Урок литературного чтения, 2 класс, Школа России. Тема: Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Совершенствовать умение выделять главную мысль произведения,  давать полную характеристику персонажам.

Задачи: - создать условия для формирования умения оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой и своей деятельности;

- способствовать развитию умения сравнивать различные объекты (выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия);

- совершенствование умения воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- содействовать осознанию значимости материнской заботы о детях, её любви, подвести к мысли о необходимости проявления заботы и любви по отношению к маме.

Планируемые результаты:

личностные:

41.1.2Становление ценностного отношения к своей Родине- России; Уважение к своему и другим народам;

41.1.2 Признание  индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

41.1.3 восприимчивость к разным видам  искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности

41.1.7 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: Нравственные ценности в татарской народной сказке

 «Три дочери»

Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Совершенствовать умение выделять главную мысль произведения,  давать полную характеристику персонажам.

Задачи: - создать условия для формирования умения оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой и своей деятельности;

- способствовать развитию умения сравнивать различные объекты (выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия);

- совершенствование умения воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- содействовать осознанию значимости материнской заботы о детях, её любви, подвести к мысли о необходимости проявления заботы и любви по отношению к маме.

Планируемые результаты:

личностные: 

41.1.2Становление ценностного отношения к своей Родине- России; Уважение к своему и другим народам;

41.1.2 Признание  индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

41.1.3 восприимчивость к разным видам  искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности

41.1.7 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

метапредметные:

регулятивные – планируют решение учебной задачи;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют модель обложки книги;

коммуникативные – описывают героев сказки, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

предметные: называют жанры и тему изученных произведений, получат возможность понимать нравственное содержание прочитанного произведения, сравнивать тексты сказок.

Оборудование: - карточки с названиями литературных жанров (быль, народная песня, пословица, стихотворение, рассказ, сказка);

- заготовки сравнительных таблиц;

- заготовки для задания «Собери пословицу»

- слайды презентации:

2) иллюстрации людей в национальных татарских костюмах, быта татарского народа, географического положения республики Татарстан и т. п.;

3) сводная сравнительная таблица

4) опорные фразы для рефлексии

Орг момент

«Обмен настроением»

Эмоциональная мотивация

 Создание положительного эмоционального настроя.
1  мин

 - Ребята, повернитесь, поздоровайтесь с нашими гостями, мы начинаем наш урок.
- Хочу узнать, какое у вас сейчас настроение?
Откройте «Словарик настроений». В списке прилагательных, найдите слово, которое описывает ваше настроение, и объясните свой выбор.
- Я свое настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока жду, что  у нас все получится хорошо.

- Вижу, что вы готовы к работе.

Удачи вам и новых открытий.

ВЫЗОВ

2-3 мин

Актуализация опорных знаний. Определение темы

егодня мы будем работать над  произведением  тема, которого очень важная для всех нас, а вот на какую   тему вы ответите, разгадав

данный ребус (слайд)

 ( 7 и Я ) (семья)

-Как вы считаете, какое отношение имеет это слово к нашему уроку.

- Потому что темы произведений, которые читали на прошлых  уроках о семье

- А как вы понимаете, что такое семья?

- Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, относятся друг к другу с пониманием.

- Какие отношения должны быть между членами семьи?

- Доброжелательные, нежные, дружественные они могут помогать друг другу, заботиться друг о друге и т.д.

- 2024 год по  указу президента РФ объявлен годом Семьи.

- Посмотрите на (слайд). Прочитайте про себя.

Без корня и трава не растет.

-. Как вы понимаете эту пословицу?

- Наши корни – родители, мама, папа. Без них мы не сможем вырасти, получить воспитание

- Нужно беречь свою семью. Без семьи мы не сможем справиться с трудностями, которые встретятся нам в жизни.

