Использование карточек со словами на уроках литературного чтения как средство отработки качественного чтения отдельных слов
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kartochek_so_slovami.doc | 117.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование карточек со словами на уроках литературного чтения
как средство отработки качественного чтения отдельных слов
“Эти добрые люди и не подозревают, каких
трудов и времени стоит научиться читать.
Я сам на это употребил 80 лет и все еще
не могу сказать, что вполне достиг цели”
Эти слова принадлежат великому немецкому поэту и ученому Гете. Это — еще одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтения.
Чтение — это сложнейший процесс умственной деятельности человека. Чтение — это инструмент, с помощью которого человек, перерабатывая текстовую информацию, приобретает новые знания. Люди читают сотни веков, но сейчас со всей остротой встал вопрос о повышении скорости чтения. Произошли огромные изменения в процессах формирования и передачи печатной информации. Эти изменения сказались на чтении как процессе, связанном с восприятием и переработкой информации.
В статье О. А. Кузнецова и Л. Н. Хромова «Техника быстрого чтения» говорится, что чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, и читать, чтобы росла техника чтения, у многих детей пропадает охота сидеть за книгой.
Профессор Давыдова А.В. считает, что плохой навык чтения часто служит причиной неуспеваемости учащихся по другим предметам. Недостатки в чтении не только затрудняют понимание читаемого, но и вызывают в детях нелюбовь к чтению, в результате чего задерживается умственное развитие ребенка.
Наши современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А от умения учеников начальной школы читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Ребенок, который не научился хорошо читать, не сможет выполнить задания по школьным предметам, подготовить проект по какой-либо теме, а для слабо читающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, то устная речь недостаточно развита, грамотность страдает. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача учителя начальных классов.
Для того чтобы научить учеников читать предложения и тексты, необходимо отработать качественное чтение отдельных слов. Обязательно нужно отработать «пословное» чтение, потому что это может привести к появлению возвратного чтения прочитанного текста. А такое чтение будет мешать беглому чтению. Мною разработаны карточки со словами по формированию беглого чтения. Отработка навыков быстрого чтения строится по принцип постепенного усложнения материала. Сначала я подобрала односложные слова из одного произведения в учебнике по литературному чтению Односложные слова ученикам легко прочитать. Главное - нужно быть внимательным при чтении этих слов. Итак, ребенок настраивается на внимательное чтение. Потом из этого же текста я подобрала слова, состоящие из двух слогов, потом из трех слогов и так далее. Таким образом, происходит постепенное увеличение количества слогов. Для ученика усложняется воспроизведение слов. Ученик должен соблюдать нормы литературного произношения, то есть не должен нарушать орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются. Следовательно, учащийся должен стараться понять смысл слова. При чтении слов важно учитывать, знает ли ученик значение прочитанных слов. При выполнении таких упражнений можно решить одну очень важную задачу – воспитать поисковое отношение к значению слов и познавательный интерес к работе с толковым словарем. У многих учащихся причиной неполного восприятия текста является привычка не обращать внимание на непонятные слова в произведениях. Очень хорошо тренируется техника чтения на сложных и длинных словах. Если ученик научится внимательно и слитно читать слова, которые состоят из 12-15 букв, то легко будет читать слова из 6-8 букв. Ребенок практикуется на трудном материале, тем самым обеспечивает возможность беглого чтения на более простом материале. Такой принцип использовал в своей практике Л.В. Занков, а именно, принцип высокого уровня трудности преподнесения материала. Карточка с подбором слов имеет вид горки. В 1 классе я составляла карточки сама, во 2, 3, 4 классах ученики составляют самостоятельно. Приведу пример таких карточек-горок из учебника «Литературное чтение» - 3класс по программе «Россия» - произведение А. Платонова «Цветок на земле».
свет мать печь ночь
ферма земля война вечер
одеяло цветок колхоз колесо
борода пазуха солнце крошки
комарик маятник потолок дедушка
колёсики труженик гребешок пастбище
остановил сказывали задумался лекарство
Хорошо работать в парах: один читает, а другой проверяет, затем меняются ролями. Слова можно читать не по столбикам, а по строчкам. При этом детям нужно научиться переводить глаза от одного столбика к другому. Эти упражнения развивают подвижность глаз, которая необходима при чтении текстов, и для расширения поля зрения.
Ниже приведены примеры сложных и длинных слов:
поразмышляй привыкнешь произнесла
поскрипывали обрадовался улыбнувшись
непонятливый здравствуйте преступление
удостоверение произведение впоследствии
тысячелистник соскользнуло сравнительно
труднодоступный заинтересована благодарность
автоматизировать пересмеиваемся путешествовать
Во время чтения таких слов отрабатывается правильность и скорость чтения, так как связи между словами устанавливать не надо. Но, главная цель при чтении этих отдельных слов – это читать без ошибок. В этом случае прекрасно работать в паре. И, когда ученик будет допускать мало ошибок, тогда он может читать слова на время. Эти упражнения развивают волевые качества и развивают концентрацию внимания. С помощью таких упражнений достигается главная цель при чтении – это выработка привычки и умения читать слова с первого раза грамотно – соблюдать все правила звуковой речи. Моим ученикам очень нравится выполнять такие задания. В 4 классе учащиеся намного лучше усваивают учебный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...
Использование «облака слов» на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал посвящен использованию "облака слов" на уроках литературного чтения в начальной школе. Содержит в себе материал о возможностях применения средства "облако слов" с помощью интернет серв...
Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».
Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...
«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....
Тема: Использование метода сотворчества на уроках «Литературного чтения» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Главным условием решения задач личностного развития и нравственного воспитания обучающихся на уроках «Литературного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостояте...
Использование Элементов техники скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе как средства формирования навыка осмысленного чтения.
Данные упражнения позволят сформировать навык осмысленного чтения...
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.
В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для появления у детей интереса к чтению....