Программа курса "Смысловое чтение" на основе авторской методики Беденко М.В. для 2-4 классов
учебно-методический материал по чтению (2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения», Беденко М. В. 2-е изд. – М.:ВАКО,- 2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. Предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению во 2-4 классах общеобразовательной школы.
Актуальность программы.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Новизна программы.
Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового
Федерального государственного стандарта. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя.
Педагогическая целесообразность программы
Смысловое чтение – это такое чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой сторон
произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку найти из большого объема информации
нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг у детей.
Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8-10 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 3 года. Количество часов в неделю – 1. За год - 34 часа. За год: во 2 классе - 34 часа, в 3 классе - 34 часа, в 4 классе – 34 часа.
Всего реализуется в объеме 102 часов.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью до 45 минут.
Форма проведения занятий – групповая.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Формы организации внеурочной деятельности: учебное занятие, викторина, КВН, виртуальное путешествие , литературная игра, конкурс – кроссворд, читательская конференция, просмотр видеофильмов, коллективно-творческая работа.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Смысловое чтение»
Личностные УДД:
-Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
-Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
-Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
-формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
-эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные УДД:
-уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- возможность учиться:- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, , выбирать книги.
Познавательные УДД:
-осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УДД:
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
-ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.
Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Содержание изучаемого курса
Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с авторской методики Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. 2-й - Москва,2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся и методическими рекомендациями для учителя.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Календарно-тематическое планирование и характеристика деятельности учащихся
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности |
1 | Снег круглый год. Дома в скалах. Айсберг. | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
2 | Почему плачет крокодил. Как отпугнуть крокодила. | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
3 | Сколько соли в море? Как прячется осминог. | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
4 | Против ветра. Попутный ветер. | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
5 | Кто живет в Антарктиде. Почему исчезли динозавры. | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого. |
6 | Кошки в древнем Египте. Такса. | Формулируют тему текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
7 | Искусство «каллиграфия». Исчезнувшие буквы. | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
8 | Как рыбаки помогают рыбе зимой? Необычные дрова. | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
9 | Собаки-водолазы. Как охотятся львы. | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
10 | Старинные автомобили. Далеко. | Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
11 | Солнечные автомобили. Парус. | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
12 | Ночной праздник. Шкура леопарда. | Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
13 | Самая прочная нить. Морской еж. | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
14 | Бумажные стены. Дом на ножках. | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
15 | Дикие грибы. Ледник. | Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
16 | Новогодняя коллекция. | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». |
17 | Помощник шахтеров. Бесстрашные жуки-солдатики. | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
18 | Бегуны по воде. Постель в дождевом лесу. | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку».Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
19 | Джунгли Южной Америки. Глаз лягушки. | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
20 | Соляные деньги. Снежки в Новой Зеландии. | Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
21 | Фианит. | Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. |
22 | Все пальцы. Погода в Англии. | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов.Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
23 | Огни на высоте. Книга рекордов. | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Прогнозируют содержание читаемого. |
24 | Древние книги. Строители мостов. | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
25 | Рубль. Денежка. | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
26 | Температура воды и воздуха. Названия игр с мячом. | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
27 | Консервированный воздух. Праздник воды. | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
28 | Праздник воды. | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
29 | Дома из снега. Ловля акул. | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Прогнозируют содержание читаемого. |
30 | Нежинские огурчики. | Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
31 | Празднование Нового года 1 января. | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
32 | Часы. | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Формулируют тему текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
