Литературная игра-путешествие «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».
план-конспект занятия по чтению (2, 3 класс)

Материал представляет собой конспект внеурочного занятия в виде литературной игры-путешествия «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».

Цель: обобщить знания по прочитанным сказкам Х.К. Андерсена. 

Задачи: пробудить интерес к творчеству писателя; развивать умение анализировать прочитанное, обобщать и оценивать литературный материал; развивать навыки смыслового чтения, внимание, речь, память, воображение; обогащать словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_skazki_andersena.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия.

Литературная игра-путешествие «По страницам любимых сказок

Ханса-Кристиана Андерсена».

Перед тем, как провести литературную игру-путешествие по сказкам Андерсена, на внеурочных занятиях с ребятами были прочитаны сказки «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Дикие лебеди». Некоторые сказки я сама читала детям, а потом мы обсуждали их, другие ребята читали сами. Дети заинтересовались творчеством писателя, многие сходили в библиотеку и взяли сборник его сказок, чтобы дополнительно почитать дома. Чтобы обобщить знания по прочитанным произведениям, было принято решение провести литературную игру-путешествие.

Цель: обобщить знания по прочитанным сказкам Х.К. Андерсена.

Задачи: пробудить интерес к творчеству писателя; развивать умение анализировать прочитанное, обобщать и оценивать литературный материал; развивать навыки смыслового чтения, внимание, речь, память, воображение; обогащать словарный запас.

Личностные результаты:

-формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

Предметные:

- понимать смысл прочитанного произведения;

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

-уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя, иллюстраций, текстов; осуществлять актуализацию жизненного опыта;

-уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных заданий, выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-совершенствовать навык работы в парах.

Регулятивные УУД:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;

-уметь планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход занятия.

I. Организационное начало занятия. Мотивация.

Приветствие учителя. Проверка готовности к занятию.

Учитель:

- Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, красок!

А зовётся чудо – … (сказка).

- Вы, ребята, догадались, куда мы совершим путешествие? (В сказку.)

- Ребята, а кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия? (Удобные вещи, спортивная обувь, еда…)

- А для нашего путешествия в сказку, как вы думаете, что необходимо? (Багаж знаний.)

II. Формулирование темы и цели.

На доске буквы: СЕНДЕРАН

Учитель:

- Сегодня мы будем вспоминать сказки великого писателя. А чтобы узнать, какого именно, расставьте перепутанные буквы на свои места (Ответ: Андерсен).

Учитель:

- Верно, мы поговорим о сказках Ханса-Кристиана Андерсена. Попробуйте определить тему и цель нашего занятия.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие «По страницам любимых сказок Х. К. Андерсена». И цель нашего путешествия заключается в том, чтобы ещё раз вспомнить сказки, которые мы с вами прочитали на занятиях и дома, их героев.

III. Актуализация знаний.

Учитель:

- Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Волшебный мир его сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью. Ханса Кристиана Андерсена по праву считают Королём сказок. Сказочник писал о причудливых феях, эльфах, троллях, но главное в его сказках - человек. Все его сказки, о чём бы он ни писал, рассказывают о людях, их мечтах, поступках, о скрытых тайнах души. Андерсен писал о счастливых и несчастных, о добре и зле, которые нас окружают. Он понимал людей и сочувствовал им.

- Какие сказки Андерсена вы знаете? (Ответы детей) Как думаете, сколько всего Андерсен написал сказок?

Всего Андерсен написал 170 сказок.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом…

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

Учитель:

- Давайте мы с вами сейчас откроем обложки-двери книг, книг со сказками Х. К. Андерсена и совершим удивительное путешествие в этот замечательный волшебный мир.

IV. Работа по теме. Применение знаний в нестандартных условиях.

1. Задание «Узнай сказку по началу».

Учитель:

- Итак, приготовились, собрались с мыслями и в путь.

