Литературная игра – путешествие по сказкам зарубежных писателей.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Аликова Ирина Германовна

Конспект и презентация библиотечного урока по чтению "Сказки зарубежных писателей". Данный библиотечный урок построен в соответствии с  ФГОС, по учебнику  Л.А.Ефросининой. Урок был дан с целью обобщить знания по сказкам зарубежных писателей, расширить кругозор учащихся; привить любовь к чтению, воспитать нравственные качества личности: доброту, внимание, заботу об окружающих. Для обеспечения активной познавательной деятельности  на уроке были использованы сочетание фронтальной и  индивидуальной  работы,  парной и групповой  форму работы. Урок актуальный, так как каждое задание требовало от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Анимационные эффекты в презентации, музыкальная физкультурная минутка создают благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alikova_i._g._skazki_zarub._pisateley.rar17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Аликова Ирина Германовна

Учитель начальных классов

 МКОУСОШ №4г. Беслана

Класс: 3

Конспект библиотечного урока по теме:

 «Сказки зарубежных писателей»

Литературная игра – путешествие по сказкам зарубежных писателей.


Цель: 

- обобщить знания по сказкам зарубежных писателей;
- расширить кругозор учеников;
- прививать любовь к чтению;
- воспитывать нравственные качества личности: доброту, внимание, заботу об окружающих;

УУД:

личностные

 – формировать эмоциональную отзывчивость;
- откликаться на эмоции близких и друзей;
- сопереживать персонажам сказок;

регулятивные:

 – учить слушать взрослого и выполнять его инструкции, планировать свои действия;
познавательные: 

– учить поиску и отбору необходимой информации; 


коммуникативные:

учить умению сотрудничать: слышать, слушать и понимать собеседника;

 выражать свои мысли в речи;

ХОД УРОКА

«В мире много сказок 
Грустных и смешных 
И нельзя на свете 
Нам прожить без них.

Сказки учат нас не злиться, 
Помечтать и потрудиться, 
Сказки учат быть добрее 
Терпеливее, мудрее» 

Ведущий

Ребята, вы любите сказки? А ведь сказки любят не только в России, но и в других странах - Англии, Дании, Германии, Франции, в разных уголках земного шара. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на родину ваших любимых зарубежных сказочников: Шарля Перро, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена. А вы, ребята, готовы к приключениям? Да, а на чем мы будем путешествовать? От машин только шум и дым. Мне бы хотелось, чтобы люди опять, как и много лет назад, стали ездить на лошадях, запряженных в кареты. Это так романтично! В красивой карете и толкаться неудобно. Кавалеры уступают места дамам. Вряд ли это сбудется, а жаль! И все-таки, давайте попробуем! Слайд 1

Но в путешествие необычное, сказочное.  Чему мы можем научиться на уроке? (Ответы уч-ся) 

Итак, все готовы?

 Да, кстати, в какой сказке тыква превратилась в карету? Кто автор этой сказки? («Золушка Ш. Перро)

- Итак, в добрый путь!

( Звучит песня)

- Мы прибыли во Францию, на Родину Шарля Перро.

- Что вы узнали об этом писателе?

ФРАНЦИЯ (Слайд 3, 4, 5)

 Рассказ ученика о Шарле Перро.

Столица Франции – город Париж.

Есть во Франции много интересных мест. Замок в Диснейленде: замок сказочных героев, героев мультфильмов;

Замок на Луаре (Луара – река во Франции)

Эйфелева башня:

- Башня так названа в честь ее создателя; а звали его: Эйфель Александр Гюстав – Французский инженер – строитель; ко Всемирной выставке в Париже воздвиг башню из металлических конструкций. Ее высота 300 метров. Эйфелева башня стоит вблизи берега Сены. На башне имеется 3 платформы. Раньше там располагались астрономические и метеорологические станции. Эта башня стала символом Парижа. 

