Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Жизнь и творчество И.С. Никитина"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: " Жизнь и творчество И.С. Никитина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО студента: Бердникова Анастасия Сергеевна
Тема: «Жизнь и творчество И.С. Никитина»
Класс: 4
Цель: формирование представлений о жизни и творчестве И.С. Никитина посредством совместной практической деятельности
Задачи:
Образовательные:
- знакомить обучающихся с биографией поэта И.С. Никитина;
- формировать представления о произведениях поэта, используемыми средствами художественной выразительности.
Развивающие:
- развивать умение анализировать стихотворение, выделять средства художественной выразительности;
- развивать умение выразительно читать;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в паре;
- воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть в ней прекрасное.
Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, презентация, карточки с кроссвордом для работы в парах
Ход урока
Этап урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
Организационный момент | Настроить обучающихся на познавательную активность. Создать благоприятную психологическую атмоссферу. | Словесный (беседа) | Приветствие обучающихся. См. Приложение 1 | Приветствие учителя. | Фронтальная | Наблюдение, беседа | Умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя | Умение сохранять мотивацию к учебной деятельности | |||
Актуализация знаний | Применять имеющиеся знания обучающихся | Словесный (беседа) Практический (чтение стихотворения) | Беседа. Организация чтения стихотворения (проверка домашнего задания). См. Приложение 2 | Беседа с учителем. Чтение стихотворения. | Фронтальная, индивидуальная | Стихотворение Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!» | Наблюдение, устный опрос, проверка домашнего задания | Умение актуализировать полученные ранее знания, знать написание изученных словарных слов | Умение высказывать и грамотно обосновывать свою точку зрения. Умение уважительно относиться к мнениям окружающих | Формирование готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Активизировать познавательный интерес к теме | Словесный (беседа, объяснение) Практический (работа с кроссвордом) | Организация отгадывания кроссворда в парах с целью подведения детей к постановке цели. Беседа. См. Приложение 3 | Отгадывание кроссворда в парах. Постановка цели. Беседа. | Фронтальная, парная | Кроссворд с заданиями, презентация | Наблюдение, устный опрос, проверка по образцу | Обладать понятийным аппаратом по предмету, знать сущность необходимых понятий | Умение формулировать цель урока после предварительного обсуждения. | Воспитание уважительного отношения к деятельности учителя. Умение внимательно слушать. | |
Первичное усвоение новых знаний | Изучить новые понятия | Словесный (беседа, объяснение, рассказ) Наглядный (работа с учебником, демонстрация презентации) Практический (работа с учебником, чтение стихотворения) | Демонстрация презентации. Рассказ о поэте. Беседа. Чтение стихотворения «В синем небе плывут над полями …». См. Приложение 4 | Просмотр слайдов презентации. Прослушивание рассказа о поэте. Беседа. Прослушивание чтения стихотворения. | Фронтальная | Учебник, презентация | Наблюдение, устный опрос, беседа (вопросы по содержанию рассказа) | Уметь называть элементарные факты из жизни поэта, выразительно читать стихотворение «В синем небе плывут над полями…» | Умение принимать инструкцию учителя и четко следовать ей | Умение проявлять интерес к новому учебному материалу | |
Первичная проверка понимания | Проверить ход усвоения новых знаний | Словесный (объяснение) Наглядный (работа со стихотворением) Практический (работа со стихотворением) | Работа со стихотворением (чтение, разбор художественных средств) См. Приложение 5 | Работа со стихотворением (чтение, разбор художественных средств) | Индивидуальная, фронтальная | Учебник (стр. 110) | Наблюдение, устный опрос | Умение открывать новые знания, осваивать умения в процессе рассуждений и обсуждений | Умение принимать и сохранять учебную задачу для последующего выполнения практических действий | Умение выражать положительное отношение к процессу познания | |
