Народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Народная сказка "Крошечка-Хаврошечка". 3 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kroshechka_havroshechka.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

УМК: Начальная школа 21 века

Тема урока: Народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности

1) Проверка готовности учащихся.

2) Эмоциональный настрой

Прочитайте высказывание:  «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным.» 

-Как вы его понимаете?

- Урок литературного чтения поможет нам стать знающими, находчивыми, точными.

3) – Ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел, который называется «Там чудеса…».

- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы попробуйте отгадать о чем он будет

Добрую сказку

Помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку

Послушали Вы,

Чтобы подкралась

К самому сердцу

И заронила зерно доброты.

- Какой жанр мы будем изучать?

- Хорошо, молодцы!

Готовятся к уроку. Настраиваются на работу. Высказывают свое мнение. Читают стихотворение, выдвигают предположение.

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

II. Актуализация знаний

1) Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения А.Л. Барто «Весна, весна на улице…»

2) Чистоговорка

Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи-,жи-жи-жи мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа уж уходит от ежа
.

  • произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);
  • произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
  • произносим тихо или громко;
  • произносим в разном темпе (медленно или быстро);
  • произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Личностные УУД:

- развитие доброжелательности к людям

Коммуникативные УУД:

-речевая деятельность

III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание

- Так с произведением какого жанра мы сегодня будем работать?

-Правильно. А что такое сказка?

- Сказки бывают разные.

– Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки?

– А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются ...

-А на какие виды делятся все сказки - и народные и литературные (авторские)?

- Какие сказки о животных вы знаете?

- Какие сказки относятся к бытовым?

-А что значит волшебные сказки?

- Может быть на этот вопрос нам поможет ответить учебник?

- Откройте учебник на странице 141. Прочитайте рубрику «Это важно знать».

Сегодня мы познакомимся с вами с интересной сказкой, название которой вы узнаете, ответив на вопросы.

- Назовите героя сказки, который нашел денежки, пошел на базар и купил самовар.

- Имя курочки, которая снесла золотое яичко.

- Как звали братика Аленушки, которого собрали с собой гуси- лебеди.

-Девочка отправилась к бабушке, которая  жила в другой  дерене.  Только идёт она лесом  и встречает волка . О ком говорится?

- Стоит в поле. Он не низок, не высок.

- Эта героиня была на балу и потеряла хрустальную туфельку.

- А дорога - далека, а корзина - нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.

- Кто это говорит?

- Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.

- Кто от бабушки ушел, кто от дедушки ушел?

- В какой сказке понадобилась сила мышки?

- Посмотрите на слово, которое написано внизу. Это неполное название сказки. Чтобы узнать его составьте слово из выделенных букв.

-Что получится?

-Правильно, Крошечка-Хаврошечка -  это русская народная сказка, а какая именно: волшебная, бытовая или о животных, мы выясним позже.

- Давайте поставим цели нашего урока.

- По какому плану мы сегодня будем работать над сказкой?

Отвечают на вопросы

-Со сказкой.

Сказка - повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

- Литературные (авторские)

- Народные

- Волшебные, бытовые, сказки о животных.

- Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры.

Читают информацию из учебника, делают вывод.

         Му х а

        Ряб  а

            И в анушка

            К р асная шапочка

    Терем о к

      Золу ш ка

           М е дведь

Снегуро ч ка

 Колобо к

     Реп к а

Крошечка – Хаврошечка

Ставят цели урока

  • Узнать особенности сказки.
  • Прочитать новую сказку.
  • Научиться анализировать сказку в соответствии с заданием.
  • Строить высказывание по образцу и в свободной форме

Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности с помощью учителя. Приемы: Проблемная ситуация, подводящий диалог

Познавательные УУД:

-умение фиксировать проблему;

- Умение анализировать, доказывать свою точку зрения;

- умение найти и выделить необходимую информацию;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания;

- умение вступать в диалог;

-умения сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

Регулятивные умения:

-планирование

Прием: составление своего плана решения учебной задачи.

IV. Совместное открытие знаний.

- Это современная сказка или старинная?

- Какая это сказка: авторская или народная? Какого народа?

1) Словарная работа.

- На экране вы можете увидеть слова, которые встретятся в сказке.

- Вначале мы должны объяснить значения этих слов для того, чтобы лучше понять сказку.

Журят – ругают

Лихо – беда, несчастье.

Пригожая – красивая.

2) Знакомство с произведением.

