Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ по Чтению
рабочая программа по чтению (3 класс)

Лазарева Анна Александровна

Пояснительная записка

            Программа учебного предмета «Чтение» разработана  в соответствии со следующими  нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;

Общие цели образования

Целями изучения учебного предмета «Чтение» в начальной школе являются:

- развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом;

- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию;

- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Язык и речевая практика» средствами предмета «Чтение». Она определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета.

В период обучения грамоте (1 класс):

- углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия;

- выявление особенностей общего и речевого развития каждого ребёнка;

- исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;

- уточнение и развитие словарного запаса;

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

- формирование первоначальных навыков повествовательной речи.

Во 2—4-м классах решаются такие задачи:

- воспитание интереса к чтению и формирование положительного отношения к нему как к одному из видов познавательной деятельности;

- коррекция недостатков познавательных процессов, деятельности, эмоциональной сферы и личности младших школьников с лёгкими нарушениями интеллекта;

- формирование технической стороны чтения: чтение знакомых и доступных по звуко-слоговой структуре слов без искажения этой структуры и с правильной постановкой ударения; постепенный переход от послогового чтения к чтению целыми словами;

- формирование навыка осознанного чтения несложных по структуре и содержанию художественных и научно-познавательных текстов;

- овладение практико-ориентированными навыками, прежде всего навыками общения, с помощью прочитанных и разобранных под руководством учителя произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3_kl.docx61.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа учебного предмета «Чтение» разработана  в соответствии со следующими  нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;

Общие цели образования

Целями изучения учебного предмета «Чтение» в начальной школе являются:

- развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом;

- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов, доступных для понимания по структуре и содержанию;

- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Язык и речевая практика» средствами предмета «Чтение». Она определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета.

В период обучения грамоте (1 класс):

- углубленное изучение детей, включение их в школьные занятия;

- выявление особенностей общего и речевого развития каждого ребёнка;

- исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;

- уточнение и развитие словарного запаса;

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

- формирование первоначальных навыков повествовательной речи.

Во 2—4-м классах решаются такие задачи: 

- воспитание интереса к чтению и формирование положительного отношения к нему как к одному из видов познавательной деятельности;

- коррекция недостатков познавательных процессов, деятельности, эмоциональной сферы и личности младших школьников с лёгкими нарушениями интеллекта;

- формирование технической стороны чтения: чтение знакомых и доступных по звуко-слоговой структуре слов без искажения этой структуры и с правильной постановкой ударения; постепенный переход от послогового чтения к чтению целыми словами;

- формирование навыка осознанного чтения несложных по структуре и содержанию художественных и научно-познавательных текстов;

- овладение практико-ориентированными навыками, прежде всего навыками общения, с помощью прочитанных и разобранных под руководством учителя произведений

Общая характеристика предмета

        В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки умственно отсталых обучающихся к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в 5-9 классах.

        Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

        Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

        Предмет «Чтение» включает в себя два раздела: «Обучение грамоте», «Чтение и развитие речи».

        Обучение грамоте обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

        Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно пять недель (20 часов) первой четверти.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.

Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме: делить предложения на слова, слова на слоги: выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

К концу добукварного периода учащиеся учатся делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками. 

Букварный период. В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

        Для умственно отсталых детей несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа). затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му). требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

Раздел «Чтение и развитие речи»(2-4 классы)

        Учебный предмет «Чтение» во 2-4 классах играет особую роль в развитии обучающихся с нарушением интеллекта. Формирование навыка чтения, с одной стороны, представляет собой важнейший результат изучения данного предмета. С другой – значимое средство освоения других  учебных предметов.  В процессе уроков чтения обучающиеся расширяют, систематизируют и обобщают знания об окружающей действительности, корректируется и развивается их аналитико-синтетическая деятельность, формируются коммуникативно-речевые навыки, необходимые для полноценной реализации диалогической и монологической форм речи. Чтение художественных произведений различных жанров способствует уточнению нравственных ориентиров, формированию основ нравственного сознания и поведения, развитию умения эмоционально сопереживать. Таким образом, уроки чтения в младших классах имеют большое значение не только для развития познавательной деятельности учеников с нарушением интеллекта, но и для становления их личности.

         Как систематический курс уроки чтения начинаются со 2 класса, после завершения букварного периода. Однако в курс 2 класса включён материал послебукварного периода обучения грамоте. Это обусловлено необходимостью закрепит навык плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, в частности со стечением двух согласных и с разделительными ь и ъ, и навык плавного чтения слов с усвоенными слогами. Кроме того, в ходе изучения этого материала совершенствуется навык звуко-слогового анализа слов; развивается чёткость произношения, усваиваются основы выразительной речи.

