Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Никитин «Встреча зимы»» 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока «И.С. Никитин «Встреча зимы»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе изучения стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить детей с личностью И.С. Никитина и его произведением «Встреча зимы»;
- учить детей анализировать стихотворение;
Развивающие:
- развивать внимание к слову с помощью беседы;
- развивать речь посредством выразительного чтения.
Воспитательные:
- воспитывать представление детей о честности, отзывчивости, смелости через анализ произведения;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся через выстраивание диалога.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России), компьютер, проектор
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 12.10.21 Школа: МАОУ «МЛ №148» Класс: 3 «з» Урок: 3 Время: 9:50 - 10:30 Кабинет: 112 | Студент: Дудник Юлия Группа: 46 Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна Методист: Синтяева Галина Анатольевна |
Тема урока «И.С. Никитин «Встреча зимы»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе изучения стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»
Задачи урока
Дидактические:
- познакомить детей с личностью И.С. Никитина и его произведением «Встреча зимы»;
- учить детей анализировать стихотворение;
Развивающие:
- развивать внимание к слову с помощью беседы;
- развивать речь посредством выразительного чтения.
Воспитательные:
- воспитывать представление детей о честности, отзывчивости, смелости через анализ произведения;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся через выстраивание диалога.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России), компьютер, проектор, презентация.
Челябинск, 2021 г.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку . 2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. 3. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь! | Показывают свою готовность. Ответное приветствие. | Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 1, 2. | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа. Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации. | 1. Проведение беседы по теме урока. - Ребята, я вам сейчас назову фамилии поэтов, а вы подумайте и скажите, что и объединяет. - Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин. - Действительно, ребята, вы их изучали. А почему они находятся вместе при изучении? - Верно. сегодня на уроке мы продолжим изучать поэзию, но вначале мы проведем небольшую речевую разминку. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Ела-ела-ела вот и осень пролетела Ма-ма-ма скоро к нам придёт зима Али-али-али вот морозы затрещали Ды-ды-ды и сковали все пруды Оры-оры-оры появились вдруг узоры Ты-ты-ты на стёклах много красоты - Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении? - Какую картину вы представили? - А что вам помогло представить зимнюю картину? - Какие слова? | - Мы их уже изучали. - Они писали о природе, восхваляли ее. Читают текст. Предполагаемые ответы детей. - О приходе зимы. - Зимнюю. - Придет зима, морозы затрещали, сковали все пруды, появились узоры, на стеклах много красоты. | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, | Учебная презентация: слайды № 3, 4, 5. | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: подводящий и формирующий диалог | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. 2. Подведение к формулировке темы и целей. - Действительно, природа в каждое время года по-своему красива. И красоту природы художники запечатляют с помощью разных красок, музыканты - в музыкальных произведениях, с помощью нот, мелодий; а художники слова запечатляют красоту с помощью слов. И о том, как прекрасна природа в любое время года. Одним из этих «художников слова» был Иван Саввич Никитин, с творчеством которого вы начали знакомство на прошлом уроке. - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Сформулируйте тему урока? - Все верно. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с И.С. Никитиным и его стихотворением «Встреча зимы» - Какие цели мы можем поставить? - Перед вами перепутанный план, составьте его в правильном порядке. | Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока - Мы будем говорить о поэте и о его произведении?