-Как вы думаете, кто это Крошечка-Хаврошечка?

-Сейчас я прочитаю вам первую часть сказки, а вы внимательно слушайте и скажите, кого автор так назвал.

- Кто это Крошечка-Хаврошечка?

-Каких еще героев вы услышали?

-Какие сказки вам напоминает данное произведение?

(После каждой части осуществляется работа с текстом, которая выражена в следующем этапе)

- Ребята, а теперь мы перейдем к следующей части. Сейчас я прочитаю ее, а вы, послушав, должны мне сказать, какая из сестер узнала тайну Хаврошечки.

-Как вы думаете, что сделала мачеха, узнав тайну Хаврошечки?

-А теперь послушайте следующую часть и ответьте на этот вопрос.

-Что же задумала злая мачеха?

- Какой признак волшебной сказки проявляется?

Каждую часть учащиеся читают самостоятельно.

Отвечают на вопросы. Готовятся к восприятию произведения. Слушают чтение учителя.

- Девочка-сирота

-Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.)

-Морозко, Золушка.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

-  анализ объектов;

-  установление причинно-следственных связей;

- умение сравнивать поступки героев;

Личностные УУД:

- самооценка;

- умение оценивать поступки людей;

Регулятивные УУД:

- умения действовать по внутреннему плану

Физкультминутка

Регулятивные УУД: -саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию. Прием: при помощи игры

v.Первичное закрепление во внешней речи

1) Чтение по частям

- Мы с вами будем читать сказку по частям.

1 часть. Чтение по цепочке.

- Как жилось Хаврошечке в чужой семье?

Докажите, опираясь на текст.

- Чем занимались дочери хозяйки?

- Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? Найдите в сказке отрывок и прочитайте.

-В этой сказке корова разговаривает с девочкой.

Как такой прием называется?

-Ребята, какая это сказка - волшебная, бытовая или о животных?

- Как бы вы озаглавили эту часть?(записать на доске)

-Как вы думаете, какая главная мысль в этой части?

- Как вы думаете, почему девочку звали Крошечкой - Хаврошечкой?

- Выберите, как в сказке Хаврошечка называет свою корову? (Коровушка. Коровушка любимая. Коровушка - матушка. Коровка моя.)

-Почему она ее так называет?

- Как относилась корова к Хаврошечке?

-Прочитайте разговор коровы и Хаврошечки выражая чувства, о которых вы говорили.

2 Часть. Выборочное чтение.

- Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки?

-Что помешало другим дочерям хозяйки узнать тайну Хаврошечки?

-А теперь читаем вместе.

-Что делала Хаврошечка чтобы дочери хозяйки не узнали правду? Прочитайте.

-Почему Триглазка, в отличие от своих сестер, смогла выполнить задание матери?

-Как бы вы озаглавили данную часть?

-Почему именно так? (записать на доске)

- Как относится хозяйка к Хаврошечке и как к своим дочерям? Докажите, опираясь на текст.

-Посмотрите на слайд. Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, а какие каждой из сестер

-Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, какие они?

- Как называются слова противоположные по смыслу?

3 Часть. Чтение отрывка по ролям, затем чтение по цепочке.

- Кому мачеха приказала резать корову?

-Что сделала Хаврошечка, когда узнала об этом?

- Какая была последняя просьба коровушки? Прочитайте разговор Хаврошечки и коровушки.

- Что стало с косточками, которые Хаврошечка зарыла и поливала каждый день?

-А как бы вы озаглавили эту часть? Почему?

(записать на доске)

-Что вы можете сказать о муже хозяйки?

-Как вы охарактеризуете в этой части коровушку?

-Как автор описывает яблоньку? Найдите эпитеты.

-Прочитайте то место, где описывается какая яблонька выросла из косточек коровы.

- Как Коровушка отблагодарила Хаврошечку за ее доброту?

- А кого она наказала? Как?

Чтение детьми.

-Кто попросил яблочек у дочерей?

-Как он попросил об этом? Прочитайте.

-Почему сестрам не удалось сорвать ни одного яблочка?

-Как можно назвать последнюю часть? (записать на доске)

-Так какая же главная мысль этой сказки?

-Чему учит данная сказка?

-Кто из героев больше всего понравился в этой сказке? Почему?

- Читая эту сказку, за кого вы переживали и почему?

-Кого бы вы заменили в этой сказке на положительных героев?

- Итак, ребята, вы молодцы. А сейчас мы в вами составим паспорт для героя.

