Урок литературного чтения "Иван Бунин «Листопад». Умение понимать настроение поэта"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Литературное чтение 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_4_kl.docx | 25.14 КБ |
chtenie_4_kl.pptx | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению 4 класс
Тема: Иван Бунин «Листопад». Умение понимать настроение поэта
Цель:развивать умение понимать настроение поэта в процессе чтения и анализа поэтического текста.
Задачи:
Образовательные:формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование интереса к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм
Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика; обсуждать индивидуальные результаты
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника
Ход урока:
#1054;рганизационноеначало
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.
Мы начинаем урок литературного чтения.
Ребята, проверьте свои рабочие места. На парте у вас должны лежать учебник и смайлики (1 слайд)
#1040;ктуализация знаний
Учитель: ребята, отгадайте мою загадку
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Ученик:осенью (2 слайд)
Учитель: правильно
Сегодня мы продолжаем работать над разделом «Поэтическая тетрадь».
#1057;ообщение темы и цели
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке…
Ученик:листопад. (3 слайд)
Учитель:как вы думаете о каком явлении будем читать стихотворение?
Ученик: мы будем читать стихотворение о листопаде
Учитель:Уже прошла золотая пора осени. Деревья стоят голые. Но мы с вами сегодня на уроке постараемся вернуть ненадолго это чудесное время года
И сегодня на уроке мы поговорим о творчестве Ивана Бунина, а именно разберем его стихотворение «Листопад»
IV. Открытие нового знания
- Рассказ об авторе
Сейчас я вам немного расскажу об авторе( 4 слайд)
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, с семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. Основные темы стихов И. Бунина – природа, философское восприятие жизни, любовная лирика, впечатления от путешествий.
Учитель:Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
Учитель:Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
Учитель:Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились.
Ученик:«Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги» (3кл)
Учитель:На улице пасмурно и серо, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением его писал автор. (5 слайд)
- Чтение стихотворения учителем
(читаю стихотворение)
3. проверка восприятия
Учитель:Какие чувства вы испытали?
Ученик: восторг, спокойствие
Учитель:Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
Учитель:Чем восхищается автор?
Ученик: красотой осеннего леса
4. повторное чтение
Ребята, давайте еще раз прочитаем стихотворение
Теперь давайте разберем слова, которые могут быть вам не понятны
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - чистый, яркий алый цвет
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.
Резьба-чередующиеся выступы и впадины на поверхности тел
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Завороженный - от слова ворожить (колдовать) ( слайд 6)
Ребята, а теперь прочитайте стихотворение про себя.
#1060;изкультминутка
А теперь все вместе встали
Руки дружно вверх подняли
Руки в стороны, вперед
А теперь наоборот
Влево- вправо повернулись
И друг другу улыбнулись
Тихо сели и опять
Будем дело продолжать (слайд 7)
#1042;ключение в систему знаний
5. Анализ. Беседа(слайд 8)
Учитель:прочитайте первую часть стихотворения до слов «вступает в пёстрый терем свой». Давайте разберем эту часть.
Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.
Учитель:О каком качестве поэта говорят эти слова?
Ученик:Бунин внимательный, наблюдательный.
Учитель:Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес?
Учитель:Почему лес стоит стеной?
Ученик: там много деревьев и иногда виднеются просветы
Учитель:Что же представляют собой стены бунинского терема?
Ученик: деревья.
Учитель:Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?
Ученик: сосны, дуб, березы, клён
Учитель:Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса?
Учитель:А теперь давайте прочитаем вторую часть и разберем ее.
Учитель: Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса
Ученик:пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток.
Учитель: О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения?
Ученик: автор грустит.
Учитель:Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину
Ученик:вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье.
Учитель:Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину?
Ученик:так, такое.
Учитель:Так, значит, ничто не нарушает эту тишину?
Ученик: нет, нарушает.
Учитель: прочитайте предложение, где об этом говорится
Ученик:что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье.
Учитель:Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании?
Учитель:А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно?
Ученик: он восхищается лесом, но ему грустно, что скоро вся эта красота закончится
Учитель:Что же хотел показать нам автор в этой части?
Ученик:красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк.
6. чтение стихотворения учениками
Учитель:Ребята, а теперь давайте еще раз прочитаем это стихотворение, выразительно, не торопясь
(читают несколько учеников)
#1048;тог урока. Рефлексия
Учитель:с каким разделом мы сегодня работали?
Ученик:мы работали с разделом «поэтическая тетрадь»
Учитель:а о каком авторе мы сегодня говорили?
Ученик:о Иване Бунине
Учитель: а какое стихотворение мы разбирали?
Ученик: «Листопад»
Учитель: все большие молодцы, вы сегодня хорошо работали.
У вас у каждого на партах лежат смайлики, оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, возьмите розовый смайлик; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите зелёный смайлик; Хорошо.
Домашнее задание
дома я предлагаю вам прочитать еще раз стихотворениена стр 119 и нарисовать картину леса, который вы представили при чтении. спасибо вам за урок, досвидания! (слайд 9)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: формирование навыка анализа поэтического текста развивать речь на примере анализа поэтического произведения воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой
лило́вый
Багря́ный
Лазу́рь
Те́рем
Резьба́
Вдова́
Завороже́нный
Домашнее задание прочитать стихотворение на стр 119 нарисовать картину леса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению. И.Бунин "Листопад"
Конспект урока составлен для слабослышащих учащихся 4 класса. Коррекция нарушенных функций обучающихся осуществляется на протяжении всего урока и заключается в развитии слухового...
Урок по теме Иван Бунин Листопад. 4 класс
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И. Бунин. Листопад."...
Урок литературного чтения. И.Бунин "Листопад"
Анализ произведения И.Бунина "Листопад"...
Урок литературного чтения И.Бунин "Листопад"
Открытый урок по литературе. Содержит конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение стихотворения....
Урок литературного чтения И. Бунин Листопад
Урок с использование ИКТ, технологии продуктивного чтения...
конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"...
Конспект урока по литературному чтению И. Бунин. Листопад.
Материал содержит подробный конспект урока литературного чтения, проведенного в 4 классе по теме:"И. Бунин. "Листопад" /Программа "Школа России"/...