Адаптированная программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 классов (VII вид)
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Представлена адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" для обучения учащихся 1 классов 7 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_literaturnoe_chtenie_permyakova_darina_yarkova_lf.docx | 117.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Директор МБОУСОШ№1 г. Советский
________________________ Т.В. Дидич ________________А.В. Бричеев
«28» августа 2014 г. «1» сентября 2014 г.
Адаптированная программа учебного предмета
«Литературное чтение»
для Брагина Ивана, Пермяковой Дарины,
обучающихся 1 «а», 1 «б» классов
2014 - 2015 учебный год
Учитель: Яркова Лилия Федоровна
Квалификационная категория: первая
Программа составлена в соответствии с Программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010. Авторы: Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др., авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011. Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение»
Количество часов по учебному плану на 2014-2015учебный год: 132 часа
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от «28» августа 2014 г.
г. Советский
2014 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина и др. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. – М.: Парадигма, 2010, авторской программы «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. - Москва: Просвещение, 2011. Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение».
Учебники:
Азбука. 1 класс. Учебник в 2 ч. (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина)- М.: Просвещение, 2012г.
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская). М.: Просвещение, 2012
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Пермякова Дарина, обучающаяся 1 «б» класса выведена решением районной ПМПК на обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
Особенности Пермяковой Дарины:
Низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушена лексическая и грамматическая сторона речи. Девочка не посещала детский сад, замкнутая, необщительная.
Брагин Иван, обучающийся 1 «а» класса выведен решением районной ПМПК на обучение в компенсирующем классе. Обучается в данной группе с целью создания условий для успешной адаптации и усвоения программного материала.
Особенности Брагина Ивана:
Познавательные интересы соответствуют возрасту, средний уровень речи, активный словарь соответствует норме, лексическая и грамматическая сторона речи не нарушены. Иван посещал детский сад, выведен на индивидуальное обучение по результатам дошкольной диагностики по поведению, так как работает и общается со взрослыми не всегда адекватно, а по желанию. Может отказаться заниматься и просидеть весь урок. Замкнут, изолирован от других детей, трудно вступает в коммуникацию, предпочитает находиться один.
Исходя из особенностей данной группы детей, на уроках литературного чтения решаются следующие специфические коррекционные задачи:
– преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте и развитие речи», формирование правильного слогового чтения;
– формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
– формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
– развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
– преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
– развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
– привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Обучающиеся с помощью учителя учатся устанавливать последовательность и причинность событий в несложном рассказе, сказке; находить с помощью выборочного чтения отрывки из текста, характеризующие героя, события; оценивать поступки действующих лиц, близкие опыту учеников, выявлять их мотивы; определять основную мысль произведения, переживания героев, своё отношение к ним; находить в произведении меткие слова и выражения, изображающие события и героев; представлять прочитанное и рисовать «словесные картинки» к тексту, сочинять продолжение сюжета, новую концовку или сказку.
В связи с чтением формируются речевые умения детей с ограниченными возможностями здоровья: самостоятельно находить в прочитанном тексте недостаточно понятные слова и выражения, выяснять их значение; определять с помощью учителя границы законченных по смыслу отрывков текста и коллективно озаглавливать их для составления плана; выделять основное в содержании части и рассказа в целом; передавать содержание прочитанного; иллюстрировать текст «словесными картинками»; составлять рассказ-описание и рассказ-повествование по отрывкам из прочитанного произведения.
Общая характеристика учебного предмета
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно- познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально- нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умение слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно- познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текса (его темой, главной мыслью), овладевают таким речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно - познавательный тексы, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно- художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно- нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно- чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 132 часа (4 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 92 часа – обучение грамоте и 40 ч–литературное чтение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- воспринимать на слух художественный текст ( рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений:
- различать рассказ и стихотворение.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Обучение грамоте 1 класс (92 часа)
Название раздела | Кол-во часов | Коррекционно-развивающая направленность |
Добукварный период | 17 ч | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря; развитие умений делать простейшие выводы и обобщения; коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи; развитие умений делать простейшие выводы и обобщения; коррекция и развитие концентрации и объёма внимания; коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе |
Букварный период | 55 ч | |
Послебукварный период | 20 ч | |
ИТОГО: | 92 ч |
Литературное чтение (40 ч)
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | |
Коррекционно-развивающая направленность | |||
1 | Вводные уроки | 4 | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря; развитие умений делать простейшие выводы и обобщения; коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи; развитие умений делать простейшие выводы и обобщения; коррекция и развитие концентрации и объёма внимания; коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе |
2 | Жили-были буквы | 7 | |
3 | Сказки, загадки, небылицы | 7 | |
4 | Апрель, апрель. Звенит капель! | 5 | |
5 | И в шутку и всерьез | 6 | |
6 | Я и мои друзья | 7 | |
7 | О братьях наших меньших | 7 | |
Итого: 40 ч |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебная литература
Для учителя:
О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова Поурочные разработки по обучению грамоте. Чтение и письмо. 1 класс М.: ВАКО, 2014г.
