Конспект урока по литературному чтению на тему: Ф.И. Тютчев "Ещё земли печален вид...", "Как неожиданно и ярко..."
план-конспект урока по чтению (4 класс)
В данной разработке представлен конспект урока по литературному чтению. В ходе которого рассказывается о жизни Тютчева Ф.И., а так же проводится подробный анализ стихотворений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить обучающихся с образом природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
Задачи:
Образовательные:
Знать:
-значение неизвестных в произведении слов;
-стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…»;
-стихотворение Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…»;
-как анализировать стихотворения.
Уметь:
- анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
Развивающие:
- развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);
-развивать грамотную устную речь.
Воспитательные:
-воспитывать ценностное отношение к предмету литературное чтение;
-воспитывать ценностное отношение друг к другу;
-воспитывать чувство прекрасного к окружающей среде.
Оборудование: учебник УМК «Школа России» 4 класс 1 часть
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1. Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, меня зовут Елизавета Петровна и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Присаживайтесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник литературного чтения, дневник, пенал. | Приветствуют учителя. | |
2. Подготовка к первичному восприятию | Сегодня мы с вами начнём знакомство с новым разделом, который называется Поэтическая тетрадь. Как вы думаете, о чем мы будем говорить в этом разделе? С творчеством каким поэтов вы уже знакомы? Слышали ли вы о Федоре Ивановиче Тютчеве? Какие его произведения вы знаете? Сегодня подробнее поговорим о поэте и его творчестве. Давайте попробуем сформулировать тему урока? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? Какую мы поставим цель? Для того, чтобы достичь цели, предлагаю вам составить план урока, закончив предложения. 1. Познакомиться с биографией …. 2. Познакомиться с … Ф.И. Тютчева 3. Проанализировать … 4. Подвести …. Верно! Итак, давайте начнём знакомство с биографией поэта. Фёдор Иванович Тютчев — знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Он родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии и получил начальное образование дома. В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем семьи Тютчевых. Из троих детей мать поэта особенно выделяла Фёдора, который унаследовал от неё ум и фантазию. Когда Фёдору исполнилось 10 лет, ему пригласили учителя, знающего классическую литературу, и поэта, Семёна Егоровича Раича, который стал готовить юного Тютчева к поступлению в Московский университет. Уже в детстве Тютчев очень хорошо знал французский язык и позже пользовался им как родным, даже некоторые стихотворения Тютчева написаны по-французски. Тютчев с особым интересом выучил и овладел в совершенстве не только французским языком, но и древнегреческим, немецким языками и латынью. Свои первые стихотворения Фёдор Иванович Тютчев начал писать ещё в подростковом возрасте, но не был замечен. В 1836 году тетрадь стихотворений Ф. И. Тютчева попала в руки А. С. Пушкина, который прочитал её с удивлением и восхищением. В основном стихотворения Тютчева были о природе нашей Родины. Многие его стихотворения легко воспринимаются и запоминаются читателями. | О поэтах и их творчестве. А.С.Пушкин, С.А. Есенин, …. Да. «Весенняя гроза», «Листья» Творчество Ф.И. Тютчева. Познакомиться со стихотворениями Ф.И. Тютчева. 1. Познакомиться с биографией Ф.И. Тютчева. #1055;ознакомиться с творчеством Ф.И. Тютчева. 3. Проанализировать стихотворения. Подвести итоги. | |
3. Установка на слушание | Теперь познакомимся с его творчеством. Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями. Первое называется «Ещё печален вид земли…». Второе – «Как неожиданно и ярко…». Как вы думаете, о чём пойдет речь в первом стихотворении? Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, проверим ваши догадки. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она, И ей невольно улыбнулась... | О природе. | |
4. Первичное восприятие | Теперь откроем учебник на странице 138. Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя. Какие незнакомые слова вам встретились? Слово «колышет» образовано от слова «колыхать», то есть слабо качаться. Слово «редеющий» произошло от слова «редеть», то есть становится редким. Слово «невольно» означает случайно. | Колышет, редеющий, невольно. | |
