Урок литературного чтения "Иван Бунин «Листопад». Умение понимать настроение поэта"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Литературное чтение 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.14 КБ |
![]() | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению 4 класс
Тема: Иван Бунин «Листопад». Умение понимать настроение поэта
Цель:развивать умение понимать настроение поэта в процессе чтения и анализа поэтического текста.
Задачи:
Образовательные:формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование интереса к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм
Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика; обсуждать индивидуальные результаты
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника
Ход урока:
#1054;рганизационноеначало
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.
Мы начинаем урок литературного чтения.
Ребята, проверьте свои рабочие места. На парте у вас должны лежать учебник и смайлики (1 слайд)
#1040;ктуализация знаний
Учитель: ребята, отгадайте мою загадку
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Ученик:осенью (2 слайд)
Учитель: правильно
Сегодня мы продолжаем работать над разделом «Поэтическая тетрадь».
#1057;ообщение темы и цели
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке…
Ученик:листопад. (3 слайд)
Учитель:как вы думаете о каком явлении будем читать стихотворение?
Ученик: мы будем читать стихотворение о листопаде
Учитель:Уже прошла золотая пора осени. Деревья стоят голые. Но мы с вами сегодня на уроке постараемся вернуть ненадолго это чудесное время года
И сегодня на уроке мы поговорим о творчестве Ивана Бунина, а именно разберем его стихотворение «Листопад»
IV. Открытие нового знания
- Рассказ об авторе
Сейчас я вам немного расскажу об авторе( 4 слайд)
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, с семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. Основные темы стихов И. Бунина – природа, философское восприятие жизни, любовная лирика, впечатления от путешествий.
Учитель:Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
Учитель:Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
Учитель:Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились.
Ученик:«Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги» (3кл)
Учитель:На улице пасмурно и серо, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением его писал автор. (5 слайд)
- Чтение стихотворения учителем
(читаю стихотворение)
3. проверка восприятия
Учитель:Какие чувства вы испытали?
Ученик: восторг, спокойствие
Учитель:Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
Учитель:Чем восхищается автор?
Ученик: красотой осеннего леса
4. повторное чтение
Ребята, давайте еще раз прочитаем стихотворение
Теперь давайте разберем слова, которые могут быть вам не понятны
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - чистый, яркий алый цвет
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.
Резьба-чередующиеся выступы и впадины на поверхности тел
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Завороженный - от слова ворожить (колдовать) ( слайд 6)
Ребята, а теперь прочитайте стихотворение про себя.
#1060;изкультминутка
А теперь все вместе встали
Руки дружно вверх подняли
Руки в стороны, вперед
А теперь наоборот
Влево- вправо повернулись
И друг другу улыбнулись
Тихо сели и опять
Будем дело продолжать (слайд 7)
#1042;ключение в систему знаний
5. Анализ. Беседа(слайд 8)
Учитель:прочитайте первую часть стихотворения до слов «вступает в пёстрый терем свой». Давайте разберем эту часть.
Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.
Учитель:О каком качестве поэта говорят эти слова?
Ученик:Бунин внимательный, наблюдательный.
Учитель:Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес?
Учитель:Почему лес стоит стеной?
Ученик: там много деревьев и иногда виднеются просветы
Учитель:Что же представляют собой стены бунинского терема?
Ученик: деревья.
Учитель:Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?
Ученик: сосны, дуб, березы, клён
Учитель:Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса?
Учитель:А теперь давайте прочитаем вторую часть и разберем ее.
Учитель: Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса
Ученик:пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток.
Учитель: О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения?
Ученик: автор грустит.
Учитель:Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину
Ученик:вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье.
Учитель:Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину?
Ученик:так, такое.
Учитель:Так, значит, ничто не нарушает эту тишину?
Ученик: нет, нарушает.
Учитель: прочитайте предложение, где об этом говорится
Ученик:что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье.
Учитель:Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании?
Учитель:А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно?
Ученик: он восхищается лесом, но ему грустно, что скоро вся эта красота закончится
Учитель:Что же хотел показать нам автор в этой части?
Ученик:красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк.
6. чтение стихотворения учениками
Учитель:Ребята, а теперь давайте еще раз прочитаем это стихотворение, выразительно, не торопясь
(читают несколько учеников)
#1048;тог урока. Рефлексия
Учитель:с каким разделом мы сегодня работали?
Ученик:мы работали с разделом «поэтическая тетрадь»
Учитель:а о каком авторе мы сегодня говорили?
Ученик:о Иване Бунине
Учитель: а какое стихотворение мы разбирали?
Ученик: «Листопад»
Учитель: все большие молодцы, вы сегодня хорошо работали.
У вас у каждого на партах лежат смайлики, оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, возьмите розовый смайлик; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите зелёный смайлик; Хорошо.
Домашнее задание
дома я предлагаю вам прочитать еще раз стихотворениена стр 119 и нарисовать картину леса, который вы представили при чтении. спасибо вам за урок, досвидания! (слайд 9)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: формирование навыка анализа поэтического текста развивать речь на примере анализа поэтического произведения воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой
лило́вый
Багря́ный
Лазу́рь
Те́рем
Резьба́
Вдова́
Завороже́нный
Домашнее задание прочитать стихотворение на стр 119 нарисовать картину леса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению. И.Бунин "Листопад"
Конспект урока составлен для слабослышащих учащихся 4 класса. Коррекция нарушенных функций обучающихся осуществляется на протяжении всего урока и заключается в развитии слухового...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/31/picture-104514.jpg)
Урок по теме Иван Бунин Листопад. 4 класс
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И. Бунин. Листопад."...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-304228-1381421749.jpg)
Урок литературного чтения И.Бунин "Листопад"
Открытый урок по литературе. Содержит конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение стихотворения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-571593-1422043460.jpg)
Урок литературного чтения И. Бунин Листопад
Урок с использование ИКТ, технологии продуктивного чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538750-1416925019.jpg)
конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/30/picture-810053-1472578329.jpg)
Конспект урока по литературному чтению И. Бунин. Листопад.
Материал содержит подробный конспект урока литературного чтения, проведенного в 4 классе по теме:"И. Бунин. "Листопад" /Программа "Школа России"/...