Урок по обучению грамоте (чтение) Звуки «д» и «д`». Буква «д»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Полякова Виолетта Ильинична
Цель урока: Развитие навыков звукового анализа и синтеза, а также формирование навыков правильного произношения и написания буквы "Д".
 
Задачи урока:
1. Ознакомить учеников с буквой "Д" и ее звуковым значением.
2. Практиковать произношение и распознавание звука "Д" в словах и предложениях.
3. Обучить учеников правильному написанию буквы "Д" в начале и середине слова.
4. Развивать навыки слушания и восприятия речи.
 
Ход урока:
1. Вводная часть: Преподаватель представляет букву "Д" и объясняет ее звуковое значение. Ученики повторяют звук "Д" и пробуют произнести его в различных словах.
2. Основная часть: Преподаватель предлагает ученикам различные упражнения, чтобы они могли практиковать произношение и распознавание звука "Д" в словах и предложениях. Ученики могут использовать картинки или слова на доске, чтобы найти слова с звуком "Д" и произнести их вслух.
3. Практическая часть: Преподаватель предлагает ученикам писать букву "Д" в начале и середине слова. Ученики могут использовать учебники или рабочие тетради, чтобы практиковать написание буквы "Д". Преподаватель обращает внимание на правильное написание и помогает исправлять ошибки.
4. Заключительная часть: Преподаватель подводит итоги урока, повторяет звук "Д" и просит учеников назвать слова с этим звуком. Ученики делятся своими впечатлениями от урока и задают вопросы, если есть необходимость.
 
Ожидаемые результаты:
1. Ученики знают букву "Д" и ее звуковое значение.
2. Ученики могут произносить и распознавать звук "Д" в словах и предложениях.
3. Ученики могут правильно писать букву "Д" в начале и середине слова.
4. Ученики развивают навыки слушания и восприятия речи.
 
Примечание: Урок можно дополнить различными играми и заданиями, например, составлением слов из букв "Д" или чтением иллюстрированных историй, в которых встречаются слова с звуком "Д".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект урока по обучению грамоте

(чтение)
Составленный

Поляковой Виолеттой

Санкт-Петербург

2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Чтение

Класс

Д

Тема урока

Звуки «д» и «д`». Буква «д»

Дидактическая цель

Создать условия для закрепления знаний о звуках [д], [д'] и букве д.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1: положительного отношение к урокам русского языка (чтения);

Л2: прививать интерес к учению;

Л3: интерес к языковой и речевой деятельности;

Л4: умение принимать участие в обсуждении поставленных вопросов.

МР1: учить учащихся определять цель урока с помощью учителя;

МР2: использовать полученные знания в жизненных ситуациях;

МР3: прилагать волевые усилия для достижения цели;

МР4: оценивать результаты своей работы;

МР5: анализировать свою работу;

МК1: прививать навыки работы в группах;

МК2: уметь слушать и понимать речь других;

МК3: осознанно отвечать на вопросы учителя;

МК4: строить понятные для одноклассников высказывания;

МК5: задавать вопросы, приводить убедительные доказательства;

МК6: формировать умения читать вслух и понимать прочитанное.

П1: познакомить со звуками [д], [д'] и буквой Д;

П2: учить составлять план исследования звука;

П3: определить место звуков в словах.

Решаемые учебные проблемы (учебная задача)

[д], [д'] – что это за звуки?

Образовательные технологии, используемые на уроке (в т.ч. рефлексивные технологии)

Приёмы диалоговых, здоровьесберегающих, ИКТ, рефлексивных технологий.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Образовательные ресурсы:

Для учителя

1. Литература

2. Интернет-ресурсы

Для ученика:

 

Учебник Русский язык, 1 класс.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/11/22/zvuki-s-i-s-bukva-ss

               

               ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

ПР

I.Орг. момент

Здравствуйте ребята. Меня зовут Виолетта Ильинична . Сегодняшний урок чтения проведу у вас я.

Проверьте, чтобы на парте лежали листочки, пенал и букварь.

Теперь тихонько садимся. Сначала девочки. Потом мальчики.

II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся

-Чему мы учимся на уроках чтения?

-А зачем нам нужно уметь читать?

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать еще одну букву и звуки, которые она обозначает.

Я вам сейчас скажу три слова,

они вам подскажут, какую букву мы будем сегодня изучать:

Дуб, дорога, дятел.