В путешествие пойдём,

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

-Как начинаются русские народные сказки? («В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»)

- У Андерсена всё иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки открываются словами:

«Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени…» («Пастушка и трубочист»)

«Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку…» («Огниво»)

«Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь…» («Снежная королева»)

«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король...» («Дикие лебеди»)

«Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять…» («Дюймовочка»)

«Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, но только настоящую …» («Принцесса на горошине»)

«В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло, но зато и глубоко там…» («Русалочка»)

- Молодцы! Справились с первым заданием.

2. Задание «Бюро находок»

Учитель:

-Из каких сказок эти вещи? Соедините название сказки и картинку с предметом. Картинки можно показать на экране или интерактивной доске.

«Оле-Лукойе» – зонтик.

«Стойкий оловянный солдатик» – кораблик.

«Снежная королева» – розовый куст.

«Дюймовочка» - скорлупка ореха.

«Принцесса на горошине» - горошина.

«Дикие лебеди» - рубашка.

«Русалочка» - бусы из ракушек.

«Гадкий утёнок» - скорлупа яйца.

-- Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием.

3. Задание «Узнай героя»

Учитель:

- Путешествуем дальше. Я прочитаю вам загадки, а вы должны отгадать, о каком сказочном герое идет речь. Постарайтесь объяснить, какие слова помогли вам угадать героя.

Девочка спит и пока не знает,

Что в этой сказке её ожидает,

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья эта сказка? (Дюймовочка, Х.К. Андерсен)

Разыгралась непогода,

А на улице темно.

В эту злую непогоду

Девушка стучит в окно.

Не сомневайся, принц, она хорошая,

Она несчастная…. (Принцесса на горошине)

Ему превратила Королева Снежная
В ледышку сердце нежное. (Кай)

Налетела злая вьюга,

Герда потеряла друга.

В царство льда умчался Кай!

Герда! Герда! Выручай!

Вьюга кружит вправо, влево

В сказке… («Снежная королева»)

Он стойко беды перенёс
Никто не видел его слёз. (Стойкий оловянный солдатик)

Сильный, гордый, благородный
Через вьюгу и мороз

До Лапландии холодной
На себе он Герду нёс. (Северный олень).

Физкультминутка

- А теперь, ребята, представим себя зёрнышком цветка из сказки Ганса Христиана Андерсена.

(Дети садятся на корточки, голова опущена. Звучит музыка Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»).

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.

(Дети встают на носочки, руки подняты вверх, потягиваются).

4. Задание «Игра в ассоциации»

Учитель:

- Какие человеческие качества вы можете назвать, когда вы слышите имена этих героев?

-Русалочка – самоотверженная, верная, добрая.

- Дюймовочка – добрая, ласковая.
- Гадкий утёнок – добрый, терпеливый.
- Элиза – сердечная, трудолюбивая, добрая.
- Снежная королева – жестокая, холодная.
- Герда – верная, смелая, стойкая.

-А сейчас я предлагаю вам отгадать одно очень важное качество, которое вы чаще всего называли. Учитель раздает каждому ученику листок с кроссвордом.

5. Задание «Отгадай кроссворд»

1. Имя девочки, спасшей Кая. (Герда)

2. Самая лучшая певчая птица из сказки с одноименным названием. (Соловей)

3. Кто съел стойкого оловянного солдатика? (Рыба)

4. Предмет, который разбили ученики Тролля. (Зеркало)

5. Материал, из которого были сделаны солдатики. (Олово)

6. Эти цветы танцевали на балу у маленькой Иды. (Тюльпаны)

7. Какое имя дал принц эльфов Дюймовочке? (Майя)

Учитель:

- Ребята, а теперь прочитайте слово, которые выделено розовым цветом (Доброта).

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

6. Задание «Перепутанные буквы».

Учитель:

- Сказки Андерсена учат нас быть добрыми, смелыми, отзывчивыми, помогать другим. Читая сказки, мы учимся сострадать, сопереживать, сочувствовать, любить ближнего, радоваться или грустить вместе с ним. А как вы думаете, какими качествами должен обладать автор, который пишет такие сказки? (Он сам должен быть добрым).

Учитель раздает каждому ученику листочек с заданием.

