Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год.
рабочая программа по окружающему миру на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir.docx | 53.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по Окружающему миру
1 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Цели и задачи курса
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
- Общая характеристика учебного предмета
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
- Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п..
Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
- уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;
- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
- зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
Особенности содержательных линий
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс)
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Темы: «Ты — первоклассник»,, «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
- ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 63 на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 рабочие недели), за год 33 часа.
Авторская программа: 66 часов
Рабочая программа: 33 часа
- Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли
России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
- Содержание учебного предмета
- Введение. Этот удивительный мир: Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира.
- Мы — школьники: Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе.
- Родная природа: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России.
- Семья: Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье.
- Труд людей: Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос.
- Твоё здоровье: Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться.
- Наша страна — Россия. Родной край: Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России.
- Я и другие люди: Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества.
- Тематическое планирование
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Темы, разделы | Кол-во часов | УУД | |
Авторская программа | Рабочая программа | |||
1 | Введение. Этот удивительный мир | 1 | 1 | Что такое окружающий мир. Живая и неживая природа |
2 | Мы - школьники | 2 | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование Правила поведения. Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам |
3 | Твоё здоровье | 6 | 3 | Здоровый образ жизни. Режим. Питание. Наблюдение. Опыт. Обогащение словаря. Правила закаливания |
4 | Я и другие люди | 3 | 1 | Правила дружбы. Правила поведения |
5 | Труд людей | 6 | 3 | Хлеб — главное богатство людей. Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос. |
6 | Родная природа | 31 | 16 | Определение природных явлений. Наблюдение за птицами. Классификация грибов. Составление рассказа описания. Сезонные изменения природы. |
7 | Семья | 2 | 1 | Составление рассказа о себе, семье. Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. |
8 | Наша страна – Россия. Родной край. | 15 | 7 | Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия.Разнообразие и богатство природы России. Символика России: гимн, флаг, герб. |
ИТОГО | 66 | 33 |
- Описание материально-технического обеспечения
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения по авторской программе | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения по рабочей программе |
|
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
учителей начальной школы заместитель директора по УМР
от 22 августа 2013 года № 1 ______________ Е.Н.Бабак
___________ Л.С. Золотарева 22 августа 2013 год
Календарно-тематическое планирование
окружающий мир 1 класс
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | УУД | Дата | Оборудование урока | ||||
по плану | по факту | ||||||||
Ты первоклассник ( 5 часов) | 1 | ||||||||
1 | Нас окружает удивительный мир. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам. | 1 | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу).. | Интерактивное оборудование, плакаты, | |||||
2 | Домашний адрес. Улица: тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. | 1 | Иллюстрации, плакаты, | ||||||
3 | Знакомство со школой. Уважение к труду работников школы. Правила поведения на уроке. Осанка. | 1 | Плакаты, иллюстрации | ||||||
4 | Твои новые друзья. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям. Правила дружбы. | 1 | |||||||
5 | Дорожные знаки. Светофор. Правила поведения на улицах и дорогах, во дворах домов и на игровых площадках. | 1 | Памятка по ПДД, интеративное оборудование | ||||||
Ты и здоровье | 3 | Последовательность трудового процесса. Обогащение словаря | |||||||
6 | Что такое здоровье. Забота о своем здоровье .Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния. | 1 | интеративное оборудование | ||||||
7 | Солнце, воздух, вода - факторы закаливания. Проветривание помещения, прогулки на воздухе. Утренняя гимнастика. | 1 | интеративное оборудование | ||||||
8 | Режим питания .Культура поведения за столом. Кубан. Кубань здравница России. | интеративное оборудование | |||||||
Мы и вещи | 3 | Установление логических связей. Сочинение конца предложений | |||||||
9 | Труд людей, которые делают для вещи: одежду, обувь, книги. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. | 1 | интеративное оборудование | ||||||
10 | Обращение с бытовыми электрическими и газовыми приборами .Противопожарная безопасность. Телефоны экстренных вызовов. | интеративное оборудование | |||||||
11 | Экономное отношение к электроэнергии, воде. Кубан. Водоемы Краснодарского края. | интеративное оборудование, карта | |||||||
Родная природа | 14 | Рассказ-рассуждение. Моделирование. | |||||||
12 | Красота природы. Экскурсия в парк. Кубан .Природа Краснодарского края. | 1 | интеративное оборудование | ||||||
13 Природа и творчество человека. Кубан. Природные зоны. | 1 | Классификация. Учебный диалог. | |||||||
14 | Природа и фантазия. Кубан. Равнины, горы, холмы, овраги. | 1 | интеративное оборудование | ||||||
15 Сезонные изменения в природе. Кубан. Особенности форм поверхности своей местности. | 2 | Наблюдение. Опыт. Обогащение словаря. Демонстрация. | |||||||
16 | Растения пришкольного участка. Кубан. Разнообразие растительного мира Краснодарского края. | 1 | интеративное оборудование | ||||||
17 | Растения сада и огорода. Кубан. Красная книга Краснодарского края. | 1 | интеративное оборудование | ||||||
18 | Комнатные растения , условия роста : тепло, свет, вода. | 1 | |||||||
19 | П/р. « Уход за комнатными растениями». | 1 | |||||||
Животные вокруг нас | 6 | Рассказ по воображаемой ситуации. Обобщение информации | |||||||
21 | Животные вокруг нас: звери, птицы, насекомые.Кубан. Разнообразие растительного мира Краснодарского края. | 1 | интеративное оборудование | ||||||
22 Домашние и дикие животные. Кубан. Охрана животных. | 1 | Чтение и обсуждение. Наблюдение. | |||||||
23 | Сезонная жизнь животных. | 1 | |||||||
24 Бережное отношение к растениям и животным. Кубан. Заповедники и заказники Краснодарского края. | 1 | Правила участия в диалоге | интеративное оборудование | ||||||
25 | Правила безопасного поведения на природе. | 1 | интеративное оборудование | ||||||
Родная страна | 8 | Анализ. Сопоставление. Опыт. Как узнать дерево по кроне. Дневник наблюдения | |||||||
26 | Семья. Члены семьи.Труд и отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Кубан. Хозяйство семьи. | фото | |||||||
27 | Название города в котором ты живешь.Главная улица города. | интеративное оборудование | |||||||
28 | Памятные места нашего города.Кубан. Родной город Краснодар. | интеративное оборудование | |||||||
29 Труд людей нашего города. Кубан.Особенности труда земляков. | Рассказ по воображаемой ситуации. Восприятие и обобщение информации | ||||||||
30 | Машины помогающие трудиться. | 1 | интеративное оборудование | ||||||
31 | Труд и профессии людей.Уважение к труду людей. | 1 | интеративное оборудование | ||||||
32 | Россия. Москва.Красная площадь. | 1 | |||||||
33 | Народное творчество: пение, танцы, сказки.. | 1 | |||||||
ИТОГО: 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год
программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....
Рабочие программы для 3 класса по Виноградовой (ФГОС)
Рабочие программы составлены для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочие программы, 3 класс,по УМК Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа 21 века" на 2014-2015 учебный год
В данной работе содержатся рабочие прграммы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии и ИЗО. Все прграммы разработаны с опорой на авторские программы и с учётом...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...
Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С....
Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся 1 класса с ОВЗ.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отс...