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.
Для учащихся:
Учебники
Азбука. 1 класс. Учебник в 2 ч. (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина)- М.: Просвещение, 2012г.
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская). М.: Просвещение, 2012
Рабочие тетради и пособия
Прописи в 4 ч. 1 класс (В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова)- М.: Просвещение, 2014 г.
Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2014
Материально-техническое обеспечение:
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей
Технические средства обучения
Классная магнитная доска
Компьютер и проектор
Маркерная доска
Колонки
Экранно-звуковые пособия
Электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого (CD);
Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова (CD)
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Оборудование класса
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 уч. год
Блок «Обучение грамоте» (92 часа)
№ п/п | Тема урока | Основное содержание уроков | Характеристика основных видов деятельности ученика | Коррекционная работа | Дата по плану | Дата по факту | |||||
Добукварный период (17 часов) | |||||||||||
Азбука – первая учебная книга (с.3-4) | Что такое азбука? Условные обозначения в «Азбуке» | Научатся пользоваться учебником, соблюдать гигиенические требования посадки при чтении; ориентироваться в учебнике «Азбука», задавать вопросы и отвечать на них, составлять рассказ по картинке | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря | 2.09 | |||||||
Речь письменная и устная | Азбука, речь, письменная, устная речь | Научатся понимать различия между устной и письменной речью. | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 3.09 | |||||||
Предложение (с. 6-7) | Азбука, речь, предложение. Членение речи на предложения с использованием графических схем. Русские народные сказки. | Научатся понимать различия между предложением и словом, быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 4.09 | |||||||
Устная речь. Слово и слог (с. 8-9) | Слово, слог. Членение слова на слоги с использованием графических схем. | Научатся делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 5.09 | |||||||
Ударение. Ударение в словах (с.10-11) | Слово, слог, ударение, ударный слог | Научатся делить слова на слоги, определять количество слогов в словах, ставить ударение, составлять предложения на заданную тему. | Обогащение активного словаря | 9.09 | |||||||
Звуки в окружающем мире и в речи (с.12-13) | Звуки, звук и буква, звуки природы, звуки человека. | Получат представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. | Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания | 10.09 | |||||||
Звуки речи: гласные и согласные (с.14) | Звуки речи, гласные звуки, согласные звуки. | Научатся различать согласные и гласные звуки, различать звук и букву | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 11.09 | |||||||
Деление слов на слоги (с.15) | Звуки, слоги, схемы слогов, слов, ударение | Научатся делить слова на слоги, ставить ударение на нужном слоге, слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки, приводить примеры неречевых звуков | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения | 12.09 | |||||||
Как образуется слог? (с.16-17) | Слог – слияние, ударный слог, слово | Научатся понимать смысловое значение интонации, сравнивать слог-слияние со слогом, состоящим из одного гласного звука, составлять предложения с опорой на рисунки и схемы | Обогащение активного словаря | 16.09 | |||||||
Гласные и согласные звуки. Повторение - мать учения. (с.18-19) | Звуки, гласные, согласные, слоги, ударение | Научатся определять количество звуков в слове, их последовательность, различать звуки | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе | 17.09 | |||||||
Знакомство | Алфавит, звуки, буквы | Получат представление об алфавите, буквах как знаках звуков. | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря | 18.09 | |||||||
Гласный звук [а], буквы А, а (т с.21-23) | Гласный звук, заглавная, строчная буквы, печатные и письменные буквы, «лента букв» | Познакомятся с буквами А, а. Научатся: озвучивать буквы, проводить слого-звуковой анализ слова, приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 19.09 | |||||||
Гласный звук [о], буквы О, о (с. 24-27) | Пословица, артикуляция, буквы О, о как знаки звука [о], заглавная, строчная буквы | Научатся: выделять звуки [а] и [о] из речи, четко и правильно выражать свои мысли, читать предложение | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 23.09 | |||||||
Гласный звук [и], буквы И, и ( с.28 -31) | Схема слова, слого-звуковой анализ, заглавная, строчная буквы | Научатся: выделять звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, проводить звуко-буквенный анализ слова | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 24.09 | |||||||
Гласный звук [ы], буква ы (с.32-35) | Показатели твердости и мягкости, буква ы как знак звука [ы] | Научатся: выделять из речи гласный звук | Обогащение активного словаря | 25.09 | |||||||