Шарль Перро родился в 1628 году. Семья мальчика была озабочена образованием своих детей, и в возрасте восьми лет Шарль был отправлен в коллеж. Как отмечает историк Филипп Арьес, школьная биография Перро – биография типичного отличника. За время обучения ни он, ни его братья ни разу не были биты розгами — случай по тем временам исключительный. 

После коллежа Шарль в течение трех лет берет частные уроки права и в конце концов получает диплом юриста. 

В двадцать три года он возвращается в Париж и начинает свою карьеру в качестве адвоката. Литературная деятельность Перро приходится на то время, когда в высшем обществе появляется мода на сказки. Чтение и слушание сказок становится одним из распространенных увлечений светского общества, сравнимых разве с чтением детективов нашими современниками. Некоторые предпочитают слушать философские сказки, другие отдают дань сказкам старинным, дошедшим в пересказе бабушек и нянюшек. Литераторы, стремясь удовлетворить эти запросы, записывают сказки, обрабатывая знакомые им с детства сюжеты, и устная сказочная традиция постепенно начинает переходить в письменную. 

Однако Перро не решился опубликовать сказки под своим именем, и на выпущенной им книжке значилось имя его восемнадцатилетнего сына – П. Дарманкура. Он опасался, что при всей любви к «сказочным» развлечениям писание сказок будет воспринято как занятие несерьезное, бросающее тень своей легкомысленностью на авторитет серьезного литератора. 

В основе сказок Перро – известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики. 

- А следующей остановкой  нашей  кареты будет  Германия.

ГЕРМАНИЯ  (Слайд 6, 7)

 Столицей Германии является город Берлин.
На карте Германии мы видим города:
Гамбург, Бонн, Мюнхен, Кёльн, Бремен.
О каком из этих городов вы слышали или читали раньше?

В.: Эти сказки погружают нас в стихию затейливо-фантастического и одновременно наивного восприятия мира, перемещают нас в детство, и именно в ту чарующую и неуловимую магию, которая таинственным образом разлита в каждой сказке и которая действует на нас совершенно неотразимо.

Так говорят о сказках братьев Якоба и Вильгельма Гримм.

Они родились в захолустном гессенском городе Ханау. Детство их протекало в городе Штайнау.

Братья Гримм начали собирать сказки очень рано, и помогали им в этом совершенно разные люди. А первым им прислал сказку Филипп Рунге. Та сказка называлась “Сказка о рыбаке и его жене”. Кстати, по мотивам которой была написана Пушкиным “Сказка о рыбаке и рыбке”. Сказки присылались со всей Германии. Так появилось на свет много замечательных и любимых всеми, и взрослыми, и детьми сказок, которые читают и до сих пор.

- А дальше мы отправляемся в страну под названием – Дания.

      ДАНИЯ (Слайд 8, 9, 10, 11, 12)

В.: Более ста лет тому назад в небольшом провинциальном городке Дании – Оденсе, на острове Фюн, происходили необычайные события. Тихие, чуть сонные улицы Оденсе внезапно огласили звуки музыки. Процессия ремесленников с факелами и знаменами прошествовала мимо ярко освещенной старинной ратуши, приветствуя высокого голубоглазого человека, стоявшего у окна. В честь кого же жители Оденсе зажгли свои огни в сентябре 1869 года?

То был Ханс Кристиан Андерсен, избранный почетным гражданином родного города.

Родился он в 1805 году во время наполеоновских войн, в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшая их, как бы расцвечивая свежими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, тем же старухам богаделкам…

Андерсен прожил долгую жизнь и подарил нам много сказок. По-разному приходят к нам Андерсен. То он потихоньку подкрадывается в комнату и напевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукойе, чудесные сны. То приплывет вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки, нас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь которой делает ее бессмертной.

Андерсен помогает нам разбираться в людях, помогает понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь, учит ненавидеть ложь и несправедливость.

“Часто мне кажется, будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: “Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе”. И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории.” Х.К. Андерсен

  - Вы должны были подготовить книжки с иллюстрациями к любимым сказкам. Для этого я вас разделила по группам. Вы выбрали сами капитанов. Хочу посмотреть результат вашей работы. Капитан раздаст самым активным участникам своей команды   - по  жемчужине. Почему жемчужина?

