Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Жизнь и творчество И.С. Никитина"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бердникова Анастасия Сергеевна

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: " Жизнь и творчество И.С. Никитина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО студента: Бердникова Анастасия Сергеевна

Тема: «Жизнь и творчество И.С. Никитина»

Класс: 4

Цель: формирование представлений о жизни и творчестве И.С. Никитина посредством совместной практической деятельности

Задачи:

Образовательные: 

  • знакомить обучающихся с биографией поэта И.С. Никитина;
  • формировать представления о произведениях поэта, используемыми средствами художественной выразительности.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать стихотворение, выделять средства художественной выразительности;
  • развивать умение выразительно читать;

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в паре;
  • воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть в ней прекрасное.

Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, презентация, карточки с кроссвордом для работы в парах

Ход урока

Этап урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент

Настроить обучающихся на познавательную активность.

Создать благоприятную психологическую атмоссферу.

Словесный (беседа)

Приветствие обучающихся.

См. Приложение 1

Приветствие учителя.

Фронтальная

Наблюдение, беседа

Умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Умение сохранять мотивацию к учебной деятельности

Актуализация знаний

Применять имеющиеся знания обучающихся

Словесный (беседа)

Практический (чтение стихотворения)

Беседа. Организация чтения стихотворения (проверка домашнего задания).

См. Приложение 2

Беседа с учителем. Чтение стихотворения.

Фронтальная, индивидуальная

Стихотворение Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!»

Наблюдение, устный опрос, проверка домашнего задания

Умение актуализировать полученные ранее знания, знать написание изученных словарных слов

Умение высказывать и грамотно обосновывать свою точку зрения. Умение уважительно относиться к мнениям окружающих

Формирование готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Активизировать познавательный интерес к теме

Словесный (беседа, объяснение)

Практический (работа с кроссвордом)

Организация отгадывания кроссворда в парах с целью подведения детей к постановке цели. Беседа.

См. Приложение 3

Отгадывание кроссворда в парах. Постановка цели. Беседа.

Фронтальная, парная

Кроссворд с заданиями, презентация

Наблюдение, устный опрос, проверка по образцу

Обладать понятийным аппаратом по предмету, знать сущность необходимых понятий

Умение формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

Воспитание уважительного отношения к деятельности учителя. Умение внимательно слушать.

Первичное усвоение новых знаний

Изучить новые понятия

Словесный (беседа, объяснение, рассказ)

Наглядный (работа с учебником, демонстрация презентации)

Практический (работа с учебником, чтение стихотворения)

Демонстрация презентации. Рассказ о поэте. Беседа. Чтение стихотворения «В синем небе плывут над полями …».

См. Приложение 4

Просмотр слайдов презентации. Прослушивание рассказа о поэте. Беседа. Прослушивание чтения стихотворения.

Фронтальная

Учебник, презентация

Наблюдение, устный опрос, беседа (вопросы по содержанию рассказа)

Уметь называть элементарные факты из жизни поэта, выразительно читать стихотворение «В синем небе плывут над полями…»

Умение принимать инструкцию учителя и четко следовать ей

Умение проявлять интерес к новому учебному материалу

Первичная проверка понимания

Проверить ход усвоения новых знаний

Словесный (объяснение)

Наглядный (работа со стихотворением)

Практический (работа со стихотворением)

Работа со стихотворением (чтение, разбор художественных средств)

См. Приложение 5

Работа со стихотворением (чтение, разбор художественных средств)

Индивидуальная, фронтальная

Учебник (стр. 110)

Наблюдение, устный опрос

Умение открывать новые знания, осваивать умения в процессе рассуждений и обсуждений

Умение принимать и сохранять учебную задачу для последующего выполнения практических действий

Умение выражать положительное отношение к процессу познания

Первичное закрепление

Выяснить, как обучающиеся усвоили связь между изученными компонентами темы

Словесный (беседа, объяснение),

Практический (прописывание и разбор предложений на доске)

Наглядный (работа с учебником)

Организация устного опроса в виде тестирования (с озвучиваем вариантов ответа)

См. Приложение 6

Постановка ответов на вопросы тестирования.

