Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою...:
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, отражается работа над литературными приёмами,групповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_f.tyutchev_charodeykoyuzimoyu.docx | 913.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет – литературное чтение
Класс- 2
Автор УМК – «Школа России». Учебник «Литературное чтение». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий ,М.В. Голованова.- М.: Просвещение, 2011.
Тема урока. Тип урока- Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».
Урок изучения нового материала.
Учитель Бочкарёва Т.Н.
Планируемые результаты:
- Предметные: Понимать возможности литературы в передаче настроения , чувств при созерцании природы.
- Метапредметные:
регулятивные УУД - формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять самопроверку и самоконтроль усвоения учебного материала, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок, учатся обнаруживать отличия и отклонения от эталона;
познавательные УУД - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, определять тему и главную мысль стихотворения, принимать установленные правила работы с текстом стихотворения , определять возможности урока, учатся выделять существенную информацию из предложенных упражнений;
коммуникативные УУД - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, проявлять самостоятельность в построении коммуникации, уметь взаимодействовать с одноклассниками, слушать учителя, умение вслушиваться в высказывания одноклассников и оценивать работу группы, уметь вступать в диалог с учителем.
3.Личностные- выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности, отношении к природе Родины.
Цели:
- Познавательные:
Создать условия для ознакомления с лирическим стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою».
Способствовать осуществлению самостоятельной познавательной деятельности.
- Развивающие:
Содействовать развитию системы читательских умений
- Воспитательные:
Привлечь внимание учащихся к философской глубине лирики Ф.И.Тютчева, прививать любовь к природе Родины.
Оборудование и материалы для урока:
Презентация, карточки, таблицы, снежинки для рефлексии, картинки на доске
Ход урока Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Мотивационный блок. | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Задания базового уровня | Осуществляе- мые действия | Формируе- мые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | |
1.Настрой на хорошее настроение на уроке. 2.Проверка домашнего задания, которое было задано по выбору | Делают сообщения об И. Бунине или К. Бальмонте | Умение осознанно и произвольно строить сообщения | Слушают чтение стихов наизусть и сообщения о поэтах | Умение вслушиваться в выказывания одноклассни-ков | Читают стихи в соответствии с критериями: громко, без ошибок, хочется ещё раз послушать | Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | |
2. Актуализация знаний о жанровых особенностях стихов и о поэтах. -Предлагается игра «Найди лишний лепесток» с жанровыми особенностями стихов -Организуется работа в парах: записать как можно больше знакомых поэтов -Просит предположить, у кого из поэтов могут встретиться в стихах такие слова: чародейкою, околдован, очарован, луч косой, ослепительной красой | Находят на цветке, расположен-ном на доске, лишний лепесток, относящийся к рассказу. Прогнозируют встречу с поэтом | Анализиро-вать , определять то, что к стихам не относится , доказывать Умение анализиро-вать материал учебника | Работают в парах Отвечают на вопросы учителя | Умение взаимодействовать с одноклассниками Умение вступать в диалог с учителем | Для ответов используют сигналы «Светофор» | Учёт собственных возможностей осуществления деятельности | |
3. Организация фронтальной беседы при подготовке к определению темы урока | Предполагают, с каким произведе-нием будут работать на уроке | Выдвигают и обосновыва- ют гипотезу | Для ответов используют сигналы «Светофор | Умение осуществлять самоконтроль усвоения учебного материала | |||
2. Целепо- лагание | 1.Организация целеполагания: Определяются задачи урока и план работы над литературным произведением | Формулируют задачи урока, вспоминают составленный ранее план работы над литературным произведением | Умение принимать установлен-ные правила работы с текстом стихотворения и определять возможности урока | Отвечают на вопросы учителя | Умение вступать в диалог с учителем | Определяют круг интересую-щих вопросов | Принимать и сохранять учебную задачу |
3.Исполни-тельский блок | 1. Организация изучения нового материала через практическое действие 2.Создание условий для работы в группах по каточкам с заданиями и по вопросам учебника 3.Организация проверки выполнения заданий в группах | Прослушивают стихотворение на фоне музыки в исполнении артистов Выполняют задания предложенные для анализа произведения: словарная работа, поиск информации в соответствии с критериями, знакомство с новым приёмом литературы-звукопись Заполняют таблицу группы №1,2,3. Отвечают на вопросы группы №4,5 Отбирает в тексте интересную информацию о Ф.И. Тютчеве группа №6 | Учатся выделять существенную информацию из предложен-ных упражнений Умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | Работают в группах | Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, проявлять самостоятель-ность в построении коммуникации. | Действуют по план : тема, настроение, образ, чувство, приёмы. Сверяют свои ответы с ответами на слайдах-самопроверка | Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей . Умение осуществлять самопроверку и самоконтроль усвоения учебного материала |
4. Контрольно-оценочный блок. Рефлексия. | 1.Предложение оценить работу группы 2.Подведение итога по поставленным задачам , по плану работы над произведением | Анализируют полученную информацию по стихотворению | Учатся осуществлять доказательст- во, делать обобщения и выводы | Проверяют правильность выполнения заданий Сопоставляют работу на уроке с поставленными задачами | Учатся обнаруживать отличия и отклонения от эталона Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок | ||
3.Предлагается подготовиться выразительному чтению стихотворения | Вспоминают рифмы, ритм, знаки препинания , настроение, тон, чувства лирического героя | Умение передавать собственное отношение к стихам Ф.И. Тютчева | Читают стихи в соответствии с критериями: громко, без ошибок, хочется ещё раз послушать | Учатся обнаруживать отличия и отклонения от эталона | |||
4.Предложение определить какое открытие сделали по стихотворению, украшение снежинками ёлочки. | Записывают на снежинке высказывание о том, что узнали на уроке интересного | Умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | Делают записи на снежинке с опорой на слайд | Умение осуществлять самопроверку и самоконтроль усвоения учебного материала |
Конспект урока по литературному чтению . 2 класс. «Школа России»
Тема: Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Цели
Познавательные:
Создать условия для ознакомления со стихами русских поэтов о зиме.
