Фрагменты уроков по литературному чтению
план-конспект по чтению

Литературное чтение 1 класс, 1 часть. Тема: «Как хорошо уметь читать», произведение «Петух и собака», страница 56

 

Литературное чтение 1 класс, 2 часть. Тема: «И в шутку и всерьез», страница 9. «Саша-дразнилка» (Н. Артюхова)

Литературное чтение 1 класс, 2 часть. Тема: «И в шутку и всерьез», страница 22. «Помощник» (М. Пляцковский»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx96.57 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность по литературному чтению (читательская компетентность)

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Литературное чтение 1 класс, 1 часть. Тема: «Как хорошо уметь читать», произведение «Петух и собака», страница 56

1.Работа с заголовком.

-Нужно отгадать название текста по описанию.

1. Это животное домашняя птица, тело покрыто перьями. Они бывают разного цвета: белые, коричневые, пестрые. На голове у птиц красный гребень, а под носом красная бородка. Глаза широко расставлены, поэтому петух хорошо видит. Ушей не видно – они скрыты под перьями, но слух у петухов хороший. А вот свое пение, так же как и поющий глухарь, ничего не слышит. Нос острый, сжатый с боков. Хвост пышный. Он может летать, но делает это неохотно.

2. Самое первое домашнее животное. Может быстро бегать и высоко прыгать. Есть острые зубы, они легко разгрызают кости. Также хороший нюх, отличный слух и хорошее зрение. Это животное помощник и друг человека. Это умное и общительное животное, хорошо поддающееся дрессировке. Бывают служебные, охотничьи, дворовые, породистые и нет.

«ПЕТУХ И СОБАКА»

-Подумайте, что будет происходить в тексте. Предположите отношения петуха и собаки в произведении.

Работа с иллюстрацией на странице 55. Предположение событий в сказке.

2. Чтение текста

-Учителем, по цепочке.

3. «Работа с вопросником».

-Назовите главных героев произведения.

-Где происходят события?

-Как собака относилась к петуху? Найдите в тексте.

-Что однажды произошло?

-Расскажите как старик и старуха относились к животным?

-Перечитайте как лиса уговаривала петуха. Для чего?

-Чем заканчивается сказка?

-Каково ваше впечатление от рассказа?

-Какая в сказке самая важная мысль?

-Предположите, что случилось со стариком и старухой.

-Почему это сказка?

4. «Уголки» использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Пример. Положительные качества лисы: хищник – это ее природный инстинкт, умная, так как зазывала петуха разными способами. Отрицательные: хитрая, отрицательный персонаж в сказке, так как хотела съесть петуха.

5. «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

1. Жили старик со старухой

2. Задумали избавится от животных

3. Ушли петух и собака в лес

4. Лиса пришла к дереву

5. Собака схватила лису за морду

6. Собака и петух остались жить в лесу

Литературное чтение 1 класс, 2 часть. Тема: «И в шутку и всерьез», страница 9. «Саша-дразнилка» (Н. Артюхова)

Фрагмент урока:

Ребята, а бывало ли, что вас дразнили?

  • Что вы чувствовали в этот момент?
  • Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы ему не было грустно и обидно?
  • Об этом и будет произведение, с которым мы будем знакомиться.
  • Чтобы узнать как оно называется, нужно вспомнить имя, которым могут назвать и мальчика и девочку.

  • А понять как могут называть человека, который дразнит, вам поможет ребус



 

1. Работа с заголовком. Прочитайте заголовок.

САША-ДРАЗНИЛКА

«САША-ДРАЗНИЛКА». О чем пойдет речь в тексте?

2. Посмотрите на иллюстрацию на странице 11. Что изображено? Подумайте, о чем будет произведение.

3. «Чтение с остановками». На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

-Предположите, что сделает Ляля после совета папы?

-Предположите, что Саша будет делать дальше?

