Урок литературного чтения В.Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Корнейчук Алёна Владимировна

Урок литературного чтения В.Осеева "Волшебное слово"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 Б

Тема: В.Осеева. «Волшебное слово».        

Цель: создавать условия для   умения работать со сплошным  текстом.

Задачи: познакомить уч-ся с новым произведением В. Осеевой;

  • развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык выразительности и осознанности чтения;
  • воспитывать в себе лучшие нравственные качества: доброта, отзывчивость, терпимость

Оборудование: презентация, тексты, карточки для работы в группах, карандаши.

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Формы: фронтальная , групповая

Планируемые  результаты: 

Предметные: Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста

Личностные результаты

  • Формировать умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные  результаты:
Регулятивные  УУД

  • Формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

Познавательные  УУД

  • Извлекать необходимую информацию из прочитанных отрывков текста;

Коммуникативные  УУД

  • Формировать умение работать в группе : обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения;

Ход урока

Этап урока

Содержание

1.Оргмомент

-.Общая готовность детей к  уроку.

- Концентрация внимания детей

Видеоролик «Дорогою добра»

– Чтобы настроиться на урок, давайте потрём ладошки и передадим тепло друг другу.  Согрелись теплом друг друга?

Подравняйтесь, улыбнитесь гостям, друг другу  и пусть эти улыбки принесут нам удачу  и радость общения. Садитесь.

- На столах у вас лежат «светофоры». По ходу  работы вам нужно будет себя оценивать

2. Работа с текстом до чтения.

Актуализация знаний.

 

3. Физминутка  

-Прочитайте стихотворение про себя; шёпотом

-Прочитайте в полный голос и  выразительно.

-Здравствуйте!-ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

- Как понимаете слово «здравствуйте»?

– Какие слова вы говорите утром родителям?

- Когда приходите в школу своим друзья?

– Как называются такие слова?

– Что такое вежливость?

-– Кто знает историю появления этого слова?

– Давайте послушаем Алину, она расскажет нам об этом. (Сообщение о появлении слова здравствуйте)

- Почему мы называем вежливые слова «волшебными»?  

2.Игра «Доскажи вежливое слово»

- Хорошо ли вы знаете «волшебные» слова? Давайте проверим?

Игра называется «Доскажи словечко».

Кто знает ответ – поднимает руку.

 

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь…(Добрый день)

 

Друг другу на прощание

Мы скажем…(До свидания)

 

До чего ж оно красиво

Слово доброе…(Спасибо).

 

Когда виноваты, сказать спешите

Прошу вас, пожалуйста - (Извините).

 

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(Спасибо).

 

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(Добрый день).

 

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(Здравствуйте).

 

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(Простите, пожалуйста)

Оцените свою работу с помощью «Светофора»

 

Посмотрите на портрет. Кто это? 

Известна ли вам  фамилия этого человека?

- Это очень известная детская писательница Валентина Александровна Осеева.  (Презентация -биография В.А.Осеевой)

 

А теперь откройте учебник на стр   87 и скажите, как называется произведение Осеевой, с которым мы сегодня будем работать.

  -Предположите, кто  будет героями произведения?

- Постарайтесь  по заголовку предположить  жанр произведения.

-Чему будем учиться?  

-А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны познакомиться с произведением

Физминутка «Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

4. Работа с текстом до  чтения.

 

5. Работа с текстом во время чтения

В произведении нам встретятся непонятные слова.

- Где вы можете найти значение слов?

Давайте познакомимся с ними:

Чуть не поддал хорошенько –  чуть не ударил. 
Стряпать –  готовить  пищу. 
Противень –  металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи.

Прочитайте толкование слов.

Чтение 1 смысловой части  (аудиозапись)

-Поставьте птичку там, где закончилась аудиозапись.

-Проверим наши предположения. Мы предполагали героев произведения. Назовите их.

 -Какое впечатление у вас сложилось о Павлике? Какой он?

-Докажите словами из текста.

- Каким вы увидели старика?

- Почему он стал расспрашивать мальчика?

-Что случилось с Павликом? 

- Почему у него возникло желание убежать из дома?

Чтение 2 смысловой части учителем  

Поставьте птичку там, где я закончила читать.

-Кого напоминает старик?

-Обратите внимание, как надо произносить волшебное слово, чтобы оно помогло. Ещё раз перечитайте эти строчки.

