Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Васильева Лидия Алексеевна

Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…» .Автор  Васильева Лидия Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ "Краснозорькинская начальная школа", Симферопольского района Республики Крым. Цели:-ознакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»

Задачи:

-развивать навыки осознанного выразительного чтения;

-пробудить познавательную активность;

-работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

-расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

-развивать критическое мышление;

-воспитывать любовь ко всему живому.

Фрагмент урока содержит приёмы технологии развития критического мышления: "инсерт". "чтение с остановками", "круги на воде".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе

Учитель: Васильева Л.А.

Тема: В.Драгунский «Он живой и светится…»

Цели:

-ознакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»

Задачи:

-развивать навыки осознанного выразительного чтения;

-пробудить познавательную активность;

-работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

-расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

-развивать критическое мышление;

-воспитывать любовь ко всему живому.

Личностные УУД:

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные УУД:

-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

- формирование умения планировать свою деятельность.

Познавательные УУД :
-умение работать с учебной и дополнительной информацией;

-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.

Коммуникативные УУД :

-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

-чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;

-критично относиться к своему мнению;

-понимать точку зрения другого человека.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс,2 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Карточки с кроссвордом, карточки с биографией В.Драгунского

Презентация

Ход урока

1.Организационный момент.

-Ребята, сегодня на уроке много гостей, а гости- это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем себе удачи и тихо сядем за парты.

2.Актуализация знаний.

-Давайте с вами немного настроимся на работу, чтобы наш урок был плодотворным. Я начинаю предложение, а вы его закончите.

-На уроке наши глазки хорошо смотрят и всё…видят.

-На уроке наши ушки хорошо слушают и всё… слышат.

-На уроке наша голова хорошо …думает.

-Итак, я надеюсь, что на этом уроке наши глазки будут хорошо видеть, наши ушки –хорошо слышать, а голова-хорошо думать.

-И пусть девизом нашего урока станет высказывание «Вызываю вас на мысль»

Слайд №1

-Вспомните и ответьте:

Слайд №2

 -Какой раздел мы продолжаем изучать? («Люби живое»)

-О чём повествуют произведения , включённые в данный раздел? (о животных, природе, повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе).

-О жизни каких животных вы узнали в разделе? (заяц, собака Малька, мышонок Пик, обезьяна, глухарка)

-Кто авторы произведений? (Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов- Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев)

3.Самоопределение к деятельности.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом в рамках раздела «Люби живое». Давайте сейчас соберём «Корзину идей», которая пригодится нам на уроке.

Слайд №3

-Как вы  думаете ,о ком может идти речь в рассказе?

-Глядя на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? (возможно, это писатель, герои дети, животные, рассказы о дружбе, заботе сочувствии и т.д.)На слайде только фото и годы жизни)

-Ну что ж, корзина полна идей и все ли они соответствуют нашему уроку, мы узнаем дальше.

-У вас на столах карточки с кроссвордом, зачеркните  буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя с произведением, которого мы сегодня познакомимся.

Слайд№4

Кроссворд

Д

Б

Р

А

В

Г

Е

У

Н

С

К

Ж

Е

И

В

Й

Ж

З

Б

З

-Итак, как фамилия автора?(Драгунский)

-Вы правы.

Слайд№5

-В ноябре исполнился 101 год со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Он прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

-Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую,Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, начал писать для театра сценарии.

-Виктор Драгунский был добрым и весёлым человеком. Только в 40 лет он начал писать и это были рассказы для детей. Героем его произведений стал его младший сын Дениска. Всем известны весёлые и интересные рассказы о его приключениях «Денискины рассказы».

Слайд №6

-А сейчас вы самостоятельно продолжите знакомиться с биографией В.Драгунского.

-Все ли вы знаете об этом человеке?

-Прочитайте молча  на листках биографию В.Драгунского и отметьте карандашом при  помощи условных знаков, какую информацию, вы знали,  узнали новое и хотели бы узнать.

Слайд №7

Приём «Инсерт»

V-уже знал

+ -узнал новое

?- хочу узнать

Самостоятельное чтение биографии

Биография В.Драгунского

Виктор Драгунский родился в Америке, в Нью-Йорке. Детство прошло в Белоруссии. Ребенком часто проводил время в компании друзей. Виктор всегда был заводилой во всех играх. Умел петь, танцевать, устраивал представления.

В 17 лет Драгунский поступил в актерскую школу, потом работал в Театре сатиры. Во время войны был в ополчении, после её окончания продолжил работу в Театре сатиры. Затем стал работать Рыжим клоуном в цирке. Позже создал маленький театр под названием «Синяя птичка».

-Что нового вы узнали о В.Драгунском?

4.Работа над новым материалом.

-Рассказ Драгунского, который мы будем читать ,называется «Он живой и светится….»

Слайд №8

-Посмотрите на иллюстрации к рассказу, прочитайте опорные слова и предположите, о чем может быть этот рассказ?

Опорные слова: ждал, маму, самосвал, светлячок, променял.

Слайд №9

-А сейчас перед чтением рассказа, проверим , оправдаются ли ваши предположения.

Слайд №10

- Прочитайте и отгадайте загадку

Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонёк.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку…(светлячок).

-О каком животном пойдёт речь в рассказе?

-Прочитайте загадку с вопросительной интонацией шёпотом, скороговоркой, выразительно.

