Рабочая программа по литературному чтению 3 класс " Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс)
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение». М: Просвещение, 2015.
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю), что соответствует учебному плану начального общего образования МБОУ ДНШ №1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 660.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение». М: Просвещение, 2015.
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю), что соответствует учебному плану начального общего образования МБОУ ДНШ №1.
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным)
языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Планируемые результаты по курсу «Литературное чтение»
Личностные
понимать, что отношение к Родине начинается с отношении к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать ее в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Обучающиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приемами убеждения, приемами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать свое поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приемами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, ее элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом
тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться, алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиции на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвященных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
К КОНЦУ 3 КЛАССА
В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексе напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения
В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:
- сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
- наизусть не менее 15 стихотворений;
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- определять тему и главную мысль произведения;
- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
- подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
- делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
- сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
- ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Содержание учебного материала
Самое великое чудо на свете (2ч)
Что уже знаем и умеем.
В мире книг.
Устное народное творчество (11ч)
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь (7ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;
2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;
2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь (5ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»;
2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»;
3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (11ч)
1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;
2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;
3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (11 ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»;
2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;
3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1(5 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;
2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;
3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (16ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»;
2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;
3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;
4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;
5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»;
6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»;
7. В. П. Астафьев. «Капалуха»;
8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (6ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;
2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»;
3. С. В. Михалков. «Если...»;
4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (15ч)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»;
2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»;
3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;
4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»;
5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»;
2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»;
3. Р. Сеф. «Веселые стихи». Зарубежная литература (14 ч)
«Храбрый
Персей»
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Самое великое чудо на свете | 2 |
2 | Устное народное творчество | 11 |
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 7 |
4 | Великие русские писатели | 24 |
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 5 |
6 | Литературные сказки | 11 |
7 | Были-небылицы | 11 |
8 | Поэтическая тетрадь 1 | 5 |
9 | Люби живое | 16 |
10 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 |
11 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 15 |
12 | По страницам детских журналов | 8 |
13 | Зарубежная литература | 14 |
Итого |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата урока | |
план | факт | |||
1 четверть | ||||
Самое великое чудо на свете | 2 | |||
1 | Рукописные книги Древней Руси | 1 | 1.09 | |
2 | Первопечатник Иван Федоров | 1 | 5.09 | |
Устное народное творчество | 11 | |||
3 | Русские народные песни. | 1 | 6.09 | |
4 | Докучные сказки. | 1 | 7.09 | |
5 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | 8.09 | |
6 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | 12.09 | |
7 | Сказка «Иван-царевич и Серый волк». | 1 | 13.09 | |
8 | Сказка «Иван-царевич и Серый волк». Проверка техники чтения (входная) | 1 | 14.09 | |
9 | Сказка «Иван-царевич и Серый волк». | 1 | 15.09 | |
10 | Сказка «Сивка-бурка». | 1 | 19.09 | |
11 | Сказка «Сивка-бурка». | 1 | 20.09 | |
12 | Сказка «Сивка-бурка». | 1 | 21.09 | |
13 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | 22.09 | |
Поэтическая тетрадь 1 | 7 | |||
15 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | 26.09 | |
16 | Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | 1 | 27.09 | |
17 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» | 1 | 28.09 | |
18 | И Никитин "Встреча зимы" | 1 | 29.09 | |
19 | И. Суриков «Детство» | 1 | 3.10 | |
20 | И. Суриков «Зима». | 1 | 4.10 | |
21 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | 5.10 | |
Великие русские писатели | 24 | |||
22 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. | 1 | 6.10 | |
23 | А.С. Пушкин Отрывки из романа «Евгений Онегин». | 1 | 10.10 | |
24 | А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин». | 1 | 11.10 | |
25 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро» | 1 | 12.10 | |
26 | А.С. Пушкин. «Зимний вечер» | 1 | 13.10 | |
27 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» | 1 | 17.10 | |
28 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» | 1 | 18.10 | |
29 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» Проверка техники чтения. | 1 | 19.10 | |
30 | А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» | 1 | 20.10 | |
31 | И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы. | 1 | 24.10 | |
32 | И.А. Крылов. Басни «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна» | 1 | 25.10 | |
33 | И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица». | 1 | 26.10 | |