Как быстро вы ответили, молодцы! Давайте проверим, правы ли вы.

Откройте свои азбуки на странице 12. И скажите мне, что мы сегодня будем изучать. Молодцы. Значит, правы ли мы были?

Итак, значит, какая тема нашего урока?

Значит какую цель мы поставим перед собой?

III. Целеполагание, мотивация учебной деятельности учащихся.

Давайте вместе правильно произнесем эту букву, только тихо, как мышки.

Буква Д.

Давайте попробуем пропеть звук д.

Встречаем ли мы преграды при произнесении этого звука?

Значит какие звуки обозначает эта буква?

Ребята, а почему буква «д» раскрашена в синий и зеленый цвет, как вы думаете?

Молодцы. Я сейчас вам произнесу звуки буквы «д» – твердый и мягкий. Послушайте: [д], [д’].

Какой звук я первый назвала: твердый или мягкий?

Молодцы. Давайте вместе его произнесем.

С какими буквами дружит буква д, когда обозначает твердый звук?

А теперь давайте произнесем вместе мягкий звук [д’].

С какими буквами дружит буква д, когда обозначает мягкий звук?

Молодцы.

А буква «д», ребята, как вы думаете, обозначает глухой или звонкий звук?

Молодцы.

IV.Первичное закрепление в знакомой ситуации.

Посмотрите на картинку в азбуке. Что на ней нарисовано?

Дом, точно.

У кого стоит такой деревянный дом на даче?

Молодцы. А буква Д какой звук обозначает в этом слове– твердый или мягкий?

Кто считает, что твердый – руки вверх. Кто считает, что мягкий – руки на парте.  

Молодцы те, кто поднял руки вверх.

Давайте обратим внимание на звуковой разбор слова «дубы».

Как вы думаете, почему в этом разборе нет зеленых кружочков?

А какие звуки обозначают синие кружочки?

Какие твёрдые согласные есть в слове «дубы»?

А красные кружочки – это что?

Молодцы.

А теперь давайте посмотрим на звуковой разбор слова «дети». Какие мягкие звуки здесь есть?

С какими буквами дружит буква д, обозначающая мягкий звук?

Ребята, вы большие молодцы.

Давайте с вами проведем небольшую физминутку.

Ребята, а на что похожа буква Д?

Откройте свои учебники на странице 12. И обратите внимание вот на  рамочку. Давайте правильно произнесем все слоги.

Я сейчас буду показывать вам указкой, что мы будем читать, а вы повторяете за мной звуки.

(Учитель показывает указкой, какие слоги читать). Молодцы!

Запишите себе три любых слога в тетрадь для печатанья.

А посмотрите, ребята, прямо под словом дети у вас два слова написаны. Кто может их прочитать?

Как вы думаете, а почему Дима с большой буквы пишется?

Молодцы!

А есть среди вас Димы?

А сейчас давайте поиграем. Возьмите синий и зеленый карандаш. Я буду говорить вам слог со звуком [д] или [д’]. Если я говорю слог со звуком [д] – поднимаете синий карандаш. Если я говорю слог со звуком [д’] – поднимаете зеленый карандаш.

Да, ди, ду, дю, до, ды, дэ, де. 

Вы большие молодцы!

Физкультминутка

Когда я называю слова, которые начинаются со звука [д] – тянитесь на носочки, а со звука [д’] – приседайте

Дуб, дом, дятел, Дима, Даня, дорога, дети, дерево.

Молодцы!

Давайте прочитаем текст, который нам предложен. Читают по цепочке.
-Где были дети?

Как вы это поняли?

Что они увидели около дуба?

Из чего вырос дуб?

А что такое жёлудь? Это съедобное?

Ребята, а слово дубок с какой буквы начинается?

Какой звук обозначает буква д?

Молодцы.

Давайте придумаем название к тексту, какое подойдёт?

Под нашим текстом есть загадка, кто хочет её прочитать?
Какой ответ у загадки?

Посмотрите внимательно ,под загадкой у нас есть скороговорка, кто хочет прочитать её?

А кто может проговорить скороговорку быстрее?

А кто ещё быстрее?
Молодцы!
Посмотрите на страницу 13 ,тут есть ещё одна скороговорка, давайте попробуем её прочитать так же.

Кто хочет прочитать текст?

