Урок литературного чтения И.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Открытый урок по литературе. Содержит конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli.docx | 47.64 КБ |
urok_literaturnogo_chteniya.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД»
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад». Закрепить знания о средствах художественной выразительности.
ЗАДАЧИ:
- формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
- развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
- воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
ХОД УРОКА:
Ι. Орг. момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.
-Мы начинаем урок литературного чтения.
II .Введение в тему.
- Отгадайте загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
СЛАИД1
– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку?
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)
III. Проверка домашнего задания
- А теперь вы сами представите свою осень. Вы получили задание: подобрать стихотворение об осени .
Дети рассказывают стихи.
Иллюстрации висят на доске.
–Ребята, у вас прекрасные работы, у каждого своя осень.
III.Сообщение темы .
Вы очень умело заметили всю красоту, всю сказочность осени и очень удачно смогли описать её. И, конечно, не обошлось без самого прекрасного осеннего явления.
Разгадав ребус, мы узнаем, с каким стихотворением познакомимся на уроке.
СЛАИД 2-3
– О каком явлении мы будем говорить на уроке?(листопад)
– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня на уроке мы будем говорить о поэте и писателе, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.
Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.
69Б324У17Н765И187Н (Бунин)
СЛАИД 4-5
- Мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение поэта, познакомимся с новым литературным приёмом. Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями.
IV Работа по теме урока.
1.Сообщение заранее подготовленного ученика.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
- Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились. « Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»(3кл)
2 . Работа над стихотворением.
-На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением его писал автор.
Читает учитель под СЛАИДЫ.
- Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
- Чем восхищается автор?
3.Повторное восприятие
- Прочитайте стихотворение вполголоса. Найдите непонятные слова.
Встретились цвета. Давайте соотнесём название цвета и цвет (На доске вывешены 4цвета и названия цветов- лиловый, золотой багряный, лазурь)
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр
от этого возникли названия багровый и багряный.
Багряный - чистый, яркий алый цвет
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
ПРОВЕРКА СЛАИД 6
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. СЛАИД 7
Резьба СЛАИД 8
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж. СЛАИД 8
Завороженный - от слова ворожить ( колдовать) СЛАИД 8
Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса
4. Анализ стихотворения.
-Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса. Подумайте на сколько частей можно его разделить.
Чтение по частям с анализом.
I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»
- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный). Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес?
Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?
- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?
-Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса? КАРТОЧКИ ПАРАМИ. ПРОВЕРКА СЛАИД 9.
Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.
Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?
- Как называет автор окна? (оконца). О каком чувстве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью).
- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).
- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.
- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине
1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"
2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"
3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"
- Какое настроение вызывает у автора эта картина?
Вывод по 1 части.
-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ)
- В каком образе предстала Осень?
-А чем же является лес для Осени?
Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».
( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.)
V Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
IIчасть
-Прочитайте вторую часть.
1.Найдите сравнения в этой части? КАРТОЧИ 2 . ПРОВЕРКА С ДОСКОЙ.
2.Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
-Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?
- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?
- Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).
- О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения? (автор грустит).
- Как он пишет о тишине?
-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).
- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).
- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).
-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"
- Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)
- Как же будете читать эти строчки? Почему?
- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю :)
- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).
- В каком образе выступает осень в этой части?
5.Работа над выразительностью чтения.
КОНКУРС и САМООЦЕНКА
6. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.
Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Осень».
-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский. Рассмотрите картину И.Левитана под музыку П.И.Чайковского
- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?
-Подберите к ней строчки из стихотворения.
VI Итог урока
– Что побудило Бунина, Левитана и Чайковского написать свои произведения? (КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПРИРОДЫ) Удалось ли нам проникнуться настроением, которое они хотели нам передать своими произведениями?
-Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?
Выставление оценок БОЛЬШЕ 10-5, 9-7-4
VII Рефлексия
– Ребята, как вы думаете, вы достигли цели, которая перед вами стояла в начале урока?
– Я предлагаю нарисовать осеннее дерево (ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ)
Красные и жёлтые - отличное настроение, зелёное – хорошее, синее – считаете, что что-то не удалось и вы могли бы работать лучше.
-Я тоже хочу поучаствовать в рисовании. Вставляю картинку девушки – осени.
VIII Домашнее задание
Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку. Это и будет ваше домашнее задание.
А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
, , , Д «ЛИСТОПАД»
69Б324У17Н765 И187Н
БУНИН Иван Алексеевич
Лиловый – Багряный – Золотой – Лазурь – Серебро -
Терем – высокий богатый дом с покатой крышей.
Резьба – рисунок , вырезанный из дерева или кости. Вдова –одинокая женщина, у которой умер муж. Заворожённый – заколдованный.
Найди пару просветы терем ёлочки оконца лес жёлтая резьба Осень вышки берёзы тихая вдова
Найди пару Паутина белый лепесток мотылёк сеть из серебра
Аллитерация (звукопись) – специальный подбор согласных звуков для создания более точного описания образа.
И.И.Левитан «Золотая осень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....