Способствовать осуществлению самостоятельной познавательной деятельности.
Развивающие: Содействовать развитию системы читательских умений
Воспитательные: привлечь внимание учащихся к философской глубине лирики Ф.И.Тютчева, прививать любовь к природе Родины.
1.Мотивционный блок
У. Добрый день! Желаю вам хорошего настроения на уроке. А для чего? ( Чтобы урок получился хорошим и многое удалось).
Проверка домашнего задания.
1.Дети выучили наизусть одно из стихотворений по выбору. К. Бальмонт или И.Бунин.
По каким критериям мы ориентируемся при чтении стихотворений наизусть, чтобы порадовать окружающих?
Критерии выразительности: громко, без ошибок, хочется ещё раз послушать
2.Подготовили рассказ об одном из этих поэтов по выбору.
Игра «Найдите лишний лепесток» (на доске).
Возьмите сигналы Светофор ( использование сигналов-готов к ответу, дети поднимают зелёный сигнал, если готовы отвечать, жёлтый, если находятся в поиске ответа, красный, если не знают ответ), используются на протяжении всего урока во время фронтальной беседы .
Д. Лишний лепесток «быль», потому что он относится к жанру «рассказ», а остальные к жанру «стихи»
Поработаем в парах «Кто запишет больше поэтов?» (несколько пар зачитывают полученные списки).
-У кого из поэтов могут быть такие слова, строки? Учитель произносит слова:
чародейкою, околдован, очарован, луч косой, ослепительной красой. (Предположения детей)
А где можно об этом узнать? В учебнике. ( эти строки принадлежат поэту Ф. Тютчеву на с….)
2. Целеполагание.
У.Кто догадался какая тема урока? ( Ф. Тютчев. Чародейкою зимою…)
Какие задачи поставим на урок? ( познакомиться с творчеством поэта, проанализировать стихотворение по плану, сделать новые открытия, научиться выразительно читать)
Каков план работы над стихотворением? ( на доске план: 1.Чтение учителя.2. Словарная работа.3. Анализ стихотворения по вопросам а) Почему так названо? б) О чём написано? в) Для чего написано?) 4. Выразительное чтение)
3. Исполнительский блок.
Прослушивание текста стихотворения в исполнении артистов под музыку П.И. Чайковского «Январь».
Какое настроение возникло? (спокойное, нежное, таинственное)
У. Какие картины вы смогли представить себе в воображении?
(высказывания детей)
У. Выносит на доску главное из сказанного:
Лес, который переливается и сверкает в лучах солнца. Зима , которая околдовала лес .
Солнце освещает лес.
- Зима
- Лес
- Солнце
Рассматривают слайды
У. А музыка помогла вам почувствовать своё настроение?
Д- Да.
У. Какую музыку вы слушали ?
Д. Музыка звучала нежная, волшебная, сказочная. Музыка переливалась, блестела и играла.
С помощью детей определяется общее настроение от прослушивания стихотворения и музыки (волшебное, таинственное, светлое). Что напоминает это стихотворение? (сказку)
Кому захотелось познакомиться поближе с текстом? Подготовьтесь задать мне вопросы?
(Дети читают стихотворение про себя, затем вслух понравившиеся отрывки, 1 человек читает полностью стихотворение и задают вопросы по тексту учителю)
Словарная работа может быть такой ( учитель отвечает на вопросы детей, а учитель иногда пользуется знаниями детей)
Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.
Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.
Чары - волшебство.