1) Продолжить знакомство с личностью И.С. Никитина 2) Выразительно прочитать стихотворение «Встреча зимы» 3) Найти или выделить, обозначить средства художественной выразительности. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайды № 5, 6 Учебник. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: первичное знакомство с текстом. Комбинированное чтение. Фронтальная форма работы. | 1. Открытие для учеников новых сведений. - Давайте с вами сейчас приступим к первому пункту плана. - Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т.к. отцу грозило разорение. Надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Ваня. Ему пришлось много работать, чтобы заработать на хлеб. - Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался показать их другим. | Внимательно слушают. Внимательно слушают учителя. | Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, | Учебная презентация: слайды № 7, 8, 9. | |
Но первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему широкую известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. - Из-за того, что маленький Ваня рос в семье без братьев и сестер, он часто проводил время в одиночестве. И его любимым занятием была прогулка по зимнему лесу. Иногда он забредал в избу старика-сторожа, где слушал его сказки, смотря в покрытое морозным узором окно. - А кто из вас любит это время года? Расскажите, как вы встречаете зиму? - Ребята, предлагаю открыть ваши учебники на странице 68. 2. Прослушивание классом аудиозаписи лирического произведения. - Давайте же послушаем стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы» - Зима - суровое время года, и чтобы описать ее достаточно полно, автор использует сложные слова. Слова представлены на слайде: - Как вы думаете, что значит «сумрачный»? Сумрачный - темный, раздолье - ширь, простор, искони - с давних пор, времен, подчас - сейчас, тотчас, незваный - непрошеный. - Итак, ребята, вам понравилось стихотворение? Почему? - Какое настроение, какие чувства вызывает это стихотворение? Почему? - Какая зима представлена у Никитина? - Докажите текстом. - Да, ребята, зима бывает разная. Найдите в тексте доказательства, что зима меняется утром, в полдень, ночью и на рассвете. Приведите примеры из текста. - Но прежде, давайте вспомним правила выразительного чтения. Внимание на слайд. - Читать надо медленно, вдумываясь в значение слов. - После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу | Предполагаемые ответы детей. Предполагаемые ответы детей. Самостоятельное чтение детей. Предполагаемые ответы детей | П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Аудиозапись. | ||||
- Чётко и ясно проговаривать слова, - Постараться передать настроение автора и свои чувства. | |||||||
ДП | Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук. | Выполнение упражнений. | Учебная презентация: слайды № 10. | ||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Практический: словарная работа Парная и фронтальная формы работы. | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. – Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? - Ребята, любил ли поэт русскую зиму? - А как он относился к русским людям, к простому человеку? - Как понимаете значение слова «искони»? - Абсолютно верно. | Предполагаемые ответы детей. - Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег. Ребята зачитывают эти строки. «Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво» - Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе. - Да, он ее любил. Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ. Зачитывают отрывки о мужичке, о маме. - Издавна, с незапамятных времен? | Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план | Учебная презентация: слайд № 11, 12, 13, 14, 15. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Выразительное чтение. Фронтальная, индивидуальная форма работы | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. 2. Оказание индивидуальной помощи. - А теперь давайте с вами вспомним, какими выразительными художественными средствами работает автор. -Какие средства вы знаете? Что они обозначают. - Внимание на слайд. - Самостоятельно, найдите в тексте: сравнение, эпитеты и метафоры. 2 ряд - Эпитет. 3 ряд - Метафора. | - Сравнения: Туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб. - Эпитеты: Угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле весна золотая, Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой, безлюдный простор. | Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план | Учебная презентация: слайд № 16. | |
- Давайте теперь проверим. Посмотрите на слайд, я тоже вместе с вами выписала Проверьте себя. Все согласны? - С какой целью автор использует эти средства? - Что они помогают передать? | - Метафоры: Плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, горят капли слёз, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, метель крутит и мутит, вьюга поёт. | ||||||
ДЗ | - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Учебник: страницы 68-71. Наизусть 3 любых абзаца. | Записывают домашнее задание. | Учебная презентация: слайд № 17. | ||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Литературоведческая пропедевтика. Фронтальная форма работы. | 1. Обобщение материала урока. 2. Вопросы на повторение теоретического - Какому времени годы посвящено стихотворение И.С. Никитина? Докажите текстом? - Почему И.С. написал стихотворение о зиме? - Ребята, а скажите, что вам запомнилось из биографии Никитина? - Каковы были первые впечатления о стихотворении? - Понравилось ли вам описание природы? Чем, объясните? 3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей. - А какая тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы ставили? - Достигли мы поставленной цели? - Чего нового узнали? | Ответы детей на вопросы учителя. | Предмет ные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация: слайд № 18, 19. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | 1. Самооценивание. - Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями? - У кого возникли трудности? Какие трудности возникли? - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились! | Выполняют самооценку своей деятельности на уроке. | Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. | Учебная презентация: слайд № 21. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России
Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....
Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача» ( УМК" Школа России", 3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в п...
Технологическая карта урока литературного чтения «Люблю природу русскую. Осень» 2 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения раздела «Люблю природу русскую. Осень» и стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем распи...
Технологическая карта урока литературного чтения «Марк Твен «Приключения Тома Сойера»» ( УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над повестью Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Задачи урокаДидактич...
Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»: предположение о содержании ...
Технологическая карта урока литературного чтения «И.З.Суриков Детство» 3 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Сурикова «Детство», понимания текста и специфики его литературной формы. За...
Технологическая карта урока литературного чтения «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 13.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30 Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...