33 | Керамика. | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
34 | Филин. Зимородок. | Перечисляют персонажей текста. Читают вслух, про себя, «вприглядку». Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности |
1 | Дорогие чашки. Молочное стекло. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. |
2 | Соликамск, Солигорск и Зальцбург. | Читать текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. |
3 | Как едят в космосе. Подземные лечебницы. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. |
4 | Крылатые металлы. Дорогой алюминий. | Читать текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. |
5 | Коломенская верста. Новгород. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. |
6 | Новгород - город старинный. Города- побратимы. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. |
7 | Планета вода. Галька. | Читать текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Конструирование текста из двух частей. |
8 | Самолет хвостом вперед. Первый автомобильный номер. | Читать текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Конструирование текста из двух частей. Принимать участие в викторине. |
9 | Кого не любят разные народы. Древний компас. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текста по ключевым словам. |
10 | Белые ночи. Байкал. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текста по ключевым словам. |
11 | Базальт и пемза. Алмаз и графит. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. |
12 | Тепло из-под земли. Долина Гейзеров на Камчатке. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текста по ключевым словам. |
13 | Самый мягкий трон. Ядовитый водопад. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. |
14 | Первый мультик. Лечение весельем. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. |
15 | Гиппопотам-водяная лошадь. Охота с гепардами. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текста по ключевым словам. |
16 | Два времени года. Тундра. Два времени года. Сезон дождей. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. |
17 | Бетон - искусственный камень? Приливы и рыбалка. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. |
18 | Одно время года. Антарктида. Почему коньки? | Читать текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. |
19 | Австралийцы-люди вверх ногами. Поезда без моторов. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. |
20 | Пальма и елка. Почему еловые ветки лапами называются? | Читать текст про себя. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Составлять вопросы к тексту. Читать задания отвечать на них в тестовой форме. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Письменно пересказывать текст. |
21 | Торнадо. Ветер. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. |
22 | Солнечная энергия. Зачем змеи и греются на солнце? | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. |
23 | Спящие вулканы. Почему растут сосульки? | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. |
24 | Самые высокие горы на Земле. Зачем рога горным козлам? | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текст по ключевым словам. |
25 | Почему кактусы толстые? Маленькие строители. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. |
26 | Все цвета радуги. Как разгоняют облака? | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. |
27 | Одно время года. Дождевые леса. Радужные нерадуги. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текст по ключевым словам. |
28 | Почему береза цветет ранней весной? Подсолнух на картинах. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. |
29 | Акваланг. Осьмируки. Огонь. Вода и газ. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Придумывать заголовок. Анализировать тексты. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. |
30 | Зачем у кошки глаза светятся? Пазлы. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текст по ключевым словам. |
31 | Футбол и регби. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Читать научно-популярные тексты, сопоставлять тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Составлять список ключевых слов, пересказывать текст по ключевым словам. |
32 | Кайра. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Письменно пересказывать содержание текста. |
33 | Придумать самолет. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозировать содержание читаемого. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять список ключевых слов, письменно пересказывать текст по ключевым словам, самостоятельно дописать концовку текста. |
34 | Язык змеи. | Читать вслух, про себя, «вприглядку». Прогнозировать содержание читаемого. Отвечать на вопросы в виде тестов. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Читать научно-популярные тексты, выполнять задания, отвечать на них в тестовой форме. Определять главную мысль, сформулированную в тексте; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста. Письменно пересказывать содержание текста. |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности |
1 | Квадратные колеса. Магнитные поезда. | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Выделение главной мысли, заложенной в тексте. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
2 | Круглые окна. Воздушная подушка. | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составляют вопросы к тексту. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
3 | Порхающий полет. Почему греет юбка. | Читают, отвечают на вопросы. Выписывают все местоимения, составляют с одним из них предложение. Выполняют тестовые задания. Сравнение текстов «по памяти». Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
4 | Когда резина становится стеклом. Тамагочи. | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
5 | Частота крокодильих обедов. История зеркала. | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ текста. Прогнозируют содержание читаемого. |
6 | Кривые зеркала. Увеличительные стекла. | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Письменный пересказ текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