Что свили на дереве дрозды?
Какая кличка была у кота?
Что защищали дрозды?
Как вы думаете ,почему птицам удалось победить кота?

V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Следующее задание я предлагаю выполнить в парах.
На доске слоги и буквы, которые
случайно рассыпались. Из них нужно составить слова. На эту работу даю вам 2 минуты. Время пошло. (Учитель ходит по рядам и смотрит, кто как справляется с работой). У какой пары получилось 5-6 слов?
Прочитайте слова.

да

ро

яд

до

яго

со

вед

доб

га

дя

VI.Итог урока. Оценивание.
- Я хочу проверить, как хорошо вы знаете букву «д». А для этого я приготовила игру «верю-не верю».
Если вы верите, то поднимаете руки вверх, а если не верите – то держите их на парте.
1. Буква «д» обозначает согласный звук.
2. Буква «д» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
3. В слове дети буква «д» обозначает твёрдый звук.
4. В слове Дима только одна буква «Д».
5. В слове дом буква «Д» обозначает твердых звук.

VI.Рефлексия.
-Достигли ли мы поставленной цели?
-Кому было трудно?
-Что было интересно?
Вот сколько всего мы узнали! Если вам понравился урок – поднимите руки вверх, а если нет – не поднимайте.
«Спасибо за урок!»

Приветствуют

Проверяют готовность к уроку

Садятся

Изучаем буквы, звуки, учимся читать.

Чтобы быть грамотными, много знать.

 Букву Д.

Букву Д.

Да.

Тема нашего урока звуки [д], [д’], буква Д.

Научится читать слоги и слова с этой буквой.

Буква Д

Встречаем

Согласные

Потому что она обозначает твердый и мягкий звуки.

Твердый.

[д]

А, о, у, ы, э

[д’]

Я, ё, ю, и, е.

Звонкий

и глухой т ть (например, лед, лодка) нужно проговорить, что буква д на письме может обозначать четыре звука!

Дом.

Поднимают руки.

 

Потому что нет мягких согласных звуков

Твёрдые согласные

[д], [б]

Это гласные.  

[д’], и [т’].

«е» и «и»

Физминутка

На дом.

До-де,

Ду-де

Ды-де

До-ди,

Ду-ди,

Ды-ди.

Дима – дерево

Потому что это имя.

Поднимают руки, если есть.

Поднимают зеленый или синий карандаши.

Да-синий карандаш;
Ди-зелёный карандаш

Ду-синий карандаш
Дю-зелёный карандаш
До-синий карандаш
Ды-синий карандаш
Дэ –синий карандаш
Де-зелёный карандаш

Физминутка

Читают текст

В лесу.

Об этом сказано в тексте.

росток

из жёлудя

Это плоды ,которые растут на дубе. Сырые желуди есть нельзя. Это опасно для здоровья

Д

[д]

 

Дубок

Читают


Дерево

Читают сгороговорки

Читают

Гнездо.

Дымка.

Своих птенцов.

Птиц было много, а кот был один.

Ягода, дорога, добро, дядя, ведро, сода.

Отвечают.

Выполняют задание.

1.Поднимают

2.Поднимают

3.Держат на парте

4.Поднимают

5.Поднимают



Да
Поднимают руку
Поднимают руку

Показывают.

2 мин

5 мин

8 мин

15 мин

3 мин

2 мин

Л1

Л2 МР3

Л1 Л2 Л3  МК1  П2

П3

П3

Л2 МР4 П2

Л1 Л2 Л3 МК2 П1 МК1  

П3

П3 МР3

Л2 МР4 П2

Л1

МК2 П1

П1

П1

П1

П3

Л1 Л2 Л3 П3

П1 Л3

Л3 Л2

Л3 П1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

Открытый урок по обучению грамоте (чтение). 1 «А» класс «Изучаем букву З, з.»

Открытый урок обучения грамоте " Изучаем букву З,з". (по УМК «Начальная школа XXI век»). Тип урока: изучение нового. Презентация к данному уроку....

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [д], [д\']. Строчная буква д.»

Конспект разработан по образовательной  системе «Школа 2100».  Учебники «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина...

презентация к уроку обучения грамоте (чтение) "Звуки [с], [с\'] и буква Сс".

Данная презентация составлена по учебнику Горецкого для урока по изучению буквы С....

Разработка урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н »

Разработка урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [н] и [н’]. Буква Н, н »...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....