Рабочая программа по чтению для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по чтению для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_-literatura_1.docx | 289.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для третьего класса разработана на основе следующих нормативных документов:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;
-Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
-Федерального государственного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г №1598 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);
-Федеральных перечней учебников на 2020-2021 учебный год (утверждены приказом Минпросвещения России от 08 мая 2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
- СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег. номер 19983);
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. №16 «Об утверждения санитарно-эпидемических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организации и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
-Примерной основной образовательной программы начального общего образования протокол №1/15 от 08 апреля 2015 г;
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;
-Устава МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО «Курумканский район» № 439 от 21.12. 2015 г.
-Учебного плана МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа» на 2022-2023 учебный год.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект «Школа России»:
- Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская) – М.: Просвещение, 2011;
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская; М.В.Бойкина. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 3 класс М.«Просвещение»2014
- Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» В. Г. Горецкого.
Формы и методы организации учебного процесса: используется коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных (уроки-игры, библиотечные уроки, читательские конференции, творческие лаборатории, защита проектов) уроков, обобщающих уроков.
При организации учебного процесса используются:
- Информационно - коммуникационные технологии;
- проблемно-диалогическая технология;
- организации учебного сотрудничества;
- проектно-исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля: контроль знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Литературное чтение» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, проектов, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Срок реализации рабочей программы: 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание учебника способствует решению ключевых задач современного образования, а именно:
- Обеспечивает достижение требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Отвечает задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
- Реализует принцип научности с учётом ступени обучения.
Возможности методического аппарата учебника «Литературное чтение. 2 класс» направлены на реализацию системно-деятельностного подхода, как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В структуру и содержание учебника заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности
самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.
Для этого методический аппарат учебника построен с учетом возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов и иных образовательных ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
- ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;
- значительный воспитательный потенциал: все разделы учебников для второго класса ориентированы на духовно-нравственное развитие и воспитание ребёнка;
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников: материал в учебниках организован таким образом, чтобы учащимся было интересно с ним работать, много иллюстраций, снимающих утомление и усталость, много заданий для творчества, способствующих снятию стресса и напряжения, много весёлых стихов и смешных произведений, позволяющих разрядить обстановку на уроке, особенно произведения из рубрики «Разноцветные страницы»;
- возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
- возможности для разнообразия организационных форм обучения;
- проектные задания, творческие и практические работы, учебные диалоги;
- возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
- возможности для работы с современной информационно-образовательной средой представлены аудиоприложением на электронном носителе и интернет-ресурсом.
Кроме того, в учебнике выстроена специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри учебника, так и за его страницами в поисках дополнительных источников информации.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 102 учебных часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это цен- ность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаим- ной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответ- ственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками! в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете 3 ч
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (9 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь 1 (7 ч)
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». И.З.Суриков «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (18 ч)
А.С.Пушкин «За весной, красой природы», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». Басни Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и Лисица». Лирические стихотворения Лермонтова «Утес», «Горные вершины». Л.Н.Толстой «Акула. Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве».
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)
А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д.Бальмонт «Золотое слово». И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы»
Литературные сказки (6 ч)
Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
Были-небылицы (9 ч)
М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой». К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». А.И.Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)
Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон». А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А.Есенин «Черемуха».
Люби живое (14 ч)
М.М.Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И.Белов «Малька провинилась» .В.И.Белов «Еще про Мальку» .
В.В.Бианки «Мышонок Пик». Б.С.Житков «Про обезьянку». В.Л.Дуров «Наша Жучка». В.П.Астафьев «Капалуха». В.Ю.Драгунский «Он живой и
светится».
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)
С.Я Маршак «Гроза днем» .А.Л.Барто «Разлука», «В театре». С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (10 ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». А.П.Платонов «Еще мама». М.М.Зощенко «Золотые слова». М.М.Зощенко «Великие путешественники». Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон». В.Ю.Драгунский «Друг детства».
По страницам детских журналов (5ч)
Ю.И.Ермолаев «Проговорился». Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р.Сеф «Веселые стихи».
