Урок литературного чтения, 2 класс, Школа России. Тема: Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Совершенствовать умение выделять главную мысль произведения, давать полную характеристику персонажам.
Задачи: - создать условия для формирования умения оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой и своей деятельности;
- способствовать развитию умения сравнивать различные объекты (выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия);
- совершенствование умения воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- содействовать осознанию значимости материнской заботы о детях, её любви, подвести к мысли о необходимости проявления заботы и любви по отношению к маме.
Планируемые результаты:
личностные:
41.1.2Становление ценностного отношения к своей Родине- России; Уважение к своему и другим народам;
41.1.2 Признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
41.1.3 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности
41.1.7 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 38.57 КБ |
рабочий лист | 83.1 КБ |
цифровой диктант | 15.39 КБ |
Тест | 359.98 КБ |
Сравнительная таблица к тексту сазки | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Нравственные ценности в татарской народной сказке
«Три дочери»
Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Совершенствовать умение выделять главную мысль произведения, давать полную характеристику персонажам.
Задачи: - создать условия для формирования умения оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой и своей деятельности;
- способствовать развитию умения сравнивать различные объекты (выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия);
- совершенствование умения воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- содействовать осознанию значимости материнской заботы о детях, её любви, подвести к мысли о необходимости проявления заботы и любви по отношению к маме.
Планируемые результаты:
личностные:
41.1.2Становление ценностного отношения к своей Родине- России; Уважение к своему и другим народам;
41.1.2 Признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
41.1.3 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности
41.1.7 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании
метапредметные:
регулятивные – планируют решение учебной задачи;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют модель обложки книги;
коммуникативные – описывают героев сказки, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
предметные: называют жанры и тему изученных произведений, получат возможность понимать нравственное содержание прочитанного произведения, сравнивать тексты сказок.
Оборудование: - карточки с названиями литературных жанров (быль, народная песня, пословица, стихотворение, рассказ, сказка);
- заготовки сравнительных таблиц;
- заготовки для задания «Собери пословицу»
- слайды презентации:
2) иллюстрации людей в национальных татарских костюмах, быта татарского народа, географического положения республики Татарстан и т. п.;
3) сводная сравнительная таблица
4) опорные фразы для рефлексии
Орг момент «Обмен настроением» Эмоциональная мотивация Создание положительного эмоционального настроя. | - Ребята, повернитесь, поздоровайтесь с нашими гостями, мы начинаем наш урок. - Вижу, что вы готовы к работе. Удачи вам и новых открытий. | ||||||||||||||||||
ВЫЗОВ 2-3 мин Актуализация опорных знаний. Определение темы | -Сегодня мы будем работать над произведением тема, которого очень важная для всех нас, а вот на какую тему вы ответите, разгадав данный ребус (слайд) ( 7 и Я ) (семья) -Как вы считаете, какое отношение имеет это слово к нашему уроку. - Потому что темы произведений, которые читали на прошлых уроках о семье - А как вы понимаете, что такое семья? - Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, относятся друг к другу с пониманием. - Какие отношения должны быть между членами семьи? - Доброжелательные, нежные, дружественные они могут помогать друг другу, заботиться друг о друге и т.д. - 2024 год по указу президента РФ объявлен годом Семьи. - Посмотрите на (слайд). Прочитайте про себя. Без корня и трава не растет. -. Как вы понимаете эту пословицу? - Наши корни – родители, мама, папа. Без них мы не сможем вырасти, получить воспитание - Нужно беречь свою семью. Без семьи мы не сможем справиться с трудностями, которые встретятся нам в жизни. | ||||||||||||||||||