Гласный звук [у], буквы У, у (с.36 -38) | Заглавная буква, слог-слияние, предлог | Познакомятся с буквой у как с целым словом. Научатся выделять звук [у] из речи; составлять схемы предложений. | Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания | 26.09 | |||||||
Гласные звуки и буквы (с.39) | Гласные звуки и буквы, слоги, ударение, схемы слов | Обобщение знаний о гласных звуках и буквах, чтение слогов и предложений с изученными буквами, соотнесение схем и слогов и слов. | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 30.09 | |||||||
Букварный период (55 часов) | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения | Букварный период (55 часов) | |||||||||
Согласные звуки [н], [н'], буквы Н, н (с.40-43) | Звонкий согласный звук, слог-слияние; Русь, Родина, богатырь | Научатся давать характеристику звукам [н], [н’] как твердым, мягким, звонким, составлять предложения к предложенным схемам, озвучивать печатные буквы вслух | Обогащение активного словаря | 01.10 | |||||||
Согласные звуки [с], [с'], буквы С, с (с.44 – 47) | Глухой согласный звук; пословица, чистоговорка | Научатся: выделять звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, отмечать особенности их произнесения, различать согласные звуки и буквы, четко и правильно выражать свои мысли | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе | 2.10 | |||||||
Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к (с.48 – 51) | Звуковые схемы, глухой парный звук, твердый и мягкий; скороговорка, ребусы, сюжетные картинки | Научатся: находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новыми согласными звуками, различать звуки по твердости и мягкости, читать слова с изученными буквами, пересказывать отрывки из знакомых сказок. Научатся: читать слова с изученными буквами, умению вести беседу по заданной тематике. Овладеют практическим понятием образования единственного и множественного числа слов, обозначающих предметы (один – много) | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря | 3.10 | |||||||
Согласные звуки [т], [т'], буквы Т, т ( с.52 – 55) | Звуковые схемы, глухой парный звук, твердый и мягкий; картинный план, автор, произведение | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 7.10 | ||||||||
Согласные буквы. Правописание имен собственных ( с.56-57) | Предложение, точка, вопросительный знак, восклицательный знак, имена собственные | Научатся: читать на диапазоне всех изученных букв, группировать, систематизировать звуки и буквы, их обозначающие, интонационно правильно читать предложения, подбирать слова, противоположные по значению, определять разные значения одного слова, объяснять употребление заглавной буквы в предложениях и словах | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 8.10 | |||||||
Звуки [л], [л’], буквы Л, л (с.58-61) | Звуковые схемы, звонкий звук, твердый и мягкий, слог и ударение | Научатся: находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новыми согласными звуками, различать их по твердости и мягкости, читать слова с изученными буквами; составлять несколько связанных между собой предложений. | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 9.10 | |||||||
Чтение слов с буквой Л (с.62-63) | Обогащение активного словаря | 10.10 | |||||||||
Звуки [р], [р’], буквы Р, р (с.64-67) | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова; словесная картина | Научатся: вычленять в речи согласные звуки [р], [р’], обозначать их в письменной речи; проводить фонетический анализ слов; распространять предложения; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; различать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости; | Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания | 14.10 | |||||||
Звуки [в], [в’], буквы В, в (с.68-71) | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова; словесная картина, слоги, имена собственные | Узнают буквы В, в. Научатся: вычленять в речи согласные звуки [в], [в,], обозначать их | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 15.10 | |||||||
Гласные буквы Е, е. Чтение слов с буквой е (с.72-74) | Слогообразующая роль гласных. Обозначение буквой е звуков [й], [э] в начале слова и после гласной буквы. | Узнают, что буква е после мягких согласных обозначает звук [э] и указывает на мягкость согласного. Научатся обозначать звук [э] и мягкость согласного звука буквой е; читать слоги и слова с изученными буквами; составлять по картинкам 2–3 связных предложения | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения | 16.10 | |||||||
Буква Е – показатель мягкости согласных (с.75-77) | Обогащение активного словаря | 17.10 | |||||||||
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п (с.78-80) | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова, словесная картина, слоги, сопоставление звуков п и т | Научатся: вычленять в речи согласные звуки [п], [п’], обозначать их в письменной речи, читать слоги и слова с изученными буквами, соотносить изученные буквы со звуками; составлять сюжетный рассказ по картинке | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе | 21.10 | |||||||
Чтение слов с буквой П (с. 81- 83) | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря | 22.10 | |||||||||
