Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Никитин «Встреча зимы»» 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Дудник Юлия Павловна

Тема урока «И.С. Никитин «Встреча зимы»»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе изучения стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»

 

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить детей с личностью И.С. Никитина и его произведением «Встреча зимы»;
  • учить детей анализировать стихотворение;

Развивающие:

  • развивать внимание к слову с помощью беседы;
  • развивать речь посредством выразительного чтения.

Воспитательные: 

  • воспитывать представление детей о честности, отзывчивости, смелости через анализ произведения;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся через выстраивание диалога.

 

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть,  авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России), компьютер, проектор

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 12.10.21

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 3 «з»

Урок: 3

Время: 9:50 - 10:30         Кабинет: 112

                         Студент: Дудник Юлия

                         Группа: 46

                         Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна

                         Методист: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока «И.С. Никитин «Встреча зимы»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе изучения стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить детей с личностью И.С. Никитина и его произведением «Встреча зимы»;
  • учить детей анализировать стихотворение;

Развивающие:

  • развивать внимание к слову с помощью беседы;
  • развивать речь посредством выразительного чтения.

Воспитательные: 

  • воспитывать представление детей о честности, отзывчивости, смелости через анализ произведения;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся через выстраивание диалога.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть,  авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (Школа России), компьютер, проектор, презентация.

Челябинск, 2021 г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку .

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 1, 2.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации.

1. Проведение беседы по теме урока.

- Ребята, я вам сейчас назову фамилии поэтов, а вы подумайте и скажите, что и объединяет.

- Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин.

- Действительно, ребята, вы их изучали. А почему они находятся вместе при изучении?

- Верно. сегодня на уроке мы продолжим изучать поэзию, но вначале мы проведем небольшую речевую разминку.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Ела-ела-ела вот и осень пролетела

 Ма-ма-ма скоро к нам придёт зима

Али-али-али вот морозы затрещали

Ды-ды-ды и сковали все пруды

Оры-оры-оры появились вдруг узоры

Ты-ты-ты на стёклах много красоты

- Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении?

- Какую картину вы представили?

- А что вам помогло представить зимнюю картину?

- Какие слова?

- Мы их уже изучали.

- Они писали о природе, восхваляли ее.

Читают текст.

Предполагаемые ответы детей.

- О приходе зимы.

- Зимнюю.

- Придет зима, морозы затрещали, сковали все пруды, появились узоры, на стеклах много красоты.

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

Учебная презентация: слайды

№ 3, 4, 5.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий и формирующий диалог 

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

- Действительно, природа в каждое время года по-своему красива. И красоту природы художники запечатляют с помощью разных красок, музыканты - в музыкальных произведениях, с помощью нот, мелодий; а художники слова запечатляют красоту с помощью слов. И о том, как прекрасна природа в любое время года. Одним из этих «художников слова» был Иван Саввич Никитин, с творчеством которого вы начали знакомство на прошлом уроке.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока?

- Все верно. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с И.С. Никитиным и его стихотворением «Встреча зимы»

- Какие цели мы можем поставить?

- Перед вами перепутанный план, составьте его в правильном порядке.

Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока

- Мы будем говорить о поэте и о его произведении?


- Продолжим знакомиться с жизнью писателя, его творчеством. И поближе познакомиться с его стихотворением «Встреча зимы».

1) Продолжить знакомство с личностью И.С. Никитина

2) Выразительно прочитать стихотворение «Встреча зимы»

3) Найти или выделить, обозначить средства художественной выразительности.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 5, 6

Учебник.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: первичное знакомство с текстом.

Комбинированное чтение.

Фронтальная форма работы.

1. Открытие для учеников новых сведений.

- Давайте с вами сейчас приступим к первому пункту плана. 

- Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т.к. отцу грозило разорение. Надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Ваня. Ему пришлось много работать, чтобы заработать на хлеб.

- Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался показать их другим.

Внимательно слушают.

Внимательно слушают учителя.

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

Учебная презентация: слайды

№ 7, 8, 9.

Но первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему широкую известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

- Из-за того, что маленький Ваня рос в семье без братьев и сестер, он часто проводил время в одиночестве. И его любимым занятием была прогулка по зимнему лесу. Иногда он забредал в избу старика-сторожа, где слушал его сказки, смотря в покрытое морозным узором окно.