Сообщение темы, цели урока 3-4 мин Во время рассказа ученик работает у классного стенда показывает на карту России и народ Татар Рассказ учащегося найти на карте Омской области где большинство проживает татар | Сегодня будем говорить о взаимоотношениях между самыми близкими и родными людьми, между мамой и её детьми, а поможет нам в этом произведение которое читали дома Назовите произведение. Татарская народная сказка «Три дочери». - Какой народ создал сказку, которую вы читали дома? Сказку эту создал татарский народ - Кто татары, где живут? - Посмотрите, какая огромная наша страна. И каждый народ сочинял свои сказки. А сегодня сказка пришла к вам из далёкого Татарстана. (смотрим карту) Рассказы 2 учащихся 1. Татарская республика – одна из республик нашей огромной многонациональной страны, которая расположена на юге Российской Федерации. Главный город Казань. Татары – народ, составляющий основное население Татарии. Татары живут на реке Волга. Их окружает прекрасная природа: леса, реки, степи. 2. Татарский народ имеет древнюю богатую, прекрасную культуру. Татарский народ бережно хранит многовековые традиции своих предков. Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами. В татарских семьях сохраняются обычаи, традиции, которые чтут все – молодые и старые. - Татарские сказки увлекут в загадочный мир, где главные герои обычные люди, но с добрым сердцем, творят великие поступки, побеждая зло. | ||||||||||||||||||
формулирование темы, задач урока Рабочий лист рассмотрим | - Давайте сформулируем тему урока. - Тема урока: Татарская народная сказка «Три дочери» (запись на доске) - Какие задачи поставим перед собой? - А помогут вам опорные слова (на доске) 1. познакомиться и дать характеристику главным героям, 3.выяснить основную мысль, 4. высказать своё отношение Поразмышлять …….о том, важна ли семья для человека. Оценить свою работу на уроке. - Какую в связи с этим мы поставим цель? (Учиться анализировать и соотносить поступки героев с нравственными нормами) Ребята, у вас на столах лежит Рабочий лист с которым вы будете работать в течение урока. Давайте возьмем его в руки и посмотрим. После каждого задания, вы будете фиксировать в таблицу свою успешность по критериям | ||||||||||||||||||
Словарная работа 2 мин | При чтении сказки вы должны были отметить все незнакомые для вас слова и найти их значение и записать в тетрадь. Давайте проверим, что у вас получилось. Таз - широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего металлический сосуд. Ярмарка - большая торговля, с увеселениями, гуляниями, развлечениями. Холст - льняная ткань, обычно ручной выделки. тяжко заболела – тяжело поспешили - быстро пришли печальная весть - грустная, горестная вовек – всегда, вечно | ||||||||||||||||||
Работа по содержанию прочитанного текста работа на доске Кластер характер матери старшей дочери средней дочери младшей дочери | Интересная ли сказка? Назовите персонажей сказки (Мать, старшая сестра, средняя сестра, младшая сестра, белочка) и лишние слова сын, отец Слова по ходу вывешиваем на доске для дальнейшего составления кластера Выборочное чтение Прочитаем, что говорится в сказке о матери..., о дочерях. 1.Какими были дочери? Зачитайте 2.Прочитайте, что произошло с матерью через несколько лет? 3.Зачем мать посылала белочку к дочкам? Найдите в тексте и прочитайте, что ответила белочке старшая дочь? 4.Как наказала ее белочка? 5.Что ответила белочке вторая дочь? 6.Как она была наказана? - Как можно назвать поступок, который совершили старшая и средняя дочери? Легкомыслие – это беззаботность души, отсутствие порядка и глубины в мыслях и чувствах. 7.Что сделала младшая дочь, когда к ней прибежала белочка? 8.Как отблагодарила белочка младшую дочь за её отзывчивость? 9.Почему люди любили младшую дочь? Найдите ответ в тексте. Обсуждение образов героев Предлагаю поработать над характерами дочерей. Добавим к кластеру слова характеристики -Какой была мать? найдем и приклеим (трудолюбивая, заботливая) - Какими были дочери? найдем и приклеим (бессердечная, жестокая, неблагодарная, внимательная, заботливая, отзывчивая, чуткая, сердечная, равнодушная) Какое мнение сложилось у вас об этих дочерях? -Ответы детей -Какой была белочка? (справедливая) - Что белочка сделала по отношению к дочерям? ( старшую и среднюю дочь наказала, младшую отблагодарила) Можно ли сказать, что она поступила справедливо наказывая дочерей? - А как вы думаете, могли бы старшие дочери помочь матери? -А как вы бы поступили на месте дочерей? -Определите главную мысль рассказа. Никогда не следует забывать о своих родителях, как бы вы не были заняты. - Вывод: Мама им дала красоту, научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества. Почему в устном народном творчестве часто поднимается тема семейных отношений? - Потому что для людей семья является важным и ценным - А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история? - К сожалению, это так. Мать своим трудом и заботой вырастила дочерей и сделала счастливыми. И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные. | ||||||||||||||||||