Индивидуальная

Тестирование

Устный опрос, наблюдени

Умение использовать полученную информацию на практике

Умение организовывать и управлять своей деятельностью

Эмоционально-ценностное отношение к труду

Информация о домашнем задании

Информировать обучающихся о количестве и алгоритме выполнения домашнего задания

Словесный (беседа, объяснение)

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

См. Приложение 7

Прослушивание инструктажа.

Фронтальная

Учебник (стр. 110)

Наблюдение

Умение использовать полученную информацию на практике                

Умение организовывать и управлять своей деятельностью

Эмоционально-ценностное отношение к труду

Рефлексия

Подведение итогов урока

Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке

Словесный (беседа)

Беседа с целью подведения итога урока. Организация рефлексии.

См. Приложение 8

Беседа, постановка ответов на вопросы. Рефлексия.

Фронтальная

Наблюдение, беседа

Умение обобщать, систематизировать, анализировать материал, полученный на уроке

Умение воспроизводить услышанную речь путем повторения

Умение слушать и слышать товарищей

Приложение 1.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения!

Приложение 2.

-Для начала давайте вспомним с биографией каких авторов вы уже познакомились? (Афанасий Афанасьевич Фет, Федор Иванович Тютчев, Евгений Абрамович Баратынский)

-Какие произведения этих авторов вы прочитали? (Ф.И Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»)

-К сегодняшнему уроку вы готовили выразительное чтение стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!». Кто хочет прочитать стихотворение? (читают 3-4 ученика)

-Чье чтение вам понравилось больше всего? Почему? (выразительность, правильность) – выставление отметок

Приложение 3.

-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного поэта. Для того, чтобы узнать какого. Отгадайте кроссворд.

Задания для кроссворда (ключевое слово – фамилия поэта Никитин)

  1. Манера произношения, зависящая от повышения и понижения тона голоса, громкости, скорости и ритма говорящего (интонация)
  2. Литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам (олицетворение)
  3. Произведение живописи, написанное художником красками на холсте, бумаге, картоне и т.п. (картина)
  4. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему (эпитет)
  5. Приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству (метафора)
  6. Вставьте пропущенное слово в название стихотворения А.А. Фета «… дождь» (весенний)
  7. Изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Используются союзы и союзные слова: как, что, будто, словно, ровно, точно и др. (сравнение)

-Молодцы! Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Савича Никитина!

-Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой? (познакомиться с биографией, стихотворениями)

Приложение 4.

-Обратите внимание на портрет Ивана Саввича Никитина.

Рассказ о поэте

1 слайд Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой. На фото изображен дом-музей И.С. Никитина в Воронеже.

2 слайд Никитин Иван учился в духовном училище, затем в семинарии. Занимался самообразованием: изучал языки, читал, сочинял стихи.

3 слайд Однако через четыре года разорение отца и смерть матери заставили Никитина бросить учебу. Он работает в свечной лавке, затем становится содержателем постоялого двора. Еще во время обучения увлекся литературой, начал писать стихи.

4 слайд В 1853 году в биографии Ивана Никитина несколько стихотворений были отосланы в «Воронежские Губернские Ведомости», так поэт стал известным в Воронеже. Никитин стал членом кружка интеллигенции. Не смотря на тяжелую семейную обстановку в те годы в биографии Никитина, он продолжил писать, занимался самообразованием.

5 слайд Иван Саввич Никитин за всю биографию опубликовал два сборника стихотворений. Первый сборник вышел в 1856 году, второй – в 1859. В 1859 году Никитину удалось приобрести книжную лавку, которая становится важным культурным центром Воронежа.

6 слайд На стихи Никитина создано более 60 романсов и песен. Также Никитин успешно начинал писать прозу – «Дневник семинариста» впервые опубликовали в 1861 году.