- Интересно вам узнать какое же это волшебное слово?

 -Кто из вас уже догадался?

-Как вы считаете, с кого Павлик начнёт проверять волшебную силу слова?

Чтение 3 смысловой части (читаем цепочкой по предложению)

Ставим птичку там, где закончили читать

-Какое волшебное  слово подарил старичок Павлику?

-Подтвердилось ли наше предположение, что  Павлик проверит волшебное слово сначала  на Лене?

-Найдите в тексте строчки,  в которых говорится, как  на сестру подействовало  волшебное слово.

-А краска нужна была мальчику?

-Что он с ней сделал? О чём Павлик думал?

6.Физкультминутка. 

Настало и наше  время проверить  в волшебную силу слова «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите  этого слова, то выполнять действие не нужно. 
Пожалуйста, встаньте!
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! 
Руки на пояс! 
Пожалуйста, руки на пояс! 
Выполняем приседания! 
Приседаем 2 раза, пожалуйста! 
Прыгаем, как зайчики! 
Пожалуйста, сделали вдох и выдох! 
Пожалуйста, садимся на свои места! 
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательные. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! 

7.Работа с текстом после чтения

8. Итог урока.

9.  Домашнее задание

Рефлексия

  Чтение 4 смысловой части читает Артем

Ставим птичку там, где закончили читать

Ребята, подействовало волшебное слово на бабушку? Перечитайте, как  бабушка ответила на просьбу внука.

Какие чувства испытывает мальчик?

На ком ещё осталось проверить волшебную силу слова.
 
Чтение 5 смысловой части (читает учитель )

Ставим птичку там, где закончили читать

Почему сидел притихший?  Это -какой?

Зачем мальчик прислушивался?

Прочитайте как он просил брата

Почему  и сестра, и бабушка стали просить за Павлика.

 

Чтение 6 смысловой части (читаем самостоятельно)

 1.Проверка восприятия

Понравилось ли вам произведение? 
Вспомните, перед чтением мы предполагали  жанр произведения, так что это рассказ или сказка?(сказка- вымышленный сюжет, рассказ – реальный сюжет)

Почему рассказ? Докажите…

Может ли быть слово волшебным?

 В чем же заключилось волшебство?

 Вспомните, как Павлик называл старичка?

Действительно ли старичок оказался волшебником?  Это простой человек.

Оцените свою работу с помощью «Светофора»

2. Работа в парах. Повторим «Правила работы в парах»

Восстановите последовательность событий в рассказе  ( в конвертах  разрезанные строчки)В.А.Осеевой «Волшебное слово»

В сквере старика уже не было.

Подействует ли на брата?

Прогонит бабушка или нет?

Павлик решил попробовать.

Волшебное слово.

Бабушка и брат против Павлика.

Лена не  даёт краски.

Обида Павлика

- А теперь посмотрите на  экран и проверьте, правильно ли вы  восстановили последовательность событий. (слайд)

Оцените свою работу с помощью «Светофора»

 А сейчас поиграем в «Литературные догоняшки». Я начинаю читать предложение из произведения- вы ищите его и дочитываете.

Оцените свою работу с помощью «Светофора»

С каким произведением познакомились?  Кто автор?

- Почему наш герой возвращается в сад в конце рассказа?

-Назовите качество характера , без которого человек не может обойтись в жизни?

- В чем проявляется доброта человека?  

 - Чему учит нас этот рассказ?

Оценки уч-ся

Д.Задание. Перечитать рассказ. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

У вас на столе кружки двух цветов:

красный– мне понравилось на уроке, меня взволновало произведение, я сопереживаю;

белый – мне было безразлично.

-Выберите нужный кружок для себя и наклейте  на доску.

Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.

 

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание уроков литературного чтения как искусства слова

В данной работе представлен опыт работы по использованию различных приёмов анализа художественного произведения на уроках литературного чтения. Даются виды анализов произведения....

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Урок литературного чтения по теме "Слова, слова, слова... Борис Заходер. Дырки в сыре". 2 класс, УМК "Гармония"

Данный документ содержит конспект урока по данной теме и презентацию....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Использование карточек со словами на уроках литературного чтения как средство отработки качественного чтения отдельных слов

Мною разработаны карточки со словами по формированию беглого чтения. Отработка навыков быстрого чтения строится по принцип постепенного усложнения материала. Сначала я подобрала односложные слова из о...