Народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Народная сказка "Крошечка-Хаврошечка". 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kroshechka_havroshechka.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
УМК: Начальная школа 21 века
Тема урока: Народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к деятельности | 1) Проверка готовности учащихся. 2) Эмоциональный настрой Прочитайте высказывание: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.» -Как вы его понимаете? - Урок литературного чтения поможет нам стать знающими, находчивыми, точными. 3) – Ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел, который называется «Там чудеса…». - Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы попробуйте отгадать о чем он будет Добрую сказку Помню я с детства. Хочу, чтобы сказку Послушали Вы, Чтобы подкралась К самому сердцу И заронила зерно доброты. - Какой жанр мы будем изучать? - Хорошо, молодцы! | Готовятся к уроку. Настраиваются на работу. Высказывают свое мнение. Читают стихотворение, выдвигают предположение. | Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
II. Актуализация знаний | 1) Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения А.Л. Барто «Весна, весна на улице…» 2) Чистоговорка Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа.
| Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в тексте; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Личностные УУД: - развитие доброжелательности к людям Коммуникативные УУД: -речевая деятельность | |
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание | - Так с произведением какого жанра мы сегодня будем работать? -Правильно. А что такое сказка? - Сказки бывают разные. – Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? – А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются ... -А на какие виды делятся все сказки - и народные и литературные (авторские)? - Какие сказки о животных вы знаете? - Какие сказки относятся к бытовым? -А что значит волшебные сказки? - Может быть на этот вопрос нам поможет ответить учебник? - Откройте учебник на странице 141. Прочитайте рубрику «Это важно знать». Сегодня мы познакомимся с вами с интересной сказкой, название которой вы узнаете, ответив на вопросы. - Назовите героя сказки, который нашел денежки, пошел на базар и купил самовар. - Имя курочки, которая снесла золотое яичко. - Как звали братика Аленушки, которого собрали с собой гуси- лебеди. -Девочка отправилась к бабушке, которая жила в другой дерене. Только идёт она лесом и встречает волка . О ком говорится? - Стоит в поле. Он не низок, не высок. - Эта героиня была на балу и потеряла хрустальную туфельку. - А дорога - далека, а корзина - нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. - Кто это говорит? - Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. - Кто от бабушки ушел, кто от дедушки ушел? - В какой сказке понадобилась сила мышки? - Посмотрите на слово, которое написано внизу. Это неполное название сказки. Чтобы узнать его составьте слово из выделенных букв. -Что получится? -Правильно, Крошечка-Хаврошечка - это русская народная сказка, а какая именно: волшебная, бытовая или о животных, мы выясним позже. - Давайте поставим цели нашего урока. - По какому плану мы сегодня будем работать над сказкой? | Отвечают на вопросы -Со сказкой. Сказка - повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц. - Литературные (авторские) - Народные - Волшебные, бытовые, сказки о животных. - Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. Читают информацию из учебника, делают вывод. Му х а Ряб а И в анушка К р асная шапочка Терем о к Золу ш ка М е дведь Снегуро ч ка Колобо к Реп к а Крошечка – Хаврошечка Ставят цели урока
| Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности с помощью учителя. Приемы: Проблемная ситуация, подводящий диалог Познавательные УУД: -умение фиксировать проблему; - Умение анализировать, доказывать свою точку зрения; - умение найти и выделить необходимую информацию; Коммуникативные УУД: - умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания; - умение вступать в диалог; -умения сотрудничать с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: Регулятивные умения: -планирование Прием: составление своего плана решения учебной задачи. |