        Содержание уроков чтения во 2-4 классах определяется разделом адаптированной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Чтение и развитие речи». Этот раздел входит в структуру программы учебного предмета «Русский язык». Таким образом, обучение чтению проводится параллельно урокам русского языка и речевой практики и в тесной взаимосвязи с ними, которая выражается в следующем.

  1. Формируется внимание к слову как к основной единице языка: не только к его значению, но и к уместности его использования в определённом контексте. Всё это создаёт основу для расширения словарного запаса.
  2. Развиваются навыки диалогического общения, связанные с умением не только отвечать, но и задавать вопросы, делиться впечатлениями, обмениваться элементарными суждениями и мнениями на основе ситуаций, как описанных  в художественном тексте, так и специально смоделированных учителем.

Место учебного предмета в учебном плане

        Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» учебного плана ГБОУ «Турунтаевская С(К)ОШИ»

        На изучение предмета «Чтение» отводится:

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель в году

Кол-во часов в год

1

3

32

96

2

4

33

132

3

4

33

132

4

4

33

132

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

        Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. 

        В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения учебного предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

        .Личностные результаты освоения программы предмета «Чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно- нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

        Личностные результаты:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание:

Становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе       восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

Первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2. Духовно-нравственное воспитание:

- освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

- осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

- выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

3.Эстетическое воспитание:

Проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

           Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки

произведений фольклора и художественной литературы;

            Понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

             Соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

5. Трудовое воспитание:

             Осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

6. Экологическое воспитание:

            Бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих ей вред.

7. Ценности научного познания:

            Ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

           Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

              Потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

        ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

        Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

        В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы.

        Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Минимальный  и  достаточный  уровни  усвоения  предметных  результатов  

на  конец  обучения  в  младших классах:

Минимальный уровень:

- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

- пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;

- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;

- определять основную мысль текста после предварительного его анализа;

- читать текст про себя, выполняя задание учителя;

- выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;

- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

- выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.

С целью выполнения требований Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе всей образовательной деятельности на первом этапе обучения в начальных классах (1-4 классы) должны быть сформированы БУД:

Личностные учебные действия: 

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. Принятие социальной роли ученика;  

- осознание себя как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;  

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия: 

- умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –ученик, ученик – класс, учитель-класс);  

- умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях;  

- умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Регулятивные учебные действия: 

- ориентирование в пространстве школы и класса;  

- знание и понимание ритуалов школьного поведения и учебной деятельности;

- владение школьным инструментарием;

- умение работать с учебной целью и задачей. Планирование;

- контроль и коррекция процесса и результатов деятельности;

- умение оценивать в процессе учебной и внеучебной деятельности.

 Познавательные учебные действия: 

- выделение некоторых существенных, общих и отличительных свойств хорошо знакомых предметов;  

- установление видо-родовых отношений предметов;

- выполнение операций обобщения, сравнения, классификации на наглядном материале;  

- умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;  

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Содержание учебного предмета

  Раздел «обучение  грамоте»

        Формирование элементарных навыков чтения

        Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.

        Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем).

        Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

        Речевое развитие

        Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.

Раздел «чтение  и  развитие  речи»

        Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.

        Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.

        Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

        Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

        Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

        Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.

                                                Календарно-тематическое планирование.

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

Раздел 1. Здравствуй, школа!    10 часов

1

1.1

М. Садовский «Сентябрь»

04.09

2

1.2

По В. Воскобойникову «Весёлая улица»

05.09

3

1.3

В. Берестов «Первое сентября»

07.09

4

1.4

По В. Драгунскому «Завтра  в школу»

08.09

5

1.5

По Э. Шиму «Пятёрки».

11.09

6

1.6

В. Бирюков «Кто лучшим будет».

12.09

7

1.7

По В. Хомченко «Обида»

14.09

8

1.8

А. Аксёнова «Наша учительница»

15.09

9

1.9

Школьные загадки

18.09

10

1.10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!»

19.09

Раздел 2. Осень наступила…    14 часов

11

2.1

О. Высотская «Осень»

21.09

12

2.2

По Ю. Ковалю «Последний лист».

22.09

13

2.3

А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».

25.09

14

2.4

По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе».

26.09

15

2.5

В. Степанов «Воробей».

28.09

16

2.6

По А. Баркову «Лето на верёвочке».

29.09

17

2.7

Е. Благинина «Улетают, улетели..»

02.10

18

2.8

По Л. Воронковой «За кормом для птиц».

03.10

19

2.9

Г. Ладонщиков «В октябре».

05.10

20

2.10

По Н. Сладкову «Страшный невидимка».