Работа в группах 3аполнение сравнительной таблицы | - Сейчас будете работать в группах вспомните правила работы. Заполните сравнительную таблицу и дайте оценку действиям дочерей Задание для групп: (записано) Наклеить слова, относящиеся к дочери. Работают в группах 1 гр.- Выбери слова, которые относятся к старшей дочери – красный стикер и конвер Андрицкий Харченко Даша Арсений Д 2 гр.- Выбери слова, которые относятся к средней дочери – зеленый стикер и конверт Бектуров Басарова Кузьменко 3гр.- Выбери слова, которые относятся к младшей дочери- синий стикер и конверт Тукенов Цеберчук Жилина
Представляют результат своей работы Работа по таблице: - Кто вам симпатизирует больше всех? Почему? - За что народ любит младшую дочь? - За что были наказаны старшие дочери? | ||||||||||||||||||
Работа над иллюстрацией 2 мин Рабочий лист | -Рассмотрите иллюстрацию. Найдите и прочитайте отрывок сказки, который изобразил художник. | ||||||||||||||||||
Цифровой диктант 2-3 мин Рабочий лист | 1. У женщины было 2 дочери. 2. Мать просила белочку позвать дочерей. 3. Первая дочь превратилась в жабу. 4. Вторая дочь превратилась в паука. 5. Третья дочь превратилась в бабочку. 6. Первая дочь ткала полотно. 7. Вторая дочь мыла тазы. 8. Третья дочь месила тесто. 9. Третья дочь помогла матери. Самопроверка по талону (на слайде ключ к выполнению), оценивают себя в РЛ Ключ: 010 100 011 Правильный ответ – 1, неправильный – 0
| ||||||||||||||||||
Работа с пословицами 3 мин рабочий лист | Парная работа «Собери пословицу» – Я хочу, чтобы вы обратились к народной мудрости- пословице. Поработайте в парах. В рабочем листе написаны пословицы Задание: прочитать и соединить начало и конец пословиц 1.Куда мать, туда и дети. Самооценка проверка работы: анализ пословиц. Оцените свою работу на листе самооценки по критериям | ||||||||||||||||||
Ромашковое поле 5 мин (лепестки, поляна с ромашками, фломастеры) на доске Ромашковая поляна | В начале урока мы говорили, о том, что этот год посвящен Году семьи. В России 8 июля праздник День семьи любви и верности. Символ этого праздника цветок. А какой цветок, кто из вас знает? Вот мы сейчас с вами составим ромашковую поляну для наших мам. Задание: на лепестках ромашки написать ласковые слова для мамы Затем соберем лепестки в одну большую ромашку на нашей поляне. (на лепестках пишут фломастерами слова) Приклеить получившиеся ромашки на подготовленное поле Когда придете, сегодня домой скажите маме ласковое слово, которое написали на лепестке и маме станет от него теплее на душе Любите свою маму, помогайте ей во всем и всегда. Материнская ласка конца не знает. | ||||||||||||||||||
Подведение итогов урока 3 мин | - Вспомним, какая тема нашего урока. - Какую ставили цель урока? Учиться анализировать и соотносить поступки героев с нравственными нормами - Чему научила вас эта сказка, сохраненная татарским народом? Отзывчивости, доброте, милосердии к самому близкому на свете человеку — маме. - Что больше всего ценит народ в человеке? Доброе отношение к людям, и прежде всего к матери, всегда волновало людей, независимо от того, какой национальности они были. Какие выводы сделаете для себя из этого урока? Заботиться о членах своей семьи несмотря ни на что, тем самым проявляя свою любовь - Растите добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими, как младшая дочь в татарской сказке “Три дочери”. Любите свою маму, помогайте ей во всем и всегда. | ||||||||||||||||||
Рефлексия «Облако слов» | Продолжите фразу записанную на слайде, что для вас значит семья, Для меня моя семья –это ………………… - Кто затрудняется, может взять слова из «облака слов» Рабочий лист подсчитать свои баллы за урок. Оценки. И я хочу вам сказать спасибо за урок. | ||||||||||||||||||
Д\з 1 мин | - Сегодня вы выбираете домашнее задание по душе. 1. Придумайте вопрос товарищу по содержанию текста 2. Пересказ сказки от лица белочки 3. Представьте, что вы встретились с дочерьми. Какие бы вы им задали вопросы. Чтобы им сказали |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Тема: татарская народная сказка «Три дочери»
Фамилия, имя________________________________
- Работа с текстом
Задание: рассмотрите иллюстрацию. Найдите и прочитайте отрывок сказки, который изобразил художник.