IV. Совместное открытие знаний. | - Это современная сказка или старинная? - Какая это сказка: авторская или народная? Какого народа? 1) Словарная работа. - На экране вы можете увидеть слова, которые встретятся в сказке. - Вначале мы должны объяснить значения этих слов для того, чтобы лучше понять сказку. Журят – ругают Лихо – беда, несчастье. Пригожая – красивая. 2) Знакомство с произведением. -Как вы думаете, кто это Крошечка-Хаврошечка? -Сейчас я прочитаю вам первую часть сказки, а вы внимательно слушайте и скажите, кого автор так назвал. - Кто это Крошечка-Хаврошечка? -Каких еще героев вы услышали? -Какие сказки вам напоминает данное произведение? (После каждой части осуществляется работа с текстом, которая выражена в следующем этапе) - Ребята, а теперь мы перейдем к следующей части. Сейчас я прочитаю ее, а вы, послушав, должны мне сказать, какая из сестер узнала тайну Хаврошечки. -Как вы думаете, что сделала мачеха, узнав тайну Хаврошечки? -А теперь послушайте следующую часть и ответьте на этот вопрос. -Что же задумала злая мачеха? - Какой признак волшебной сказки проявляется? Каждую часть учащиеся читают самостоятельно. | Отвечают на вопросы. Готовятся к восприятию произведения. Слушают чтение учителя. - Девочка-сирота -Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.) -Морозко, Золушка. | Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; - умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; Познавательные УУД: - смысловое чтение; - анализ объектов; - установление причинно-следственных связей; - умение сравнивать поступки героев; Личностные УУД: - самооценка; - умение оценивать поступки людей; Регулятивные УУД: - умения действовать по внутреннему плану |
Физкультминутка | Регулятивные УУД: -саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию. Прием: при помощи игры | ||
v.Первичное закрепление во внешней речи | 1) Чтение по частям - Мы с вами будем читать сказку по частям. 1 часть. Чтение по цепочке. - Как жилось Хаврошечке в чужой семье? Докажите, опираясь на текст. - Чем занимались дочери хозяйки? - Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке отрывок и прочитайте. -В этой сказке корова разговаривает с девочкой. Как такой прием называется? -Ребята, какая это сказка - волшебная, бытовая или о животных? - Как бы вы озаглавили эту часть?(записать на доске) -Как вы думаете, какая главная мысль в этой части? - Как вы думаете, почему девочку звали Крошечкой - Хаврошечкой? - Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою корову? (Коровушка. Коровушка любимая. Коровушка - матушка. Коровка моя.) -Почему она ее так называет? - Как относилась корова к Хаврошечке? -Прочитайте разговор коровы и Хаврошечки выражая чувства, о которых вы говорили. 2 Часть. Выборочное чтение. - Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? -Что помешало другим дочерям хозяйки узнать тайну Хаврошечки? -А теперь читаем вместе. -Что делала Хаврошечка чтобы дочери хозяйки не узнали правду? Прочитайте. -Почему Триглазка, в отличие от своих сестер, смогла выполнить задание матери? -Как бы вы озаглавили данную часть? -Почему именно так? (записать на доске) - Как относится хозяйка к Хаврошечке и как к своим дочерям? Докажите, опираясь на текст. -Посмотрите на слайд. Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, а какие каждой из сестер -Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, какие они? - Как называются слова противоположные по смыслу? 3 Часть. Чтение отрывка по ролям, затем чтение по цепочке. - Кому мачеха приказала резать корову? -Что сделала Хаврошечка, когда узнала об этом? - Какая была последняя просьба коровушки? Прочитайте разговор Хаврошечки и коровушки. - Что стало с косточками, которые Хаврошечка зарыла и поливала каждый день? -А как бы вы озаглавили эту часть? Почему? (записать на доске) -Что вы можете сказать о муже хозяйки? -Как вы охарактеризуете в этой части коровушку? -Как автор описывает яблоньку? Найдите эпитеты. -Прочитайте то место, где описывается какая яблонька выросла из косточек коровы. - Как Коровушка отблагодарила Хаврошечку за ее доброту? - А кого она наказала? Как? Чтение детьми. -Кто попросил яблочек у дочерей? -Как он попросил об этом? Прочитайте. -Почему сестрам не удалось сорвать ни одного яблочка? -Как можно назвать последнюю часть? (записать на доске) -Так какая же главная мысль этой сказки? -Чему учит данная сказка? -Кто из героев больше всего понравился в этой сказке? Почему? - Читая эту сказку, за кого вы переживали и почему? -Кого бы вы заменили в этой сказке на положительных героев? - Итак, ребята, вы молодцы. А сейчас мы в вами составим паспорт для героя. Работа в группах - Давайте подумаем, что самое главное (существенное) для характеристики героя? Совместно с учителем создается план описания главного героя. Первая группа составляет план на героя Крошечка Хаврошечка. Вторая – мачеха. Третья- барин | Читают