Литературная игра-путешествие «Любимых сказок карнавал».
методическая разработка по чтению

Козлова Татьяна Викторовна

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная игра-путешествие «Любимых сказок карнавал».

Козлова Татьяна Викторовна

Учитель начальных классов.

Цель:

  • обобщение знаний учащихся о прочитанных сказках на уроках литературного чтения, дома.

Задачи:

  1. воспитание интереса и любви к сказкам.
  2. развитие умения узнавать сказки и их героев;
  1. умение выделять главную поучительную мысль;
  2. активизировать мыслительную деятельность, речь;
  3. обогащать словарный запас.

Ход мероприятия (конспект):

I. Вступление.

В каждом доме, 
В каждой хате – 
В городах и на селе.
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

II. Оформление на доске ( ПОСЛОВИЦА“ДОМ БЕЗ КНИГИ – ДЕНЬ БЕЗ СОЛНЦА”).

Учитель: Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

Велик и разнообразен сказочный мир. Его населяют герои добрые и злые. Попадая в мир сказок, учимся творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми. Сказки осуждают ложь, высмеивают глупость.

Сказка злого человека делает добрым. Скупого – щедрее, скучного – веселее, глупого – умнее.

Сегодня вы поучаствуйте в игре-путешествии «СКАЗОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» (на доске) и выявим лучшего знатока русских народных сказок (за правильный ответ выдаётся жетон).

В сказочный мир попасть не легко
Зажмурь глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопнем так,
Открой глаза и вот – мы у ворот
Сказочного замка. (Ворота, замок)

– Ведущая: Ребята, но замок закрыт на волшебный ключ.

– Попробуем его разгадать2 сказки.

 

1. Снесла золотое яичко.

2. Красна девица грустна,

Скоро простое снесу.

Ей не нравится весна.

Как меня зовут?

Ей на солнце тяжко!

(РЯБА)

Слёзы льёт бедняжка. (СНЕГУРОЧКА)

 

1.Замок открыт. А на воротах «Узнай сказку»

(На листочках напечатаны отрывки из сказок, ученик подходит к воротам, снимает листок и прочитывает отрывок).

1. “Тут в избушке углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…”

(“По щучьему велению”.)

Учитель: Вспомните слова Емели. (По щучьему велению, по моему хотенью (прошению)…)

2. “В самую полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ноздрей пламя пышет..”

(“Сивка-Бурка”)

Учитель: Как позвать Сивку – Бурку? (Сивка – Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой).

3. “А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони, и никогда не забывай! Каждое утро косточки водой поливай!”

(“Крошечка – Хаврошечка”.)

Учитель: Как звали сестёр Крошечки – Хаврошечки? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).

4.Рыбка не простая - чешуя сверкает.

Плавает, ныряет, желанье исполняет.

( «Сказка о рыбаке и рыбке»)

 5.Конь ретивый долгогривый.

Скачет полем, скачет нивой.

Конь росточком малый,

 Но зато удалый.

(«Конёк – Горбунок»)

6. Лисичка дом себе нашла:

Мышка добрая была.

В доме том  в конце концов

Стало множество жильцов.

(«Теремок»)

7.Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

(«Колобок»)

8. Колотил да колотил

По тарелке носом – 
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Журавль) Сказка “Лиса и журавль”.

Учитель: Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей)

9. Чья стрела далеко улетает и счастливо судьбу его решает? (Ивана – царевича) Сказка “Царевна-лягушка”.

10.  Кто с кем такой делёж устраивал:

“Твои вершки, а мои корешки” (Мужик и медведь)

11. Как мужик без обиды разделил одного гуся семерым: барину, барыне. Их двум сыновьям и двум дочерям и себя не обидел? (Барину- голову, барыне – задок, сыновьям – ножки, дочерям – крылышки, а себе всё туловище).

12. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк) из сказки “Лиса и волк”.

13. Кто в русской народной сказке умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать …, есть не велел.? (медведь)

14. Что слышал медведьиз сказки “Маша и медведь”?

(Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке…)

15.  В чём медведь тащил Машеньку с пирожками к бабушке и дедушке? (в коробе)

16. Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (щука)

А сейчас немного отдохнём:музыкальная ФИЗМИНУТКА.