Баллы:
1 балл- нашел отрывок
0 баллов- нашел не тот отрывок Балл
2. Цифровой диктант
Правильный ответ – 1, неправильный – 0
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Баллы:
0-1ошибка- 5 баллов
2-3 ошибка- 4 балла
4-6 ошибка- 3 балла
7 ошибок и более- 2 балла Балл
3. «Собери пословицу»
Задание: соедини части, чтобы получились пословицы
Лист оценки работы в парах
№ п/п | Что оцениваем? | Критерии оценивания | балл |
Участие в работе? | Все работали одинаково (2 балла) | ||
Один работал, другой соглашался (1 балл) | |||
Никто не хотел работать (0 баллов) | |||
Взаимодействие во время работы. | Работали дружно, ссор не было (2 балла) | ||
Работали дружно, спорили, но не ссорились (1 балл) | |||
Не всегда получалось договориться (0 баллов) | |||
Правильность выполнения | Всё выполнено верно, без замечаний (2 балла) | ||
Были замечания, дополнения (1,2 ошибки) (1 балл) | |||
Более 2-х ошибок (0 баллов) | |||
Итого баллов |
Итого баллов Мой балл за выполнение
Предварительный просмотр:
Цифровой диктант (Правильный ответ – 1, неправильный – 0)
1 | У женщины было 2 дочери. | |
2 | Мать просила белочку позвать дочерей. | |
3 | Первая дочь превратилась в жабу. | |
4 | Вторая дочь превратилась в паука. | |
5 | Третья дочь превратилась в бабочку. | |
6 | Первая дочь ткала полотно. | |
7 | Вторая дочь мыла тазы. | |
8 | Третья дочь месила тесто. | |
9 | Третья дочь помогла матери. |
Цифровой диктант (Правильный ответ – 1, неправильный – 0)
1 | У женщины было 2 дочери. | |
2 | Мать просила белочку позвать дочерей. | |
3 | Первая дочь превратилась в жабу. | |
4 | Вторая дочь превратилась в паука. | |
5 | Третья дочь превратилась в бабочку. | |
6 | Первая дочь ткала полотно. | |
7 | Вторая дочь мыла тазы. | |
8 | Третья дочь месила тесто. | |
9 | Третья дочь помогла матери. |
Цифровой диктант (Правильный ответ – 1, неправильный – 0)
1 | У женщины было 2 дочери. | |
2 | Мать просила белочку позвать дочерей. | |
3 | Первая дочь превратилась в жабу. | |
4 | Вторая дочь превратилась в паука. | |
5 | Третья дочь превратилась в бабочку. | |
6 | Первая дочь ткала полотно. | |
7 | Вторая дочь мыла тазы. | |
8 | Третья дочь месила тесто. | |
9 | Третья дочь помогла матери. |
Предварительный просмотр:
Тест
Фамилия, имя _________________________________
1. Сколько дочерей было у женщины?
а) 2 дочери б) 4 дочери в) 3 дочери
2. Кого женщина позвала на помощь?
а) лисицу б) белку в) кошку
3. Сколько тазов чистила первая дочь?
а) 3 таза б) 2 таза в) 1 таз
4. В кого белочка превратила первую дочь?
а) в свинью б) в черепаху в) в кошку
5. Какую работу выполняла средняя дочь?
а) ткала ткань б) месила тесто в) мыла посуду
6. В кого превратила белочка среднюю дочь?
а) в черепаху б) в паука в) в пчелку
7. В кого белочка превратила третью дочь?
а) в пчелку б) в бабочку в) в паука
8. Какую работу выполняла третья дочь?
а) поливала огород б) месила тесто в) мыла полы
9. Какая из дочерей сразу пришла на помощь к матери?
а) первая дочь б) вторая дочь в) третья дочь
Предварительный просмотр:
3аполнение сравнительной таблицы
Старшая дочь 1 группа | Средняя дочь 2 группа | Младшая дочь 3 группа | |
Что делала | чистила тазы | ткала | месила тесто |
Оказала ли помощь матери | «надо сначала почистить эти два таза» | «я сейчас побежала бы к матери, да очень занята» | «не сказала ни слова, даже не обтерла рук, обежала к своей матери» |
Эмоции, слова белочки | «рассердилась», «будь же ты с ними вовек неразлучна» | «тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь» | «мое дорогое дитя» |
В кого превратилась | черепаху | паучиху | золотую пчелку |
Когда превратилась | сразу | сразу | жила много лет, вместо смерти |
Старшая дочь 1 группа | |
Что делала | |
Оказала ли помощь матери | |
Эмоции, слова белочки | |
В кого превратилась | |
Когда превратилась |
Средняя дочь 2 группа | |
Что делала | |
Оказала ли помощь матери | |
Эмоции, слова белочки | |
В кого превратилась | |
Когда превратилась |
Младшая дочь 3 группа | |
Что делала | |
Оказала ли помощь матери | |
Эмоции, слова белочки | |
В кого превратилась | |
Когда превратилась |
чистила тазы | ткала | месила тесто |
«надо сначала почистить эти два таза» | «я сейчас побежала бы к матери, да очень занята» | «не сказала ни слова, даже не обтерла рук, обежала к своей матери» |
«рассердилась», «будь же ты с ними вовек неразлучна» | «тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь» | «мое дорогое дитя» |
черепаху | паучиху | золотую пчелку |
сразу | сразу | жила много лет, вместо смерти |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"
Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...
литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"
Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...
литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"
Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери".
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС....
Презентация урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Нравственные ценности татарской сказки "Три сестры"
Презентация урока литературного чтения....
Урок литературного чтения, УМК "Школа России" Тема урока "Ребята и утята" М.М. Пришвин
Ребята и утята...
Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс Тема «Американские и английские народные песенки»
Цель урока: создание условий для знакомства детей с произведениями другой страныДидактические:1. Совершенствование техники чтения;2. Формирование навыков смыслового чтения текста в соответствии с целя...