Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». Средства художественной выразительности.
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
Тема: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». Средства художественной выразительности.
Цель:
- Познакомить со стихотворениями Ф.И.Тютчева.
- Развивать навыки выразительного чтения, развивать мышление, память, воображение.
- Воспитывать интерес и любовь к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент и постановка цели урока.
- Добрый день!Наш урок посвящен изучению жизни и творчества Федора Ивановича Тютчева.
2. Изучение нового материала.
- Не было и нет на Руси мест где не жили бы знаменитые люди. Проедешь по ее бескрайним просторам - в любом краю назовут тебе наперечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и поэтов, прославивших историю края. И вот приведут тебя пути-дороги на окраину Орловской губернии (Брянщину) в край древних легенд и прекрасных былей сегодняшнего дня, и будет нам о ком и о чем вам порассказать.
Своей жизнью и творчеством прославил отчий край Ф.И.Тютчев- классик русской поэзии 19 века.
- Кого мы называем классиками?
(Классик в русской литературе - автор, чьи произведения стали образцом, самыми лучшими.)
- Назовите русских классиков, чьи произведения вы читали.
(А.С. Пушкин, А.Майков, И.Никитин, В.Жуковский, И.А.Крылов, А.А.Фет).
- На бескрайних заснеженных просторах затерялось древнее село Овстуг - одно из 100 тысяч сел и деревень, входивших в состав Российской империи. В простонародии “овстужками” называются связки верхних концов саней. Вероятно в древности на том месте, где теперь стоит Овстуг, росло много лозы, из которой делались эти связки, что и могло, как полагают, дать месту, и потом селу название Овстуг. Здесь в родовом дворянском имении, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых 5декабря 1803 года родился сын Федор. Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными и доброжелательными.
- Федор Иванович Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Учился Федор дома. Его образованием руководил поэт и переводчик Семен Раич. Юные годы поэт провел в Москве, там же блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22года прожил за границей в чужих краях. Живя на чужбине, Тютчев пристально следил за всем, что происходило в литературной и общественной жизни России, не забывал он и овстужские места.
А стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки А.С.Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале “Современник”.
И нам чудесная поэзия Ф.И.Тютчева знакома с детства.
3. Продолжение изучения нового материала.
- Сегодня мы начнем листать страницы новой поэтической тетради.
Прочитайте ее название.
- Тютчев - гениальный лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа.Мир в его глазах полон таинственности, загадочности.Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всей ее правде, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется и грустит”. Так первый гром грохочет “как бы резвясяи играя”, а весенние воды “бегут и будят сонный брег”, уступая дорогу весне, зима “злится, хлопочет и ворчит”, лес стоит “сном волшебным очарован”.
Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. Поэта интересует, прежде всего, первое пробуждение природы, незаметный для взгляда переход от зимы к весне.
- А) Прочитайте самостоятельно стихотворение “Еще земли печален вид”.
- Выделите непонятные слова.
- Б) Словарная работа.
- “колышет”- слегка мирно колыхаться.
- “невольно”- случайный, непроизвольный.
- Расставим логические ударения, паузы.
- В) Работа по содержанию:
- О чем это стихотворение?
- Какие приметы весны вы замечали в природе?
- Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).
- Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?
- Какие картины природы начала весны рисует поэт? с помощью чего?
- Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.
- Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны?
- Подготовьтесь к выразительному чтению.
- Г)Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.
- Физкультминутка
- А сейчас угадайте, о каком чуде природы пойдет речь:
“После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.
(Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый”)
- Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка,
В своем минутном торжестве.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите его настроение.
- С каким настроением оно написано?
- О чем это стихотворение?
- Почему вы так решили?
- Какие чувства к Родине испытывает поэт? Докажите это словами стихотворения.
- Рассмотрите рисунки.
- Какие строки прочитанного стихотворения перекликаются с иллюстрацией?
- Как вы понимаете смысл стихотворной строки “как неожиданно и ярко”?
- Что удивляет, восхищает поэта?
- Какая была радуга?
- Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье).
- Почему?
Словарная работа.
- “воздвиглась” -(воздвигнуть)- соорудить, построить.
- “арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2.Сооружение в виде больших ворот такой формы.
- “вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.
- “изнемочь”- потерять силы, ослабеть.
- “нега”- блаженство, приятное состояние (нега во взоре).
- “всецело”- целиком, полностью.
- Выразительное чтение стихотворения.
- Когда вдруг вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.
4. Итог урока.
- Творчеству, какого поэта был посвящен наш урок?
- Тютчева любят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Сборники его стихов изданы на многих языках мира.Тысячи экскурсантов со всех уголков нашей Родины приезжают в Овстуг - взглянуть на тютчевские места, посетить музей, пройти по дорожкам парка, постоять на берегу пруда, послушать шелест вековых деревьев. И поэт, навечно вставший в бронзе на поляне парка, приветствует своих многочисленных почитателей.
5. Оценивание учащихся.
6. Домашнее задание.