Урок по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кострикина Людмила Борисовна

Урок по литературному чтению 3класс по теме: И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по литературному чтению38.54 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 «А»

Учитель: Кострикина Л.Б.

Дата урока: 17.11.2022

И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
(басня)

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации учебной  деятельности:

  1. Фронтальная
  2. Индивидуальная
  3. Групповая
  4. Работа в парах

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.

Раздаточный материал на каждой парте.

Компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Цели:

Обучающие:

  1.  продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;
  2.  учить понимать глубину содержания произведения;
  3.  формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
  4.  находить мораль в произведении;
  5.  учить читать басню по ролям;
  6.  различать речь автора и героев басни;
  7. развивать навыки беглого чтения;

Развивающие: 

  1. содействовать развитию мыслительных операций:
  2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;
  3.  развивать творческое воображение, познавательную активность,
  4.  работать над развитием разговорной речи .

Воспитательные: 

  1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
  2. формировать положительные качества,
  3. вызвать внутреннее неприятие  пороков персонажей басни и нежелание им подражать и  на них походить.
  4. пробуждать добрые чувства,
  5. воспитывать интерес к чтению.

Здоровье сберегающие:

  1. способствовать  созданию  благоприятного психологического климата на уроке;
  2. обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
  3. способствовать  созданию ситуации успеха;
  4. разно уровневые задания и вопросы;
  5. организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни ; понимать нравственный смысл басни,   характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

 Познавательные: 

  1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
  2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные: 

  1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
  2.  выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
  3. планируют свои действия для решения учебной  задачи,

Коммуникативные: 

  1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
  2.  участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
  3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

 

    Прозвенел  звонок и смолк.

     Начинается урок.
    Повернёмся поскорей

     И приветствуем гостей:

     Улыбнёмся, раз и два.
    Все садимся, детвора!

     Поработать уж  пора!!!

   -Желаю успеха.

Приветствуют учителя.  

Настраиваются на работу

2.Проверка домашнего задания.

         Из рисунков учащихся организуется выставка.

– Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему?

– Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки?

– Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками.

– Какую пословицу вы нашли в басне «Зеркало и Обезьяна»?

– Но Иван Андреевич был очень трудолюбивым человеком; например, к одной из своих басен «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, он сделал около 200 строк черновых набросков. Басни Крылов писал для того, чтобы коротко и доходчиво сказать людям, что хорошо, а что дурно...

– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»?

Послушаем басню еще раз.

Учащиеся читают басню по ролям.

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

                                                                                                                                                     

3. Проверка изученного материала.

ТЕСТ

Выберите   правильный ответ  

1. БАСНЯ – это:

  • краткий рассказ;
  • поучительный рассказ;
  • краткий иносказательный рассказ поучительного характера 

2.  БАСНИ  ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

  • высмеять пороки людей
  • научить правильному поведению
  • показать пример для подражания

3. ФОРМА  РЕЧИ  БАСНИ  ИМЕЕТ:

  • прямое значение 
  • иносказательное значении     

4. В БАСНЕ:

  • есть вывод – мораль
  • вывода нет, каждый придумывает его сам.
  • вывод не нужен.

5. В чём успех басен И.А.Крылова?

  • Они высмеивают не людей, а животных.
  • Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.
  • Они высмеивают только богатых людей.

6. Мораль басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» такова:

  • «…Не любит узнавать никто себя в сатире»
  • «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»
  • «Приобретая вещь, проверь сначала, подходит ли она тебе»

Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают термины, выводы. Выбирают правильный ответ.

ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА

Речевая разминка (на экране)

4. Формулирование темы урока, постановка цели.

 

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

- Прочитайте медленно. Что это? (скороговорка)

- Прочитайте орфографически (как пишем).

- Прочитайте орфоэпически (как произносим)

- Прочитайте медленно, затем с ускорением.