Первичное закрепление | Выяснить, как обучающиеся усвоили связь между изученными компонентами темы | Словесный (беседа, объяснение), Практический (прописывание и разбор предложений на доске) Наглядный (работа с учебником) | Организация устного опроса в виде тестирования (с озвучиваем вариантов ответа) См. Приложение 6 | Постановка ответов на вопросы тестирования. | Индивидуальная | Тестирование | Устный опрос, наблюдени | Умение использовать полученную информацию на практике | Умение организовывать и управлять своей деятельностью | Эмоционально-ценностное отношение к труду | |
Информация о домашнем задании | Информировать обучающихся о количестве и алгоритме выполнения домашнего задания | Словесный (беседа, объяснение) | Инструктаж по выполнению домашнего задания. См. Приложение 7 | Прослушивание инструктажа. | Фронтальная | Учебник (стр. 110) | Наблюдение | Умение использовать полученную информацию на практике | Умение организовывать и управлять своей деятельностью | Эмоционально-ценностное отношение к труду | |
Рефлексия Подведение итогов урока | Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке | Словесный (беседа) | Беседа с целью подведения итога урока. Организация рефлексии. См. Приложение 8 | Беседа, постановка ответов на вопросы. Рефлексия. | Фронтальная | Наблюдение, беседа | Умение обобщать, систематизировать, анализировать материал, полученный на уроке | Умение воспроизводить услышанную речь путем повторения | Умение слушать и слышать товарищей |
Приложение 1.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения!
Приложение 2.
-Для начала давайте вспомним с биографией каких авторов вы уже познакомились? (Афанасий Афанасьевич Фет, Федор Иванович Тютчев, Евгений Абрамович Баратынский)
-Какие произведения этих авторов вы прочитали? (Ф.И Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»)
-К сегодняшнему уроку вы готовили выразительное чтение стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!». Кто хочет прочитать стихотворение? (читают 3-4 ученика)
-Чье чтение вам понравилось больше всего? Почему? (выразительность, правильность) – выставление отметок
Приложение 3.
-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного поэта. Для того, чтобы узнать какого. Отгадайте кроссворд.
Задания для кроссворда (ключевое слово – фамилия поэта Никитин)
- Манера произношения, зависящая от повышения и понижения тона голоса, громкости, скорости и ритма говорящего (интонация)
- Литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам (олицетворение)
- Произведение живописи, написанное художником красками на холсте, бумаге, картоне и т.п. (картина)
- Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему (эпитет)
- Приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству (метафора)
- Вставьте пропущенное слово в название стихотворения А.А. Фета «… дождь» (весенний)
- Изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Используются союзы и союзные слова: как, что, будто, словно, ровно, точно и др. (сравнение)
-Молодцы! Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Савича Никитина!
-Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой? (познакомиться с биографией, стихотворениями)
Приложение 4.
-Обратите внимание на портрет Ивана Саввича Никитина.
Рассказ о поэте
1 слайд Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой. На фото изображен дом-музей И.С. Никитина в Воронеже.
2 слайд Никитин Иван учился в духовном училище, затем в семинарии. Занимался самообразованием: изучал языки, читал, сочинял стихи.
3 слайд Однако через четыре года разорение отца и смерть матери заставили Никитина бросить учебу. Он работает в свечной лавке, затем становится содержателем постоялого двора. Еще во время обучения увлекся литературой, начал писать стихи.
4 слайд В 1853 году в биографии Ивана Никитина несколько стихотворений были отосланы в «Воронежские Губернские Ведомости», так поэт стал известным в Воронеже. Никитин стал членом кружка интеллигенции. Не смотря на тяжелую семейную обстановку в те годы в биографии Никитина, он продолжил писать, занимался самообразованием.
5 слайд Иван Саввич Никитин за всю биографию опубликовал два сборника стихотворений. Первый сборник вышел в 1856 году, второй – в 1859. В 1859 году Никитину удалось приобрести книжную лавку, которая становится важным культурным центром Воронежа.
6 слайд На стихи Никитина создано более 60 романсов и песен. Также Никитин успешно начинал писать прозу – «Дневник семинариста» впервые опубликовали в 1861 году.