Зарубежная литература (7 ч)
Древнегреческий миф «Храбрый Персий». Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||||||
1 четверть - 27ч | план | факт | |||||||||
Самое великое чудо на свете (3ч) | |||||||||||
1 | Рукописные книги древней Руси. | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, участвовать в работе пары, договариваться друг с другом, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. Понимать значение выражений «рукописные книги», «летопись»; делить текст на части; устанавливать последовательность действий; выразительно и осознанно читать | 02.09. | ||||||||
2 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 05.09. | |||||||||
3 | Урок-путешествие по теме «Самое великое чудо на свете» Тест № 1 | 07.09. | |||||||||
Устное народное творчество (9ч) | |||||||||||
4 | Устное народное творчество. Русские народные песни. | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, отличать докучные сказки от других видов сказок; различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним; инсценировать сказки Понимать особенности русской народной сказки; термины «русские народные песни», «докучные сказки». Определять главную мысль сказки; делить текст на части; озаглавливать части; характеризовать героев | 09.09. | ||||||||
5 | Докучные сказки | 12.09. | |||||||||
6-7 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Урок-исследование. | 14.09. 16.09 | |||||||||
8-9 | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка | 19.09. 21.09. | |||||||||
10-11 | «Сивка-бурка», русская народная сказка | 23.09. 26.09. | |||||||||
12 | Проект «Сочиняем волшебную сказку» Урок-проект | Принимать участие в коллективном сочинении сказок. Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении проектных заданий. Предлагать варианты литературно – творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения | 28.09. | ||||||||
Поэтическая тетрадь 1 (7ч) | |||||||||||
13 | Проверочная работа № 1 по теме «Устное народное творчество» Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». | Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. . Оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания
| 30.09. | ||||||||
14 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» Урок – исследование | Использовать приемы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Придумать маленький рассказ об осенних листьях. Проявлять индивидуальные творческие способности | 03.10. | ||||||||
15 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь …» | Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои результаты. Анализировать средства художественной выразительности. Выразительно читать стихотворения; находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, | 05.10. | ||||||||
16 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» | 07.10. | |||||||||
17 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | 10.10. | |||||||||
18 | И. З. Суриков «Детство». «Зима» | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора противопоставления; самостоятельно заучивать наизусть стихотворение | 12.10. | ||||||||
19 | Путешествие в литературную страну. Тест № 2 по теме «Поэтическая тетрадь 1» | Проверить свои знания, ориентироваться в изученном материале. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. | 14.10. | ||||||||
20 | А.С. Пушкин. «За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…» | Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, пользуясь словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения, уметь самостоятельно заучивать его наизусть. Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. | 17.10. | ||||||||
21 | А.С. Пушкин. «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро». | 19.10. | |||||||||
22 | А. С. Пушкин «Зимний вечер». | 21.10. | |||||||||
23 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | Давать характеристику героев сказки. Пересказывать сказку в прозе по плану. Сравнивать народные и авторские сказки. Определять их нравственный смысл | 24.10. | ||||||||
24 | 26.10. | ||||||||||
25 | 28.10. | ||||||||||
26 | И. А. Крылов «Мартышка и очки» | Определять особенности басни, выделять мораль басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. | Понимать значение слова «басня». Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.
| 07.11. | |||||||
27 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» Урок-театр | 09.11. | |||||||||
2 четверть 21 час | |||||||||||
28 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица». | Представлять героев басни Определять тему и главную мысль. Автора к описываемым событиям и героям произведения. | 11.11 | ||||||||
29 | М.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | Читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов Находить средства художественной выразительности; выразительно читать | 14.11. | ||||||||
30 | М. Ю. Лермонтов «Утёс» | 16.11. | |||||||||
31 | М.Ю. Лермонтов «Осень» | 18.11. | |||||||||
32 33 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) Л. Н. Толстой «Акула» | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций; составлять план пересказа | 21.11. 23.11.. | ||||||||
34 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | 25.11. | |||||||||
35 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 28.11. | |||||||||
36 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 30.11. | |||||||||
37 | Проверочная работа № 2 по теме «Великие русские писатели» | Проверить свои знания, ориентироваться в изученном материале. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. | 02.12. | ||||||||
Поэтическая тетрадь 2 (5ч) | |||||||||||
38 | Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…» | Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно. Находить и анализировать средства художественной выразительности; выразительно читать; выбирать в тексте слова и выражения для ответа на вопрос Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | 05.12. | ||||||||
39 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 07.12. | |||||||||
40 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 09.12. | |||||||||
41 | И.А.Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…». | 12.12. | |||||||||
42 | Проверочная работа № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 2». Проверка техники чтения за 1 полугодие. | Проверить свои знания, ориентироваться в изученном материале. Оценивать свои достижения. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. | 14.12. | ||||||||
Литературные сказки (6ч) | |||||||||||