-Сейчас мы  внимательно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками и найдём в нём то главное, о чём нам хотел поведать автор.

-В рассказе встретятся такие словарные слова:

Слайд № 11

Словарная работа:

Брынза-сыр из овечьего молока.

Моментально-мгновенно, очень быстро.

Доблесть- мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос -государства в Америке. В  рассказе это марки, выпущенные этими государствами.

Приём «Чтение с остановками»

-Откройте учебник  на с.102

1.Чтение учителем 1 части до слов «…на песке и скучать»

-Как чувствовал себя Дениска, когда ждал маму?

-А какое чувство испытали вы?

-А как вы думаете,  что произойдёт дальше?

2.Чтение учеником 2 части до слов «…ты открой её- сказал Мишка , тогда увидишь»

-О чём говорили мальчики?

-По вашему мнению, Дениска не делился самосвалом, потому что был жадный?

-Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?

3.Чтение учеником 3 части до слов «и я забыл про всех на свете…»

-Что было неожиданным для Дениски? (увидеть живого светлячка)

-Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

-Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим способом.

4.Чтение 4 части самостоятельно жужжащим способом.

-Согласны ли вы с тем, что мама одобрила обмен Дениски?

-А какие эмоции испытала мама при виде светлячка?

-По вашему мнению, в названии рассказа ,какое слово ключевое и важное? (он живой,любое живое существо намного дороже любой механической игрушки)

-А как бы вы озаглавили рассказ?

5.Рефлексия. Подведение итогов.

Насколько внимательно вы читали текст, нам поможет узнать «Блиц-тест». Хлопайте в ладоши при правильном варианте ответа.

Слайд №12

Слайд №13

Приём «Круги на воде»

-Давайте, к каждой букве в слове «светлячок» придумаем или вспомним слова, которые встретились в рассказе или соответствуют теме нашего раздела.

-Вернёмся к «Корзине идей», скажите, какие идеи оправдались?

-Я уверена ,что вам понравился рассказ  и вам захочется встретиться с произведениями В.Драгунского еще раз .

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вызываю вас на мысль»

Слайд 2

Какой раздел мы продолжаем изучать? О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? О жизни каких животных вы узнали в разделе? Кто авторы произведений?

Слайд 3

«Корзина идей» 1913-1972

Слайд 4

Кроссворд Зачеркни буквы, которые повторяются. Сложи из букв фамилию. Д Б Р А В Г Е У Н С К Ж Е И В Й Ж З Б З

Слайд 5

Драгунский Виктор Юзефович 1913-1972

Слайд 6

«Денискины рассказы»

Слайд 7

« Инсерт » V – уже знал + – узнал новое ? – хочу узнать Виктор Драгунский родился в Америке, в Нью-Йорке. Детство прошло в Белоруссии. Ребенком часто проводил время в компании друзей. Виктор всегда был заводилой во всех играх. Умел петь, танцевать, устраивал представления. В 17 лет Драгунский поступил в актерскую школу, потом работал в Т еатре сатиры. Во время войны был в ополчении, после её окончания продолжил работу в Театре сатиры. Затем стал работать Рыжим клоуном в цирке. Позже создал маленький театр под названием «Синяя птичка».

Слайд 8

«Он живой и светится…»

Слайд 9

«Предположение» Опорные слова: ждал маму, самосвал, светлячок, променял.

Слайд 10

Загадка Вдруг зажегся на травинке Настоящий огонек. Это с лампочкой на спинке Сел на травку с ветлячок.

Слайд 11

«Словарная работа» Брынза – сыр из овечьего молока. Моментально побежал – мгновенно, очень быстро. Доблесть – мужество, отвага, храбрость. Гватемала, Барбадос – государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

Слайд 12

«Блиц-тест» № Вопрос Варианты ответов 1 Жанр произведения сказка стихотворение рассказ 2 Автор Э.Успенский В.Драгунский Н.Носов 3 Главный герой Данька Димка Дениска 4 Кто подарил Дениске самосвал? мама папа бабушка 5 Кто оказался в коробке? кузнечик бабочка светлячок

Слайд 13

« Круги по воде» СВЕТЛЯЧОК

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 2 класс, УМК «Гармония» Тема: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с учебником. Произведение «Живая шляпа» находится в разделе «В мире книг». Изучили произведение Н.Н.Носова «Затейники»,следующее п...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «В. Драгунский «Он живой и светится…»

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «В. Драгунский «Он живой и светится…»...

Открытый урок по литературному чтению 1 класс В. Драгунский "Сестра моя Ксения"

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Школа 2100" , В. Драгунский "Сестра моя Ксения"...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится"

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "В. Драгунский. Он живой и светится" предназначена для использования на уроках чтения в начальных классах. урок построен в соотв...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ . Тема: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»»

Цель деятельности:-формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством В.Ю.Другунского и его произведений;Планируемые результаты:Предметные:Знать: автора произведения, основную мысль ...

Урок по литературному чтению по теме: Виктор Драгунский. "Он живой и светится..."

Урок по литературному чтению по теме: Виктор Драгунский. "Он живой и светится..." 3 класс...

Разработка открытого урока по литературному чтению 3 кл В. Драгунский "Он живой и светится" с ЭОР

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, и фронтальные формы организации учебной деятельности шк...