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м (с.84-86) | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова, словесная картина, слоги, имена собственные | Научатся: вычленять в речи согласные звуки [м], [м’], читать слоги и слова с изученными буквами; проводить фонетический анализ слов; составлять сюжетный рассказ по картинке, строить самостоятельные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 23.10 | |||||||
Чтение слов с буквой М (с.87-89) | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 24.10 | |||||||||
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з (с.90-92) | Оглушение согласных в словах, в конце и в середине слова перед глухими согласными. Тема текста, главная мысль текста | Научатся: выделять в речи согласные звуки | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 28.10 | |||||||
Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (с.93-95) | Обогащение активного словаря | 29.10 | |||||||||
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б (с.96-99) | Различать понятия «форма слова» и «родственные слова». Парные согласные звуки; тема текста | Научатся: выделять в речи согласные звуки | Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания | 30.10 | |||||||
Чтение слов с буквой б. | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 31.10 | |||||||||
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д (с.104-106) | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова, словесная картина, слоги, имена собственные, профессии людей | Научатся: выделять в речи согласные звуки | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения | 10.11 | |||||||
Чтение слов с буквой д. | Обогащение активного словаря | 11.11 | |||||||||
Гласные буквы Я,я (с.110-112) | Буква, состоящая из двух звуков, звуковые схемы. Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий; ребусы, многозначные слова, | Узнают, что буква я в начале слова и после гласной обозначает два звука. Научатся: обозначать слияние [й’а] буквой я, объяснять разницу между количеством букв | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе | 13.11 | |||||||
Чтение слов с буквой Я(с.113-114) | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря | 14.11 | |||||||||
Буква Я – показатель мягкости согласного (с.115-117) | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 17.11 | |||||||||
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г (с.118-120) | Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий звуки | Научатся: вычленять в речи согласные звуки [г], [г’], обозначать их в письменной речи, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами, подбирать однокоренные слова; различать звуки [г] и [к], [г’] и [к’] | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 18.11 | |||||||
Чтение слов с буквой г. | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 20.11 | |||||||||
Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч | Звуковые схемы, глухой, мягкий звуки. Правила написания слияний ча, чу | Научатся: выделять в речи согласный звук [ч’], читать слоги и слова с изученными буквами, использовать при письме правила написания ча и чу | Обогащение активного словаря | 21.11 | |||||||
Чтение слов с буквой Ч. Сочетания ча-чу | Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания | 24.11 | |||||||||
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. Звуковые схемы, глухой, звонкий звуки, твердый и мягкий звуки | Узнают особенности буквы ь. Научатся: различать мягкие и твердые согласные звуки, читать слоги, слова с изученными буквами, производить слого-звуковой анализ слов, устанавливать количество звуков в слове, обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слова | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 25.11 | |||||||
Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения | 27.11 | |||||||||
Твердый согласный звук | Понятия твердых глухих согласных звуков, после которых не пишется буква ы, термин «шипящие согласные звуки» | Узнают правило правописания сочетания ши. Научатся: выделять в речи согласный звук | Обогащение активного словаря | 28.11 | |||||||
Звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе | 1.12 | |||||||||
Твердый согласный звук | Слова-предметы, парные согласные, шипящие звуки. Правила проверки парных согласных в конце слова | Узнают буквы Ж, ж. Научатся: выделять согласный звук [ж], читать слоги и слова с этим звуком, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ж] звонкий и всегда твердый; составлять рассказ по сюжетной картине. Узнают правило правописания сочетаний жи – ши. | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря | 2.12 | |||||||
Чтение слов с буквами ж и ш | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 4.12 | |||||||||
Сочетания жи-ши, чтение слов | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 5.12 | |||||||||
Гласные буквы Ё, ё | Обозначение буквой ё звуков [й], [о] в начале слова и после гласной буквы. Звукобуквенный анализ слов. | Узнают, что буква ё в начале слова и после гласной обозначает два звука. Научатся: вычленять в словах звуки [й’о], обозначать эти звуки буквами Ё, ё, производить звуковой анализ слов; читать слова и небольшие тексты с изученными буквами | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 8.12 | |||||||