Сообщение темы,  цели урока

 3-4 мин

Во время рассказа ученик работает у классного

 стенда

показывает на карту России и народ Татар

Рассказ учащегося

найти на карте Омской области где большинство проживает татар

Сегодня будем говорить о взаимоотношениях  между самыми близкими и  родными людьми, между мамой и её детьми, а поможет нам в этом произведение которое читали дома

Назовите произведение.

 Татарская народная сказка «Три дочери».

- Какой народ создал сказку, которую вы читали дома?

Сказку эту создал татарский народ

 - Кто  татары, где живут?

- Посмотрите, какая огромная наша страна. И каждый народ сочинял свои сказки. А сегодня сказка пришла к вам из далёкого Татарстана. (смотрим карту)

Рассказы 2 учащихся

1. Татарская республика – одна из республик нашей огромной многонациональной страны, которая  расположена на юге Российской Федерации. Главный город Казань.

Татары – народ, составляющий основное население Татарии.

Татары живут на реке Волга. Их окружает прекрасная природа: леса, реки, степи.

2. Татарский народ имеет древнюю богатую, прекрасную культуру. Татарский народ бережно хранит многовековые традиции своих предков.

Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами. В татарских семьях сохраняются обычаи, традиции, которые чтут все – молодые и старые.

- Татарские сказки увлекут в загадочный мир, где главные герои обычные люди, но с добрым сердцем, творят великие  поступки, побеждая зло.

формулирование темы, задач урока

Рабочий лист        

рассмотрим

- Давайте сформулируем тему урока.

- Тема урока: Татарская народная сказка «Три дочери» (запись на доске)

- Какие задачи поставим перед собой?

- А помогут вам опорные слова (на доске)

1. познакомиться и дать характеристику главным героям,  

3.выяснить основную мысль,

 4. высказать своё отношение

Поразмышлять …….о том, важна ли семья для человека.

Оценить свою работу на уроке.        

- Какую в связи с этим мы поставим цель?

(Учиться анализировать и соотносить поступки героев с нравственными нормами)

Ребята, у вас на столах лежит Рабочий лист с которым вы будете работать в течение урока. Давайте возьмем его в руки и посмотрим. После

каждого задания, вы будете фиксировать в таблицу свою успешность по критериям

Словарная работа

2 мин

При чтении сказки вы должны были отметить все незнакомые  для вас слова и найти их значение и записать в тетрадь. Давайте проверим, что у вас получилось.

Таз - широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего  металлический сосуд.

Ярмарка - большая торговля, с увеселениями, гуляниями, развлечениями.

Холст - льняная ткань, обычно ручной выделки.

тяжко заболела – тяжело

поспешили - быстро пришли

печальная весть - грустная, горестная

вовек – всегда, вечно

Работа по содержанию прочитанного текста

работа на доске

Кластер характер

матери

старшей дочери

средней дочери

младшей дочери

Интересная ли  сказка?

Назовите персонажей сказки

 (Мать, старшая сестра, средняя сестра, младшая сестра, белочка) и лишние слова сын, отец

Слова по ходу вывешиваем на доске для дальнейшего составления кластера

Выборочное  чтение

Прочитаем, что говорится в сказке о матери..., о дочерях.

1.Какими были дочери? Зачитайте

2.Прочитайте, что произошло с матерью через несколько лет?

3.Зачем мать посылала белочку к дочкам?

Найдите в тексте и прочитайте, что ответила белочке старшая дочь?

4.Как наказала ее белочка?

5.Что ответила белочке вторая дочь?

 6.Как она была наказана?

- Как можно назвать поступок, который совершили старшая и средняя дочери?

Легкомыслие – это беззаботность души, отсутствие порядка и глубины в мыслях и чувствах.

7.Что сделала младшая дочь, когда к ней прибежала белочка?

8.Как отблагодарила белочка младшую дочь за её отзывчивость?

9.Почему люди любили младшую дочь? Найдите ответ в тексте.

Обсуждение образов героев 

Предлагаю поработать над характерами дочерей.

