ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Обучение грамоте | Класс | 1 |
Тема урока | Изучение гласного звука [А], буквы Аа |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1) Изучение гласного звука [А] и буквы Аа; 2) Научить выделять изученные звуки в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова; 3) Наблюдение за особенностями произнесения звуков; 4) Научить характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу; 5) Научить определять место изученной буквы на «ленте букв». | 1) Научить анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах; 2) Развитие умения объяснять смысл пословиц и поговорок; 3) Развитие умения отвечать на вопросы, составлять рассказ по сюжетной картинке. | 1) воспитание интереса к книге; 2) воспитание культуры речи; |
Решаемые учебные проблемы | Слогообразующая роль |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Звук, гласный звук, буква, слог |
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
|
Образовательные интернет-ресурсы |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. - познакомить учащихся с буквами А, а
- Учить выделять ударный слог, делить слово на слоги, из слогов вычленять звуки.
- Развивать фонематический слух.
- Работать над культурой речи.
- Формировать умение четко и правильно выражать свои мысли, вести диалог.
|
Деятельность учителя - Здравствуйте. Вы готовы начать урок? -Я хочу вас поздравить с началом изучения букв. Мы не в первый раз обращаемся к теме учебы, школы. Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! -Ребята, как вы думаете , почему именно азбука развивает ум человека? -Помните такую мудрость- «повторение- мать учения»? -Давайте с вами прежде чем начать изучать новую тему, вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках. На какие две группы можно разделить все звуки речи? -Как разделить слова на слоги? -Молодцы.
| Деятельность учащихся -Здравствуйте. Готовы.
-Потому что, изучив грамоту, человек научится читать, будет знать буквы, изучать другие предметы. -помним.
-Все звуки можно разделить на гласные и согласные.
-Нужно знать сколько в слове гласных, столько и слогов. |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя -Ребята, вам интересно, с каким звуком мы сегодня познакомимся? -Посмотрите здесь больной, очень просит доктора ему помочь! Приехал врач по вызову, а скажите, что просит врач, когда осматривает горло больного? (Скажите:“А-а-а!”) -ребята, отгадайте загадки: Первая книжка Для всех детишек: Учит — мучит, А научит — радует . Что это? -Правильно, у всех на столе есть азбука? -Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит, И называется? -И азбукой и алфавитом мы будем пользоваться на протяжении всего учебного года. - с какого звука начинаются эти два слова? --Как вы думаете, какой буквой обозначается этот звук на письме?
-Так давайте же определим, с каким звуком и буквой мы познакомимся на уроке? - Правильно!
| Деятельность учащихся - да
-А-а-а
-Азбука -да
-Алфавит
Со звука [А]
Буквой А
- С гласным звуком А, и буквой а |
|
|
3.Этап целеполагания и планирования
|
Деятельность учителя На физкультминутке мы определим, какие овощи и фрукты мы возьмём с собой, а какие нам не нужны. Если в слове есть звук [а], мы стоим и хлопаем в ладоши, если нет звука [а],приседаем – слово нам не нужно. (Салат, морковь, ананас, помидор, огурец, арбуз, капуста, чеснок, перец, кабачок.)
| Деятельность учащихся Выполняют указанные действия. |
4 ЭТАП"Открытие" нового знании.
|
Деятельность учителя - знакомство со звуком [А]
Беседа по картинкам Азбуки. -Ребята, откройте страницу 20-21 Азбуки. Рассмотрите картинки. Где сидят звери? -Назовите животных, изображенных на картинке? -Кто учит зверей? Что она держит в руках?
-Ребята, а посмотрите, что нарисовано в рамочке с правой стороны? -Как называется этот цветок? -С какого звука начинается это слово? -А с какой буквы? -А что еще изображено на картинке? -С какого звука начинается это слово? Разбор предложения, чертеж схемы: -Давайте составим предложения к предложенной в учебнике схеме. Подходит к нашей схеме? -Зарисуйте в тетради.
Слого-звуковой анализ слова «Астра» на слух. -Произнесем слово «Астра» по слогам - Сколько слогов в этом слове? -Почему? - Произнесем первый звук, какой он? -Ребята, гласные звуки мы с вами будем обозначать красным цветом. -Произнесем второй звук -Какой он? -Как обозначаем его на схеме? -Какой третий звук? -Какой он? -Давайте прочитаем второй слог: -Какой первый звук в этом слове? -Мы его отдельно произносим? -Какой звук второй? -В какое он входит? Обозначим теперь на схеме?
-Давайте произнесем слово целиком, чтобы поставить ударение -Какой слог ударный?