2.Следующее задание “УЗНАЙ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ” по 7 вопросов каждой команде, вытягивают из шкатулки.

У меня коробка есть
В ней вещей не перечесть
Тяжела и велика, вес её полпуда,
Что в ней и откуда?

- позолоченные орешки (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане); 

- золотой ключик (А.Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»); 

- птичьи перья («Гуси-лебеди»); 

- туфелька (Ш.Перро, «Золушка»); 

- аленький цветочек (С. Аксаков, «Аленький цветочек»); 

- шапочка красного цвета (Ш.Перро, «Красная шапочка»); 

- хвост ослика Иа ( А. Милн, «Винни-Пух»); 

- зеркальце (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»); 

- топор («Каша из топора»); 

- воздушный шарик (А. Милн, «Винни-Пух»).

КЛУБОК – “ Царевна – лягушка” (Старый старичок говорит ему: вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай смело).

ЯЙЦО – “Курочка – Ряба” (Снесла курочка яичко не простое, а золотое).

ЯБЛОКО – “Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке” (Катись, катись яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке…)

РЕПКА – “Репка” (Тянут-потянут вытянуть не могут)

3)«Угадай героя»

1.Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться.  (Людоед. Ш.Перро «Кот в сапогах»)

2.Герой внешне совсем не похож на богатыря. Вместо кольчуги у него докторский халат, вместо шлема белая шапочка, на носу – очки, а в руках – саквояж. Но как и богатыри, он совершает настоящие подвиги. Только никого не убивает, а наоборот  - лечит. Доктор Айболит. Из одноимённой сказки к. Чуковского.)

3.Этот великан необычный. В отличие от других великанов он освоил немало профессий: был милиционером, моряком, лётчиком… и всегда приходил на помощь маленьким детям. (Дядя Стёпа. С. Михалков.)

4.Этот герой собирался стать артистом, но его карьеру чуть не погубили пять золотых монет. У него есть двойник в сказке писателя Карло Коллоди. (Буратино. А. толстой.)

5.Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, любит животных. Уехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель в свободное время занимается фотоохотой. Дядя Фёдор. Э Успенский.)

6. Милая , работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. Золушка Ш. Перро)

7.Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться от высокой  температуры.( Карлсон. А Линдгрен.)

8.Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него было много друзей: медведь Балу, пантера Багира, удав Каа и другие. ( Маугли. Р. Киплинг.)

9.Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать.( Мальвина. А. Толстой.)

10.Этот мальчишка непослушный и любопытный, самый упрямый и самый задиристый. В школу он не ходил, но сам учился писать стихи, играть на трубе и рисовать портреты. ( Незнайка. Н. Носов.)

1..«…и стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». («Снегурочка») 
12.«Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает». («Хаврошечка») 

13. Этот персонаж смелый, смекалистый, отзывчивый, каждый раз спасал своего друга из беды. (Кот из сказки «Кот, петух и лиса») 

14.Этот персонаж хитрый, льстивый, лукавый, жадный, корыстный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться. («Лисичка сестричка и серый волк») 

15.Эта женщина из сказки «Морозко» была злая, дурная, нехорошая. (Мачеха). 

16.Из сказки «Морозко» он был мягким, отзывчивым, добродушным. (Старик). 

17.Он может отмыть посуду, грязных людей. (Мойдодыр). 

18.Она доставляет пирожки собственной бабушке, идя через темный лес. (Красная Шапочка). 

19.Персонаж может поехать даже в жаркие страны, чтобы вылечить животных. (Доктор Айболит). 

20.Они отнесут на своих крыльях в любую страну. (Гуси-лебеди). 