Учитель:

- Перед вами текст. Но в некоторых словах перепутались все буквы, они выделены фиолетовым цветом. Чтобы прочитать этот текст, вам нужно поставить буквы в правильном порядке. Напишите сверху правильный вариант слов.

Дети выполняют задание, потом вместе с учителем проверяют, читая весь текст. Так как это задание достаточно трудное, некоторым ребятам может понадобиться помощь или подсказка. Например, с какой буквы начинается слово.

Сказка в лесу

Великий сказочник СЕНДЕРАН гулял по лесу. На ЛЯПОНЕ он увидел много РИБГОВ.

Вечером он вернулся на НУПОЛЯ. Под каждый гриб он спрятал ФЕНКОТУ или ленточку. Под одним восковой ВЕКТОЦ, под другим – напёрсток. Здесь – РЯПНИК, там – КОЛЯБО.

Утром сказочник привёл на поляну ЧУДОК лесника. Ей было МЕСЬ лет. Под каждым грибком она находила ДОРАПОК. Не было только пряника. Его, наверное, унесла НОРОВА.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали НОМГЫ.

У ребят должен получиться следующий текст:

Великий сказочник АНДЕРСЕН гулял по лесу. На ПОЛЯНЕ он увидел много ГРИБОВ.

Вечером он вернулся на ПОЛЯНУ. Под каждый гриб он спрятал КОНФЕТУ или ленточку. Под одним восковой ЦВЕТОК, под другим – напёрсток. Здесь – ПРЯНИК, там – ЯБЛОКО.

Утром сказочник привёл на поляну ДОЧКУ лесника. Ей было СЕМЬ лет. Под каждым грибком она находила ПОДАРОК. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ВОРОНА.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали ГНОМЫ.

Учитель:

- Ребята, вы отлично потрудились и справились с заданием! Скажите, о каких качествах Андерсена можно сказать, прочитав этот текст? Каким был сказочник? Как вы думаете, почему Андерсен сочинил для девочки историю про гномов, которые оставляют в лесу подарки? Почему он сам не захотел просто подарить их девочке?

В начале нашего урока вы сказали, что каждый человек должен стремиться получать знания, учиться хорошо читать, быть любознательными. А теперь вы хотели бы добавить что-то ещё к уже сказанному? (Ещё каждый человек должен быть добрым и отзывчивым, бескорыстным и внимательным к другим людям.)

7. Выставка книг.

Учитель:

- Перечислите, какие сказки вы ещё знаете, о которых не упоминалось сегодня? Назовите самую любимую вашу сказку Х.К. Андерсена.

Ребята, это далеко не все сказки, которые написал сказочник. В творчестве Андерсена есть такие сказки: «Ангел», «Штопальная игла», «Ель», «Старый дом», «Калоши счастья», «Улитка и розовый куст», «Большой Клаус и маленький Клаус», «Тётушка Зубная Боль». Эти и другие сказки вы можете найти на нашей книжной выставке. Волшебный мир сказок Андерсена перед вами!

V. Подведение итогов.

Учитель:

- Ребята, о каком писателе мы сегодня говорили? Какие сказки вспомнили? Что нового вы узнали?

VI. Рефлексия.

- Что было самое интересное на занятии?

-Довольны ли вы своей работой?

-Завершите предложение:

Я узнал…

Запомнил…

Сделал открытие…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра – путешествие по сказкам зарубежных писателей.

Конспект и презентация библиотечного урока по чтению "Сказки зарубежных писателей". Данный библиотечный урок построен в соответствии с  ФГОС, по учебнику  Л.А.Ефросининой. Урок был дан с цел...

Игра-путешествие "Край мой северный любимый"

Изучение родного края (Ненецкий автономный округ) через игру, рассказывая об истории и становлении НАО...

Игра-путешествие "В гости к любимым сказкам"

Игра-путешествие "В гости к любимым сказкам" разработана для учащихся 1-х классов. Рекомендована для проведения во внеурочное время....

Литературная игра-путешествие «Любимых сказок карнавал».

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы...

Литературная игра "Путешествие в мир чудесных стихотворений"

презентация к уроку по литературному чтению (2 класс)...