Конспект урока по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тема: Н. Носов «Живая шляпа».

Цель: ознакомление учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”, формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи:

- Познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н.Носова “Живая шляпа”

-формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;

-развивать критическое мышление, память, воображение, речь; подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией;

-воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность), толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

- Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx41.96 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н. Носов «Живая шляпа».

Цель: ознакомление учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”, формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи:

- Познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н.Носова “Живая шляпа”

-формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;

-развивать критическое мышление, память, воображение, речь; подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией;

-воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность), толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

- Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.

Тип урока: изучение нового материала.

Формировать УУД:

  • Личностные: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,
  • Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

  • Предметные: продолжать учиться делить текст на части, составлять план, вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения, над чтения по ролям.
  • Метапредметные: получат возможность научиться: делить текст на смысловые части, составлять план; находить в тексте конкретые сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.
  • Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.

Формы работы: групповая форма работы

Оборудование: презентация, шляпы сказочных персонажей.

Ход урока.

Поздоровайтесь с нашими гостями.

1. Организационный момент.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое позволит нам сделать новые открытия.

-Отгадайте загадку:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка) слайд 1

#1056;ечевая разминка.

Вот у тёплой печки кот слайд 2

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

МУР, МУР, МУР…

(прочитайте выразительно, в медленном темпе, затем с ускорением, с разной интонацией, скороговоркой).

3. Проверка домашнего задания.???

4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Послушайте стихотворение:

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Определение слова «шляпа» нам даст __________команда

-Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так: (шляпа-это головной убор с высокими полями).

- Ребята, какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Вспомним какие головные уборы были у сказочных персонажей, отгадаем загадки.

1. Внучка к бабушке пошла, «Красная шапочка» слайд 3

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

2. Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник. Буратино слайд 4

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут?

3. По большой любви к хозяину, Кот в сапогах слайд 5
Он помочь ему решил.
К людоеду в замок поспешил.
Там он с ним расправился,
Используя коварный план.
Его называют …

4. У кого чудная шляпа?

Кто бездельник и растяпа? ,Незнайка слайд 6

Кто лгунишка и зазнайка?

Знают все, малыш …

5. Он гроза морей, Пират слайд 7

Шхун и кораблей.

Не рыбак и не солдат,

А беспощаднейший…

(треуголка)

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.

-Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.

- Мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

5. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе. Слайд 8

-Ребята, сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н. Носова.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. Его сильно влекло искусство, и он поступил в институт Кинематографии в Москве. Но Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. С 1938 года он начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова «Затейники» был опубликован в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно-сначала он просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

« Взрослым ребёнком », в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором, с иронией. Дети, читая его рассказы, от души смеются. Радуя и веселя юных читателей, его произведения заставляют о многом задуматься: о честности, о долге, о дружбе, о совести.

Писатель В. Катаев сказал о Н.Н. Носове вот такие замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детская, чудесная душа».

6. Первичное чтение текста детьми. (разминка для глаз)

-Ребята, сейчас мы познакомимся с произведением Н. Носова «Живая шляпа».

-Понравился ли вам рассказ?

-Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?

-Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?

-Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

-А вы догадывались?

-А как? (в начале рассказа подсказка автора).

Словарная работа

-В тексте встречаются неизвестные слова, давайте уточним их значение.

-Что такое КОЧЕРГА? (Найти в словаре) слайд 9

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

-Кто объяснит значение слова КОМОД? (найти в словаре) слайд 10

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

- Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ? (в словаре) слайд 11

Треснуть - ударить.

-А слово ПЛЮХНУТЬ? (в словаре) слайд 12

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Физкультминутка

Предлагаю отдохнуть и вспомнить кошачьи повадки.

Осторожно, как котенок,

На носочках я пройдусь.

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

А потом свернусь колечком

И усну у теплой печки.

7. Повторное восприятие.

Чтение рассказа с остановками детьми. ???

8. Анализ содержания.

- Как звали кота?

- Где сидел Васька? (на полу возле комода)

- Кого увидел Васька на шляпе? (муху)

- Что Васька делал в начале рассказа? (ловил мух)

- Как звали мальчиков, героев рассказа?(Володя и Вадик)

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (кочергу и лыжную палку)

- Что происходило со шляпой? (лежала возле стола и не двигалась)

- Что предложил сделать Вадик? (спугнуть, стучать по полу кочергой)

- Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу).