Загадки для 1 команды. 
1. Уплетая калачи, 
Ехал парень на печи. 
Прокатился по деревне 
И женился на царевне. (Емеля) 

2. Летела стрела и попала в болото, 
А в этом болоте поймал её кто-то. 
Кто распростился с зелёною кожей, 
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка) 

3. В диких джунглях он живёт, 
Волка он отцом зовёт. 
А удав, пантера, мишка – 
Друзья дикого мальчишки. (Маугли) 

4. Он большой шалун и комик, 
У него на крыше домик. 
Хвастунишка и зазнайка, 
А зовут его … (Карлсон) 

5. Нежная девочка с хвостом 
Пеной морскою станет потом. 
Всё потеряет, любви не продав, 
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка) 

Загадки для 2 команды. 
1. Живёт в лесной избушке, 
Ей скоро триста лет. 
И можно к той старушке 
Попасться на обед. (Баба Яга) 

2. Появилась девочка в чашечке цветка, 
А размером крошечка чуть больше ноготка. 
В ореховой скорлупке девочка спала, 
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка) 

3. Сидит в корзине девочка 
У мишки за спиной. 
Он сам, того не ведая, 
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь») 

4. Живёт в поповом доме, 
Спит себе на соломе, 
Ест за четверых, 
Спит за семерых. (Балда) 

5. Он сына мельника в маркиза превратил, 
Затем на дочке короля его женил. 
При этом я открою вам секрет, 

Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах) 

Тур для капитанов «Не обманись». 

Ведущий. А сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев. Только будьте очень внимательны, загадки очень хитрые. Ну что? Готовы? 
1 команда (капитан).
1.Коли есть печка, не нужен диван, 

Щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля). 

2.Дернуть за веревочку – 

Такой для входа код. 

Съел бабушку и внучку 

Голодный серый … (не Кот, а Волк). 

3.В Людоедах знает толк, 

Съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах). 

4.Толстый хвоста и зазнайка 

С Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон). 

5.В пруду, покрытом вязкой тиной, 

Пиявок ловит… (не Буратино, а Дуремар). 

2 команда (капитан).

1.Найти жену помог клубок, 

Был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич). 

2.Из полена Карло 

Вырезал фигурку, 

Существо ожившее 

Он назвал… (не Снегуркой, а Буратино). 

3.От старушки-хулиганки 

Всем беда и горе. 

Поведенье исправлять 

Следует… (не Федоре, а Шапокляк). 

4.Крыска Лариска ей дорога, 

Ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк). 


Друзья полюбили за это… (не Антошку, а Гену Крокодила). 

5.Знает даже и малыш, 

Что Матроскин – это …(не мышь, а кот). 

Сейчас немного отдохнём:  проводится физминутка «Хомка».

4) «Любимые сказки» (из слов-помощников угадать название сказки) 
Вопросы 1 команде: 
1. Крот, нора, ласточка, мышь, скорлупка, эльф. («Дюймовочка») 

2. Перина, дождь, девушка, горошина. («Принцесса на горошине») 

3. Снег, розы, зима, сани, зеркало, королева, дружба. («Снежная королева») 

4. Море, принц, ноги, голос, колдовской напиток. («Русалочка») 

5. Лебедь, утка, птичий двор, дупло, яйцо, мечты. («Гадкий утенок») 

Вопросы 2 команде: 

1.Болото, ключик, полено, кот, лиса. («Буратино») 

2.Великан, сапоги, король, мышь, косари. («Кот в сапогах») 

3.Лес, избушка, девочка, стульчик, большая ложка. («Три медведя») 

4.Тыква, туфелька, принц, фея, бал. («Золушка») 

5.Щенок, варенье, пропеллер, крыша. («Малыш и Карлсон») 

5) «Ошибка в сказке». Прочитай отрывок из сказки, исправь ошибки.

«Исправь ошибки». (1 кл) В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их. 

- «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба». 

- «Даша и медведь» – «Маша и медведь». 

- «Морковка» - «Репка». 

- «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят». 

- «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди». 

- «По рыбьему велению» – «По щучьему велению». 

- «Домик» - «Теремок». 

- «Красная девочка»  - «Красная шапочка»

Выдаются карточки (3 класс и 4 класс)

Карточка 1

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Машенька говорит:

- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик?

Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а на голову себе корзину с ягодами поставила. Вернулся волк, видит – ящик готов. Взял его на спину и пошёл в деревню ”.

(Русская народная сказка “Маша и медведь”.)

Карточка 2

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Вот собрался кот на базар. И говорит он петушку:

- Смотри, петушок, в окошечко выглядывай, меня встречай. Ушёл кот на базар, а петушок сел и песенку запел. Пришёл заяц, стал звать петушка, а он откликнулся”.