43 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» | Читать сказку вслух и про себя, высказывать своё мнение, отношение, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. | Называть авторов литературных сказок, знать особенности авторских сказок Уметь характеризовать героев, выделять в тексте слова автора, действующих лиц; делить текст на части, составлять план пересказа Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, работать с иллюстрацией. | 16.12. | |||||||
44 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 19.12. | |||||||||
45 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 21.12. | |||||||||
46 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 23.12. | |||||||||
47 | Обобщение материала за 1 полугодие. | 26.12. | |||||||||
48 | Контрольная работа № 1 за 1 полугодие. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на осовее диагностической работы, представленной в учебнике Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Анализировать причины успеха/неуспеха. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. | 28.12. | ||||||||
3 четверть 30ч | |||||||||||
Были- небылицы (9ч) | |||||||||||
49 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | Прогнозировать содержание раздела, определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. | Давать оценку прочитанному; соотносить заглавие, главную мысль произведения; составлять первоначальные представления о произведении Выражать собственное отношение к поступкам героев Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки Читать выразительно, по ролям. Анализировать средства художественной выразительности. | 14.01. | |||||||
50 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 17.01. | |||||||||
51 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 19.01. | |||||||||
52 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 21.01. | |||||||||
53 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 24.01. | |||||||||
54 | А. Куприн «Слон» | 26.01. | |||||||||
55 | А. Куприн «Слон» | 28.01. | |||||||||
56 | А. Куприн «Слон» | 31.01. | |||||||||
57 | Проверочная работа № 4 по теме «Были-небылицы» | Проверить свои знания, ориентироваться в изученном материале. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. | 02.02. | ||||||||
Поэтическая тетрадь 1 (4ч) | |||||||||||
58 | Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», Воробей», «Слон» | Прогнозировать содержание раздела. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Определять отношение автора; выразительно читать; самостоятельно заучивать наизусть. | 04.02. | ||||||||
59 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать стихотворение, отражая настроение. Сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Анализировать средства художественной выразительности. Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов. | 07.02. | ||||||||
60 | С. А. Есенин «Черёмуха» | 09.02. | |||||||||
61 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест № 3. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Анализировать причины успеха/неуспеха. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. | 11.02. | ||||||||
Люби живое (14ч) | |||||||||||
62 | М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. | Устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязи описываемых в нём событий; подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением Называть авторов, которые пишут о животных. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать рассказ своими словами | 14.02. | |||||||
63 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 18.02. | |||||||||
64 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 21.02. | |||||||||
65 | В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про | 25.02. | |||||||||
66 | В. И. Белов «Ещё про Мальку» | 28.02. | |||||||||
67 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 02.03. | |||||||||
68 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 04.03. | |||||||||
69 | Б. Житков «Про обезьянку» | 07.03. | |||||||||
70 | Б. Житков «Про обезьянку» | 09.03. | |||||||||
71 | Б. Житков «Про обезьянку» | 11.03. | |||||||||
72 | В. Л. Дуров «Наша Жучка» | 14.09. | |||||||||
73 | В. П. Астафьев «Капалуха» | Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения | 16.03. | ||||||||
74 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | объяснять авторское и собственное отношение к персонажам. | 18.03. | ||||||||
75 | Контрольная работа № 2 по теме «Люби всё живое». Проверка техники чтения за 3 четверть | Проверить свои знания, ориентироваться в изученном материале. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. | 21.03. | ||||||||
Поэтическая тетрадь 2 (5 часов) | |||||||||||
76 | С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» Урок-исследование | Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. | 23.03. | ||||||||
77 | А. Л. Барто «Разлука», «В театре» | 25.03. | |||||||||
78 | С. В. Михалков «Если» Урок-исследование | 01.04. | |||||||||
4 четверть 24ч | |||||||||||
79 | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | Участвовать в творческих проектах. Заучивать и читать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | Анализировать средства художественной выразитльности. Анализ истинности утверждений. | 04.04. | |||||||
80 | Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» Тест №4 | 06.04. | |||||||||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (10ч) | 08.04. | ||||||||||
81 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и про себя, соотносить пословицу с содержанием. Соотносить пословицы и содержание произведения. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять Небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | 08.04. | ||||||||
82 | А. П. Платонов «Цветок на земле» Урок-дискуссия | 11.04. | |||||||||
83 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | 13.04. | |||||||||
84 | А. П. Платонов «Ещё мама» | 15.04. | |||||||||
85 | М. М. Зощенко «Золотые слова» Урок-дискуссия | Отвечать на вопросы, придумывать свои вопросы, наблюдать за особенностями речи героев, понимать особенности юмористических рассказов, определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, Называть особенности юмористического рассказа определять тему и главную мысль; давать характеристику героям; делить текст на смысловые части; находить в тексте слова автора, персонажей Ориентироваться в изученном материале. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 18.04. | ||||||||
86 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | 20.04. | |||||||||