Ослепительная краса (красивая, блестящая)
Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Мещет – мечет - от слова метать.
На прошлом уроке, анализируя стихотворения , мы сравнивали стихи по разработанным критериям. Напомните классу:
1. тема
2. настроение
3. образы
4. чувства
5. приёмы
Много работы, как выполнить быстро? Поработать в группах по месту посадки. Вспомним правила работы в группах.
Задания для групп на листочках
1,2,3 группы по 4 человека заполняют табличку и готовятся к высказыванию
Критерии для сравнения | Мы узнали, что в стихотворении Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…» |
Какая тема? | |
Какое настроение? | |
Какие образы? | |
Какие чувства? | |
Какие приёмы? |
4 группа
Ответьте на вопрос: Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение?
5 группа
Поработать с вопросом учебника или подобрать строки по созданным картинам в начале урока после первичного чтения
1.Зима
2.Лес
3.Солнце
6 группа
Выбрать интересные сведения о Ф.И. Тютчеве и рассказать классу ( каждый из 4 человек пытается запомнить несколько предложений, пытаются их распределить между собой, договариваются). Предлагается текст на листе для прочтения и выборочного пересказа.
Проверка работы групп. Группы №1,2,3 зачитывают ответы из табличек параллельно, подтверждают словами текста, с комментариями учителя, затем рассматривают таблички на слайде
Критерии для сравнения | Мы узнали, что в стихотворении Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…» |
Какая тема? | О жизни леса в зимнюю пору |
Какое настроение? | Спокойное, торжественное, таинственное. |
Какие образы? | Зимы-Чародейки, Леса , Солнца |
Какие приёмы? | Сравнение снега с бахромою, олицетворение поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо Эпитеты чародейка, околдован, мещет, опутан, окован, не затрепещет. Слово автора лёгкой цепью пуховой Зиму в живое существо Эпитеты чародейка, околдован, мещет, опутан, окован, не затрепещет. |
Группа№4
Мы считаем, что с точки зрения русского языка зима, лес - отвечают на вопрос что? и являются неодушевлёнными именами существительными , а в стихотворении - кто?). В тексте слово Зима написано с большой буквы, как имя собственное, поэт хотел донести до нас, что Зима живая, что природа живая.
У. Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение)
Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).
-Какие синонимы можно подобрать к слову чародейка? ( чародей, колдун, маг, волшебник)
Что он может? Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.
Группа №5
Д.Зима - околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой
Зима смогла пленить лес, ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью. Чародейка Зима - добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые .
Д. Лес -не мертвец и не живой, чудной жизнью он блестит, опутан, окован.
У. Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление)
Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой )
У. Посмотрите сколько света в этих последних строчках. Даже хочется зажмуриться, прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса .
А как вы думаете, от чего так светится лес? ( Солнце освещает его.)
Д. Солнце - « мещет на него свой луч косой » . Но лес не реагирует на Солнце - «в нём ничто не затрепещет...» лес полностью покорён Чародейкою Зимой . Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам .
У.Прочитайте на слайде о солнце.
Солнце - это символ жизни . Вспомните, что раньше на Руси
говорили так : Солнце - батюшка, Земля - матушка . Для жизни человека очень важны эти символы . Если бы не было Солнца , то и жизни бы не было . Для нас с вами это очень важно . А так ли это важно для данного леса ?
Ф.И.Тютчев очень любил природу , много стихотворений ей посвятил . И в этом он попытался нам объяснить , что природа всё же живёт по своим законам . Её жизнь и похожа на нашу и нет . Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку .
Группа №6
Ф.И.Тютчев 22 года прожил за границей, но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы» , как вы думаете , почему ?
Многие стихотворения Ф.И.Тютчева очень напевны, мелодичны.Такое чувство , что он поёт о природе. Очень мелодично стихотворение
« Есть в осени первоначальной., короткая,но дивная пора, весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…..»
А в каком стихотворении столкновение времён года представлено в виде сказочного сражения ?
«Зима недаром злится., прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора и всё засуетилось....» .
О каком времени года идёт речь?
«Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом.»
О весне.
В творчестве Ф.И.Тютчева очень часто природа оживает . Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания , тревоги . Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь . Какими же средствами , приёмами пользуется автор , чтобы «очеловечить» природу ? (олицетворение)
У. Прочитайте ещё раз третью строфу .Какие слова имеют значение света , блеска ?
Д. Солнце, луч косой, вспыхнет , заблещет , ослепительной красой .
У. Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния ?
Д. С-Ч-Щ
У. Давайте прочитаем эту строфу так, чтобы не только значение слова, но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса .
Солнце зимнее ли меЩет
На него Свой луч коСой
В нём ниЧто не затрепещет,
Он весь вСпыхнет и заблеЩет
Ослепительной краСой
Это новый литературный приём для создания образа зимней природы- звукопись
Прикрепляю новый лепесток к жанру «стихи».