(Русская народная сказка “Кот, петух и лиса”.)

Карточка 3

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Шёл дед лесом, а за ним бежала кошечка. Шёл дед, шёл да обронил рукавичку.

Вот бежит лисичка, влезла в эту рукавичку и говорит:

– Тут я буду жить.

А в это время зайчик – скок – скок! – и спрашивает:

– Кто, кто в рукавичке живёт?

(Русская народная сказка “Рукавичка”).

6. Слово “сказка” существует недолго. В древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок – “басня”, “байка” от сказуемого “баять”. Как и в “басне” в сказке всегда есть мораль – нравоучение, например :“Утро вечера мудренее”.

«МУДРОСТЬсказки»Подбери пословицу, поговорку выражающую мораль русской народной сказки. (на листочке)

 

“ Лиса и журавль”

– Как аукнется, так и откликнется.

“По щучьему веленью”

– Нет друга, ищи, а нашёл – береги.

“Сивка – Бурка”

– Доброе дело сто раз возвернётся.

 

8. ИТОГ  (угадать название сказки на рисунке).

– Я вижу, что все вы любите сказки, знаете их. Но ещё много сказок, непрочитанных вами, которые предстоит вам прочитать.

В заключение нашей игры итоги: команда ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА СКАЗОК.

Выступлеие жюри.

- Тут и сказке конец, кто слушал молодец!

“ДОМ БЕЗ КНИГИ –

ДЕНЬ БЕЗ СОЛНЦА”.

СКАЗОЧН

ЫЙ

КАЛЕЙДО

СКОП

«Узнай

сказку»

“УЗНАЙ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ”

«Угадай сказочного героя»

«Любимые сказки»

«Ошибка в сказке»

«Мудрость сказки»

 

“ Лиса и журавль”

Как аукнется, так и откликнется.

“По щучьему веленью”

Нет друга, ищи, а нашёл – береги.

“Сивка – Бурка»

Доброе дело сто раз возвернётся.

«Колобок»

Друзья познаются в беде.

«Морозко»

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

«Волк и семеро козлят»

Не всякому верь, закрывай крепче дверь.

«Теремок»

В тесноте, да не в обиде.

«Каша из топора»

Скупой платит дважды.

Карточка 1

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Машенька говорит:

- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик?

Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а на голову себе корзину с ягодами поставила. Вернулся волк, видит – ящик готов. Взял его на спину и пошёл в деревню ”.

(Русская народная сказка “……………………………………………………………………………”.)

Карточка 2

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Вот собрался кот на базар. И говорит он петушку:

- Смотри, петушок, в окошечко выглядывай, меня встречай. Ушёл кот на базар, а петушок сел и песенку запел. Пришёл заяц, стал звать петушка, а он откликнулся”.

(Русская народная сказка «…………………………………………………………………………”.)

Карточка 3

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Шёл дед лесом, а за ним бежала кошечка. Шёл дед, шёл да обронил рукавичку.

Вот бежит лисичка, влезла в эту рукавичку и говорит:

– Тут я буду жить.

А в это время зайчик – скок – скок! – и спрашивает:

– Кто, кто в домике живёт?(Русская народная сказка “………………………………………….”).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разноцветная ярмарка». Игра-путешествие по Стране сказок

Задачи: 1. Ввести детей в мир народного искусства как источника обогащения их ума и                    чу...

Игра-путешествие "В страну сказок"

Игра - путешествие «В страну сказок» (1класс) Цель: создание условий для творческой реализации личности учащихся. Задачи: • формирование у учащихся интереса к чтению • развитие умений и навыков работы...

Сценарий игры-путешествия "Волшебный мир сказок"

Сценарий игры-путешлествия "Волшебный мир сказок"...

Игра-путешествие:" По дорогам сказок"

Обобщить знания по теме "Сказки", научить любить сказки,вызвать у детей положительные эмоции, развивать фантазию....

Литературная игра-путешествие «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».

Материал представляет собой конспект внеурочного занятия в виде литературной игры-путешествия «По страницам любимых сказок Ханса-Кристиана Андерсена».Цель: обобщить знания по прочитанным с...