87 | Н. Н. Носов «Федина задача» Урок-игра | 22.04. | |||||||||
88 | Н. Н. Носов «Телефон» Урок закрепления нового материала | 25.04. | |||||||||
89 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» Урок-дискуссия | 27.04. | |||||||||
90 | Проверочная работа № 5 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 29.04. | |||||||||
По страницам детских журналов (5ч) | |||||||||||
91 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» | Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую | Называть детские журналы, находить отличия книги и журнала; уметь поддержать диалог, вступить в дискуссию. Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | 02.05. | |||||||
92 | Г. Б. Остер «Вредные советы» Урок-игра | 04.05. | |||||||||
93 | Г. Б. Остер «Как получаются легенды» Урок-игра | Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). | Осознание способов и приемов действий при решении учебных задач, Рассмотрение разных способов выполнения заданий. | 06.05. | |||||||
94 | Р. С. Сеф «Весёлые стихи» | 11.05. | |||||||||
95 | Проверочная работа №6 по теме «По страницам детских журналов». | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ истинности утверждений. | 13.05. | ||||||||
Зарубежная литература (7ч) | |||||||||||
96 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей» | Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов, рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Высказывать свои суждения о прочитанном Знать литературные приёмы в мифах Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику. | 16.05. | ||||||||
97 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей» | 18.05. | |||||||||
98 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». | 20.05. | |||||||||
99 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». | 23.05. | |||||||||
100 | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Проверка техники чтения. | 25.05. | |||||||||
101 | Контрольная работа № 3 за 2 полугодие. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Оценка результатов работы Осознание качества и уровня усвоения | 27.05. | ||||||||
102 | Брейн-ринг. (обобщающий урок за курс 3-го класса).Урок-игра | Проверка предметных и универсальных действий Выражать своё мнение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | 30.05. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
МБОУ «Дыренская СОШ» работает в одну смену в режиме шестидневной недели. Школа укомплектована компьютерной техникой и интерактивным оборудованием. В образовательном учреждении установлена локальная сеть и сеть Интернет. У ОУ есть свой сайт. Ведутся электронные журналы. Для организации учебно – воспитательного процесса в школе имеются спортивный зал, столовая, учебные мастерские, кабинет музыки, библиотека, музей, медицинский кабинет. Учебно - методическое и информационное обеспечение реализации ООПНОО направлено на обеспечение постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП, планируемых результатов организации образовательного процесса и условий его осуществления. К УМК по предметам имеются программы и стандарты НОО. Все учащиеся начальной школы обеспечены бесплатными учебниками по основным предметам с электронным приложением. Рабочие тетради, тетради с проверочными и с контрольными работами приобретают родители. Библиотека укомплектована фондом дополнительной литературы (детская художественная литература, научно – популярная литература, справочно – библиографические и периодические издания).
- Учебно-методическое обеспечение
Учебники и рабочие тетради
№ | Автор, название | Класс | Наличие электронного приложения |
1 | Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение». | 3 класс | Литературное чтение. 2 класс: электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2014 – 1 электрон, опт, диск (CD-ROM). |
2 | Рабочая тетрадь к учебнику Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение». | 3 класс | - |
Учебно-методические пособия
№ | Автор, название | Класс | Наличие электронного приложения |
1 | С. В. Анищенкова и др. «Сборник рабочих программ «Школа России» | 1-4 классы | + |
2 | Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение Методическое пособие | 2 класс | - |
3 | Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение Проверочные работы | 2 класс | - |
4 | Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по литературному чтению. Книга для учителя. | 2 класс | - |
5 | В.Н.Крылова «Работа с текстом» | 1-4 классы | - |
Электронные образовательные ресурсы
№ | Название ресурса (автор, ссылки на Интернет-ресурс) | Количество | Класс |
1 | Литературное чтение. 3 класс: электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановаи др.1 электрон, опт, диск (CD-ROM). 2014 | 1 | 1-4 |
2 | Литературное чтение 3 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по УМК «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель» 2014 | 1 | 1-4 |
2. Материально-техническое обеспечение
Учебное оборудование
№ | Название учебного оборудования | Количество | Класс |
1 | Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения | Комплект | 1-4 |
2 | Карточки с заданиями по русскому языку для 1 - 4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки) | На каждого ученика | 1-4 |
3 | Перфокарты по литературному чтению | 1 | 1-4 |
4 | Папка «Работа с текстом» | 1 | 1-4 |
5 | Папка «Контрольно-измерительные материалы» | 1 | 1-4 |
6 | Папка «Дидактические игры на уроках литературного чтения» | 1 | 1-4 |
7 | Папка «Олимпиадные задания по литературному чтению» | 1 | 1-4 |
8 | Диагностика по литературному чтению | 1 | 1-4 |
9 | Портреты детских писателей | 1 | 1-4 |
Компьютерная техника и интерактивное оборудование
№ | Название учебного оборудования | Количество | Класс |
1 | Интерактивная доска | 1 | 1-4 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 | 1-4 |
4 | Ноутбук | 1 | 1-4 |
5 | Цветной принтер | 1 | 1-4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 3 класс
Рабочая программа по чтению 3 класс по программе Н.Ф.Виноградовой...
Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"
Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"...
Рабочая программа по чтению 1 класс
В рабочей прогамме предсталенны: пояснительная записка; цели изадачи программы; содержание программы; требования к 1 и 2 уровню подгототовки уащихся; учебно-тематический план; тематическое плани...
Рабочая программа по чтению 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО. Апробируется в 2011-2012 учебном году....
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...