5. Проверка первичного восприятия | Как вы поняли, о чём стихотворение? О каком времени года пишет автор? Как вы это определили? Какие особенности наступления весны вы замечали в природе? Верно! Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Давайте прочитаем ещё раз первые 4 строчки. Какие картины природы начала весны рисует поэт? Как вы понимаете эти слова? Вы правы! Вспомните какие чувства вы испытываете, когда начинает наступать весна? Обращали ли вы внимание на то, как меняется воздух? Вспомните момент, когда вы идете домой со школы, на улице ещё сыро, холодно, но уже становится теплее и вот вдруг вы делаете вдох и чувствуете, что природа пахнет совсем по-другому. Как говорят: «пахнет весной». Прочитаем следующие 4 строчки. Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие. Какие чувства передает поэт нам? Поэт хочет передать нам то, что наступление весны вселяет в сердца людей надежду. Мы с вами поговорили о том, какие чувства нам хотел передать автор. Давайте теперь прочитаем стихотворение выразительно и попробуем передать чувства автора. Чтобы прочитать стихотворение выразительно необходимо: 1. Определить, где и какие паузы нужно сделать, то есть нужно обращать внимание на знаки препинания. 2. При чтении нужно понимать какие слова нужно выделить голосом. 3. Верно ставить ударения в словах. 4. Читать нужно громко и чётко, чтобы все вас слышали и понимали. Послушайте чтение первых 4 строчек. (читаю я). Давайте теперь попробуем вместе прочитать выразительно эти строчки. (читаем все вместе). Послушайте чтение следующих четырех строчек. (читаю я). Давайте теперь попробуем вместе прочитать выразительно эти строчки. (читаем все вместе). | О природе, о том, что наступает весна. Ранняя весна. Тает снег, воздух становится теплее, начинают бежать ручьи, становится день длиннее. «Воздух уж весною дышит», «мертвый стебль колышет». Воздух становится другим, более теплым. Радость. Еще природа не проснулась, весна послышалась. Радость, восхищение. | |
6. Повторное чтение | Теперь выразительно прочитайте всё стихотворение. (спрашиваю 3-4 человек). Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Давайте послушаем еще одно стихотворение Ф.И.Тютчева « Как неожиданно и ярко…» . Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла — Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, Лови его — лови скорей! Смотри — оно уж побледнело, Еще минута, две — и что ж? Ушло, как то уйдет всецело, Чем ты и дышишь и живешь. Найдите в учебнике на странице 139 это стихотворение. Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя. Как будете готовы сядьте ровно. Обратите внимание, что на 140 странице продолжение стихотворения. Какие незнакомые слова вам встретились? “воздвиглась” - (воздвигнуть)- соорудить, построить. “вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием. “изнемочь”- потерять силы, ослабеть. “нега”- приятное состояние. “очи” – глаза. “всецело”- целиком, полностью. Что такое арка? Давайте прочитаем определение из словаря Ожегова. Арка – это Дугообразное перекрытие проема в стене (окна, двери, ворот или пролета между двумя опорами — столбами). | (читают стихотворение.) Воздвиглась, вонзила, изнемогла, нега, очи, всецело. Проём в виде дуги. (читают со слайда). | |
7. Анализ литературного произведения | Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? О чем это стихотворение? Давайте прочитаем ещё раз первые 8 строчек. Что подразумевает автор под словами «воздушная арка»? Что такое радуга? Когда появляется радуга? Почему автор начинает стихотворение со слов «как неожиданно и ярко»? Какие чувства в этих строчках передает автор? Почему? Прочитаем следующие 8 строчек. Как автор описывает радужное виденье? Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? Почему? Вы правы! Автор этими строчками хотел передать то, что жизнь очень быстро проходит, нужна ловить эти моменты. Однажды, на земле случился всемирный потоп. Случился он из-за того, что Бог разгневался на нечестие человечества и решил затопить землю, чтобы начать всё заново. Он выбрал Ноя и его семью, чтобы они построили ковчег и собрали по паре животных всех видов на земле. После того, как воды потопа отступили, Бог поместил на небе радугу в знак своего обещания никогда больше не уничтожать землю, затопляя его. С тех пора люди считают радугу символом прощения. Когда на небе появляется радуга, все люди восхищаются ей, ведь это не только красиво, но еще и даёт знак, что всё в жизни наладиться и будет хорошо. Все проблемы со временем решатся. Давайте с вами прочитаем это стихотворение выразительно и попробуем передать эти чувства. Послушайте чтение первых 8 строчек. (читаю я). Давайте теперь попробуем вместе прочитать выразительно эти строчки. (читаем все вместе). Послушайте чтение следующих восьми строчек. (читаю я). Давайте теперь попробуем вместе прочитать выразительно эти строчки. (читаем все вместе). Теперь попробуйте прочитать выразительно всё стихотворение. Кто прочитает выразительно, соблюдая все правила, тому я поставлю оценку. (спрашиваю 3-4 человека). | О радуге, её мимолетности. Под этими словами автор подразумевает радугу. Это явление природы. Когда одновременно идёт дождь и светит солнце. Потому что так он подводит к радуге, ведь она всегда появляется неожиданно. Радость, восхищение, грусть. Потому что радуга всегда появляется неожиданно и быстро исчезает в высоте. Приятное состояние для глаз. Ловить мгновенье. Потому что это мгновенье скоро пройдет и его уже не вернуть. (читают стихотворение) | |
8. Вторичный синтез | Теперь, я предлагаю вам выполнить задания на карточках. Работать вы будете в парах. На карточках вы видите текст стихотворений. Вам необходимо в этих текстах 1 чертой подчеркнуть эпитеты, волнистой линией подчеркнуть олицетворения. (3 карточки: 1 карточка – стихотворение «Ещё земли печален вид…», 2 карточка – начало стихотворения «Как неожиданно и ярко...», 3 карточка – конец стихотворения «Как неожиданно и ярко…», у каждой пары карточки отличаются) Давайте с вами вспомним, что такое эпитет? Что такое олицетворение? Приступайте к выполнению. Давайте проверим. |
Эпитет — это образное определение предмета или явления в русском языке. Олицетворение – это литературный приём, заключающийся в приписывании неодушевлённым объектам свойств одушевлённых. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она, И ей невольно улыбнулась... Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла — Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, Лови его — лови скорей! Смотри — оно уж побледнело, Еще минута, две — и что ж? Ушло, как то уйдет всецело, Чем ты и дышишь и живешь. | |
9. Рефлексия | Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Какие новые слова вы узнали? С какими стихотворениями мы познакомились? Какова была цель нашего урока? Смогли ли мы её достичь? Что у вас получилось во время урока? Что у вас не получилось во время урока? Что вам запомнилось больше всего? Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». Наш урок окончен. Спасибо за активную работу. До свидания! | Изучали творчество Ф.И. Тютчева. Редеющий сон, невольно, арка, изнемогла, нега, очи. -«Ещё земли печален вид..», «Как неожиданно и ярко…». Познакомиться со стихотворениями Ф.И. Тютчева. Да. (отвечают на вопросы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему "Р.Рождественский «На земле хороших людей не мало" 2 класс
Конспект урока...
Конспект урока по литературному чтению ««А.П. Платонов «Цветок на земле»», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- зн...
Конспект урока по литературному чтению ««А.П. Платонов «Цветок на земле»», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- зн...
Конспект урока по литературному чтению "А.П. Платонов "Цветок на земле" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты: Предметные:- знать о ж...
Конспект урока по литературному чтению " А.П. Платонов Цветок на земле 1ч"
Тема: А.П.Платонов “Цветок на земле”Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писател...
Конспект урока по литературному чтению "А.П. Платонов Цветок на земле 2ч"
Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”Цели деятельности учителя: понимание учащимися идеи произведения «Цветок на земле»А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизне...
Конспект урока по литературному чтению на тему "А. П. Платонов «Цветок на земле" 3 класс, УМК "Школа России"
Тема: «А. П. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о писателе А. П. Платонов; знакомство с его произведением «Цветок на земле...