7 | Строители земли. Строители морского берега. | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Сравнение текста с неочевидными причинно-следственными связями. |
8 | Пчелиный улей. Невидимый свет. | Читают вслух, про себя, «вприглядку». текста. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы в виде тестов. Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
9 | Неслышимый звук. Почему ночью все кошки серы? | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. |
10 | Пиноккио и Буратино. Шум вредный и шум полезный. | Читают, отвечают на вопросы. Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
11 | Вьюнок. | Составление рассказа по картинке, письменный пересказ по ключевым словам. |
12 | Письмо картинами в современной России. Ключики вкуса. | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Письменный пересказ текста. Выполняют тестовые задания |
13 | Зачем нам ключики вкуса? Вкусно, но не еда. | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
14 | Ода японской бане. Ода русской печке. | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. |
15 | Голубиная почта. Бутылочная почта. | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
16 | Взрывчатка без взрывчатки. Три минуты молчания. | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
17 | Сухой лед. Катамаран. | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. |
18 | Корабли на подводных крыльях. Орден улыбки. | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Отвечают на вопросы по содержанию словами текста. |
19 | Цветы-капканы. Сэндвич. | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. |
20 | Какая змея главнее? Узоры на окнах. | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. |
21 | Вода, которая разрывает камень. Почему у насекомых шесть ног? | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
22 | Почти одноразовая обувь. Дом из старых бутылок. | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
23 | Древние надписи. | Сочинение по картинке. |
24 | Летучие рыбы Джорджа Кейли. Чайная церемония. | Читают, отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Устный пересказ по ключевым словам. |
25 | Вечная мерзлота-вечный холодильник. Неподвижный транспорт. | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. |
26 | Зачем нам два уха и два глаза? Сверхзвуковая скорость-инструмент пастуха. | Читают, отвечают на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
27 | Компьюторный мультфильм, как научное пособие. Надувайся и ты победишь! | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
28 | Летоисчисление. | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Сочинение по картинке. Письменный пересказ по ключевым словам. |
29 | Куры и гуси. Раз – и вымыт глаз. | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам. |
30 | Птичьи консервы. Тюлени и неуклюжие, и ловкие. | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. |
31 | Как придумали буквы? Китайская грамота. | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Находят главную мысль, сформулированную в тексте. Прогнозируют содержание читаемого. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
32 | Тормоза для корабля. Марсианские шоферы. | Читают, отвечают письменно на вопросы. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла Выполняют тестовые задания. Составление плана текста. Письменный пересказ по ключевым словам. |
33 | Умелый пекарь. | Письменный пересказ по ключевым словам. Выявляют в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознают потребность в выяснении их смысла. Выявляют смысловой и эмоциональный подтекст. |
34 | Выставка творческих работ. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество | Примечание |
1. | Печатные пособия | ||
1.1 | Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 2-й класс.-Москва,2013 г | 20шт | |
1.2 | Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 3-й класс.-Москва,2013 г | 20шт | |
1.3 | Тетрадь-тренажер «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. Авторская методика: 4-й класс.-Москва,2013 г | 20шт | |
1.4 | Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // | 1 | |
1.5 | Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном | 1 | |
1.6 | Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.—М.:Просвещение,2008. | 1 | |
1.7 | Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. | 1 | |
1.8 | Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. | 1 | |
1.9 | Детские книги | ||
1.5 | Экранно – звуковые пособия | ||
2. | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений | ||
2.1 | Видеофильмы | ||
2.2 | Технические средства обучения | ||
3 | Классная магнитная доска | 3 | |
3.1 | Мультимедийный проектор | 3 | |
3.2 | Компьютер | 3 | |
3.3 | Сканер | 1 | |
3.4 | Принтер лазерный | 1 | |
3.5 | Экран | 3 | |
3.6 | Цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
4. | http:/umk-garmoniya.ru/literat/ | ||
4.1 | Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru | ||
4.2 | Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ | ||
4.3 | |||
4.4 | |||
4.5 | Электронные материалы 1-4 класс. – Режим доступа: http://umk-garmoniya.ru/about/edm-lit-1-4klass.ph | ||
4.6 | Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ | ||
4.7 | -Методический центр: http://numi.ru/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год, которая разработана в соответствии с Федеральным гос...
Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...
Рабочая программа, составленная на основе авторской программы( Н.Ф. Виноградова) Окружающий мир. 2 класс. УМК "Школа 21 век"
Окружающий мир. 2 класс....
Рабочая программа, составленная на основе авторской программы (Лутцева Е.А.).Технология. 2 класс. УМК "Школа 21 век"
Рабочая программа по предмету технология авт. Лутцева Е.А. УМК "Школа 21 век"...
Рабочая программа Литературное чтение на родном русском языке Начальная школа 21 века 4 класс
Рабочая программа Литературное чтение на родном русском языке...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...