34 | Басни И.А. Крылова: театрализация басен. | 1 | 27.10 | |
35 | М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. | 1 | 7.11 | |
2 четверть | ||||
36 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком» | 1 | 8.11 | |
37 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» | 1 | 9.11 | |
38 | Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого. | 1 | 10.11 | |
39 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | 14.11 | |
40 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 | 15.11 | |
41 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 | 16.11 | |
42 | Л.Н. Толстой «Прыжок». Обучение пересказу: подробному и выборочному. | 1 | 17.11 | |
43 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | 21.11 | |
44 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 | 22.11 | |
45 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | 23.11 | |
Поэтическая тетрадь 2 | 5 | |||
46 | Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» | 1 | 24.11 | |
47 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | 28.11 | |
48 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 1 | 29.11 | |
49 | И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы» | 1 | 30.11 | |
50 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | 1.12 | |
Литературные сказки | 11 | |||
51 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | 5.12 | |
52 | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 | 6.12 | |
53 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | 1 | 7.12 | |
54 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | 1 | 8.12 | |
55 | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | 1 | 12.12 | |
56 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 13.12 | |
57 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 14.12 | |
58 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 15.12 | |
59 | Закрепление изученного. | 1 | 19.12 | |
60 | Литературная викторина. | 1 | 20.12 | |
61 | Внеклассное чтение. Литературные сказки. Проверочная работа. | 1 | 21.12 | |
Были-небылицы | 11 | |||
62 | Проверка техники чтения. М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 22.12 | |
63 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 26.12 | |
64 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 27.12 | |
65 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | 28.12 | |
66 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Обучение краткому пересказу. | 1 | 29.12 | |
67 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 | 9.01 | |
3 четверть | ||||
68 | А. Куприн «Слон» | 1 | 10.01 | |
69 | А. Куприн «Слон» | 1 | 11.01 | |
70 | А. Куприн «Слон» | 1 | 12.01 | |
71 | А. Куприн «Слон» | 1 | 16.01 | |
72 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | 17.01 | |
Поэтическая тетрадь 1 | 5 | |||
73 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | 1 | 18.01 | |
74 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | 1 | 19.01 | |
75 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | 1 | 23.01 | |
76 | С. Есенин «Черёмуха». | 1 | 24.01 | |
77 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | 25.01 | |
Люби живое | 16 | |||
78 | М. Пришвин «Моя Родина». | 1 | 26.01 | |
79 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | 30.01 | |
80 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | 31.01 | |
81 | В. Белов «Малька провинилась» | 1 | 1.02 | |
82 | В. Белов «Ещё про Мальку» | 1 | 2.02 | |
83 | В.Бианки «Мышонок Пик» | 1 | 6.02 | |
84 | В.Бианки «Мышонок Пик» | 1 | 7.02 | |
85 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 8.02 | |
86 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 9.02 | |
87 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 13.02 | |
88 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 14.02 | |
89 | В. Астафьев «Капалуха» | 1 | 15.02 | |
90 | В. Астафьев «Капалуха» | 1 | 16.02 | |
91 | В. Драгунский «Он живой и светится…» | 1 | 20.02 | |
92 | В. Драгунский «Он живой и светится…» | 1 | 21.02 | |
93 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | 22.02 | |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 | |||
94 | С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» | 1 | 27.02 | |
95 | А. Барто «Разлука» | 1 | 28.02 | |
96 | А. Барто «В театре» | 1 | 29.02 | |
97 | С. Михалков «Если» | 1 | 1.03 | |
98 | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | 1 | 5.03 | |
99 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | 6.03 | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 15 | |||
100 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | 7.03 | |
101 | А. Платонов «Цветок на земле» | 1 | 12.03 | |
102 | А. Платонов «Цветок на земле» | 1 | 13.03 | |
103 | А. Платонов «Ещё мама». Проверка техники чтения. | 1 | 14.03 | |
104 | А. Платонов «Ещё мама». | 1 | 15.03 | |
105 | М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | 19.03 | |
106 | М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | 20.03 | |
4 четверть | ||||
107 | М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | 21.03 | |
108 | М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | 22.03 | |
109 | М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | 3.04 | |
110 | Н. Носов «Федина задача» | 1 | 4.04 | |
111 | Н. Носов «Федина задача» | 1 | 5.04 | |
112 | Н. Носов «Телефон» | 1 | 9.04 | |
113 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | 10.04 | |
114 | Внеклассное чтение. Книги о дружбе. | 1 | 11.04 | |
По страницам детских журналов | 8 | |||
115 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | 12.04 | |
116 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | 16.04 | |
117 | Ю. Ермолаев «Проговорился» | 1 | 17.04 | |
118 | Ю. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | 18.04 | |
119 | Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» | 1 | 19.04 | |
120 | Р.Сеф «Веселые стихи» | 1 | 23.04 | |
121 | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 | 24.04 | |
122 | Внеклассное чтение. По страницам любимых журналов. | 1 | 25.04 | |
Зарубежная литература | 14 | |||
123 | Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | 1 | 26.04 | |
124 | Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | 1 | 2.05 | |
125 | Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | 1 | 3.05 | |
126 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | 6.05 | |
127 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | 7.05 | |
128 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | 8.05 | |
129 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | 14.05 | |
130 | Закрепление изученного. | 1 | 15.05 | |
131 | Внеклассное чтение. Произведения зарубежной литературы Проверочная работа. | 1 | 16.05 | |
132 | Внеклассное чтение. Произведения зарубежной литературы Проверка техники чтения | 1 | 17.05 | |
133 | Внеклассное чтение. Произведения зарубежной литературы | 1 | 21.05 | |
134 | Внеклассное чтение. Произведения зарубежной литературы | 1 | 22.05 | |
135 | Внеклассное чтение. Произведения зарубежной литературы | 1 | 23.05 | |
136 | Итоговое повторение. Задание на лето | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....