Что высмеивает народ  этой скороговоркой ?(неумение слушать друг друга)

Чтобы название ещё одной  басни Крылова узнать, по вариантам  ребусы надо отгадать

https://lh5.googleusercontent.com/6uYJocs_jjnVsmnlUNMkf4ScRQyevJIT5dwqV9Qm2vyt5Qk0PwLRLrPZ5V0m993QQlZmZBzScXw_xxinfTQHRVpaNNR1QwqJp39O8QuZbeHBiMivTNl1RrnVWqw0c_WU8l4                        https://lh6.googleusercontent.com/ZKBSzeJd9DaAdSrVjEMenbt7UOAr98R4bXkhn6iaF-uCWJ-pxAtOPhcSU5Xz6T2jJz-gYZjxqNeXAwDW4qbsVnROw1U9iDzZII8Jhx83wI2J3B7T4ZL8uOj4nZ6HYBIYE7s                 

- Зачем нам изучать басню «Ворона и лисица? Чему мы должны сегодня научиться на уроке?

Сегодня мы услышим басню в исполнении замечательного народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского.

- Понравилась ли вам басня? О ком она?

Читают хором

Работают в парах. Отгадывают ребусы.

Произносят разгаданные слова.

Формулируют тему урока.

Ставят цели урока.

Дети слушают басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

Дети отвечают на поставленные вопросы.

  1. Словарная работа

   

Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать

Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием,  тяжестью на что-то высокое.                                           

Пленил – заворожил.

Гнусный – внушающий отвращение.                                                                                                 Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.                                                                                                                                                 

Прочитывают слова, объясняют значение слов.

 6. Работа над текстом.

Анализ произведения.

Работа по учебнику (стр.137- 138 )

– Из-за чего пострадала Ворона?

– Жалко ли вам ее?

– А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?

     - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).

- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….)

. Опишите внешний вид вороны  (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый).

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

 – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)

 – Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

 – А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

 – Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

 – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам)

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

– В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).

Прочитайте народные  пословицы (слайд на экране)

Индивидуально  читают басню.  

Работают с текстом

Отвечают и внимательно слушают, как задания выполнены.

Дети находят мораль басни и читают:

«Уж сколько раз твердили миру,

 Что лесть гнусна, вредна,
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец  всегда отыщет уголок»

Читают пословицы и соотносят их с моралью.

7. Физминутка.

 

  Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно

«Мишка»

«Пчелы»

«Деревца»

 

Встают. Выполняют движение по тексту. Садятся на места.

                                                                                                                      

 Сравнение басни Крылова и басни Эзопа

8. Работа в группах.

 Составление и написание синквейна на  главных героев басни.

Сравнение басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» в пересказе для детей Толстого

– Послушайте и скажите, о чем она.

Ворон и Лисица

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мясо, она подошла и говорит:

 «Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царем быть! И верно был бы ты царем, если бы у тебя голос был. Ворон разинул клюв и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царем».

 Чем отличается басня И.А. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа?

РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА

Лист А4 вы возьмите, на героя посмотрите

и все *синквейн* составьте (основные черты  характера героя – какой он?)  запишите

В конце представляют свой синквейн на героинь басни.

Работают над поставленной задачей.

* Синквейн (французское слово - «пять») – это не обычное стихотворение,  написанное в соответствии  с определёнными правилами

Творческая работа

 Театральная постановка  басни по ролям.

  1. Домашнее задание

         

  • Стр. 137 – 139 выразительное чтение и ответить на вопросы
  • Выучить наизусть одну из 3-х изученных басен И.А.Крылова.

  1.  Самооценка
  2.    Рефлексия.

         

Сейчас каждый из вас подумает о своей и роли одноклассников  на уроке  и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске)

Покажите  солнышку свой лучик.

  •  красный, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников                      
  • жёлтыйесли вы в чём-то не уверены
  • оранжевый, если ничего не понравилось.

- Продолжите одно из предложений

Сегодня я для себя открыл(а), что…

Для меня этот урок был … , потому что …

Отвечают на вопросы. Показывают один цвет лучика (красный, жёлтый или оранжевый), оценивая работу на уроке, магнитом прикрепляют лучики к солнцу на доске.

Продолжают одно из предложений.

Дарят свою улыбку всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....