русский язык открытый урок
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема : «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), сформировать понятие «однокоренные слова», научить подбирать однокоренные слова.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать ранее изученные темы.
Повторить изученные признаки однокоренных слов. Проверить сформированность понятия «корень слова». Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
Развивающие:
Развивать память и орфографическую зоркость. Развивать умение находить и подбирать однокоренные слова.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию у учащейся аккуратности, чёткости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске.
Воспитывать организованность и умения слушать, высказывать свою точку зрения.
Место урока в разделе: 10
Тип урока: Открытие новых знаний
Основные термины и понятия:
- 1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
- 2. Корень – общая часть родственных слов.
- 3. Родственные слова иначе называются однокоренными.
Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, окружающий мир
Планируемые результаты:
Формируемые УУД:
Предметные: умение выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания
корней;
- умение разграничивать родственные слова и слова с омонимичными корнями;
- закрепить представления о единообразном написании корня слова;
- обогащать словарный запас при подборе родственных слов;
- прививать интерес к русскому языку.
Метапредметные – развивать речь, путём составления предложения на основе рисунка;
- совершенствовать навыки составления текстов-доказательств, при объяснении выбора однокоренных слов;
- активизировать речь путём составления текстов рассуждений при объяснении правил проверки безударных гласных;
- развивать образное и логическое мышление при отгадывании загадок.
Коммуникативные: формирование умения работать в группах, индивидуально, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение, самоконтроль и умение принять помощь по ходу выполнения задания; потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные: учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Личностные: мобильность, самостоятельность. Учащиеся должны уметь объяснять свое решение, выбор ответа, формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего обучения
Оборудование: проектор, экран для просмотра презентации, раздаточный материал
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
№ | Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Организационный момент | 2 минуты | В стране родного языка Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу! Я желаю вам хорошего настроения на весь день!
| Приветствуют гостей, улыбаются друг другу, садятся на места. |
II 1. 2. 3. | Актуализация знаний Повторение пройденного Определение темы Физкультминутка для глаз | 5 минут 2 минуты 2 минуты 2 минуты | Отгадайте загадку: Кто стоит на крепкой ножке, Как ласково можно назвать гриб? Как называют человека, который собирает грибы? Как называется дождь, после которого грибы начинают очень быстро расти? В какую группу можно объединить слова: гриб, грибочек, грибник, грибной? Давайте вспомним, что же такое родственные слова? Мы с вами на протяжении второго урока говорим общая часть слова. Что же это за общая часть слова? Как она называется? Ведь практически все, что нас окружает, имеет части, и у каждой из них свое название. Тело человека имеет части – это руки, ноги, голова. Тетрадь, в которой мы пишем, тоже имеет части – это обложка, листы, скрепки, которые их скрепляют. Окно имеет свои части – это рама и стекло. Растения имеют свои части – это цветок, стебель, лист, корень О какой части сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку: В высоту, к теплу и свету, При чем же здесь растение и его корень? Ведь мы же говорим о словах. Сейчас попробуем разобраться. Оказывается, слово «корень» имеет несколько значений Посмотрите на слайд и назовите все лексические значения слова «корень» Скажите, а как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? Какое из этих лексических значений мы возьмем сегодня с собой на урок? Подумайте, как будут называться родственные слова, имеющие один и тот же корень? Кто может назвать тему урока? Физкультминутка для зрения (слайд ) |
Гриб Грибочек Грибник Грибной
Родственные слова Это слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть
Корень
Читают Многозначные Корень слова Однокоренные Корень слова и однокоренные слова Выполняют |
III 1 | Основная часть Выделение корня слова | 15 минут 13 минут | Сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение и выбрать из него все слова, родственные слову сад Как-то много лет назад Посадили дивный сад. Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот ещё посадки рядом. А вот вам и садовод, Иль садовник к нам идёт. Очень - очень интересно Погулять в саду словесном. Откройте тетради, запишите дату, а затем эти слова. Вспомните правило написания слов. (у доски работает ученик) Как называется общая часть слова, мы с вами определили, это - … Теперь нам нужно узнать, как корень обозначают на письме. При помощи чего мы выполняем грамматическое задание: подчеркиваем, выделяем? Посмотрите еще раз на слова и скажите, какая общая часть у этих слов? Значит, корнем этих слов будет –сад- Посмотрите на слайд. Главная часть слова – корень, на письме обозначают дугой. Еще раз показ у доски с подробным инструктажем выделения корня. |
Слушают Называют слова: рассада, посадки, садовод, садовник Первое слово пишем с заглавной буквы, остальные через запятую с маленькой, в конце ставим точку. Делают запись Корень При помощи карандаша Сад Выполняют работу в тетрадях |
2 | Физ.минутка | 2 минуты |
| Выполняют физ.минутку |
IV 1. 2. 3. | Закрепление Стихотворение Синквейн Игра «Редактор» | 12 минут 5 минут 5 минут 4 минуты | Прочитайте стихотворение Обсудите в парах, какие однокоренные слова встретились в этом стихотворении. Кто готов ответить? Выпишите однокоренные слова из стихотворения: 1 ряд – вторая строка, 2 ряд – 3 строка, 3 ряд – 4 строка. Выделите корень Работу выполняем в тетрадях с новой строки. Сейчас вам предстоит работа в группах. С деревьев осыпались не только листья, но и ветви. Вам предстоит вернуть веточки на место. Будьте внимательны! У каждого дерева – свой корень. Нужно выбрать только те ветви, которые подходят к этому корню. (приложение 1) Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. Проверьте свою работу | Читают Обсуждают Отвечают Выписывают, выделяют корень
Работают в группах, защищают свою работу у доски Работают над заданием Проверяют |
V | Итог урока | 1 минута | Над какой темой мы сегодня работали? Что такое корень слова? Как определить корень в слове? | Что такое корень слова Общая часть родственных слов Подобрать несколько однокоренных слов и выделить в них общую часть |
VI | Рефлексия | 1 минута | С наших деревьев опали все листочки, но так хочется вернуть их обратно! Я собрала все опавшие листья и положила в коробочку. Давайте сделаем так, если вам понравился урок, и вы все поняли, наклейте к своим деревьям зелёный листочек, если вам что-то осталось непонятным, наклейте листочки жёлтого цвета, если вы совсем ничего не поняли, наклейте листочки красного цвета. | Оценивают работу на уроке |
VII | Домашнее задание | 1 минута | Учебник стр.62 упр.88, Р.Т. стр..23 | Записывают д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Открытый урок в 3 классе (УМК "Начальная школа XXI века")
Жду Вас в гости! Мой сайт: http://guru1.ucoz.ru Открытый урок русского языка был дан мной 12.12.2008 года в 3 «В» МОУ «СОШ №1» города Шебекино в рамках конкурса «Учитель года». Тема урока ...
Русский язык Открытый урок
Тема «Буквосочетания «ЧА – ЩА»...
Открытый урок по русскому языку. Обобщающий урок по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного».
Закрепление умения писать слова с изученной орфограммой (правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного), графически объяснять выбор написания....
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».
Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.
Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....