- Контроль и оценка
У. Оцените работу групп ( Высказывания детей с соответствии с пунктами на слайдах)
У.Возьмите сигналы Светофор ( использование сигналов-готов к ответу, дети поднимают зелёный сигнал, если готовы отвечать, жёлтый, если находятся в поиске ответа, красный, если не знают ответ)
Почему так названо?
Поэт сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты, нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.
О чём стихотворение?
Это стихотворение не просто о красоте зимы , зимнего леса , о солнце . В нём говорится ещё и об особых законах природы . Природа , её жизнь - вечны . Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету . Лес прекрасен в своём волшебном сне , Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить .
Для чего написано?
Фёдор Иванович Тютчев поделился с нами своими чувствами от увиденной им картины зимнего леса, запечатлел словами мгновение в природе, автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем, что произошло с лесом. Передаёт нам мысль о том, как хорошо быть наблюдательным, спокойным, умиротворённым, это позволяет открыть секреты природы Родины.
Проверим какие задачи мы выполнили?
- познакомились с творчеством поэта
- проанализировали стихотворение по плану (проверим пункты плана)
- сделали новые открытия
- надо научиться выразительно читать
У.Кто захотел прочитать выразительно это стихотворение? Что необходимо учитывать при подготовке?
Д.Обратить внимание на рифмы, пунктуацию, на перенос интонации, ритм, тон - спокойный , неторопливый , таинственный.
Настроение - волшебное , торжественное , тревожное. Дети готовятся, читая самостоятельно.
Несколько учеников читают стихотворение выразительно.
Рефлексия.
Картина с изображением леса. Украсим лес снежком. Напишите на снежинках, какие открытия вы сегодня сделали по стихотворению Ф.И. Тютчева, можно посмотреть на слайд и выбрать своё мнение ( новый приём –звукопись, хорошо быть наблюдательным- многое откроется в лесу, Зима как живое существо заколдовала лес, Чародейка добрая—лёгкой цепью пуховой покрыла лес)
Идеальное домашнее задание : сделайте домашнее задание по этому стихотворению то, которое вы посчитаете самым интересным для вас.
Материалы для урока:
Презентация, карточки, таблицы, снежинки для рефлексии, картинки на доске.
Карточки для работы в группах
1. 1,2,3 группы по 4 человека заполняют табличку и готовятся к высказыванию
Критерии для сравнения | Мы узнали, что в стихотворении Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…» |
Какая тема? | |
Какое настроение? | |
Какие образы? | |
Какие чувства? | |
Какие приёмы? |
2. 4 группа
Ответьте на вопрос: Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение?
3.5 группа
Поработать с вопросом учебника или подобрать строки по созданным картинам в начале урока после первичного чтения
1.Зима
2.Лес
3.Солнце
4.6 группа
Выбрать интересные сведения о Ф.И. Тютчеве и рассказать классу ( каждый из 4 человек пытается запомнить несколько предложений, пытаются их распределить между собой, договариваются). Предлагается текст на листе для прочтения и выборочного пересказа.
Ф.И.Тютчев 22 года прожил за границей, но и вдали от России он не переставал любить её и восхищаться русской природой . Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы» , как вы думаете , почему ?
Многие стихотворения Ф.И.Тютчева очень напевны, мелодичны. Такое чувство , что он поёт о природе. Очень мелодично стихотворение:
« Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора, весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…..»
А в каком стихотворении столкновение времён года представлено в виде сказочного сражения ?
«Зима недаром злится, прошла её пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора
и всё засуетилось....» .
В творчестве Ф.И.Тютчева очень часто природа оживает. Она может очаровывать своей красотой, может вызывать у нас чувство сопереживания, тревоги. Природа деятельная , будто сама ведёт свой календарь .
Сигналы Светофора для ответа, сделаны из картона .
Лепестки с жанровыми особенностями стиха на доске.
Сигналы «Светофор»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."
На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...
Урок литературного чтения - защита проектов по теме "Книги зимы"УМК "Планета знаний"
Конспект урока внеклассного чтения с презентацией. Проектная деятельность. Защита проектов. УМК Планета знаний...
Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»
Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»Прогнозируемый результат: сформировать представления у учащихся о красоте русской зимы через стихотворение С.Есе...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Урок литературного чтения и ИЗО по теме: "Живописный образ зимы через звуки и краски"
В данном материале содержится конспект, презентация и музыка к интегрированному уроку по литературному чтению и ИЗО для 3 класса на тему: "Живописный образ зимы через звуки и краски"...
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: С. К. Есенин « Поет зима, аукает».
Умение анализировать текст стихотворения, находить выразительные средства, эпитеты, олицетворения, сравнения...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»...