

-Обратите внимание , где в слове находится буква Ё?

Сделаем вывод. Когда буква Ё обозначает два звука?

-Прочитайте третий столбик. Как произносятся согласные с буквой Ё?

-Произнесите протяжно. Какие звуки слышим?

Вывод.

Буква Ё после согласного указывает на мягкость и обозначает один звук [о].

-Ещё раз прочитаем все слова и поставим ударение.

Вывод.

Буква Ё всегда под ударением.

Две точки над буквой будут нам об этом напоминать.

6.Закрепление изученного материала.

а) Парная работа.    Назовите самое маленькое чётное число.                                                                     Чётные числа как можно назвать по-другому? Слайд 13   

Распределить слова в два столбика: в один –слова с буквой ё обозначающей два звука, а в другой- слова с ё показателем мягкости согласных. Приклеить на ёлочки полоски со словами.

Сравнить с эталоном (слова написаны на доске в два столбика).  Слайд  14,  15   

б)Работа с учебником. с 30-31. Чтение слов и рассказа.

 1) Чтение стихотворения Б.Заходера в лицах.  Слайд 16   

2)а)Составление рассказа про Жучку и ёжика по рисунку . Слайд 17   

б) Чтение текста.  Озаглавливание.

Работа по содержанию текста. Ответы на вопросы:

- Где были ребята? (в лесу)

- Что они услышали около ёлочки? (шуршание)

- Кто это шуршал? (ёжик)

- Что сделала Жучка? (напала на ёжика)

- Как вы понимаете слово «напала»? (стала громко лаять и пыталась укусить ежа)

- Почему она так сделала? (защищала ребят)

- Что случилось с Жучкой? (наколола нос)

- Как она уколола нос? (ёж свернулся клубком)

- Почему он свернулся клубком? (защищался)

- Какая главная мысль текста? (Лес – это дом для диких животных, и люди должны относиться к жизни лесных жителей уважительно. Собак – держать на привязи…)

-Какое слово написано с большой буквы? Почему?

-Найдите предложение с восклицательным знаком. Как будем его читать ?

-Найдите слова с Ё.

-Какие звуки обозначает Ё в этих словах?

Слайд 18   3) У маленького ёжика все родственники вместе. А на с.30 малыши заблудились. Надо каждому малышу найти родителя

-Соедините линиями слова-названия детенышей и слова-названия взрослых животных.    Дети читают слова, соединяют их линиями.

7.Подведение итогов.    

а) Вспомните, какую цель мы поставили перед собой на уроке.

-Мы достигли своей цели?

-Ребята скоро праздник, у Агнии Львовны Барто на горе стоит ёлка, о ней расскажет Лиза. Слайд 19   

Наша   ёлка ещё не готова. Давайте нарядим ёлку к празднику .

Но украшения у нас будут не простые.

б) Рефлексия    Слайд 20 

-Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке?

-Что вам понравилось больше всего?

в) Оценка результатов деятельности

-Оцените свою работу на уроке: если вы   довольны своей работой – повесьте ёлочную игрушку,

 -если не очень  – повесьте на ёлку снежинку.

   Напишите  на обратной стороне слово с буквой Ё.

  При этом каждый ученик объясняет функцию буквы Ё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ОГ в 1 классе "Звуки /д/,/д*/.Буквы Б,б.

Урок построен в игровой форме. На урок в гости приходит Лесовичок с дудочкой....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"

Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....

Конспект урока по теме "Парные согласные звуки в середине слова"

Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В.Поляковой. Цель урока:    - учить различать сильные и слабые позиции парных согласных в словах;     -  упражнять...

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...