текст сказки, анализируют, делают выводы, озаглавливают части. - Тайна Хаврошечки -Нужно помогать тем, кто в этом нуждается; добро всегда поощряется. - Триглазка -Противоположные по смыслу. - Слова противоположные по смыслу называются антонимы. Паспорт героя сказки: 1. Имя 2. Прописка 3. Внешний вид 4. Где впервые встречается 5. Личные качества | Познавательные УУД: - умение правильно и чётко построить ответ на вопрос - умение свободно выражать своё мнение -умение слушать и следить, воспринимать текст на слух -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме - умение ориентироваться в тексте -умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков Коммуникативные УУД: -умение налаживать продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками Регулятивные УУД: -коррекция Прием: Организация работы в группах |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Работа в ТПО. Страница 83. № 1 Допиши предложение. Герои сказки : Крошечка – Хаврошечка, _____________________ №2 Какую работу выполняла Хаврошечка? Найди в тексте и запиши. _________________________ А также № 3,4. | Выполнение заданий самостоятельно, затем совместная проверка. | Регулятивные УУД: - контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него) коррекция (выявление необходимых дополнений в способах действия) Личностные УУД: -самоопределение Познавательные УУД: – отрабатывают полученные знания на практике; - развитие мыслительных операций. - создание ситуации, позволяющей каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы |
VII. Включение в систему знаний | -А сейчас проверим, насколько вы были внимательными. Поиграем в игру «Чьи это слова?» - Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано. - Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! - Коровушка - матушка! Меня бьют - журят. Хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. - Девицы - красавицы, которая из вас мне яблочки поднесет, та за меня замуж пойдет. - Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает? -Молодцы! -А теперь выберите пословицу, которая выражает основную мысль сказки и докажите.
| Отгадывают героев. - Коровушка - Старик - Хаврошечка - Царевич - Мачеха Выбирают походящую пословицу | Познавательные УУД: – отрабатывают полученные знания на практике; - анализ объектов с целью выделения признаков; - структурирование знаний; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - автоматизация умственных действий. Регулятивные УУД: Регулятивные умения: - контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него) Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; Личностные УУД: - адекватное реагирование на трудности; - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
|
VIII. Рефлексия | 1) Рефлексия по содержанию -С каким литературным жанром мы сегодня работали? - С какой сказкой познакомились? - Что интересного узнали на уроке? 2) Рефлексия деятельности Понравилась вам работа на уроке? Оцените себя: На парте лучики, ответьте на вопросы и запишите на лучиках.
| Оценивают свою работу на уроке. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: -оценка (оценка качества и уровня усвоения) Прием: словесная самооценка - контроль Прием: Повторяем с контролем - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Крошечки - Хаврошечки"
Сценарий праздника 8 Марта. Веселые конкурсы для девочек....
Конкурсная программа для девочек «КРОШЕЧКИ – ХАВРОШЕЧКИ»
Конкурсная программа для девочек «КРОШЕЧКИ – ХАВРОШЕЧКИ» проводится в летнем оздоровительном лагере сцелью организации досуга детей, развития творческих способностей и умения соблюдать правила и...
"Маленькое дело" Викторина по сказкам «У страха глаза велики», «Бабушка внучка да курочка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Думы», «Крошечка -Хаврошечка».
по внеурочной деятельности "в гостях у сказки" ...
Русская народная сказка Крошечка - Хаврошечка
Крошечка – Хаврошечка. Русская народная сказка....
Конспект урока чтение "Русская народная сказка Крошечка-Хаврошечка" (УМК Школа России 3 класс)
Цель Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.ЗадачиОбразовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, по...
«Иллюстрация сказки Крошечка Хаврошечка», 4 класс
Конспект и презентация урока по изобразительному искусству на тему «Иллюстрация сказки Крошечка Хаврошечка», 4 класс...
Раздаточный материал (сказка "Крошечка-Хаврошечка", аппликация "Коровка")
Раздаточный материал для изучения сказки "Крошечка-Хаврошечка" и изготовления аппликации "Коровка" для интегрированного урока по предметам: технология и литературное чтение. П...