7 слайд Произведения Никитина – «Музыка леса», «Воспоминание о детстве», «В синем небе плывут над полями…», «Уж как был молодец …»
8 слайд Похоронен И.С. Никитин в Воронеже рядом со своим великим земляком поэтом А. В. Кольцовым.
9 слайд В СССР была выпущена почтовая марка с изображением И.С. Никитина.
10 слайд Памятник И.С. Никитину в Воронеже
11 слайд Более 60 романсов и песен на стихи Никитина И.С. живут в народной памяти. (прослушивание романса «На старом кургане», исполняет Иван Скобцов)
-Давайте проверим, насколько внимательно вы прослушали рассказ о поэте.
- Где родился Никитин?
- Кем был отец Ивана Саввича Никитина?
- Где учился Никитин?
- Благодаря чему он стал знаменит?
- Где находится памятник Никитину?
-Послушайте стихотворение. Постарайтесь представить то, о чем в нем рассказывается.
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.
Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт.
Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме, стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
Приложение 5.
-Скажите, какие картины возникли в вашем воображении при прослушивании? Синее небо, облака, простор и т.д.
-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? Радостное, спокойное, умиротворённое.
- Откройте учебники на странице 110. Давайте прочитаем стихотворение еще раз.
- С какой интонацией будете читать? Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение. Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении.
-Кто хочет попробовать прочитать?
- Молодец! Кто увидел с помощью чего создаются картины в стихотворении? С помощью художественных средств.
- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении? эпитетами, сравнением.
-Что такое эпитет? Эпитет – это яркое художественное определение, чаще всего эпитеты – это имена прилагательные. Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении. Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.
- Назовите эпитеты. Золотые края, красное зарево, прозрачно- румяный вечер.
-С чем сравнивает автор природу? С храмом.
-Как называется это художественный прием? Сравнение
- Какое слово помогает в сравнении? Точно
- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие? На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражают солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием.
- Кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может её назвать? Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и Никитин восхищается этой тишиной.
- В стихотворении видим не только изображение поэтом картины, но и самого поэта. В стихотворении описывается вечер, когда вся природа уходит на покой. Он очень красиво говорит об этом переходе, от света к тьме. Настроение, которым заканчивается стихотворение, позволяет нам почувствовать божественное присутствие.
Приложение 6.
-Сейчас я предлагаю вам ответить на несколько вопросов по биографии Никитина. Отвечаем по очереди. Если знаете ответ, поднимайте руку.
Вопрос №1: Как звали Никитина?
Иван Сергеевич
Иван Севастьянович
Иван Саввич
Вопрос №2: Выбери годы жизни И.С. Никитина.
1824-1861 гг.
1828-1863 гг.
1830-1866 гг.
Вопрос №3: Кем был И.С. Никитин ?
Писатель.
Поэт.
Журналист.
Вопрос №4: В каком городе родился поэт?
Кострома.
Воронеж.
Одесса.
Вопрос №6: Какие музыкальные произведения созданы на основе творчества поэта ?
Романс.
Опера.
Балет.
Приложение 7.
-Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» (с. 110)
Приложение 8.
Подведение итогов
-С жизнью и творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? Ивана Саввича Никитина
-В каком городе он родился? В Воронеже
-Благодаря чему стал знаменит? Благодаря публикации стихотворений в «Воронежских Губернских Ведомостях»
Рефлексия
Продолжите предложения
-На уроке мне было интересно …
Больше всего мне понравилось …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературного чтения "Устное народное творчество"
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;2) развитие навыков сотрудничества со сверстниками ;3)развитие ...
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома».
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс «Творчество С.В. Михалкова. Хижина дяди Тома»....
Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности младших школьников...
Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Никитин «Встреча зимы»» 3 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «И.С. Никитин «Встреча зимы»» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской ком...
Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворение Никитина "Русь"» 4 класс, УМК "Школа России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДата: 14.04.2022Школа: 3Класс: 4Урок: 3Время: 10:10-10:50 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Ал...
Технологическая карта урока литературного чтения «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 13.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30 Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...