Урок литературного чтения И. Бунин Листопад
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок с использование ИКТ, технологии продуктивного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 23.44 КБ |
презентация урока | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок Литературного чтения И. Бунин «Листопад»
Цели урока:
образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;
развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, мультимедийные средства обучения.
Ход урока
I.Оргмомент.
Устройтесь по удобнее, можно закрыть глаза и послушайте музыку, но не просто наслаждаться звучанием, а постарайтесь “увидеть” музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь
Поделитесь своими впечатлениями (Заслушиваются ответы детей).
Впечатления от прослушанной музыки, “увиденные” вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени.
– Как еще можно представить образ осени?
Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только композиторы, привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами репродукции картин разных художников: И.С.Остроухова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана
– Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему?
Все художники дали названия своим картинам “Золотая осень”.
2.Сообщение темы и цели урока.
Как вы, думаете о чём мы будем говорить, читать на уроке?
- Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
3. Проверка домашнего задания.
- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Вот вам и дома нужно было подготовить чтение наизусть стихотворение Некрасова.
- Не наскучило ли вам это занятие?
- Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы)
- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?
- Почему? (мы не всегда замечаем красивое, в окружающей нас природе)
- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)
4. Работа над стихотворением.
4.1. Вступительная часть.
Не читая стихотворения, по названию, мы можем определить, о чем пойдет речь?
- Так о чём это стихотворение? (о природе, об осени в лесу, о том, как природа готовится к осеннему сну)
4.2. Первичное восприятие.
Чтение стихотворения детьми.
- Кто из вас хотел бы вновь побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин?
- Какие чувства вы испытали?
4.3. Вторичное чтение по частям
Анализ первой части отрывка.
- Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса.
- Каким автор изобразил лес?
- Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой)
- Подчеркните их.
- Есть ли непонятные слова? (лиловый - фиолетовый, багряный – красный, лазурь – светло синий)
Объяснение значения с использованием толкового словаря Ожегова.
- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.
- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)
- Как называются такие слова в художественной литературе?
(эпитеты - на доске)
- Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной)
- Подчеркните их.
- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину)
- Что же особенно удивило Бунина?
- Прочитайте эти строки. (Лес, точно терем расписной)
- Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они?
- Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси
- Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске)
- Подчеркните его.
- Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.
- Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны.
- Почему лес стоит стеной?
- А почему пёстрой, весёлой?
- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья)
- Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой)
- Объясните это выражение.
- Что автор пишет о ёлочках?
- Как называется этот приём? (сравнение)
- Подчеркните сравнение.
- Почему автор использует такое сравнение?
- На что похожи ёлочки? (на башни терема)
- Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны)
- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.
- Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон)
- Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема?
- Что заметили? Какой прием использует автор? (автор использует сравнение)
- Почему появились эти оконца?
- Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?
- Как называет автор окна? (оконца)
- О каком качестве поэта это говорит?
- Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки)
- Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью)
- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?
- Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин?
- Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение)
- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.
1) "лес, точно терем расписной"
Что делает Бунин?
он удивляется, восхищается
2) "оконца", "ёлочки"
он любуется, любит то, о чём пишет
3) "весёлой, пёстрою толпой"
он радуется, ему весело:
- Какое настроение вызывает у автора эта картина?
Вывод по 1 части.
- В каком образе предстала осень?
4.4. Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем парке листопад.
4.5 Анализ 2 части отрывка.
- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.
- Какова здесь осень? (грустная)
- Как вы догадались? (и осень тихою вдовой)
Грустят вдовы, грустит и осень
- Какое средство художественной выразительности использует автор?
(олицетворение)
- О чём грустит осень?
-Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
- Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится)
- Случайно ли это?
- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?
- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток)
- Подчеркните их.
- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток) Подчеркните их.
- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует)
- Как он пишет о тишине?
- Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину. (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье)
- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое)
- Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает)
- Докажите. (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье:)
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
- Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч)
- Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"
- Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила)
Мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии?
здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика?
"молчанье" - ч ;
"вышине" - ш ;
"можно" - ж ;
"тишине" - ш ;
"расслышать" - ш ;
"шуршанье" - ш .
- Как же будете читать эти строчки? Почему?
Попробуем прочитать так, чтобы зашуршали листики.
- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю)
- А можно ли судить о настроении автора по этой картине?
- Какое оно?
- Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк)
- В каком образе выступает осень в этой части?
5. Работа над выразительностью.
Работа в парах.
- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Темп чтения. Тон чтения. Логические ударения. Паузы.
Просмотр клипа.
Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы.
- Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.
Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения)
6. Творческая разноуровневая работа в группах.
1 группа.
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над светлою поляной.
Лес, точно терем расписной,
Березы желтою резьбой
Веселой, пестрою стеной
Как вышки, елочки темнеют,
Блестят в лазури голубой,
То там, то здесь в листве сквозной
А между кленами синеют
Просветы в небо, что оконца.
Задание. Собери стихотворение
(учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения)
2 группа.
Задание. Проталинки.
(учащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)
Лес, точно терем _________
Лиловый, ___________, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою _________
Березы _________резьбой
Блестят в лазури ___________
Как вышки, __________темнеют,
А между кленами ___________
То там, то здесь в листве сквозной
__________в небо, что оконца.
3 группа
Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали?
7. Домашнее задание. (по выбору)
1 Выразительно читать.
2. Сочинить сказку "Осень в лесу"
4. Прочитать другие стихи Бунина.
8. Итог урока
- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
(осень воспевают и художники, и поэты, и музыканты)
- Для чего И.Бунин написал это стихотворение?
- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?
- При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?
9. Рефлексия.
- Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.
10. Заключительное слово учителя.
- Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь)
- Что происходит в этом месяце? (наступает зима)
- Да.
"В полночь дождь перестал,
И как белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок:"
- Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины.
- Урок окончен. Спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Василий Дмитриевич Поленов
Илья Семёнович Остроухов
Исаак Ильич Левитан
Иван Алексеевич Бунина
Эпитет – яркое, красочное выражение Сравнение – приём когда автор сравнивает предметы
Терем – в древности на Руси дом в виде башни.
Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.
Настроение И. А. Бунина «лес, точно терем расписной» Удивление, восхищение «оконца», «ёлочки» Любуется, любит то, о чём пишет «весёлой, пёстрою толпой» Радуется, ему весело
Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека
Аллитерация – повторение одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи
Домашнее задание Выразительно читать Биография Бунина Прочитать другие стихи Бунина Сочинить сказку «Осень в лесу»
В полночь дождь перестал, И как белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению. И.Бунин "Листопад"
Конспект урока составлен для слабослышащих учащихся 4 класса. Коррекция нарушенных функций обучающихся осуществляется на протяжении всего урока и заключается в развитии слухового...
Урок литературного чтения. И.Бунин "Листопад"
Анализ произведения И.Бунина "Листопад"...
Урок литературного чтения И.Бунин "Листопад"
Открытый урок по литературе. Содержит конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение стихотворения....
конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"...
Конспект урока по литературному чтению И. Бунин. Листопад.
Материал содержит подробный конспект урока литературного чтения, проведенного в 4 классе по теме:"И. Бунин. "Листопад" /Программа "Школа России"/...
Технологическая карта урока литературного чтения «И. Бунин «Матери» 2 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения И. Бунина «Матери», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока: &la...
Урок литературного чтения "Иван Бунин «Листопад». Умение понимать настроение поэта"
Литературное чтение 4 класс...