Добавим к  кластеру  слова характеристики

-Какой была  мать?

 найдем и приклеим

 (трудолюбивая,  заботливая)

- Какими были дочери?

найдем и приклеим

(бессердечная, жестокая, неблагодарная, внимательная, заботливая, отзывчивая, чуткая, сердечная, равнодушная)

Какое мнение сложилось у вас об этих дочерях? -Ответы детей

-Какой была белочка? (справедливая)

- Что белочка сделала по отношению к дочерям?

( старшую и среднюю дочь наказала, младшую отблагодарила)

Можно ли сказать, что она поступила справедливо наказывая дочерей?

- А как вы думаете, могли бы старшие дочери помочь матери?

-А как вы бы поступили на месте дочерей?

-Определите главную мысль рассказа.

Никогда не следует забывать о своих родителях, как бы вы не были заняты.

- Вывод: Мама им дала красоту, научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества.

Почему в устном народном творчестве часто поднимается тема семейных отношений?

- Потому что для людей семья

является  важным и ценным

- А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?

- К сожалению, это так. Мать своим трудом и заботой вырастила дочерей и сделала счастливыми. И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные.

Работа в группах

3аполнение сравнительной таблицы

- Сейчас будете работать в группах вспомните правила работы.

Заполните сравнительную таблицу и дайте оценку действиям дочерей

Задание для групп: (записано)

Наклеить слова, относящиеся к дочери.
У каждой группы  свои слова для таблицы, нужно выбрать и вклеить

Работают в группах

1 гр.- Выбери слова, которые относятся к старшей дочери – красный стикер и конвер

Андрицкий

Харченко

Даша

Арсений Д

2 гр.- Выбери слова, которые относятся к средней дочери – зеленый стикер и конверт

Бектуров

Басарова

Кузьменко

3гр.- Выбери слова, которые относятся к младшей дочери- синий стикер и конверт

Тукенов

Цеберчук

Жилина

Старшая дочь

средняя дочь

младшая дочь

Что делала?

Оказала ли помощь матери

Эмоции, слова белочки

В кого превратилась

Когда превратилась

Представляют результат своей работы

Работа по таблице:

- Кто вам симпатизирует больше всех? Почему?

- За что народ любит младшую дочь?

- За что были наказаны старшие дочери?

Работа над иллюстрацией

2 мин

Рабочий лист

-Рассмотрите иллюстрацию. Найдите и прочитайте отрывок сказки, который изобразил художник.

Цифровой диктант

2-3 мин

Рабочий лист

1. У женщины было 2 дочери.

2. Мать просила белочку позвать дочерей.

3. Первая дочь превратилась в жабу.

4. Вторая дочь превратилась в паука.

5. Третья дочь превратилась в бабочку.

6. Первая дочь ткала полотно.

7. Вторая дочь мыла тазы.

8. Третья дочь месила тесто.

 9. Третья дочь помогла матери.

Самопроверка по талону (на слайде ключ к выполнению), оценивают себя  в РЛ

 Ключ: 010 100 011

Правильный ответ – 1, неправильный – 0

1

2

3

4

5

6

7

Работа с пословицами

3 мин

рабочий лист

Парная работа «Собери пословицу»

– Я хочу, чтобы вы обратились к народной мудрости- пословице. Поработайте  в парах.

В рабочем листе написаны пословицы

Задание: прочитать и соединить начало и конец  пословиц

1.Куда мать, туда и дети.
2.Сердце матери отходчиво.
3
.Кто мать почитает, тот вовеки не погибает.

Самооценка

проверка работы: анализ пословиц.
- Определите, какая пословица,  подходит  к сказке
 

Оцените свою  работу  на листе самооценки по критериям

Ромашковое поле

5 мин

(лепестки, поляна с ромашками, фломастеры)

на доске Ромашковая поляна

В начале урока мы говорили, о том, что этот год посвящен Году семьи. В России 8 июля праздник День семьи любви и верности. Символ этого праздника цветок.