4. Восстановите события в верном порядке. (2, 1, 3, 5, 4)

  1. Совет папы.
  2. Ляля плакала.
  3. Ребята завтракали.
  4. Я её дразню, а она не дразнится.
  5. Саша расстроился.

5. «Работа с вопросником» на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Вопросы (страница 10-11):

-Какой совет дал папа Ляле? Помог ли он?

-Расскажи как ты общаешься со своими друзьями. Бываешь ли ты похож на Сашу-дразнилку? А ты сам часто обижаешься на своих друзей?

-Можно ли было назвать это произведение «Папин совет» или «Не дразнись»? Придумай сво название.

-Рассмотри рисунок. Обрати внимание на выражение лиц героев и их жесты.

-К какому эпизоду рассказа относится этот рисунок? Прочитай.

6. Работа с таблицей

Все герои произведения

Главные герои произведения

Характеристика героев произведения

Папа

Саша

Папа — внимательный, мудрый, ласковый

Мама

Ляля

Мама — внимательная, хозяйственная

Ляля

 

Ляля — послушная, ранимая, терпеливая, с юмором

Саша

 

Саша — вредный, ранимый

7. Эмоциональная окраска текста:

Мимикой и движениями показать как дразнился Саша.

-Вот,сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу...

-У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут...

-У меня апельсин больше, чем у тебя…

9. Чтение по ролям

 

Литературное чтение 1 класс, 2 часть. Тема: «И в шутку и всерьез», страница 22. «Помощник» (М. Пляцковский»)

1. Упражнение «Зазеркалье». Работа с заголовком. Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

кинщомоп — помощник

А

А

А

А

А

А

А

П

А

О

А

А

А

М

А

А

А

О

А

Щ

Н

И

А

А

А

А

А

К

А

А

А

А

А

А

А

А

2. "Мозговой штурм"

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали заголовок?"

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

3. «Чтение с остановками»

4. Деление текста на части

5. «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

6. «Работа с вопросником» на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Вопросы с учебника на странице 23:

-С какой просьбой обратился кролик к ослику? Найди в тексте авторскую подсказку, как нао прочитать слова ослика.

-Знаешь ли ты, что означает слово «притворно»? Посмотри в словаре. Попробуй заменить это слово на близкое по значению.

7. Толстые и тонкие вопросы по тексту:

Тонкие:

-Помог ли в ослик кролику?

Толстые:

-Почему автор назвал рассказ «Помощник», если ослик не помог кролику?

-Как можно описать поступок ослика?

-Предположите, что происходило с осликом дальше? Стал ли он помогать другим?

8. Работа с иллюстрацией

Рассмотри рисунок. К какой части текста относится иллюстрация? Прочитай.

9. Работа с таблицей

Главные герои произведения

Характеристика героев произведения

Кролик — Кочерыжка

Трудолюбивый, терпеливый, аккуратный

Ослик — Алфавит

Ленивый, обманщик

10. Упражнение «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова по тексту:

помощник, вкусный, дом, Кочерыжка, ослик, крольчиха, притворно, передник, рукавицы, кирпичи, суп.

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения и скорость чтения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагменты контроля по литературному чтению. УМК "Гармония"

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. В начальной школе проверяются у...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Фрагмент урока по литературному чтению

Фрагмент урока разработан для предоставления на дистанционные курсы "Первого сентября" с соблюдение всех форм работы по ФГОС....

Презентация к фрагменту урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине».

Презентация к фрагменту урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине».Технология: мнемотехника....

Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…»

Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…» .Автор  Васильева Лидия Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ "Краснозорькинская начальна...

Фрагмент урока по литературному чтению с использованием ЭОР

Фрагмент урока по литературному чтению с использованием ЭОР  для 2 класса по программе "Школа России"...

Технологическая карта фрагмента урока по литературному чтению

Технологическая карта фрагмента урока по литературному чтению на тему : " Русская народная сказка "Колобок"...