Литературное чтение 2 класс В.В.Бианки "Сова"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Суетина Елена Константиновна

Урок литературного чтения 2 класс по теме В.В.Бианки "Сова". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_suetina_e.k.docx255.35 КБ
Office presentation icon bianki_sova_suetina_e.k.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Творческий учитель»

Пояснительная записка

ФИО автора полностью

Суетина Елена Константиновна

Должность

Учитель начальных классов

Квалификационная категория

Первая

Место работы (наименование ОО в соответствии с Уставом)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боровская основная школа»                Шенкурский район д. Шипуновская                    ул. Школьная д.6

Предмет

Литературное чтение

Тема урока

В. Бианки «Сова»

Класс

2

УМК

Школа России

Цель урока

Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки- несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

Задачи урока

Обучающие: обучать плавному выразительному, осознанному чтению целыми словами.                                                       Развивающие: создать проблемную ситуацию, развивать речевую и мыслительную деятельность, внимание, использовать различные формы работы и различные источники для развития интереса обучающихся к учебной деятельности.                   Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, к природе; воспитание настойчивости при выполнении учебных задач.                                         Планируемые результаты:                      Предметные: формировать умение определять жанр произведения; формировать умение определять главную мысль сказки; ориентироваться в тексте сказки; уметь характеризовать героев произведения; уметь строить цепочку взаимосвязи между объектами живой и неживой природы; восстанавливать деформированный план; уметь находить ответы на вопросы в тексте; уметь заменять слова и выражения;                            Метапредметные                                 Познавательные: умение с помощью учителя формулировать проблему, познавательную цель; умение в устной форме строить речевое высказывание; уметь определять последовательность событий в сказке; уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев; уметь пользоваться словарем.                                                  Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; уметь осуществлять рефлексию, оценку процесса и результатов деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  Коммуникативные: уметь правильно строить монологические высказывания; слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выразительно читать и пересказывать текст; уметь договариваться и сотрудничать с одноклассниками; учится парной, групповой работе.                                                         Личностные: проявлять интерес к урокам литературного чтения; формировать стремление к приобретению новых знаний, умений у обучающихся; уметь высказывать свое отношение к героям сказки, к их поступкам.

Оборудование к уроку (при наличии)

Выставка книг В. Бианки; карточки для работы со словарными словами; сигнальные круги: красный, жёлтый, зелёный; карточки с вопросами по тексту; карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»; Карточка с деформированным планом; карточки с текстом, в котором пропущены слова;  Презентация Power Point, карточки с таблицей «Знаю, узнал, хочу узнать», аудиозапись «Крик совы»

Оформление кабинета и доски (при наличии)

Тема урока «В. В. Бианки Сова», опорные слова для постановки цели урока: Узнаем… Научимся…

Слово: Сова/овы

Портрет В. Бианки,

Литературные жанры: рассказ, стихи, сказка,

«Познавательная сказка», Деформированный план:

-Рассердилась сова.

-Молока у коровы мало.

-Шмели на чужих лугах гуляют.

-Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

- Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

- пошёл Старик Сове кланяться.

Используемые технологии

Информационно-коммуникационная технология, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.

Формы организации деятельности

Фронтальная, групповая, парная.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок. Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

- организация рабочего места (Регулятивные)

2. Речевая разминка Проверка домашнего задания

2 слайд-Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверюшек

Узнаешь дружок и поймешь!

-Прочитайте стихотворение медленно

-А сейчас начнем читать стихотворение медленно, но постепенно увеличивая темп чтения

-Фамилия какого писателя встретилась вам в этом произведении?

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы запомнили о В. В. Бианки с прошлого урока?

- На дом вам было задано домашнее задание пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» по вопросам в учебнике ( стр. 145, задание 6) Слайд 3

Читают медленно, затем читают медленно, но постепенно увеличивая темп чтения

Отвечают на вопросы

Пересказывают произведение В. Бианки по вопросам

- выразительно читать текст (Коммуникативные)

-правильно строить монологические высказывания, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение (Коммуникативные, Познавательные)

-выразительно пересказывать текст, слушать и слышать собеседника (Коммуникативные)

3. Актуализация знаний.

Слайд 4-Когда Виталий Бианки был такого же возраста, как и вы он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать сына каждую травинку, каждую птицу и зверушку. А дома у Бианки был настоящий зоопарк. В их квартире жили: 4 собаки, кошки, лиса. От пола до потолка стояли многочисленные клетки с птицами, в аквариуме жили рыбки, а в террариуме черепахи, ящерицы и змеи.

-Что объединяет все произведения В. В. Бианки?

-Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе всё взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

-Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своём произведении В. В. Бианки.

- Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку. Слайд 5

Всю ночь летает – мышей добывает, а станет светло- спать летит в дупло.  

 -А что вы знаете об этой птице?  Слайд 6                                                   Сова – ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.                                            – Давайте послушаем какие звуки произносит сова. Слайд 7

-«А вы знаете?» что… с давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей. Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках её называли «совушкой – вдовушкой», белокурой, разумной головушкой. В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта). А иногда слово сова используют в переносном значении.

- Кого называют совами? (Совами называют людей, которые привыкли поздно вставать). Слайд 8

- А какая орфограмма встречается в слове сова (безударная гласная)

-Как проверить безударную гласную в этом слове? (подобрать проверочное слово – совы) (слова вывешиваются на доску)

Слушают учителя

Отвечают на вопрос учителя

Отгадывают загадку

Один обучающийся рассказывает о сове

Отвечают на вопрос

- уметь слушать и слышать собеседника (Коммуникативные)

-умение в устной форме строить речевое высказывание (Познавательные)

- умение слушать и слышать собеседника (коммуникативные)

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Познавательные)

- находить орфограмму в слове и находить проверочное слово (Познавательные)

4. Обсуждение темы, постановка учебной задачи.

- Итак, с каким произведением мы сегодня познакомимся? Кто автор?

Тема нашего урока «В. В. Бианки Сова» (вывешивается на доску)

Пользуясь опорными словами, поставим цель нашего урока.

(на доске)

Узнаем…..

Научимся….

Формулируют тему и цель урока.

-формулировать тему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.(Познавательные, Регулятивные)

5.Подготовка к восприятию нового материала

-О чём по-вашему, это произведение?

-Проверим наши предположения.

Смысловое прогнозирование

-умение прогнозировать события (Регулятивные)

6.Первичное знакомство с текстом.

1) Чтение текста учителем.

- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

-Считал ли старик сову своим другом?

- О чём мудрая Сова предупреждала старика? Послушался ли он её советов?

2) Словарная работа.

- В тексте вам встретились слова и выражения, какими словами их можно заменить?

 (Работа в парах с карточками, проверяем со слайда)

(приложение 1) Слайд 9

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Работают в парах. Устанавливают соответствие.

-умение слушать (Коммуникативные)

-умение формировать навык общения, отвечать на поставленный вопрос (Коммуникативные)

-умение работать в парах, устанавливать соответствие (Коммуникативные, Познавательные)

7. Физкультминутка

- Сейчас мы немножко отдохнём. Слайд 10

В лесу темно,
Все спят давно.

Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит.

Совушка-сова,
Большая головой.

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.

Выполняют вместе с учителем

Дети изображают спящих.

Дети делают взмахи руками.

Изобразить большой круг руками.

Присесть.

Сделать повороты головой вправо, влево

Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.

-умение выполнять упражнения по образцу (Регулятивные)

8. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса.

- К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали? Покажите с помощью сигнальных кругов. (На партах у детей сигнальные круги литературных жанров).

(На доске)

Литературные жанры:

рассказ (красный)

стихи (желтый)

сказка  (зеленый)

- Почему вы так решили?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

Это литературная сказка. А ещё В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное, то, что встречается в жизни)

- Виталий Бианки назвал свои истории «сказки –несказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. (на доске)

Сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке. (выставка книг)

Все эти книги - из нашей школьной библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

Работают с сигнальными кругами, находят ответ на проблемный вопрос

-умение выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы (Познавательные)

 

9. Усвоение содержания сказки

А) Работа в группах. Найти и прочитать в тексте ответ на вопрос. Приём «работа с вопросником

1 гр. Почему сова рассердилась на старика?   Слайд 11

2 гр. Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? Слайд 12

3 гр. Что стали делать мыши? Слайд 13

4 гр. Почему шмели нужны лугу? Слайд 14

5 гр. Что произошло с клевером на лугу? Слайд 15

6 гр. Что произошло с коровой? Слайд 16

7 гр. Что же пришлось сделать старику? Слайд 17

Б) Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

- Назовите главных героев. (Картинки с изображением героев помещаются на доске)

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.)                                                                                                                          На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом. Возьмите листок, на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними. ( Работа по карточкам в группах)  (Приложение 2)  (проверка на доске)

(сова-мыши-шмели-клевер-корова-молоко-чай)

В) Давайте мы с вами попробуем восстановить деформированный план. ( на доске)

-Рассердилась сова.

-Молока у Коровы мало.

-Шмели на чужих лугах гуляют.

-Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

-Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

-Пошел Старик Сове кланяться.

Г) Работа в парах. Восстановление текста.