- Наше путешествие по сказкам продолжат конкурсы, которые я для вас подготовила. Первым заданием для команд будет определить по опорным словам название сказки

  Задание 1 команде . По опорным словам определите название сказки

-Кто быстрее из вас ответит тот и получит жемчужину

  • Мельник, Бремен, охотник, собака, петух, осел, разбойники, кот. («Бременские музыканты»)
  • Варенье, мухи, Ганс, великан, король, разбойники, единорог. («Храбрый портной»)
  • Сапоги, кот, рубашечки, чулки, полночь, покупатель, человечки. («Маленькие человечки»)
  • Мизинец, борозда, великан, Деревце, силач, богач, мельник. («Молодой великан»)
  • Мачеха, веретено, яблоня, старушка, золото, дождь, ленивица. («Госпожа Метелица»)
  • Избушка, медведь, роза, карлик, орел, борода, сокровища. («Белоснежка и Краснозорька»)

- Какого автора все эти произведения?

  • Нищий, королевна, корзины, прутья, горшки, жена, кухня, король. («Король Дроздобород») 
  • Утка, яйцо, мечта, лебедь (Гадкий утенок)
  • Коробка, кораблик, танцовщица, тролль (Стойкий оловянный солдатик)
  • Шторм, корабль, бабушка, принц (Русалочка)
  • Разбитое сердце, разбойница, принц и принцесса, девочка и мальчик (Снежная королева)
  • Старая ведьма, три собаки, три сундука (Огниво)
  • Кровать, 12 тюфяков, горошина (Принцесса на горошине)
  • Цветок, колыбелька, две жабы, крот, ласточка (Дюймовочка)

ФИЗМИНУТКА Слайд 13

 Игра “Собери мозаику”.

Групповая работа.

Учитель: Мы с вами хорошо потрудились, пришло время немного поиграть. Каждой группе я даю мозаику. Вы должны как можно быстрее и правильнее собрать картинку и назвать автора и произведение

1-я группа собирает на парте иллюстрацию к сказке “Белоснежка ”Слайд 14

2-я группа – к сказке “Красная шапочка”  Слайд 15

3-я группа – к сказке “Гадкий утенок”  Слайд 16

«Музей чудесных вещей».   Слайд 17

- Из каких сказок эти предметы?    

1. Волшебная палочка.    (Золушка)

2. Тыква.          (Золушка)

3. Хрустальные туфельки.    (Золушка)

5. Сапоги.  (Кот в сапогах, Мальчик –с-пальчик)

7. Корзинка с пирожками.  (Красная шапочка)

8. Красная шапочка.    (Красная шапочка)

«Отгадай героев сказок»  Слайд 18


Разгадай анаграммы и угадай героев сказок. Чья команда быстрей –те и получают жемчужину


1) АРГЕД - Герда

2) ТИКСАДОЛ - солдатик

3) РОЛЬКО - король

4) ЛИЭАЗ - Элиза

5) ТУКоНЁ - утёнок

6) НИВОСПАС - свинопас

7) АССЕЦНИРП - принцесса

8) Ц БОЙРАЗНИА- разбойница

-Какого автора все эти герои?

-Следующим испытанием для вас будет разгадывание кроссворда на время. Кто быстрей разгадает свой кроссворд тот получит 3 жемчужины

Кроссворд для  1 команды

 По горизонтали

1.Что смастерил злой – презлой тролль?  

2.Что сшила из крапивы Элиза для своих братьев?

3. Из-за любви к принцессе принц стал пасти  свиней. Сказка называется….

4. Самый красивый цветок, он присутствует в нескольких сказках Андерсене.

5. Животное, которое помогло Герде добраться до Лапландии.

6. Замечательная певчая птичка.

7. А эта птица помогла Дюймовочке спастись от крота.