06.10

21

2.11

А. Плещеев «Осень наступила»

09.10

22

2.12

По Н. Абромцевой «Сказка об осеннем ветре».

10.10

23

2.13

Н. Майданик «Доскажи словечко».

12.10

24

2.14

Повторительно – обобщающий урок по теме «Осень наступила…»

13.10

Раздел 3. Учимся трудиться    14 часов

25

3.1

Ю. Тувим «Всё для всех».

16.10

26

3.2

По Д. Габе «Работа».

17.10

27

3.3

В. Орлов «Мои помощники».

19.10

28

3.4

По А. Потаповой «Бабушка и внучка».

20.10

29

3.5

Б. Заходер «Повара».

23.10

30

3.6

По М. Дружининой «Сюрприз».

24.10

31

3.7

О. Высотская «Маргаритка».

26.10

32

3.8

По В. Хомченко «Пуговица».

27.10

33

3.9

Г. Ладонщиков «Портниха».

07.11

34

3.10

В. Осеева «Пуговица».

09.11

35

3.11

По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол».

10.11

36

3.12

По С. Бараздину «Как Алёшке учиться надоело».

13.11

37

3.13

Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».

14.11

38

3.14

Повторительно – обобщающий урок по теме «Учимся трудиться»

16.11

Раздел 4. Ребятам о зверятах    14 часов

39

4.1

По Е. Чарушину «Лисята».

17.11

40

4.2

Е. Тараховская «Заяц».

20.11

41

4.3

По М. Пришвину «Ёж»

21.11

42

4.4

По А. Баркову «Материнская защита».

23.11

43

4.5

По Г. Снегирёву «Белёк».

24.11

44

4.6

В. Приходько «Пин и Гвин»

27.11

45

4.7

По Б. Житкову «Галка».

28.11

46

4.8

По В Гаранжину «Куриный воспитанник».

30.11

47

4.9

По М. Тарловскому «Добрый волк».

01.12

48

4.10

По Н. Носову «Живая шляпа».

04.12

49

4.11

По Н. Павловой «Котята».

05.12

50

4.12

В. Берестов «Кошкин щенок».

07.12

51

4.13

По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль».

08.12

52

4.14

Повторительно обобщающий урок по теме «Ребятам о зверятах»

11.12

Раздел 5. Чудесный мир сказок    10часов

53

5.1

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

12.12

54

5.2

Русская народная сказка «Храбрый баран».

14.12

55

5.3

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

15.12

56

5.4

Украинская народная сказка «Овечка и волк».

18.12

57

5.5

Башкирская народная сказка «Медведь и пчёлы».

19.12

58

5.6

Таджикская народная сказка «Тигр и лиса».

21.12

59

5.7

Французская народная сказка «Лиса и куропатка».

22.12

60

5.8

Абхазская народная сказка «Куцый хвост».

25.12

61

5.9

Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок».

26.12

62

5.10

Повторительно – обобщающий урок по теме «Чудесный мир сказок»

15.01

Раздел 6. Зимушка – зима   21 часов

63

6.1

Русская народная песня «Ой ты, зимушка – зима!»

16.01

64

6.2

По В. Бианки «Заяц косач, медведь и Дед Мороз»

18.01

65

6.3

М. Садовский «Декабрь».

19.01

66

6.4

По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали».

22.01

67

6.5

С. Попов «В новогоднюю ночь».

23.01

68

6.6

По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников».

25.01

69

6.7

По А. Потаповой «Такой вот герой».

26.01

70

6.8

С. Есенин «Зима»

29.01

71

6.9

С. Суворова «Подарок».

30.01

72

6.10

По В. Голявкину «У Ники новые лыжи».

31.01

73

6.11

И. Шевчук «С прогулки».

01.02

74

6.12

По М. Быковой «Неудачная находка».

02.02

75

6.13

И. Суриков «Детство».

05.02

76

6.14

По Е. Чарушину «Что за зверь?».

06.02

77

6.15

По Э. Шиму «Не стучать – все спят!».

08.02

78

6.16

В. Степанов «Зайка».

09.02

79

6.17

По Н. Сладкову «Еловая каша».

13.02

80

6.18

З. Александрова «Снежок».

15.02

81

6.19

По С. Бараздину «Коллективная печка».

16.02

82

6.20

В. Аникин, Н. Майданик «Доскажи словечко (зимние загадки)».

19.02

83

6.21

Повторительно – обобщающий урок по теме «Зимушка- зима»

20.02

Раздел 7. Так нельзя, а так можно    11 часов

84

7.1

По А. Ягафаровой «Снегирь и синичка».

22.02

85

7.2

По В. Хомченко «Птица – синица».