7 слайд Произведения Никитина – «Музыка леса», «Воспоминание о детстве», «В синем небе плывут над полями…», «Уж как был молодец …»

8 слайд Похоронен И.С. Никитин в Воронеже рядом со своим великим земляком поэтом А. В. Кольцовым.

9 слайд В СССР была выпущена почтовая марка с изображением И.С. Никитина.

10 слайд Памятник И.С. Никитину в Воронеже

11 слайд Более 60 романсов и песен на стихи Никитина И.С. живут в народной памяти. (прослушивание романса «На старом кургане», исполняет Иван Скобцов)

-Давайте проверим, насколько внимательно вы прослушали рассказ о поэте.

  1. Где родился Никитин?
  2. Кем был отец Ивана Саввича Никитина?
  3. Где учился Никитин?
  4. Благодаря чему он стал знаменит?
  5. Где находится памятник Никитину?

-Послушайте стихотворение. Постарайтесь представить то, о чем в нем рассказывается.

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

Приложение 5.

-Скажите, какие картины возникли в вашем воображении при прослушивании? Синее небо, облака, простор и т.д.

-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?  Радостное, спокойное, умиротворённое.

 - Откройте учебники на странице 110. Давайте прочитаем стихотворение еще раз.

- С какой интонацией будете читать? Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение. Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении.

-Кто хочет попробовать прочитать?

- Молодец! Кто увидел с помощью чего создаются картины в стихотворении? С помощью художественных средств.

- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении? эпитетами, сравнением.    

-Что такое эпитет? Эпитет – это яркое художественное определение, чаще всего эпитеты – это имена прилагательные. Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении. Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.

- Назовите эпитеты. Золотые края, красное зарево, прозрачно- румяный вечер.

-С чем сравнивает автор природу? С храмом.

-Как называется это художественный прием? Сравнение

- Какое слово помогает в сравнении? Точно

- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие? На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражают солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием.

- Кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может её назвать? Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и Никитин восхищается этой тишиной.

- В стихотворении видим не только изображение поэтом картины, но и самого поэта. В стихотворении описывается вечер, когда вся природа уходит на покой. Он очень красиво говорит об этом переходе, от света к тьме. Настроение, которым заканчивается стихотворение, позволяет нам почувствовать божественное присутствие.

Приложение 6.

-Сейчас я предлагаю вам ответить на несколько вопросов по биографии Никитина. Отвечаем по очереди. Если знаете ответ, поднимайте руку.

Вопрос №1: Как звали Никитина?

 Иван Сергеевич

 Иван Севастьянович

 Иван Саввич

Вопрос №2: Выбери годы жизни И.С. Никитина.

 1824-1861 гг.

 1828-1863 гг.

 1830-1866 гг.

Вопрос №3: Кем был И.С. Никитин ?

 Писатель.

 Поэт.

 Журналист.

Вопрос №4: В каком городе родился поэт?

 Кострома.

 Воронеж.

 Одесса.

Вопрос №6: Какие музыкальные произведения созданы на основе творчества поэта ?

 Романс.

 Опера.

 Балет.

Приложение 7.

-Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» (с. 110)

Приложение 8.

Подведение итогов

-С жизнью и творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? Ивана Саввича Никитина

-В каком городе он родился? В Воронеже

-Благодаря чему стал знаменит? Благодаря публикации стихотворений в «Воронежских Губернских Ведомостях»

Рефлексия

Продолжите предложения

-На уроке мне было интересно …

Больше всего мне понравилось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературного чтения "Устное народное творчество"

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;2) развитие навыков сотрудничества  со сверстниками ;3)развитие ...

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома».

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома»....

Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:  формирование читательской компетентности младших школьников...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Никитин «Встреча зимы»» 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «И.С. Никитин «Встреча зимы»» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской ком...

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворение Никитина "Русь"» 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДата: 14.04.2022Школа: 3Класс: 4Урок: 3Время: 10:10-10:50  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Ал...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 13.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...