- А кто из вас любит это время года? Расскажите, как вы встречаете зиму?

- Ребята, предлагаю открыть ваши учебники на странице 68.

2. Прослушивание классом аудиозаписи лирического произведения.

- Давайте же послушаем стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы»

- Зима - суровое время года, и чтобы описать ее достаточно полно, автор использует сложные слова.

Слова представлены на слайде:

- Как вы думаете, что значит «сумрачный»?

Сумрачный - темный, раздолье - ширь, простор,  искони - с давних пор, времен, подчас - сейчас, тотчас, незваный - непрошеный.

- Итак, ребята, вам понравилось стихотворение? Почему? 

- Какое настроение, какие чувства вызывает это стихотворение? Почему?

- Какая зима представлена у Никитина?

- Докажите текстом. 

- Да, ребята, зима бывает разная. Найдите в тексте доказательства, что зима меняется утром, в полдень, ночью и на рассвете. Приведите примеры из текста.

- Но прежде, давайте вспомним правила выразительного чтения. Внимание на слайд.

- Читать надо медленно, вдумываясь в значение слов.

- После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу

Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Самостоятельное чтение детей.

Предполагаемые ответы детей

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Аудиозапись.

- Чётко и ясно проговаривать слова,

- Постараться передать настроение автора и свои чувства.

ДП

Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук.

Выполнение упражнений.

Учебная презентация: слайды № 10.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: словарная работа

Парная и фронтальная формы работы.

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.
– Как вы думаете, какой поре посвящено стихотворение?

– Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их.

– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

- Ребята, любил ли поэт русскую зиму?

- А как он относился к русским людям, к простому человеку?

- Как понимаете значение слова «искони»?

- Абсолютно верно.

Предполагаемые ответы детей.

- Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.

Ребята зачитывают эти строки. 

«Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво»

- Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.

- Да, он ее любил. Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ. Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.

- Издавна, с незапамятных времен?

Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Учебная презентация: слайд № 11, 12, 13, 14, 15.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Выразительное чтение.

Фронтальная, индивидуальная  форма работы

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

2. Оказание индивидуальной помощи.

- А теперь давайте с вами вспомним, какими выразительными художественными средствами работает автор.

-Какие средства вы знаете? Что они обозначают.

- Внимание на слайд.

- Самостоятельно, найдите в тексте: сравнение, эпитеты и метафоры.
1 ряд - Сравнение

2 ряд - Эпитет.

3 ряд - Метафора.

- Сравнения: Туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб.

- Эпитеты: Угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле весна золотая, Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой, безлюдный простор.

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Учебная презентация: слайд № 16.

- Давайте теперь проверим. Посмотрите на слайд, я тоже вместе с вами выписала Проверьте себя. Все согласны?

- С какой целью автор использует эти средства?

- Что они помогают передать?

- Метафоры: Плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, горят капли слёз, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, метель крутит и мутит, вьюга поёт.

ДЗ

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Учебник: страницы 68-71. Наизусть 3 любых абзаца.

Записывают домашнее задание.

Учебная презентация: слайд № 17.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Литературоведческая пропедевтика.

Фронтальная форма работы.

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического

- Какому времени годы посвящено стихотворение И.С. Никитина? Докажите текстом?

- Почему И.С. написал стихотворение о зиме?

- Ребята, а скажите, что вам запомнилось из биографии Никитина?

- Каковы были первые впечатления о стихотворении?

- Понравилось ли вам описание природы? Чем, объясните?

3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей.

- А какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленной цели?

- Чего нового узнали?

Ответы детей на вопросы учителя.

Предмет

ные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 18, 19.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Самооценивание.

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Учебная презентация: слайд

№ 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России

Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача» ( УМК" Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения : Н. Н. Носов «Федина задача»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в п...

Технологическая карта урока литературного чтения «Люблю природу русскую. Осень» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения раздела «Люблю природу русскую. Осень» и стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем распи...

Технологическая карта урока литературного чтения «Марк Твен «Приключения Тома Сойера»» ( УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над повестью Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Задачи урокаДидактич...

Технологическая карта урока литературного чтения Г.Б. Остер «Будем знакомы» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над сказкой Г.Б. Остера «Будем знакомы»: предположение о содержании ...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.З.Суриков Детство» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Сурикова «Детство», понимания текста и специфики его литературной формы. За...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 13.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 203Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...