8. Что служило Дюймовочке озером, по которому она плавала на лепестке тюльпана?

9. Как звали девочку, которая спасла своего названного брата?

Если  кроссворд разгадан правильно, то по вертикали должно получиться имя героини сказки Г.Х.Андерсена, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену.

Кроссворд для 2 команды

По горизонтали

  1. Кто похитил Дюймовочку?
  2. В какой сказке принцессу возила собака?
  3. Как звали очень маленькую героиню сказки?
  4. Как звали девочку, спасшую своего названного брата?
  5. Кто был наказан за то, что позарился на игрушки Свинопаса?
  6. Кто превратился в морскую пену из-за любви к принцу?
  7. Птица, в которую превратился Гадкий утенок?
  8. Что мешало спать принцессе на мягкой постельке?

Если  кроссворд разгадан правильно, то по вертикали вы прочтете фамилию великого сказочника

Разгадай кроссворд

                       По горизонтали:

4. Какого цвета была шапочка  у девочки в сказке Шарля Перро?

5. Кто подарил шапочку девочке?

6. С каким пальцем на руке сравнивали Мальчика–с-пальчика?

9. Чем должна была уколоть себе палец Спящая красавица?

10. Сколько лет спала Спящая красавица?

12. Его первым увидела Спящая красавица, очнувшись от столетнего сна.

       По вертикали:

1.Какую обувь носил кот в сказке Шарля Перро?

2. Как звали бедную девочку, которая возилась с золой?

3. Сколько дочерей было у мачехи в сказке «Золушка»?

7. Что падало из уст доброй девушки в сказке Подарки Феи»?

8. Что у гнома Рики на голове?

11. Профессия отца хозяина Кота в сапогах?

Подведение итогов

- У кого больше всего набралось  жемчужин за урок, тот и получает хорошую оценку. И та команда выиграла в сегодняшнем приключении.

-А напоследок мы подготовили басню по сказке Андерсона, название которой вы сами скажите. Слайд 20

-Какое слово собирал Кай в сказке «Снежная королева»? Слайд 22

-Можно ли связать это слово с нашим уроком? Почему?

Итог урока: 

 Это далеко не все сказочники этих стран. Вспомните, сколько сказок мы прочитали за все время обучения. И сегодня они вам не говорят “Прощай”. Они лишь тихонько шепчут “До свидания”. Потому что как только вы откроете книгу с любыми сказками, будь то сказки русские или зарубежные, народные или авторские, вас снова подхватит волшебная карета и увезет в далекую волшебную страну, где животные и вещи умеют говорить, где есть много удивительных предметов, которые так хочется иметь сейчас, где существуют рядом простые люди и волшебники, где Добро всегда побеждает Зло, в ту страну, где живет Детство!!!

Рефлексия

Слайд  25

При составлении конспекта были использованы фрагменты из внеклассного мероприятия

по чтению "Что за прелесть эта сказка!", Вырыпаевой Л. С. Фестиваль педагогических идей 2005/2006 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения, посвящённого 385- летию Шарля Перро. Тема: "Сказки зарубежных писателей. Любимые сказки Ш.Перро."

В разрабортке  представлены: игра "Заморочки  из  сказочной бочки" (задания  по  сказкам зарубежных  писателей);  викторина  по  сказкам  Ш.Перро; ...

Урок литературного чтения 2 класс Тема: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Данный урок является первым уроком в теме «Сказки зарубежных писателей». Он относится к урокам изучающего чтения и направлен на полноценное восприятие произведения на уровне усвоения его главной мысли...

План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовкимладшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общемуразвитию и воспитанию ребенка. Главной задачей курс...

Презентация "В гостях у сказки" по теме "Сказки зарубежных писателей".

Презентация может быть использована  на обобщающем уроке во 2 классе по теме "Сказки зарубежных писателей" ( программа "Начальная школа XXI века")....

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Обобщение темы Сказки зарубежных писателей»

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Обобщение темы Сказки зарубежных писателей»...

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»...