- Кто попал картошкой в шляпу? (Вадик)

- Кого увидели мальчики? (котенка)

- Каким стало настроение ребят?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?

-К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)

- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.)

-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.

#1056;абота по тексту.

-Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с рассказом Н. Носова «Живая шляпа», я вам предлагаю поработать в группах.

Вспомним правила поведения в группе

#1057;оставление картинного плана. (На экран)

- Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.
- Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку.

#1055;одбор заголовков к иллюстрациям: (повесить на доску)

1. Володя и Вадик сидели дома.
2. Шляпа живая?
3. Мальчики трясутся от страха.
4. Вовка и Вадик пошли в атаку.
5. Это же наш котенок Васька!

#1047;адание: восстановите слова из текста, добавив гласные. (Проверка на экране)

а). КМД _______ б). ВЛД_______ в). ВДК_______

ШЛП_______ СТЛ_______ ДВН_______

КТНК_______ КМНТ_____ КРЗН______

#1047;адание на соответствие:

-Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какое чувство испытывали герои.

Чувства мальчиков (проверка на экране)

Авторские слова

Увлечение

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Испуг

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:
- Ай! - и прыг на диван.

Страх

-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Радость

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.

#1056;абота с пословицами. (на доске разбросано)

-Продолжи пословицу:

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • У страха глаза велики.

- Какая пословица подходит к содержанию рассказа?

- Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?

6.- Ребята, скажите, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики?
- Я предлагаю вам пофантазировать.

- Представьте, что мог рассказать котенок своему усатому другу после случившегося?
Я начну, а вы продолжите: «Ой, Васька, мой усатый друг. Сегодня со мной такое было. Я свалился с комода и меня что-то накрыло. Вдруг вокруг меня стало… Мне стало…»

( придумывают рассказ котенка другу).

10. Обобщение полученных знаний.

-Сейчас мы проверим, «Внимательный ли ты читатель?»

#1050;ак звали котенка?

а). Мурзик

б). Васька

в). Матроскин

#1063;то делал котенок в начале рассказа?

а). сидел на полу возле комода

б). спал на диване

в). играл с мальчиками

#1050;ак звали мальчиков-героев рассказа?

а). Иван Иванович и Степан Степанович

б). Толя и Коля

в). Володя и Вадик

#1050;акое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а). огурцы

б). картофель

в). помидор

#1055;очему автор назвал рассказ «Живая шляпа?»

а). она была волшебная

б). под ней сидел котенок

в). шляпу дергали за веревочку

Если остается время, группы задают друг другу вопросы.

-Ребята, как вы считаете, зачем автор придумал эту историю?

-Какой урок мы возьмем из этого рассказа?

-Как ребята вели себя в начале рассказа?

-Как менялось их поведение?

-Какое чувство ребята испытали в конце рассказа?

- Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?

-( Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет.)

-Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

-Может, слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»? (В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

11. Итог урока.

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Почему шляпа оказалась «живой»? (Под ней сидел котенок).

- Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).

-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).

- Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? (страх перерос в смех). Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему «смешное» в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.

- Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение?

12. Рефлексия.

-Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Я похвалил бы себя за …

Мне захотелось …

У меня получилось …

-Ребята, я предлагаю вам выразить свое отношение к нашему уроку и расположить шляпы на лестнице успеха.

13. Домашнее задание: чтение рассказа по ролям. Нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н. Носов «Живая шляпа»

Слайд 4

Как вы думаете, почему Н. Носов назвал свой рассказ «Живая шляпа»? Какая из пословиц больше подходит к этому тексту? Какие ещё произведения мы читали, подпадающие под эти пословицы? Русская народная сказка «У страха глаза велики», мордовская сказка, Е. Чарушин «Страшный рассказ», С. Михалков «Сила воли».

Слайд 18

Как вы поняли название рассказа? Какие были герои рассказа? -смелыми -шутливыми -любопытными -находчивыми -догадливыми -добрыми -трусливыми

Слайд 19

Что нового вы узнали на уроке? За что похвали бы себя на уроке? Понравился ли вам рассказ/не понравился? Почему? Дом.задание:Выразительное чтение стр. 54-58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...