А какой цветок, кто из вас знает?

Вот мы сейчас с вами составим ромашковую поляну для наших мам.

Задание: на лепестках ромашки написать ласковые слова для мамы

Затем соберем лепестки в одну большую ромашку на нашей поляне.

 (на лепестках пишут фломастерами слова)

Приклеить получившиеся ромашки на подготовленное поле

Когда придете, сегодня домой скажите маме  ласковое слово, которое написали на лепестке и маме станет от него теплее на душе

Любите свою маму, помогайте ей во всем и всегда. Материнская ласка конца не знает.

Подведение итогов урока

3 мин

- Вспомним, какая  тема нашего урока.

- Какую ставили  цель урока?

Учиться анализировать и соотносить поступки героев с нравственными нормами

- Чему научила вас эта сказка, сохраненная татарским народом?

Отзывчивости, доброте, милосердии к самому близкому на свете человеку — маме.

- Что больше всего ценит народ в человеке?

Доброе отношение к людям, и прежде всего к матери, всегда волновало людей, независимо от того, какой национальности они были.

Какие выводы сделаете для себя из этого урока?

 Заботиться о членах своей семьи несмотря ни на что, тем самым проявляя свою любовь

 - Растите добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими, как младшая дочь в татарской сказке “Три дочери”. Любите свою маму, помогайте ей во всем и всегда.  

Рефлексия

«Облако слов»

 Продолжите фразу записанную  на слайде, что для вас значит семья,

Для меня моя семья –это …………………

- Кто затрудняется, может взять слова из  «облака слов»

Рабочий лист подсчитать свои баллы за урок. Оценки.

И я хочу вам сказать спасибо за урок.

Д\з

1 мин

- Сегодня вы выбираете домашнее задание по душе.

1. Придумайте вопрос товарищу по содержанию текста

2. Пересказ сказки от лица белочки

3. Представьте, что вы встретились с дочерьми. Какие бы вы им задали вопросы. Чтобы им сказали

 

 



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Тема:  татарская народная сказка «Три дочери»

Фамилия, имя________________________________

  1. Работа с текстом

Задание: рассмотрите иллюстрацию. Найдите и прочитайте отрывок сказки, который изобразил художник.

Баллы:

1 балл- нашел отрывок

0 баллов-  нашел не тот  отрывок                                 Балл 

2. Цифровой диктант

Правильный ответ – 1, неправильный – 0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Баллы:

0-1ошибка- 5 баллов

2-3 ошибка- 4 балла

4-6 ошибка- 3 балла

7 ошибок  и более- 2 балла                            Балл    

3. «Собери пословицу»

Задание: соедини части, чтобы получились пословицы

Лист оценки работы в парах

№ п/п

Что оцениваем?

Критерии оценивания

балл

  1.  

Участие в работе?

Все работали одинаково    (2 балла)

Один работал, другой соглашался (1 балл)

Никто не хотел работать   (0 баллов)

Взаимодействие во время работы.

Работали дружно, ссор не было  (2 балла)

Работали дружно, спорили, но не ссорились  (1 балл)

 Не всегда получалось договориться    (0 баллов)

Правильность выполнения

Всё выполнено верно, без замечаний    (2 балла)

Были замечания, дополнения (1,2 ошибки)  (1 балл)

Более 2-х ошибок       (0 баллов)

Итого баллов

Итого баллов                     Мой балл за выполнение  



Предварительный просмотр:

Цифровой диктант (Правильный ответ – 1, неправильный – 0)

1

У женщины было 2 дочери.

2

Мать просила белочку позвать дочерей.

3

Первая дочь превратилась в жабу.

4

Вторая дочь превратилась в паука.

5

Третья дочь превратилась в бабочку.

6

Первая дочь ткала полотно.

7

Вторая дочь мыла тазы.

8

Третья дочь месила тесто.