26.02

86

7.3

Г. Ладонщиков «Дельный совет».

27.02

87

7.4

По Л. Толстому «Косточка».

29.02

88

7.5

По С. Георгиеву «Праздничный стол».

01.03

89

7.6

В. Берестов «За игрой».

04.03

90

7.7

С. Баруздин «Бревно».

05.03

91

7.8

А. Седугин «Как Артёмка котёнка спас».

07.03

92

7.9

По В. Осеевой «Подвиг».

11.03

93

7.10

По В. Бирюкову «Лесные доктора».

12.03

94

7.11

Повторительно – обобщающий урок по теме «Так нельзя, а так можно»

14.03

Раздел 8. Весна в окно стучится  20 часов

95

8.1

Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…»

15.03

96

8.2

По В. Бирюкову «Весенняя песня».

18.03

97

8.3

Украинская народная песня «Веснянка».

19.03

98

8.4

По Э. Шиму «Сосулька».

21.03

99

8.5

Русская народная песня «Выгляни, солнышко»

22.03

100

8.6

С. Вербова «Мамин портрет».

01.04

101

8.7

П. Синявский «Разноцветный подарок».

02.04

102

8.8

А. Седугин «Тихо – тихо».

04.04

103

8.9

Р. Сеф «Лицом к весне».

05.04

104

8.10

С. Вербова «Ледоход».

08.04

105

8.11

По Р. Фархади «Сон медвежонка».

09.04

106

8.12

Г. Ладонщиков «Медведь проснулся».

11.04

107

8.13

По В. Бианки «Заяц на дереве».

12.04

108

8.14

С. Погореловский «Наши гости».

15.04

109

8.15

По Г. Скребицкому «Скворушка».

16.04

110

8.16

И. Белоусов «Весенняя гостья».

18.04

111

8.17

По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках».

19.04

112

8.18

По А. Баркову «Тюльпаны».

22.04

113

8.19

Е. Савельева «Доскажи словечко» (весенние загадки)

23.04

114

8.20

Повторительно – обобщающий урок по теме «Весна в окно стучится»

25.04

Раздел 9. Весёлые истории     7 часов

115

9.1

Р. Фархади  «Перепутаница».

26.04

116

9.2

По Г. Остеру «Эхо».

27.04

117

9.3

В. Шибаев «Кто кем становится».

02.05

118

9.4

А. Усачёв «Волшебный барабан».

03.05

119

9.5

М. Пляцковский «Шишки».

06.05

120

9.6

По Ю. Степанову «Портрет».

07.05

121

9.7

М. Бородицкая «Булочная песенка».

Повторительно – обобщающий урок по теме «Весёлые истории»

13.05

Раздел 10. Родина любимая     6 часов

122

10.1

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»

14.05

123

10.2

По К. Ушинскому «Наше Отечество».

124

10.3

По Т. Кудрявцевой «Флаг России».

М. Ильин «Главный город страны».

16.05

125

10.4

В. Степанов «Песня».

А. Усачёв «День Победы».

17.05

126

10.5

По С. Баруздину «Страшный клад».

127

10.6

По С. Алексееву «Тульские пряники».

Повторительно – обобщающий урок по теме «Родина любимая»

20.05

Раздел 11. Здравствуй, лето!   5  часов

128

11.1

А. Усачёв «Что такое лето?».

По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?».

21.05

129

11.2

М. Дружинина. «Земляника».

По В. Хомченко «Куда исчез гриб?».

23.05

130

11.3

По В. Бианки «Ёж – спаситель».

131

11.4

Р. Фархади «Жарко».

По Э. Шиму «Верное время».

132

11.5

Е. Савельева «Доскажи словечко» (летние загадки)

Повторительно – обобщающий урок по теме «Здравствуй, лето!»

24.05

Материально – техническое обеспечение.

Средства обучения и воспитания учебного предмета «Чтение» включают:

Учебно-методический комплект:

1.Ильина С.Ю., Богданова А.А. Чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2018.

2. Ильина С.Ю., Богданова А.А., Головкина Т.М. Методические рекомендации. Чтение. 2-4 классы. Учебное пособие для учителей, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2017.

3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).

Методическая литература для учителя:

1. Аксёнова А. К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

Печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок «Птицы», «Животные», «растения»; наборы сюжетных картинок по отдельным темам «Времена года»; наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений.

Учебно-практическое оборудование: комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями). 

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы к разделу «Чудесный мир сказок», «Весна идет», «Зимушка- зима», «Осень наступила» и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) по курсу «Литературное чтение»

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Чтение» (обучение на дому) для 4 класса

Адаптированная индивидуальная рабочая программа по чтению разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...