Буква Ё, ё – показатель мягкости | Обогащение активного словаря | 9.12 | |||||||||
Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й | Смысловая интонация, примыкание к слогу-слиянию | Узнают, что звук [й’] всегда мягкий, звонкий согласный звук. Научатся: вычленять в словах звук [й’], обозначать этот звук буквами Й, й; читать слова и небольшие тексты с изученными буквами | Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания | 11.12 | |||||||
Чтение слов с буквой й | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 12.12 | |||||||||
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х | Непарные согласные звуки | Узнают буквы Х, х. Научатся: выделять в словах звуки [х], [х’], производить звукобуквенный анализ слов, читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами плавно и безошибочно; отвечать и задавать вопросы по содержанию текста, озаглавливать текст | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения | 15.12 | |||||||
Чтение слов с буквой х | Обогащение активного словаря | 16.12 | |||||||||
Твёрдые и мягкие согласные | Твёрдые и мягкие, парные и непарные согласные звуки | Научатся: читать слоги, слова, предложения и не-большой текст с изученными буквами внятно, безошибочно, выразительно; сопоставлять звуки [г] – [г’], | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе | 18.12 | |||||||
Гласные буквы Ю, ю. | Звуковые схемы, гласный звук, обозначающий два звука. Понятие гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии | Узнают, что буква ю в начале слова и после гласной обозначает два звука. Научатся: производить звукобуквенный анализ слов, давать характеристику изученным звукам, читать слоги, слова, предложения и небольшой текст с изученными буквами | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря | 19.12 | |||||||
Чтение слов с буквой Ю | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 22.12 | |||||||||
Твердый согласный звук | Твердый глухой согласный звук, написание с буквами ы и и | Научатся: вычленять в словах звук [ц], производить звукобуквенный анализ слов; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 23.12 | |||||||
Чтение слов с буквами Ц, ц | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 25.12 | |||||||||
Гласный звук[э]. Буквы Э, э | Буква э не пишется после согласных букв ч, ш, ц, ж | Научатся: вычленять в словах звук [э], производить звукобуквенный анализ слов; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами | Обогащение активного словаря | 26.12 | |||||||
Чтение слов с буквами Э, э | Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания | 12.12 | |||||||||
Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу | Правила правописания сочетаний ща и щу. Глухой, всегда мягкий непарный согласный звук. | Узнают, что звук [щ’] всегда мягкий. Научатся: вычленять в словах звук [щ’], производить звукобуквенный анализ слов; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами Получат представление о правописании сочетаний ща, щу. Научатся читать слоги, слова и предложения с изученными буквами | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 13.01 | |||||||
Чтение предложений | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения | 15.01 | |||||||||
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф | Сопоставление и сравнение парных согласных – звонких и глухих; сопоставление | Научатся: вычленять в словах звуки [ф], [ф’], производить звукобуквенный анализ слов, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами | Обогащение активного словаря | 16.01 | |||||||
Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе | 19.01 | |||||||||
Буква Ъ-твёрдый знак. | Ь и ъ как показатели того, что согласный при произношении не должен сливаться | Узнают о функции ь и ъ. Научатся: производить звукобуквенный анализ слов с опорой на схему; читать слова с разделительными ь и ъ, небольшой текст с изученными буквами, выполнять задания к стихотворным текстам | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря | 20.01 | |||||||
Правописание слов с Ъ и Ь | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 22.01 | |||||||||
Русский алфавит. | Понятие «алфавит» | Узнают последовательность букв в русском алфавите. Научатся: производить звукобуквенный анализ слов; читать слова, предложения и небольшие тексты с изученными буквами, анализировать «ленту букв»: называть группы букв | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 23.01 | |||||||
Послебукварный период (20 часов) | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | Послебукварный период (20 часов) | |||||||||
73. Как хорошо уметь читать! | Система знаний о звуках | Научатся: определять содержание текста на основе названия, сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием, разыгрывать фрагмент текста по ролям | Обогащение активного словаря | 26.01 | |||||||
Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | Герои произведения, чтение по ролям. | Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания | 27.01 | ||||||||
К. Ушинский «Наше отечество» | Чтение текста. Уметь ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Получат представления о России, Родине. Научатся: правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, слушать рассказы учителя на основе иллюстрации, подбирать слова, близкие по смыслу к слову «отечество» | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 29.01 | |||||||
История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские». | Первоучители словенские | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения | 30.01 | ||||||||
В.Крупин «Первый букварь» | Первые печатные русские учебники | Научатся: правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, определять известную и неизвестную информацию в тексте, делать подписи к иллюстрации на основе текста | Обогащение активного словаря | 02.02 | |||||||
А.С. Пушкин. Сказки | Творчество А. С. Пушки- на – сказки | Научатся: рассказывать наизусть отрывок из стихотворения, соотносить иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке, определять название сказки на основе иллюстрации | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе | 3.02 | |||||||
Л.Н. Толстой о детях | Рассказ, его отличие от сказки, чтение по ролям | Научатся: правильно, плавно, бегло, выразительно читать по ролям, определять смысл поступка героев, соотносить поступки героев со своими поступками, находить рассказы из «Азбуки» Л. Толстого в учебнике | Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря | 5.02 | |||||||
К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель | Педагог и писатель. Пересказ | Научатся: правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, пересказывать прочитанное, объяснять смысл названия рассказов, соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 6.02 | |||||||
Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница») | Кроссворд | Научатся: читать любое стихотворение К. И. Чуковского, правильно осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на нем | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 9.02 | |||||||
В. В. Бианки «Первая охота» | Как «разговаривают» животные и птицы | Научатся: правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов | Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | 10.02 | |||||||
Творчество С. Я. Маршака | Кто такой Угомон? | Научатся: декламировать стихотворение С. Маршака (читать наизусть), правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему; определять тему выставки на основе предложенных вариантов | Обогащение активного словаря | 12.02 | |||||||
Творчество М. М. Пришвина | Как М. М. Пришвин «разговаривал» с елочками? | Научатся: правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, задавать вопросы по теме, рассказывать о герое произведения с помощью опорных слов, воспроизводить диалог героев | Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания | 13.02 | |||||||
Творчество А. Л. Барто | Анализ стихотворения | Научатся: декламировать стихотворение А. Л. Барто (читать наизусть), правильно, осознанно и выразительно читать небольшие стихотворения, рассуждать на заданную тему | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 16.02 | |||||||
Творчество | Анализ поступков героев | Научатся: декламировать стихотворение | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения | 17.02 | |||||||
Б. В. Заходер. Два и три | Пересказ текста | Научатся: правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, определять нравственный смысл стихотворений | Обогащение активного словаря | 24.02 | |||||||
Творчество В. Д. Берестова | Анализ стихотворений | Научатся: декламировать стихотворения | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе | 26.02 | |||||||
Стихи и рассказы детских поэтов и писателей | Чтение стихотворений, интонация, эмоции | Научатся правильно, осознанно и выразительно читать стихотворения наизусть | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | 27.02 | |||||||
Проект «Живая Азбука» | Творческий проект | Развитие творческих способностей | Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения | 2.03 | |||||||
Конкурс чтецов | Чтение стихотворений наизусть | Научатся правильно, осознанно и выразительно читать стихотворения наизусть | Обогащение активного словаря | 3.03 | |||||||
Прощание с Азбукой | Азбука, алфавит | Знать русский алфавит, уметь выступать перед другими | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе | 5.03 |
Блок «Литературное чтение» (40 часов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающейся с нарушением опорно-двигательного аппарата 4 класс.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), с...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы ...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному п...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение»для обучающихся 1 класса...
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" для обучающихся 1-4 классов.
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" для обучающихся 1-4 классов....