9

Третья дочь помогла матери.

Цифровой диктант (Правильный ответ – 1, неправильный – 0)

1

У женщины было 2 дочери.

2

Мать просила белочку позвать дочерей.

3

Первая дочь превратилась в жабу.

4

Вторая дочь превратилась в паука.

5

Третья дочь превратилась в бабочку.

6

Первая дочь ткала полотно.

7

Вторая дочь мыла тазы.

8

Третья дочь месила тесто.

9

Третья дочь помогла матери.

Цифровой диктант (Правильный ответ – 1, неправильный – 0)

1

У женщины было 2 дочери.

2

Мать просила белочку позвать дочерей.

3

Первая дочь превратилась в жабу.

4

Вторая дочь превратилась в паука.

5

Третья дочь превратилась в бабочку.

6

Первая дочь ткала полотно.

7

Вторая дочь мыла тазы.

8

Третья дочь месила тесто.

9

Третья дочь помогла матери.



Предварительный просмотр:

Тест

Фамилия, имя _________________________________

1. Сколько дочерей было у женщины?

а) 2 дочери           б) 4 дочери             в) 3 дочери

2. Кого женщина позвала на помощь?

а) лисицу            б) белку                    в) кошку

3. Сколько тазов чистила первая дочь?

а) 3 таза              б) 2 таза                    в) 1 таз

4. В кого белочка превратила первую дочь?

а) в свинью         б) в черепаху            в) в кошку

5. Какую работу выполняла средняя дочь?

а) ткала ткань      б) месила тесто            в) мыла посуду

6. В кого превратила белочка среднюю дочь?

а) в черепаху           б) в паука              в) в пчелку

7. В кого белочка превратила третью дочь?

а) в пчелку            б) в бабочку            в) в паука

8. Какую работу выполняла третья дочь?

а) поливала огород              б) месила тесто           в) мыла полы

9. Какая из дочерей сразу пришла на помощь к матери?

а) первая дочь                     б) вторая дочь             в) третья дочь

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Untitled-1.jpg    C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Untitled-2.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Untitled-3.jpg



Предварительный просмотр:

3аполнение сравнительной таблицы

Старшая дочь

1 группа

Средняя дочь

2 группа

Младшая дочь

3 группа

Что делала

чистила тазы

ткала

месила тесто

Оказала     ли помощь матери

«надо сначала почистить эти два таза»

«я сейчас побежала бы к матери, да очень занята»

«не сказала ни слова, даже не обтерла рук, обежала к своей матери»

Эмоции, слова белочки

«рассердилась»,

«будь же ты с ними вовек неразлучна»

«тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь»

«мое дорогое дитя»

В кого превратилась

черепаху

паучиху

золотую пчелку

Когда превратилась

сразу

сразу

жила много лет, вместо смерти

Старшая дочь

1 группа

Что делала

Оказала     ли помощь матери

Эмоции, слова белочки

В кого превратилась

Когда превратилась

Средняя дочь

2 группа

Что делала

Оказала     ли помощь матери

Эмоции, слова белочки

В кого превратилась

Когда превратилась

Младшая дочь

3 группа

Что делала

Оказала     ли помощь матери

Эмоции, слова белочки

В кого превратилась

Когда превратилась

чистила тазы

ткала

месила тесто

«надо сначала почистить эти два таза»

«я сейчас побежала бы к матери, да очень занята»

«не сказала ни слова, даже не обтерла рук, обежала к своей матери»

«рассердилась»,

«будь же ты с ними вовек неразлучна»

«тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь»

«мое дорогое дитя»

черепаху

паучиху

золотую пчелку

сразу

сразу

жила много лет, вместо смерти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс Тема «Американские и английские народные песенки»

Цель урока: создание условий для знакомства детей с произведениями другой страныДидактические:1. Совершенствование техники чтения;2. Формирование навыков смыслового чтения текста в соответствии с целя...