- Ребята нам пришло письмо с отрывком из нашего сегодняшнего произведения, но оно попало под дождь и некоторые слова в тексе смыло. Сейчас вы попробуете восстановить текст. (Приложение 3) (Проверяем, зачитывает одна группа)

Работают в группах. Находят ответ в тексте на данный вопрос.

Работают в группах, построение «Цепочки взаимосвязи»

Восстанавливают деформированный план

Восстанавливают текст, вставляя пропущенные слова, работают в парах

-уметь ориентироваться в тексте произведения, работать в группах (Познавательные, Коммуникативные)

- уметь работать в группах, устанавливать цепь взаимосвязи в природе (Познавательные, Коммуникативные)

-умение восстанавливать события – план (Познавательные)

-умение передавать текст, работать в парах (Познавательные, Коммуникативные)

10. Рефлексия

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось? Слайд 18

- Вам было интересно на уроке?

- Сегодня я сумел….

- На сегодняшнем уроке я узнал…

Отвечают на вопросы

-умение осуществлять рефлексию и оценку процесса и результатов деятельности (Регулятивные)

11.Подведение итогов урока. Домашнее задание.

- С какой сказкой  вы познакомились?

- Кто автор?

- Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Перед вами на партах листочки с таблицей, вы самостоятельно заполните   таблицу, что знали о В. Бианки и его произведениях, что узнали нового, какие произведения вы хотели бы прочитать и что хотели бы  ещё узнать. (Приложение 4) Слайд 19

Д/з  Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы.

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.

Отвечают на вопрос

Подводят итог с помощью заполнения таблицы

Записывают домашнее задание

-умение отвечать на поставленный вопрос (Коммуникативные)

-Обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение (Личностные)

 Приложение 1

Пойло

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

много места.

Раздолье

как бы беды не было.

Кормовистый

добавлять молоко в чай.

Утекает

питательное питьё для скота.

Цветень

Прятаться

Как бы худа не вышло

 

клевер, предназначенный для корма скоту.

Чай белить

убегает.

Приложение 2

Приложение 3

Сидит старик, __________ пьёт. Не пустой пьёт - _____________ белит. Летит мимо _____. –Здорово, - говорит, - __________! А Старик ей: - Ты, Сова, -отчаянная ____________, уши торчком, _______ крючком. Ты от ___________ хоронишься, _________ сторонишься, - какой я тебе друг?

Приложение 4

Знаю

Узнал

Хочу узнать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Суетина Елена Константиновна Учитель начальных классов МБОУ «Боровская ОШ»

Слайд 2

Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях- Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь И лучше знакомых зверюшек Узнаешь дружок и поймешь!

Слайд 3

Проверка домашнего задания. - На чём играл старый медвежатник? -Что сказал ему колхозник? -Зачем медвежатник пошёл в лес? -Что он услышал, когда отдыхал в лесу? -Какую картину увидел старик в лесу? -Почему старик не застрелил медведя?

Слайд 4

В.В. Бианки. (1894-1959) Когда Виталий Бианки был такого же возраста, как и вы он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать сына каждую травинку, каждую птицу и зверушку. А дома у Бианки был настоящий зоопарк. В их квартире жили: 4 собаки, кошки, лиса. От пола до потолка стояли многочисленные клетки с птицами, в аквариуме жили рыбки, а в террариуме черепахи, ящерицы и змеи.

Слайд 5

Кто это? Всю ночь летает – мышей добывает, А станет светло – спать летит в дупло.

Слайд 7

А вы знаете? С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины . Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой. В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

Слайд 8

Переносное значение Совами -называют людей, которые привыкли поздно ложиться спать и поздно вставать.

Слайд 9

Словарная работа. Утекает - убегает кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту цветень - пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки хорониться - прятаться, таиться раздолье - много места как бы худа не вышло - как бы беды не было чай белить - добавлять молоко в чай пойло - питательное питьё для скота

Слайд 10

Физкультминутка В лесу темно, все спят давно. Все птицы спят… Одна сова не спит, летит, кричит. Совушка0сова, большая голова. На суку сидит, головой вертит, Во все стороны глядит, Да вдруг, как полетит.

Слайд 11

1 группа Почему сова рассердилась на старика?

Слайд 12

2 группа Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

Слайд 13

3 группа Что стали делать мыши?

Слайд 14

4 группа Почему шмели нужны лугу?

Слайд 15

5 группа Что произошло с клевером на лугу?

Слайд 16

6 группа Что произошло с коровой?

Слайд 17

7 группа Что же пришлось сделать старику?

Слайд 18

Рефлексия деятельности на уроке Закончите предложения: «Сегодня я сумел ….» «На сегодняшнем уроке я узнал…»

Слайд 19

Домашнее задание Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...