Работа в группах

- Давайте подумаем, что самое главное (существенное) для характеристики героя?

Совместно с учителем создается план описания главного героя.

Первая группа составляет план на героя Крошечка Хаврошечка. Вторая – мачеха. Третья- барин

Читают текст сказки, анализируют, делают выводы, озаглавливают части.

- Тайна Хаврошечки

-Нужно помогать тем, кто в этом нуждается; добро всегда поощряется.

- Триглазка

-Противоположные по смыслу.

- Слова противоположные по смыслу называются антонимы.

Паспорт героя сказки:

1. Имя

2. Прописка

3. Внешний вид

4. Где впервые встречается

5. Личные качества

Познавательные УУД:

- умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

- умение свободно выражать своё мнение

-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух

 -умение осознанно строить  речевое высказывание  в устной форме

- умение ориентироваться в тексте

-умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Коммуникативные УУД:

 -умение налаживать продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками

Регулятивные УУД:

 -коррекция

Прием: Организация работы в группах

VI. Самостоятельная  работа с проверкой по эталону

Работа в ТПО. Страница 83. № 1 Допиши предложение.

Герои сказки : Крошечка – Хаврошечка, _____________________

№2 Какую работу выполняла Хаврошечка? Найди в тексте и запиши. _________________________

А также № 3,4.

Выполнение заданий самостоятельно, затем совместная проверка.

Регулятивные УУД:

- контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него) 

коррекция (выявление необходимых дополнений в способах действия)

Личностные УУД:

-самоопределение

Познавательные УУД:

– отрабатывают полученные знания на практике;

- развитие мыслительных операций.

- создание ситуации, позволяющей каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы

VII. Включение в систему знаний

-А сейчас проверим, насколько вы были внимательными. Поиграем в игру «Чьи это слова?»

- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.

- Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

- Коровушка - матушка! Меня бьют - журят. Хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

- Девицы - красавицы, которая из вас мне яблочки поднесет, та за меня замуж пойдет.

- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

-Молодцы!

-А теперь выберите пословицу, которая выражает основную мысль сказки и докажите.

  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Сделав худо, не жди добра.
  • В одно ухо слушает, а в другое выпускает.
  • За добро добром и платят.

Отгадывают героев.

- Коровушка

- Старик

- Хаврошечка

- Царевич

- Мачеха

Выбирают походящую пословицу

Познавательные УУД:

 – отрабатывают полученные знания на практике;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

структурирование знаний;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- автоматизация умственных действий.

Регулятивные УУД:

Регулятивные умения: - контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него)

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

Личностные УУД:

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

 

VIII. Рефлексия

1) Рефлексия по содержанию

-С каким литературным жанром мы сегодня работали?

- С какой сказкой познакомились?

- Что интересного узнали на уроке?

2) Рефлексия деятельности

Понравилась вам работа на уроке? Оцените себя:

На парте лучики, ответьте на вопросы и запишите на лучиках.

  1. На уроке я работал активно / не активно.
  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен.
  3. Материал урока мне был полезен / бесполезен.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

-оценка (оценка качества и уровня усвоения) Прием: словесная самооценка

- контроль

Прием: Повторяем с контролем

- осуществлять

самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Крошечки - Хаврошечки"

Сценарий праздника 8 Марта. Веселые конкурсы для девочек....

Конкурсная программа для девочек «КРОШЕЧКИ – ХАВРОШЕЧКИ»

Конкурсная программа для девочек «КРОШЕЧКИ – ХАВРОШЕЧКИ» проводится в летнем оздоровительном лагере сцелью организации досуга детей, развития творческих способностей и умения соблюдать правила и...

Русская народная сказка Крошечка - Хаврошечка

Крошечка – Хаврошечка. Русская народная сказка....

Конспект урока чтение "Русская народная сказка Крошечка-Хаврошечка" (УМК Школа России 3 класс)

Цель  Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.ЗадачиОбразовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, по...

«Иллюстрация сказки Крошечка Хаврошечка», 4 класс

Конспект и презентация урока по изобразительному искусству на тему «Иллюстрация сказки Крошечка Хаврошечка», 4 класс...

Раздаточный материал (сказка "Крошечка-Хаврошечка", аппликация "Коровка")

Раздаточный материал для изучения сказки "Крошечка-Хаврошечка" и изготовления аппликации "Коровка" для интегрированного урока по предметам: технология и литературное чтение. П...