-Напомните мне, с какого звука мы начинаем произносить слова «Астра» «Арбуз»
Слого-звуковой анализ слова с опорой на схему. -Ребята , на доске вы видите схему? Какому слову она соответствует? -Докажите. Узнавание звука в других словах: -Назовите слова, в которых есть звук [А]? -А теперь я вам назову слова, а вы скажите, в каких звук [А] есть, а в каких нет: пирог, ужин, завтракать, Москва, каток, обед, айва
Знакомство с буквой А. Гласный звук «А» записывается буквой, которая так и называется: гласная буква «А». Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем. (Учитель показывает карточку с изображением буквы Аа (презентация). - Почему на с.25 изображены 2 буквы «А» и «а»? Ребята начало предложения начинается с заглавной буквы А. Также имена собственные мы пишем с заглавной буквы А. -На каком фоне должна находиться буква А? -Почему?
| Деятельность учащихся
- в школе. В лесном классе.
-лиса. ЕЖИК, белка, зайчик. сова -Сова. Пытается научить зверей, Листок с буквой А
-цветок -Астра -со звука [А] -с буквы А
-Арбуз -Со звука [А]
Звери учатся читать
-аст-ра -2 -Потому что 2 гласных звука в этом слове -[а]- он гласный
[c] -Согласный -[т] -Согласный -«ра» - [р] -нет -[а] -РА
-Аст-ра
-первый
-Эти слова мы начинаем произносить со звука [А]
-Арбуз
-2 гласных звука, 3 согласных, второй слог ударный.
-Лампа, доска, ананас, апельсин
-на красном - так как она обозначает гласный звук. |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
Деятельность учителя -Ребята давайте прочитаем с вами стишок на страничке 24 и выделим слова, в которых есть звук [а] -Подберите слова, в которых звук [а] стоит вначале слова?\ -А в середине предложения? -а в конце слова? -Молодцы.
(Анализ предложений) -Ребята, давайте составим маленький рассказ по картинкам на странице 24-25 Азбуки. (Что делает Сова? Где сидят звери? Хотят ли звери учиться?) -Ребята, нужно ли изучать Азбуку? -А подходит ли это предложение к нашей схеме в учебнике? (Азбуку нужно изучать) -Ребята, откройте страничку 26. Знакомы ли вам персонажи на картинке сверху? -Из какой сказки? -А какие зверята пришли к доктору? -а в каких из этих слов мы слышим звук [А]? -а в слове «Айболит» есть звук [А]? -Что просит сказать доктор, чтобы проверить не болит ли горло? -Правильно. А как плачет Аленушка, увидев, что Иванушка превратился в козлёночка? -Ребята, а что вы видите на последней картинке? -Вы знаете , что это за цветы? -Обратите еще раз внимание на то, что красным квадратиком в схеме обозначается гласный звук. -во всех ли словах есть звук [А]? -в каких есть? -в каком слоге? -Ребята, на доске я записала пословицу «Азбука- к мудрости ступенька», как вы ее понимаете? Знакомство с лентой букв. -Откройте страничку27. Под картинками вы увидите табличку. Эта таблица называется лентой букв и будет служить основой для характеристики букв. Буквы, которые располагаются на розовой части ленты, отражают гласные звуки. А буквы, которые будут на синей строчки, обозначают согласные звуки. Первой изученной буквой является какая буква? Таблицу мы будем заполнять по мере изучения букв
| Деятельность учителя
-АккурАтность, человекА, крАсит. -Арбуз, акация, аист -Барабан, заяц, вагон -лиса, сова, мама, сестра
-Сова учит Детей. Звери сидят за партами. Все хотят учиться.
-да, Азбуку нужно изучать -подходит.
-Да -Доктор айболит -Заяц, медведь, волк и лиса .-Заяц , лиса -да -открыть рот и сказать «а-а-а-а» -а-а-а-а
-цветы. -Мак, Роза, Ирис
-нет -Мак, роза -мак -в первом, роза- во втором -Изучив азбуку, можно стать мудрым, научиться читать книги и изучать другие предметы.
-Буква А |
|
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. |
Деятельность учителя - С каким новым звуком и новыми буквами мы познакомились? - Дайте характеристику звуку [а]. -Как на письме обозначают звук [а]? -Понравился ли вам урок? - Всем спасибо за интересную и дружную работу.
| Деятельность учащихся -Мы познакомились со звуком[а], буквами А, а. -Звук [о] гласный, , бывает ударным или безударным. -буквой Аа - да.
|
8 ЭТАП Домашнее задание. Составить рассказ по иллюстрациям на страничке 26. |